Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы тестирования как развивающего процесса

Поиск

Комплекс принципов, по которым должно проходить тестирование.

1. Опора на базовые способности к образному мышлению, сопережива­нию и творческой деятельности.

2. Целостный характер заданий, затрагивающий одновременно как ин­теллектуальные, так и эмоциональные способности тестируемого.

3. Сохранение эстетической целостности восприятия произведений изо­бразительного искусства.

4. Тематический принцип выстраивания заданий.

5. Восхождение от простого к сложному (относится только к форме про­явления активности участника), постепенное погружение в процесс самосоз­нания.

6. Использование внепрограммного материала.

7. Обращение у другим видам искусства.

8. Приглашение к творческому диалогу.

9. Активность и готовность собеседника к участию в тестировании как творческом процессе.

10. Ориентация на творческий потенциал эксперта.

11. Ориентация на заочное сотрудничество эксперта с участником тес­тирования, что должно проявиться в чуткой и объективной оценке его твор­ческой работы.

12. Не навреди!

Принцип тематизма теста, включающий историю искусства от древно­сти до современности в разнообразных художественных формах и проявле­ниях, дает возможность решить три задачи.

1. Вобрать в себя признаки всех существующих программ по искусству, объединить их в общем культурологическом контексте.

2. Постепенно привести собеседника в конце тестирования к самостоя­тельному осознанию целостной художественной картины мира, ее органической включенности в духовные проблемы общества, самого человека, к по­ниманию им смысла жизни.

3. Тематизм позволяет участнику опереться на индивидуальные грани своих художественных способностей. Разнообразные вопросы, обращенные помногим видам художественной деятельности, дают возможность обяза­тельно в чем-то проявить себя.

Структура и методика построения и проведения теста

РАЗДЕЛ I

 

 

 

Направленность тестовых заданий Раздел I. Учусь мастерству
Часть А. Парадоксы искус­ства Часть Б. Постигаю суть мастерства Часть В. Накапливаю знания
Цель тестирования Разрушить стереоти­пы о мире искусства Проявить глубину представлений уча­стников о собствен­ной художественной деятельности Определить на­личие интересов к конкретным видам ИЗО, их широту
Вид мыслительной работы, заложенной в тесте Анализ, сравнение и оценивание Вживание в образ мастера
Анализ и обобщение конкретного опыта Анализ и клас­сификация своих знаний, умений, навыков
Форма ответа Выбор ответов по форме «да», «нет» Выбор ответов, важных с точки зре­ния участника, из предложенного на­бора ответов Выбор точных ответов из пред­ложенного набо­ра
Критерии оценки Активность участия, умение собеседника прочувствовать суть вопроса, искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность, самостоятельность и оригинальность суждений
Ожидаемые свойст­ва художественных способностей Самостоятельно су­ждений, предраспо­ложенность к интуи­ции Чутье к выразитель­ности языковых средств ИЗО; спо­собность к самона­блюдению, глубине ассоциативной па­мяти Значение ключе­вых понятий программы, сте­пень осознанно­сти собственных умений в худо­жественной дея­тельности

Часть А. Парадоксы искусства. Оценивается индивидуальная предрасположенность ученика к миру ис­кусства, его интуитивные возможности (еще только возможности, но не ин­туицию).

Часть Б. Постигаю суть мастерства - ориентирована на выявление знаний в области определенных навыков мастерства, специфического языка изобразительного искусства. Собеседнику предлагается набор ответов - пра­вильных, но разных по степени раскрытия содержания данного творческого процесса.

Качество выбранных ответов, их правильность будут свидетельствовать о его практическом знакомстве с различными видами художественной дея­тельности, глубине его ассоциативной памяти.

Часть В. Накапливаю знания. Направлена на выявление знаний клю­чевых понятий программы. Активность и результативность его участия по­зволяют раскрыть, насколько свободно он ориентируется в понятиях, описы­вающих конкретные шиироту его интересов в этой области.

Подведение итогов и анализ результатов

Часть А. Парадоксы искусства

При подведении итогов в этой части тестирования выявляются две по­зиции:

1. Равноценность ответов, когда можно ответить или «да» или «нет», что оценивается в 1 балл. Это вопросы, не имеющие однозначного ответа. Из 21 вопроса таких - 5.

2. Остальные 16 вопросов имеют: более предпочтительный ответ («да»), который оценивается в 2 балла, и менее предпочтительный, который оцени­вается в 1 балл.

