ТОП 10:

Любовь Евгеньевна ВАРФОЛОМЕЕВА



ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Геннадий Иванович ХОЗЯИНОВ

Нина Васильевна КУЗЬМИНА,

Любовь Евгеньевна ВАРФОЛОМЕЕВА

АКМЕОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением

по образованию в области физической культуры и спорта

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 022300 – Физическая культура и спорт

 

Москва

Хозяинов Г. И. Акмеология физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.

 

 

В настоящем учебном пособии рассматриваются общие вопросы акмеологии – новой учебной дисциплины, включенной в учебные планы высших учебных заведений, показаны пути достижения профессионализма и творческой самореализации, методы самосовершенствования, способы достижения педагогического мастерства для специалистов по физической культуре и спорту.

Пособие адресовано студентам высших педагогических учебных заведений, а также может быть полезно аспирантам, преподавателям вузов, учащимся ФПК для специалистов по физической культуре и спорту.

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие разработано в соответствии с примерной программой дисциплины «Акмеология физической культуры и спорта», одобренной учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта, утвержденной Министерством образования Российской Федерации, и рекомендуется для студентов, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура и спорт».

Учебное пособие включает три раздела. В первом разделе «Общие основы акмеологии» дается характеристика акмеологии как науки и учебной дисциплины; рассматриваются слагаемые профессионализма и творческой самореализации, методы самосовершенствования, педагогический опыт как результат самореализации творческого потенциала педагога; рассказывается о вершинах творчества некоторых выдающихся людей – предвестников фундаментальной акмеологии.

Во втором разделе «Акмеологическая направленность подготовки специалистов по физической культуре и спорту» рассматриваются следующие вопросы: современные образовательные технологии, содержание образования как средства развития личности, акмеологическая направленность составляющих процесса обучения в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту, а также их профессионально-педагогическая деятельность; организация и осуществление педагогического общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Третий раздел «Педагогическое мастерство – высший уровень профессионализма педагога» рассказывает об основах и сущности педагогического мастерства, о методиках определения уровней профессионализма педагога и эффективности технологий обучения, о педагогическом диагностировании.

«Акмеология» – новая учебная дисциплина, включенная в учебные планы высших учебных заведений. Отсюда понятны сложности, которые возникают в связи с разработкой программы, учебника и учебных пособий. В них должны быть отражены основы акмеологии как науки. Представляется, что содержание этого курса должно отражать как общие, так и специфические стороны профессиональной деятельности.

В профессиональной подготовке будущих специалистов по физической культуре и спорту акмеология представляет возможности для: 1) самопознания; 2) интеграции учебных дисциплин; 3) усиления психолого-педагогической направленности профессиональной деятельности; 4) профессионального становления с ориентацией на созидательную деятельность.

 

 

Раздел 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ

 

 

Глава 1

АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Слово «акмеология» происходит от греческих слов «акме» («вершина, острие, зрелость, расцвет, лучшая пора») и «логос» («слово, понятие, учение»); «...логия» в окончании сложных слов обозначает «учение, науки».

Дополнительно можно дать такое разъяснение. Греки словом «акме» называли период зрелости в человеческой жизни, когда он достигает всего, на что способен, когда развернулись, расцвели и на вершине всех способностей находятся его силы.

В 1928 г. Н. А. Рыбников ввел в научный оборот понятие «акмеология», обозначив им раздел возрастной психологии – психологию зрелости или взрослости. Данное понятие в том же значении использовал позднее Б.Г.Ананьев, указав место акмеологии в системе наук о человеке как индивиде, изучающих фазы его жизни, его возрастные особенности. Он расположил эти науки в такой последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении).

Проведя большую серию исследований, объектом которых были студенты Ленинградского университета, Б. Г.Ананьев заложил основы экспериментальной акмеологии как раздела возрастной психологии. Он обосновал необходимость создания науки, которая объединила бы поиски ученых разных направлений, сосредоточив их внимание на индивидуальных, личностных и субъектно-деятельностных характеристиках физически и психически зрелого взрослого человека.

