Определение творческой активности учеников на занятиях изобразительным искусством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение творческой активности учеников на занятиях изобразительным искусством



На школьных уроках дети начинают целенаправленно и систематически осваивать способы художественного изображения, накопленные в традиции человеческой культуры. Не во всяком обучении накоплении ребенком знаний и опыта обеспечивает прогресс в его художественном развитии. Обязатель­ное условие - органическое единство на уроках учения и творчества, т.е. на­ряду с учебными заданиями, дети должны создавать рисунки по своему, сво­бодному выбранному замыслу (занятия должны включать самодеятельность детей), т.е. здесь включается все, чему учили детей.

Результаты изобразительной самодеятельности учащихся является наи­более важным показателем как эффективности работы учителя, так и влияния обучения на развитие детей.

Изобразительное творчество - индивидуально. Поэтому и оценка раз­лична - за упражнения и в творческой работе. Творческая активность зависит от условий и поставленных заданий.

При регулярной оценке творческой активности детей на занятиях можно выявить методы, приемы, формы работы, которые приведут к успешному развитию детей.

Предлагаемые здесь критерии творческой активности - это показатели только Творческая активность, а не способ определения уровней творческих способностей и художественной одаренности детей.

Дети различны и по природе своих способностей и по особенностям раз­вития до школы.

Показатели и критерии анализа творческой активности едины для всех занятий, независимо от содержания: темы, сюжета, изобразительного мате­риала, способа и формы реализации замысла рисунков.

Общий критерий Т.А. - «повторяемость» - «неповторяемость» художе­ственного решения одного рисунка среди других в этом классе или у детей одного возраста.

По нему устанавливаются четыре градации (уровни) рисунков: ориги­нальные

необычные

интересные

обыкновенные (заурядные)

Оригинальные не похожи друг на друга и на все другие по яркой выра­зительности одного или двух-трех качеств:

по расположению на листе изображения,

по сочетаниям цвета

по форме очертаний

динамике

экспрессивности и характерности отдельных или всех изображений (главным образом - людей, животных, сказочных и фантастических су­ществ).

Учитываются также такие темы и сюжеты, которые не выбрал ни один ученик в классе.

Обыкновенные рисунки: по всем перечисленным качествам они повто­ряются у многих других учеников.

Это своего рода штампы, которые выглядят одинаково при любом за­мысле, теме, сюжете. Чаще всего - посредине домик - конура, рядом челове­чек, по бокам - дом и дерево. Выстроено на линии почти с равными интерва­лами или на крае листа, обозначающем землю.

Такие рисунки прямо свидетельствуют о творческой пассивности учени­ка.

Если на таком рисунке хотя бы что-то отличается выразительностью расположения, формой очертаний, цвета, экспрессией или содержит что-то живое, наблюдаемое в жизни, то этот рисунок можно отнести к уровню ин­тересных, хотя расположение изображений повторяет рисунки других уче­ников.

Необычные рисунки по композиции могут быть похожи на некоторые другие, но всегда отличающиеся нестандартным выбором изображаемого, согласованностью очертаний цвета и элементами выразительности формы, экспрессии.

Рисунки надо анализировать по каждому из показателей раздельно, что­бы избежать ошибок, вызванных «слипанием» критериев анализа с отноше­ниями, прежде всего, сложившимися с ребенком, его пояснением к рисунку, успешностью, поведением и т.п.

Для оценки эффективности создания учителем творческой ситуации на уроках ИЗО сопоставляются количественные данные по нескольким заняти­ям.

Высокая эффективность - когда количество оригинальных, необычных и интересных рисунков от урока к уроку растет или остается одинаковым, а «обычных» совсем нет или число последовательно уменьшается.

Чаще всего низкая Творческая Активность детей объясняется недоста­точным вниманием учителя к мотивации задания.

Причины этого:

1. Предложенная тема далека от интересов детей.

2. Не дает возможности выбора своего, только ему интересного варианта замысла рисунка.

3. Нет времени, возможности проявить свою инициативу и интуицию в создании образа будущего рисунка.

4. Подмена совместных действий учителя и ученика словесными опре­делениями или рассуждениями.

5. Подмена показа произведений искусства и методических пособий их сл

6. Недостаток времени на творчество.

ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ

Креативность (или творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Способность находить новые нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способно­стями человека. В то же время творческие способности личности откладыва­ют отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков. Поэтому при диагностике необходимо исследовать уровень не только познавательно­го, но и творческого развития личности, который невозможно определить с помощью традиционных тестов интеллекта, о которых говорилось выше.

Креативность, то есть способность к творчеству, может проявляться в разных видах деятельности и с разными материалом - преимущественно сло­весным при вербальной креативности образным (предметами или изображе­ниями) при образной.

Американские психологи Гилфорд и Торренс разработали различные методики для исследования креативности детей разного возраста.

Для исследования образной креативности может быть использован тест «Дорисовывание», имеющий несколько модификаций в зависимости от воз­раста детей.

Тест для детей 6-10 лет

Стимульный материал: листы белой бумаги, в середине которого про­стым или черным карандашом нарисованы контуры.

Инструкция. Посмотри на этот листок. Кто-то из ребят начал рисовать и не успел закончить. Придумай, что из этого может получиться и закончи, пожалуйста, рисунок.

Проведение теста. Детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы де­тей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 5-6 контуров (по мере выполнения).

После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно на­рисовано (можно подписать).

Диагноз результатов. При интерпретации полученных данных обра­щают внимание на беглость, гибкость, оригинальность полученных ответов. Беглость связывают с обшим количеством ответов (например, дети делают не одно, а два, три возможных названия картинок, предлагают несколько вари­антов дорисовывания и т.д.

Максимальное количество баллов - 3, минимальное - 0 (если ребенок от­казывается рисовать).

Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содер­жании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, и жи­вотных, и разнообразные предметы). Отказ от задания - 0 баллов, максималь­ное количество баллов - 3 (при использовании нескольких категорий).

Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 - звери, пища, транспорт; 2 - игрушки, человек; 3 - герои сказок, одежда, птицы, рас­тения; 4 - мебель, рыбы; 5 - насекомые, техника; 6 - предметы туалета, све­тильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности.

Кроме беглости, гибкости, оригинальности оценивают и характер ри­сунка - важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе ри­совать, воспроизведении тождественного контура рядом с основным, при­крепление овала к бумаге без названия рисунка и дорисовывание - 0 баллов. Дорисовывание минимальным количеством линий, при котором обыгрывает-ся традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны) -1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с ос­новным контуром (человечек, кораблик, дорожка в саду - 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) - 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, вырастает некоторое дейст­вие - 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром - 5 баллов.

В норме дети должны набрать 6-9 баллов, получив по 1-2 балла за бег­лость, гибкость, оригинальность и 3-4 балла за характер рисунка.

Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение сти-мульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно го­ворить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2-3 баллов, фактически не обладают творческими спо­собностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.161 (0.017 с.)