Отсутствие выбора ответа, слова «не знаю» или подчеркивание обоих ответов в номерах, не указанных в первой позиции, оценивается в 0 баллов.

Таблица подсчета баллов

 

 

 

 

 

Номер вопроса Ответ Номер позиции
Да Нет
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8. ■у    
9. 2    
10. 2    
11. 2    
12. *)    
13. 2    
14. 2    
15.      
16.      
Номер вопроса Ответ Номер позиции  
Да Нет  
17. Z      
18.        
19.        
20.        
21.        
Итого 37 (макс, к-во баллов) 21 (мин. к-во баллов)    
               

Общий подсчет баллов по уровням (условно):

I уровень........................ меньше 21

II уровень....................... от 21 до 26

III уровень...................... от 27 до 32

IV уровень...................... от 32 до 37 баллов

Часть Б. Постигаю суть мастерства

Основная мыслительная работа тестируемого в этой части связана с вы­бором трех ответов из шести. При подведении итогов выявляются две позиции.

1. Менее предпочтительные ответы, которые оцениваются в 1 балл.

2. Более предпочтительные ответы, которые оцениваются в 2 балла.

Подсчет баллов по I разделу, часть Б «Постигаю суть мастерства»

 

 

Номер вопроса Ответы Итого (на один вопрос)
а, б, в г, Д, е минимум максимум
С 1-го по 25-й 1 1 1      
Всего        

У отвечающего есть возможность в этой части теста набрать больше 150 баллов при условии, если он из шести ответов выбирает 4 (6 баллов +1).

Общий подсчет баллов по уровням

I уровень.......................... меньше 75

II уровень........................... от 75 до 110

III уровень...................... от 110 до 140

IV уровень...................... от 140 до 175 баллов

Часть В. Накапливаю знания.

Тест выявляет умение анализировать и различать понятия по их содер­жательному объему, классифицировать их, выявить степень осознанности участником собственных умений в художественной деятельности, наличие интереса к определенным видам искусства, широту этого интереса.

При подведении итогов выявляются две позиции:

1. Неточность ответа, которая оценивается как 0 баллов.

2. Точность ответа - 1 балл.

Подсчет баллов по разделу I, часть В «Накапливаю знания»

 

 

Номер во­проса Ответы Итого (на один вопрос)
а, г, е б, в, д минимум максимум
С 1-го по 25-й   1 1 1    
Всего        

Общий подсчет баллов выглядит так:

I уровень........................ меньше 30

II уровень....................... от 30 до 50

III уровень...................... от 50 до 70

IV уровень....................... от 70 до 90 баллов

Выводы по разделу I «Учусь у мастера»

Общий подсчет баллов

 

 

 

Уровни Части раздела Итого баллов
А Б В
I - - - Меньше 126
II От 21 до 27 От 75 до ПО От 30 до 50 От 126 до 187
III От 27 до 32 От ПО до 140 От 50 до 70 От 187 до 242
IV От 32 до 37 От 140 до 175 От 70 до 90 От 242 до 302

I уровень (художественный)

Интерес к искусству выражен слабо.

II уровень (фрагментарно-исполнительский).

Тестируемый имеет представление об искусстве, но в пределах обыден­ного (стереотипного) его понимания. Знания его в этой области неглубоки, а вот интерес к конкретным навыкам и умениям в определенных видах изобра­зительного искусства выражен сильнее. Учащемуся следует посоветовать больше заниматься художественной деятельностью, художественным тру­дом, чтобы почувствовать вкус к самому творческому процессу.

III уровень (художественного мастерства).

Тестируемый неплохо ориентируется в области изобразительного искус­ства владеет общими искусствоведческими знаниями и хорошо знаком со спецификой отдельного вида изобразительного искусства.

IV уровень (творческий).