Эти замыслы нашли отражение во многих работах его учеников и последователей.

В настоящее время назрела необходимость рассмотреть предмет акмеологии на современном уровне с учетом результатов новейших исследований. Интегрирующую роль в этом направлении сыграли работы А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А. А. Реана, К.А.Абульхановой-Славской и др.

Можно вполне определенно утверждать, что в настоящее время предмет акмеологии значительно расширился, и она уже не рассматривается только как раздел возрастной психологии.

Акмеология как наука

О феномене «акме»

Формирование человека как гражданина, как личности, как профессионала происходит при проявлении его природной и социальной сущности.

У каждого человека достижение тех или иных вершин происходит в разные периоды жизни. Одновременное достижение высших уровней («пиков») всех проявлений развития человека является скорее исключением, чем правилом. Чаще всего этих вершин человек достигает на стадии зрелости.

Высокий уровень сформированности одного блока характеристик человека может стать условием для развития другого (или других) блока.

Например, высокий уровень сформированности мотивационно-целевого блока является своего рода катализатором для развития способностей. Или фактор физического развития может стать побудителем к активной творческой деятельности со значимыми результатами. Сформированность отдельных характеристик, их взаимосвязи влияют на временные рамки достижения вершин в различных сферах проявления человека.

Состояние зрелости не проявляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, «работает» вся предшествующая жизнь человека.

Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости; какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности; какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.

Для акмеологических исследований важно отследить результаты воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, микрогрупп, семьи и др.), условий природного характера, благоприятных и неблагоприятных обстоятельств.

Известны такие факты, когда даже при благоприятных обстоятельствах творческому человеку не удалось добиться максимального результата. И наоборот, известны случаи, когда в неблагоприятных условиях человек добивался выдающихся результатов, что было обусловлено причинно-следственными взаимосвязями сфор-мированной стратегии жизни и результата его созидательной деятельности.

1.3. Акмеология как учебная дисциплина

«Основы акмеологии» – новая учебная дисциплина, содержание которой должно отражать как общие, так и специфические черты определенной профессиональной деятельности.

Созидательная деятельность субъектов педагогической деятельности опирается на их предварительную общекультурную, общеобразовательную, профессиональную подготовку. Большое значение при этом имеют сформированность личностных качеств и накопленный индивидуальный педагогический опыт. Их подготовка связана с умением обучать применению знаний на практике в процессе решения разнообразных задач.

Созидатели обладают врожденными или приобретенными творческими энергопотенциалами (темперамент, задатки, одаренность). Это обусловливает саморазвитие человека средствами его акме-энергоинформационного взаимодействия с внешним миром в процессе воплощения его замыслов в продукты созидания.

Подготовка будущих специалистов в профессиональных учебных заведениях может быть продуктивной, если они будут вооружены теорией самодвижения к вершинам профессионализма. Но для этого, во-первых, такая теория должна быть создана; во-вторых, должна быть усвоена преподавателями; в-третьих, должна использоваться ими применительно к самим себе. На развитие творческого потенциала будущих созидателей, на достижение ими вершин прежде всего профессионализма и направлена акмеология как учебная дисциплина.

Контрольные вопросы и задания

1. Сравните несколько определений акмеологии. Какое из приведенных определений вы можете выбрать для себя?

2. Каковы основные направления развития акмеологии как области научных знаний на современном этапе?

3. Охарактеризуйте предмет акмеологии.

4. Раскройте содержание понятия «творческий потенциал».

5. Назовите основные элементы проявления творческого потенциала, которые можно использовать в акмеологическом исследовании.

6. Охарактеризуйте проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к изучению феномена «акме».

7. Охарактеризуйте проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к профессиональной деятельности.

8. Охарактеризуйте проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к деятельности коллективов.

9. Какие трудности, по вашему мнению, встречаются при разработке акмеологии как учебной дисциплины?

Рекомендуемая литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М., 1991.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человековедения. – М., 1980.

3. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М., 2002.

4. Акмеология. Словарь-хрестоматия. // Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. – СПб., 2003. – С. 354 – 392.

5. БодалевА.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. – М., 1998.

