Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творческий потенциал и основные элементы его проявленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Творческий потенциал, т.е. скрытые возможности решения творческих задач, сначала развивается, накапливается, а затем реализуется в созидательной деятельности. В процессе создания творческого потенциала зрелый человек развивает свои способности и личностные качества, нарабатывая собственные интегративные схемы в виде: синтеза знаний из различных источников; системы и подсистемы знаний в форме, удобной для применения на практике, при решении практических и теоретических задач; способов осуществления внутренней обратной связи (цель – деятельность – результат, их согласование и рассогласование). Самореализация творческого потенциала осуществляется посредством субъективных интегративных схем, систем, моделей. Субъективные интегративные системы и схемы формируются в результате систематического образования под руководством педагогов, а также собственных интеллектуальных, физических, волевых усилий человека в процессе его развития. Интегративные модели являются результатом поиска; они получают обоснование и становятся достоянием других после их публикации. Модели как результат исследования не исчерпывают интегративную систему или схему, а дополняют и расширяют ее, что бывает довольно часто. Но иногда они не вписываются в образованные ранее схемы или системы и выходят за их рамки. Как средства самореализации творческого потенциала интегративные схемы, системы и модели также являются предметом акмеологии. В качестве основных можно выделить следующие элементы проявления творческого потенциала специалиста: 1) индивидуальные свойства (пол, возраст, состояние здоровья, состав семьи); 2) уровень продуктивности деятельности в решении исследуемых творческих задач (высший, высокий, достаточный, средний, ниже среднего); 3) интегративные схемы информационного самообеспечения, ролевого взаимодействия, анализа обратной связи в решении творческих задач; 4) психологические предпосылки продуктивного решения творческих задач (система отношений, установки, ценности, направленность, мотивация); 5) способности, компетентность; 6) когнитивные, эмоциональные и волевые свойства субъекта решения творческих задач; 7) умения (гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские); 8) влияние окружения (профессионального, непрофессионального, семейного); 9) социальное влияние (оценка, поощрение, социальная роль); 10) психологическая готовность к перестройке деятельности в поисках новых способов решения творческих задач (самооценка, догматизм, интуиция); 11) способы учета системы ограничений и предписаний в решении творческих задач, диктуемых профессией и производством; 12) способы учета системы предписаний и ограничений в решении задач, диктуемых нравственными принципами. Уже сам перечень основных элементов творческого проявления личности свидетельствует о сложности и многоплановости акмеологических исследований, о необходимости их комплексности и междисциплинарности. О феномене «акме» Формирование человека как гражданина, как личности, как профессионала происходит при проявлении его природной и социальной сущности. У каждого человека достижение тех или иных вершин происходит в разные периоды жизни. Одновременное достижение высших уровней («пиков») всех проявлений развития человека является скорее исключением, чем правилом. Чаще всего этих вершин человек достигает на стадии зрелости. Высокий уровень сформированности одного блока характеристик человека может стать условием для развития другого (или других) блока. Например, высокий уровень сформированности мотивационно-целевого блока является своего рода катализатором для развития способностей. Или фактор физического развития может стать побудителем к активной творческой деятельности со значимыми результатами. Сформированность отдельных характеристик, их взаимосвязи влияют на временные рамки достижения вершин в различных сферах проявления человека. Состояние зрелости не проявляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости; какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности; какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым. Для акмеологических исследований важно отследить результаты воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, микрогрупп, семьи и др.), условий природного характера, благоприятных и неблагоприятных обстоятельств. Известны такие факты, когда даже при благоприятных обстоятельствах творческому человеку не удалось добиться максимального результата. И наоборот, известны случаи, когда в неблагоприятных условиях человек добивался выдающихся результатов, что было обусловлено причинно-следственными взаимосвязями сфор-мированной стратегии жизни и результата его созидательной деятельности. 1.3. Акмеология как учебная дисциплина «Основы акмеологии» – новая учебная дисциплина, содержание которой должно отражать как общие, так и специфические черты определенной профессиональной деятельности. Созидательная деятельность субъектов педагогической деятельности опирается на их предварительную общекультурную, общеобразовательную, профессиональную подготовку. Большое значение при этом имеют сформированность личностных качеств и накопленный индивидуальный педагогический опыт. Их подготовка связана с умением обучать применению знаний на практике в процессе решения разнообразных задач. Созидатели обладают врожденными или приобретенными творческими энергопотенциалами (темперамент, задатки, одаренность). Это обусловливает саморазвитие человека средствами его акме-энергоинформационного взаимодействия с внешним миром в процессе воплощения его замыслов в продукты созидания. Подготовка будущих специалистов в профессиональных учебных заведениях может быть продуктивной, если они будут вооружены теорией самодвижения к вершинам профессионализма. Но для этого, во-первых, такая теория должна быть создана; во-вторых, должна быть усвоена преподавателями; в-третьих, должна использоваться ими применительно к самим себе. На развитие творческого потенциала будущих созидателей, на достижение ими вершин прежде всего профессионализма и направлена акмеология как учебная дисциплина. Контрольные вопросы и задания 1. Сравните несколько определений акмеологии. Какое из приведенных определений вы можете выбрать для себя? 2. Каковы основные направления развития акмеологии как области научных знаний на современном этапе? 3. Охарактеризуйте предмет акмеологии. 4. Раскройте содержание понятия «творческий потенциал». 5. Назовите основные элементы проявления творческого потенциала, которые можно использовать в акмеологическом исследовании. 6. Охарактеризуйте проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к изучению феномена «акме». 7. Охарактеризуйте проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к профессиональной деятельности. 8. Охарактеризуйте проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к деятельности коллективов. 9. Какие трудности, по вашему мнению, встречаются при разработке акмеологии как учебной дисциплины? Рекомендуемая литература 1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М., 1991. 2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человековедения. – М., 1980. 3. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М., 2002. 4. Акмеология. Словарь-хрестоматия. // Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. – СПб., 2003. – С. 354 – 392. 5. БодалевА.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. – М., 1998. 6. Бодалев А. А. Как стать великим или выдающимся? – М., 1997. 7. Головко-Гаршина Н. В. Предмет акмеологии и акмеологическая теория специалиста образования. – СПб., 2001. 8. Кузьмина {Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. – СПб., 2002. 9. Хозяинов Г. И. Основы акмеологии. – М., 2000.
Глава 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.215.149 (0.007 с.) |