Показатели методики «Композиция» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели методики «Композиция»



Цель обработки результатов обследования - реконструировать способы, которыми каждый испытуемый строил расположение на рисунке нескольких изображений, различных по смыслу и внешнему виду.

Показатели методики позволяют по рисунку воссоздать процесс распо­ложения в рабочем поле (лист бумаги) изображений, которыми испытуемый строил события, реализующий его замысел. Каждый из способов соответст­вует определенной стадии изобразительной деятельности детей.

Типичные построения расположения изображений на детских рисунках.

Внешний вид расположения рисунков каждого типа показан на схемах. Схемы составлены из условных изображений объектов действительности, которые чаще всего рисуют маленькие дети (солнышко, домик, деревья). На детских рисунках их места могут занимать изображения любых фигур или предметов. Каждая из схем показывает результат типичных действий ребен­ка, которые определяют последовательность и ориентацию в рабочем поле рисунка, характерных для его способа построения образов разных событий. Переходные способы включают признаки обоих типов, следующих друг за другом.

1 тип (неорганизованный) - появлялся на переходе от стадии «караку­лей» к стадии «бесформенных изображений. Возраст детей от Зх до 4х лет, или немного дольше.

Рисунки всегда представляют собой несколько изображений, не связан­ных между собой по расположению, пространственно не ориентированных и часть или выходящих за границы листа, или, напротив, занимающих лишь малую его часть. Чаще всего у них нет какого-либо замысла, предваряющего рисунок.

2 тип (условно-ритмичный) характерен для рисунков в периоде от 4-6 лет, позже может быть связан с задержками в развитии ребенка.

По внешнему виду рисунки этого типа имеют несколько вариантов, ко­торые отличаются наличием более или менее ритмично организованных ря­дов изображения и непосредственно показанной или подразумеваемой по­верхности земли, моря, пола в комнате, площадки или что-либо подобного.

Действуя этим способом, ребенок иначе, чем прежде, относится к рабо­чему полю рисунка. Всегда ориентирует изображение по его верхнему-нижнему направлению,. Но редко учитывает границы листа.

Рисунок он начинает с обозначения поверхности, на которой собирается разместить изображение людей, домов, деревьев или чего-либо другого. Та­кая поверхность может быть обозначена по-разному: более или менее прямой линией, проведенной карандашом; такой же линией, но не проведенной, а замененной обрезом нижнего края лица, всей плоскостью листа, как бы сов­падающей с поверхностью земли, как ее можно увидеть сверху. Линий земли на рисунке может быть и две, и три. При помощи рядов ребенок или расши­ряет панораму события, или показывает его продолжение во времени. На многих рисунках одно-два изображения в ряду, близкие к его концам, часто бывают нарисованы сплюснутыми в ширину, потому что боковые границы листа ребенок замечает, только дойдя до них и увидев, что листа осталось мало, и втискивает туда последние изображения.

Словесное обозначение связей между изображаемыми замещается выра­зительными по расположению на листе и по характерности очертания фигур, по динамизму и живости того, что ребенок хотел нарисовать.

3 тип (условно-симметричный) характерен для рисунков от 6 до 8 лет, а у части детей, малоактивных в творческом отношении к рисованию, и позже.

По внешнему виду расположение изображений на рисунках этого типа тяготеет к зеркальной симметрии, площадь листа может быть заполненной или равномерно, или преимущественно в нижней половине. В середине (реже в центре) листа или располагается что-нибудь важное (не обязательно - глав­ное) для содержания рисунка, или остается свободное пространство, по обе­им сторонам которого почти на равном расстоянии от середины помещаются другие изображения.

Ребенок, рисуя, учитывает структурные членения рабочего поля рисун­ка: середину (иногда и центр, верхнюю - нижнюю и левую - правую части и почти всегда - границы листа. Но воспринимает он его не как целостно взаи­мосвязанную структуру рабочего поля рисунка, а как отдельные его части.

Ребенок по-прежнему поворачивает лист в то положение, при котором ему удобнее рисовать.

Целостное представление о структуре рабочего поля, в котором будет размещаться образ событие, при этом отсутствует.

При этом способе действий замысел до начала работы над рисунком уже содержит фабулу, развернутую некоторыми сюжетными подробностями со­бытия, но по-прежнему преимущественно не в образной, а словесной интер­претации. В образах ребенок представляет только отдельные изображения.

Окончательное содержание рисунка складывается по-прежнему в про­цессе рисования. На фоне условно-симметричной схемы могут быть видны одно-два изображения (чаще всего людей, животных или сказочно-фантастических существ), не включающихся в эту схему расположения, что

свидетельствует о больших потенциальных возможностях художественного развития ребенка.

4 тип (условно-угловое или боковое построение). Календарные сроки его появления колеблются от 8 до 12 лет. Чаще встречаются на рисунках детей, занимающихся в спецшколах, кружках и студиях ИЗО, реже - только в школе к 10-12 годам.