6. Бодалев А. А. Как стать великим или выдающимся? – М., 1997.

7. Головко-Гаршина Н. В. Предмет акмеологии и акмеологическая теория специалиста образования. – СПб., 2001.

8. Кузьмина {Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. – СПб., 2002.

9. Хозяинов Г. И. Основы акмеологии. – М., 2000.

 

 

Глава 2

Профессионализм педагога

Педагогические способности

По Н. Д. Левитову По Е. А. Климову
1. Самостоятельный и творческий склад мышления. 2. Способность понимать учащегося, основанная на наблюдательности. 3. Организаторские способности, касающиеся собственной деятельности и работы с коллективом учащихся. 4. Способность передавать знания кратко и интересно. 5. Находчивость или быстрая и точная ориентировка. 1. Высокий уровень умственных способностей. 2. Способность быстро и правильно понимать душевное состояние другого человека. 3. Организаторские способности. 4. Высокий идейный и моральный облик. 5. Волевые качества. 6. Способность использовать речь как средство воздействия на людей. 7. Способность быть внимательным ко многим объектам. 8. Способность с большой вероятностью предвидеть дальнейшее поведение и развитие учащегося.

 

Перечисленные варианты подходов к способностям (в том числе педагогическим) подтверждают их разнообразие.

Педагогическое творчество

Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Психологический аспект творчества проявляется в личностном и процессуальном аспектах. Творческая деятельность осуществляется на основе способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Однако творчество человека – лишь одна из форм творчества. В самом широком понимании творчество свойственно и живой, и неживой природе. Оно является необходимым условием развития материи, образования ее новых форм, с возникновением которых происходит и изменение форм творчества. По мнению Я.А.Пономарева, творчество в самом широком смысле есть взаимодействие, ведущее к развитию.

Мы будем рассматривать только творчество человека, а еще конкретнее – творчество педагога. В связи с этим необходимо сказать о методах исследования творчества, которые делятся на две группы. В первую группу входят традиционные методы психологии творчества (существенный признак – использование непосредственного опыта). Во вторую группу входят нетрадиционные методы (существенный признак – проникновение в область непосредственно не отображаемых явлений). В данном случае интерес представляют методы исследования творчества, относящиеся к первой группе:

1) наблюдение за процессом собственного творчества;

2) изучение биографических данных других творцов, непосредственно связанных с творческим процессом;

3) анкетирование;

4) интервьюирование;

5) экспериментальные методы изучения процесса творчества;

6) тестирование, позволяющее изучить творческие способности и качества личности творца.

Профессиональное творчество проявляется в нестандартных способах решения задач, анализа ситуаций и принятия профессиональных решений. Результаты профессионального творчества могут быть в виде новых идей, закономерностей, законов, концепций, принципов, правил, теорий, моделей, технологий и т.д.

Одни и те же способности функционируют в различных сочетаниях и проявляются в разнообразных видах творчества. В педагогической деятельности образуется особая структура взаимодействующих способностей, приобретающих педагогическую направленность.

Далее при рассмотрении данного вопроса будут использованы материалы В. А. Кан-Калика.

Творческий процесс педагога рассматривается как деятельность, направленная на решение учебно-воспитательных задач в изменяющихся обстоятельствах. Творческий характер носит также реализация этого решения на практике в процессе общения с обучаемыми. Творческий процесс педагога включает умение применять уже сложившиеся приемы и навыки деятельности в новой ситуации и умение создавать новые приемы и методы.

Мастерство педагога, будучи синтезом теоретических знаний и практических умений, воплощает в себе технологические, операционные и нравственные аспекты его деятельности и выступает как компонент творческого процесса.

Понятие «педагогическое творчество» шире понятия «творческий процесс педагога», так как включает еще творчество обучаемого и коллектива обучаемых во взаимодействии с педагогом.

Творческий процесс педагога как система включает две подсистемы:

– научно-поисковую (логико-педагогическую);

– субъективно-эмоциональную (эмоционально-творческую). Но такое разделение возможно только в абстракции – на практике обе подсистемы активно взаимодействуют и представляют собой единое целое.