V тестируемого проявилась в полной мере предрасположенность к ин­
туитивному мышлению. Он умеет не только различать составные части во­
проса, но и объединять их в ответе, что требует от него выхода за рамки уз­
кологического мышления; есть глубина представлений о природе художест­
венной выразительности языка изобразительного искусства, его жанров, тех­
нологий, материалов. Есть интерес к различным видам искусства.РАЗДЕЛ II

Вижу и слышу сердцем

 

 

Направленность тестовых заданий Раздел И. Вижу и слышу сердцем
Часть А. В музеях искусства Часть Б. В мире художественных образов
Цель тестирования Проверить прочность инте­реса к ИЗО. знание художе­ственного наследия Дать возможность для инди­видуальной реализации творческого потенциала
  «Погружение» в историю культуры
Вид мыслительной работы, заложенной в тесте Воспроизведение по памяти Синтез художественных впе­чатлений и перевод его в об­разную форму
Форма ответа Вопросы открытия (с при­мерными ответами для экс­перта) Выполнение творческих за­даний по трем позициям: ис­кусствоведа, зрителя, творца
Критерии оценки Активность участия, умение собеседника прочувствовать суть вопроса, искренность ответов, их развернутость, образ­ность, аргументированность, самостоятельность и ориги­нальность суждений
Ожидаемые свойст­ва художественных способностей Прочность зрительной памя­ти, направленность художе­ственных предпочтений, сформированность вкуса Способность порождать но­вые знания, эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию, развитость образного мышления, интуи­ции, дар импровизации, творческая активность

Часть А. В музеях искусства. Предполагает открытые вопросы, позво­ляющие выяснить знания учеником «золотого фонда» изобразительного ис­кусства и архитектуры, уровень сформированности его художественного вкуса.

Ответы могут быть разнообразны: богатство художественного наследия мира допускает их вариативность.

Часть Б. В мире художественных образов. Связана с восприятием учеником произведений искусства. Здесь воспроизводится сам живой про­цесс восприятия, идет обращение к эстетическим чувствам собеседника.

Вопросы связаны с новым пониманием законов построения художест­венного образа и направлены на выявление эмоциональной чуткости ученика к прекрасному.

Ответы открытые. Оценивается не их правильность, т.к. ответы носят исповедальный характер, а искренность и активность тестируемого.

В этой части присутствуют также творческие задания, ориентированные на создание самостоятельных художественных образов.

Задания необычны: предлагается перевести выразительность одного ви­да искусства на язык другого; создать образ, передающий их эмоциональное состояние в любом художественном выражении.

Тест дает возможность выявить у собеседника дар импровизации.

Главная цель в том, чтобы дать возможность участнику практически реализовать свой творческий потенциал, познавательные и аналитические способности. У эксперта же будет представление о развитии образного мыш­ления ученика, интуиции, чувства сопереживания, эмоциональной отзывчи­вости, художественной активности.

Подведение итогов и анализ результатов

Часть А. В музеях искусства. Проверяется зрительная память, знания участником образного языка искусства и художественного наследия, а также направленность и прочность интереса к данному виду деятельности.

Оценивается участие собеседника, а не абсолютная точность или полно­та ответа. Поэтому в приложении для эксперта даются только примерные от­веты-ориентиры, основанные на материале программ по Изобразительному искусству. Возможны замены названия произведения, фамилии художника или термина на аналогичные. Наличие ответа оценивается в 1 балл, отсутст­вие его или явная ошибка - 0 баллов.

Ожидать знаний от тестируемого в полном объеме невозможно: что-то он знает лучше; что-то хуже, а что-то ему совсем неизвестно. Тест подскажет на что необходимо обратить внимание.

Для подведение итогов тестированных предлагается два подхода.

1. Первый подход - простой подсчет правильных ответов по количеству
вопросов.

I уровень....................................................... меньше 19 баллов

II уровень........ 1/3 ответов на вопросы.......... от 19 до 31 балла

III уровень.... 1/2 ответов на вопросы.......... от 31 до 41 балла

IV уровень..... 2/3 ответов на вопросы......... от 41 до 63 баллов

2. Второй подход - подсчет ведется по тематическим блокам.

Это дает выявить направленность интересов тестируемого.

Подсчет баллов

Номера вопросов Тематические блоки
1. 1-6 Искусство, человек, природа. Природа и постройка
1.7-12 Декоративно-прикладное искусство, народное искусство
3. 13-28 Станковые искусства, живопись
4. 29-35 Графика
5. 36-45 Скульптура
6. 46-57 Архитектура как синтез искусств
7. 58-63 Современное искусство и человек

Оценка знаний по тематическим блокам

 

Уровни Тематические блоки Итого баллов
                 
I - - - - - - - Меньше 19
II               От 19 до 31
III               От 31 до 41
IV           *>   От 41 до 63


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.237.231 (0.01 с.)