По внешнему виду рисунки этого типа отличаются значительной загру­женностью одной из сторон (левой или правой) одним крупным изображени­ем (например, дома) или несколькими тесно связанными друг с другом и уравновешенными изображениями на другой стороне.

Такое расположение может быть оправдано содержанием рисунка и то­гда оно выразительно; или не связано с ним, тогда оно стандартно.

В стандартном расположении рисунка видны элементы симметрии и пространственной отдаленности изображений друг от друга.

В выразительном, напротив, между изображениями переданы смысло­вые и композиционные связи, показаны пространственные планы событий, где средний и дальний изображены не только выше ближнего, но и последо­вательно уменьшаются по величине, загораживаются первым, ближним.

При выразительности всего изображенного такие рисунки чаще всего будут относиться к композиционному способу построения рисунка.

Композиционный вид построения рисунка может иметь место в любом возрасте и появляется он тогда, когда главная идея замысла сразу возникает как образ, исходные отношения которого выражены в художественной фор­ме.

Внешние рисунки этого вида настолько разнообразны, что не подходят ни под одну из описанных выше схем типичного расположения изображений на листе бумаги. По сравнению с рисунками других детей построение их композиции, в целом, неповторимо. Поэтому, на таблице этот вид не показан. Выразительные - динамические и эмоционально-смысловые связи будущего

образа в таких рисунках проявляются раньше, чем функциональные, отра­жающие только правдоподобные события.

Выразительные связи - важнейшая характеристика композиции. Они строятся двояко: как отношения между разными изображениями и, одновре­менно, как отношение этих изображений со структурой рабочего поля карти­ны.

Выразительные возможности композиции бесконечны, а ее результат -картина - не требует словесных пояснений: содержательной становится сама художественная форма изображения.

Показатели обработки результатов обследования фиксируются в табли­це, включающей список испытуемых одного возраста.

Критерии определения уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для испытуемых всех возрастов.

1 уровень - среди рисунков карандашом (и на обеих аппликациях по ме­тодике «цвет») преобладают построенные композиционно.

*При определении этого и всех остальных уровней не учитываются по­следние по исполнению рисунки карандашом, если они не закончены или по­строены на более низком уровне, чем тот, который характерен для всех ос­тальных.

2 уровень - количество рисунков карандашом и аппликаций, построенных композиционно, преобладает и приблизительно равно количеству, построен­ных по 3 и 4 типу.

3 уровень - при преобладании 3 и 4 типа, хотя бы один рисунок каран­дашом и одна аппликация построена композиционно.

4 уровень - преобладают рисунки карандашом и аппликации, построен­ные по 3 типу.

*Для этого и следующих за ним уровней при количественном равенстве рисунков и аппликаций разных типов учитывается тот, который соответству­ет более высокому уровню.

5 уровень - преобладают рисунки, построенные по 2-3 типу.

6 уровень - преобладают рисунки карандашом и аппликации, построен­ные по 3 типу, но есть и по 2 типу.

7 уровень - преобладают рисунки карандашом и аппликации, построен­ные по 3 типу, но есть по 1 и 2 типу.

8 уровень - преобладают рисунки карандашом и аппликации, построен­ные по 1 типу.

• Интерпретация показателей обследования

Развитие наиболее полно отражает изменение какой-либо из его сторон, произошедшие через более или менее продолжительный период времени. Однако применительно к большой группе детей одинакового возраста (школьного класса) можно дать примерную характеристику распределения уровней развития.

Распределение уровней не рассчитано на определенный возраст испы­туемых, поэтому, например, 7 уровень для детей 5 лет надо интерпретиро­вать как вполне нормальный, но тот же уровень у детей 7 лет может означать серьезное отставание в развитии. Норма - это отражение благоприятных ус­ловий развития.

У младших школьников нормой общего развития будут показатели:

от 6 до 7 лет - 5 уровень

от 7 до 9 лет - 4 уровень

от 9 до 11 лет - 3 уровень.

Превышение нормы - всегда показатель успешного развития.

Если оно единично (1-2 человека в классе), то причина скорее всего или в способностях, или в благоприятном влиянии внешкольных условий жизни детей.

Если же оно выявлено у значительной части учеников, то отражает очень успешную работу педагога. Уровни ниже нормы - сигнал к каким-либо изменениям в обучении. При незначительном снижении необходимо рекомендовать учителю повысить внимание к индивидуальной работе и ученика­ми.

Художественное развитие в любом возрасте по этой методике отражает показатель «композиционного построения рисунков». Для детей 6-8 лет он значим, даже если за год ребенок сделал 1-2 рисунка этого вида. Столько же рисунков у детей старше указывают только на потенциальные, но еще не реализованные в обучении возможности художественного развития детей

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя Рисунки карандашом Уро­вень Наблю­дение во время экспери­мента
К-во рисунков по каждому способу расположения
I I-H II н-ш III III-IV IV к
1.                    
2.                    
-1                    
4.              

.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.30.41 (0.015 с.)