Субъективно-эмоциональная сфера творческого процесса педагога включает:

1. Творческое самочувствие (ТС) – это результат подъема душевных сил педагога, совокупность ряда продуктивных психических состояний, обеспечивающих активную творческую деятельность.

Можно выделить следующие ступени ТС:

1) педагогическое вдохновение как предпосылка творческой деятельности;

2) педагогическое вдохновение как условие осуществления творческой деятельности;

3) педагогическое вдохновение как результат творческой деятельности, реализующийся в двух направлениях:

– удовлетворенность сегодняшней деятельностью;

– предпосылка творческого подъема в дальнейшей педагогической деятельности.

2. Искусство общения (ИО) в коммуникативной деятельности – это приемы и навыки органичного социально-психологического взаимодействия педагога и обучаемого, содержанием которого являются обмен информацией, воспитательное воздействие с помощью различных коммуникативных средств, а также организация взаимоотношений между обучаемыми. Причем педагог активизирует этот процесс, организует его, управляет им, прогнозирует и обеспечивает коммуникативность педагогической деятельности.

3. Педагогическая импровизация (ПИ) – это способность педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки обучаемых, принимать решение сразу, порой без предварительного логического рассуждения – на основе предшествующего опыта, педагогических и специальных знаний, эрудиции и интуитивного поиска и органично действовать в изменяющихся обстоятельствах, чутко реагируя на все изменения и корректируя в этой связи собственную деятельность.

Учитывая важность всех перечисленных составляющих творческого процесса педагога, необходимо научиться управлять ими. С этой целью, по мнению В. А. Кан-Калика, могут быть выделены соответствующие уровни управления (табл. 2).

Таблица 2

Цели самосовершенствования

Процессы самовоспитания, самообразования, самопознания будут осуществляться более эффективно, если будут учитываться поставленные (осознанные) цели самосовершенствования. Представляет интерес рассмотрение этого вопроса Ю. М. Орловым. Приведем краткую характеристику целей самосовершенствования.

Стремление к гармонии наших черт характера. Каждый человек обладает множеством черт характера. Одни из них развиты лучше, другие хуже; может быть и так, что какая-то черта развита чрезмерно, а другая находится в«зачаточном» состоянии. Каждая черта характера имеет своего антагониста: оптимизм – пессимизм, общительность – замкнутость, уверенность – неуверенность, педантизм – неорганизованность, решительность – нерешитель ность и т.д. Чрезмерное развитие какой-либо черты может привести к деформации характера и отразиться на поведении. При анализе развития наших черт важно понять, насколько оно гармонично и какие черты нуждаются в коррекции.

Достижение согласия с самим собой. Сравнительный анализ того, каков ты есть сейчас, с тем, каким ты должен быть в соответствии со своей «Я-концепцией», не всегда нас устраивает. Возможное рассогласование вызывает отрицательные эмоции (стыд и т. п.). Это нередко приводит или к приспособлению к социальному окружению, или к глубокому самопознанию, или к страданию, следствием чего может быть неудовлетворенность жизнью.

Согласие с самим собой не может возникнуть без принятия самого себя таким, каков ты есть. Для этого надо выработать в себе терпимость к возможному рассогласованию, попытаться изменить представление о самом себе с последующей коррекцией отдельных положений «Я-концепции».

Достижение гармонии с окружением. Окружение включает других людей, природную и вещественную среду. Вещественное и природное окружение можно привести к согласию с самим собой путем их изменения в нужном направлении и изменения своего отношения к этому окружению.

Сложнее достигнуть гармонии с окружающими людьми. Согласие с ними может нарушиться из-за их поведения, отдельных поступков и т.д., что порождает эмоциональные барьеры и проявление неконтролируемых эмоций. Самосовершенствование будет заключаться в том, чтобы научиться контролировать свои эмоции и, анализируя ситуацию, принимать логически продуманные решения.

