Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение творческой активности учеников на занятиях изобразительным искусствомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На школьных уроках дети начинают целенаправленно и систематически осваивать способы художественного изображения, накопленные в традиции человеческой культуры. Не во всяком обучении накоплении ребенком знаний и опыта обеспечивает прогресс в его художественном развитии. Обязательное условие - органическое единство на уроках учения и творчества, т.е. наряду с учебными заданиями, дети должны создавать рисунки по своему, свободному выбранному замыслу (занятия должны включать самодеятельность детей), т.е. здесь включается все, чему учили детей. Результаты изобразительной самодеятельности учащихся является наиболее важным показателем как эффективности работы учителя, так и влияния обучения на развитие детей. Изобразительное творчество - индивидуально. Поэтому и оценка различна - за упражнения и в творческой работе. Творческая активность зависит от условий и поставленных заданий. При регулярной оценке творческой активности детей на занятиях можно выявить методы, приемы, формы работы, которые приведут к успешному развитию детей. Предлагаемые здесь критерии творческой активности - это показатели только Творческая активность, а не способ определения уровней творческих способностей и художественной одаренности детей. Дети различны и по природе своих способностей и по особенностям развития до школы. Показатели и критерии анализа творческой активности едины для всех занятий, независимо от содержания: темы, сюжета, изобразительного материала, способа и формы реализации замысла рисунков. Общий критерий Т.А. - «повторяемость» - «неповторяемость» художественного решения одного рисунка среди других в этом классе или у детей одного возраста. По нему устанавливаются четыре градации (уровни) рисунков: оригинальные необычные интересные обыкновенные (заурядные) Оригинальные не похожи друг на друга и на все другие по яркой выразительности одного или двух-трех качеств: по расположению на листе изображения, по сочетаниям цвета по форме очертаний динамике экспрессивности и характерности отдельных или всех изображений (главным образом - людей, животных, сказочных и фантастических существ). Учитываются также такие темы и сюжеты, которые не выбрал ни один ученик в классе. Обыкновенные рисунки: по всем перечисленным качествам они повторяются у многих других учеников. Это своего рода штампы, которые выглядят одинаково при любом замысле, теме, сюжете. Чаще всего - посредине домик - конура, рядом человечек, по бокам - дом и дерево. Выстроено на линии почти с равными интервалами или на крае листа, обозначающем землю. Такие рисунки прямо свидетельствуют о творческой пассивности ученика. Если на таком рисунке хотя бы что-то отличается выразительностью расположения, формой очертаний, цвета, экспрессией или содержит что-то живое, наблюдаемое в жизни, то этот рисунок можно отнести к уровню интересных, хотя расположение изображений повторяет рисунки других учеников. Необычные рисунки по композиции могут быть похожи на некоторые другие, но всегда отличающиеся нестандартным выбором изображаемого, согласованностью очертаний цвета и элементами выразительности формы, экспрессии. Рисунки надо анализировать по каждому из показателей раздельно, чтобы избежать ошибок, вызванных «слипанием» критериев анализа с отношениями, прежде всего, сложившимися с ребенком, его пояснением к рисунку, успешностью, поведением и т.п. Для оценки эффективности создания учителем творческой ситуации на уроках ИЗО сопоставляются количественные данные по нескольким занятиям. Высокая эффективность - когда количество оригинальных, необычных и интересных рисунков от урока к уроку растет или остается одинаковым, а «обычных» совсем нет или число последовательно уменьшается. Чаще всего низкая Творческая Активность детей объясняется недостаточным вниманием учителя к мотивации задания. Причины этого: 1. Предложенная тема далека от интересов детей. 2. Не дает возможности выбора своего, только ему интересного варианта замысла рисунка. 3. Нет времени, возможности проявить свою инициативу и интуицию в создании образа будущего рисунка. 4. Подмена совместных действий учителя и ученика словесными определениями или рассуждениями. 5. Подмена показа произведений искусства и методических пособий их сл 6. Недостаток времени на творчество. ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ Креативность (или творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Способность находить новые нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков. Поэтому при диагностике необходимо исследовать уровень не только познавательного, но и творческого развития личности, который невозможно определить с помощью традиционных тестов интеллекта, о которых говорилось выше. Креативность, то есть способность к творчеству, может проявляться в разных видах деятельности и с разными материалом - преимущественно словесным при вербальной креативности образным (предметами или изображениями) при образной. Американские психологи Гилфорд и Торренс разработали различные методики для исследования креативности детей разного возраста. Для исследования образной креативности может быть использован тест «Дорисовывание», имеющий несколько модификаций в зависимости от возраста детей. Тест для детей 6-10 лет Стимульный материал: листы белой бумаги, в середине которого простым или черным карандашом нарисованы контуры. Инструкция. Посмотри на этот листок. Кто-то из ребят начал рисовать и не успел закончить. Придумай, что из этого может получиться и закончи, пожалуйста, рисунок. Проведение теста. Детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 5-6 контуров (по мере выполнения). После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано (можно подписать). Диагноз результатов. При интерпретации полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость, оригинальность полученных ответов. Беглость связывают с обшим количеством ответов (например, дети делают не одно, а два, три возможных названия картинок, предлагают несколько вариантов дорисовывания и т.д. Максимальное количество баллов - 3, минимальное - 0 (если ребенок отказывается рисовать). Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содержании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, и животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания - 0 баллов, максимальное количество баллов - 3 (при использовании нескольких категорий). Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 - звери, пища, транспорт; 2 - игрушки, человек; 3 - герои сказок, одежда, птицы, растения; 4 - мебель, рыбы; 5 - насекомые, техника; 6 - предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности. Кроме беглости, гибкости, оригинальности оценивают и характер рисунка - важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе рисовать, воспроизведении тождественного контура рядом с основным, прикрепление овала к бумаге без названия рисунка и дорисовывание - 0 баллов. Дорисовывание минимальным количеством линий, при котором обыгрывает-ся традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны) -1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человечек, кораблик, дорожка в саду - 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) - 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, вырастает некоторое действие - 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром - 5 баллов. В норме дети должны набрать 6-9 баллов, получив по 1-2 балла за беглость, гибкость, оригинальность и 3-4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение сти-мульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2-3 баллов, фактически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.218 (0.011 с.) |