Устранение вредных привычек. Привычки – составная часть наших черт характера. Вредные привычки нередко мешают достижению жизненных целей. Курение, обжорство, лень, ревность, тщеславие и т. п. не только блокируют путь к достижению профессиональных успехов, к реализации жизненных планов, но и мешают общению с другими людьми. Для решения проблемы необходимо знать механизм действия вредных привычек и уметь управлять своими потребностями.

Контроль своих потребностей. Чрезмерное удовлетворение отдельных потребностей приводит к различным аномалиям поведения. Стремление к власти, сексуальная распущенность и др. превращают человека в раба этой потребности, которая становится доминирующей; в результате он не может нормально реализовать другие свои потребности. Удовлетворение таких гиперболизированных потребностей отнимает много сил – их уже не остается для творческих проявлений личности. Каждому необходимо задуматься над тем, какая его потребность развита настолько сильно, что подавляет его индивидуальность и мешает ему жить; как снизить эту потребность и, наоборот, развить те, которые необходимы.

Развитие способностей. Для успешного выполнения профессиональной деятельности человеку необходимо развить определенные общие и частные способности. Многие общие способности могут быть полезны в любой профессии (например, умение мыслить); некоторые из них трансформируются в частные.

Развитие способностей важно также с позиции реализации возможностей человека в творчестве.

Овладение саногенным мышлением. Для достижения перечисленных целей самосовершенствования необходимо изменить свое мышление, связанное с более глубоким самоосознанием. С этой точки зрения можно выделить два типа мышления: патогенное и саногенное.

Патогенное мышление – это обыденное мышление, при котором непроизвольное воображение переносится на отрицательные образы, в свою очередь, способствующие отрицательным эмоциональным реакциям. Например, если человек обдумывает обиду, то начинает непроизвольно разрабатывать план мести обидчикам. И это может привести к появлению у него такой черты, как обидчивость. Для человека с патогенным мышлением характерно сохранение в себе отрицательных образов и отсутствие способности рассматривать себя, свое состояние, свое поведение со стороны. При этом наблюдается включенность человека в ситуацию даже после того, как она прошла. Ю. М. Орлов называет патогенное мышление мышлением, порождающим болезнь. Поэтому необходимо задуматься над тем, как ослабить это мышление или избавиться от него и овладеть саногенным мышлением, которое способствует оздоровлению психики, ликвидации застарелых обид, комплексов и т.д.

Саногенное мышление (по Ю. М. Орлову) – это мышление, порождающее здоровье. Характерными его чертами являются:

а) динамизм связи нашего «Я» с миром образов, в которых отражаются жизненные ситуации; способность «Я» справляться с этими ситуациями и проявлять активность, когда требуется эффективная деятельность, полностью погружаться в нее, в творчество, в общение. Кроме того, наше «Я» может отделяться от ситуаций и образов, которые насыщены отрицательными эмоциями;

б) рефлексия как размышление, направленное внутрь себя. Осуществляется на фоне релаксации (расслабления), и это снижает эффект стрессовой ситуации;

в) знание тех психических состояний, которые анализируются и контролируются;

г) расширение кругозора и повышение уровня внутренней культуры. Без этого невозможно понять и объективно прогнозировать свое поведение, а также поведение другого человека;

д) высокий уровень сосредоточенности, концентрации внимания на объекте размышлений.

Таким образом, овладение саногенным мышлением способствует сохранению и укреплению здоровья человека, направляет его активность на творческую деятельность.

Восхождение к индивидуальности. Напомним, что индивидуальность – это социально значимое отличие человека от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Похожесть людей вызвана тем, что процесс социализации создает и поддерживает в каждом индивиде определенные черты, наиболее адекватные для данной культуры. В то же время с развитием личности в каждом человеке зреет индивидуальность, которая отличает его от других людей. Процесс самосовершенствования может рассматриваться как движение по пути индивидуализации. Этот процесс связан с раздвоением человека: с одной стороны, ему необходимо придерживаться морали, требований норм повседневной жизни; с другой стороны, он проявляет признаки индивидуальности (любовь, добро и т.п.). При этом не имеет значения, как они реализуются на определенном этапе жизни общества.

Каждый человек, занимающийся самосовершенствованием, должен определить свои цели таким образом, чтобы в любом случае и при любых обстоятельствах их достижение способствовало успеху. Таковыми могут быть только общие цели, которые были сформулированы выше. Если рассматривать самовоспитание как сознательную деятельность, направленную на максимально возможную реализацию человеком себя как личности, то это определение понятия в широком смысле охватывает и самообразование, и самопознание. Этап профессиональной подготовки в вузе является одним из самых благоприятных для самовоспитания. Далее будут рассмотрены этапы и методы самовоспитания.

Этапы самовоспитания

На первом этапеосуществляется изучение самого себя и соответствия своей личности требованиям, предъявляемым к ней обществом. В результате самоанализа можно оценить: свои способности; глубину и прочность полученных знаний, умений и навыков; черты характера; возможности собственной памяти усваивать новую информацию; время наивысшей работоспособности, оптимальный ритм и темп деятельности и т.д.

Для этой цели используются такие методы, как самонаблюдение, самоанализ и самооценка.

Самонаблюдение. Представляет собой наблюдение человека за различными аспектами своей жизни, позволяющее фиксировать их проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Этот метод необходим при осмысленном подходе к самовоспитанию. Он имеет особую значимость в овладении социальным опытом.

Самоанализ. Юношеский возраст, в котором происходит подготовка человека к профессиональной деятельности, характеризуется двумя основными позициями личности во взаимодействии с внешним миром: «позицией субъективного реализма» и «позицией максимализма самостоятельности». Большинство молодых людей считают, что они хорошо знают свои способности, достоинства и недостатки, темперамент; прекрасно владеют своими эмоциями, умеют планировать рабочее время и т.д. Однако, как показывает практика, многие из них не умеют работать систематически, устанавливать связи изучаемого предмета с другими предметами, обобщать полученную информацию, применять в своей деятельности полученные в вузе знания; лишь единицы способны управлять своим вниманием, быстро настраиваться на учебную деятельность, переключаться с одного вида деятельности на другой, отделять главное от второстепенного, самостоятельно находить нужную информацию.

Не умея правильно анализировать свои качества, абстрагировать их из единства с поступками, осознавать их как совершенствование своей личности, молодые люди становятся субъективными в самооценке.

Задачами педагога на данном этапе являются: пробуждение интереса обучаемых к собственной личности; формирование у них представлений о самоанализе и самооценке; акцентирование внимания обучаемых на том, что нужно анализировать не только эмо-ционально-мотивационный аспект своих поступков, но прежде всего свою деятельность и ее результаты.

Самооценка. Это оценка самого себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Самооценка является одним из регуляторов поведения человека; от нее зависит взаимоотношение человека с окружающим миром, его самокритичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Она также позволяет ему увидеть расхождение между своими притязаниями и реальными возможностями.

Для самооценки могут применяться различные тесты, т.е. системы заданий, позволяющих определить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Тест, созданный для определения какого-то одного свойства, называется гомогенным. Совокупность гомогенных тестов, связанных общей концепцией или определением различных качеств личности, называется гетерогенным тестом.

По целевому назначению можно выделить следующие виды тестов: тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, критериально ориентированные тесты, личностные тесты.

Тесты достижений – это методы психологической диагностики, выявляющие у испытуемого степень владения конкретными знаниями, умениями и навыками. Различают тесты действия, тесты письменные и тесты устные.

Тесты интеллекта – методы психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. Успешность испытуемого определяется по числу правильно выполненных заданий, что и позволяет вывести коэффициент интеллектуальности.

Тесты креативности – это совокупность методов для изучения и оценки творческих способностей личности. Среди интеллектуальных способностей особо выделяется способность высказывать необычные идеи, отступать от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Это и есть креативность (сотворение, создание). Факторы творческих достижений изучаются в двух направлениях: жизненный опыт и индивидуальные особенности творческой личности (личностные факторы); творческое мышление и его продукты. К факторам креативности относятся быстрота, четкость и гибкость мышления, конструктивность решения творческих задач.

Критериально ориентированные тесты – это методы психологической диагностики, выявляющие, насколько испытуемый владеет знаниями, умениями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных учебных или профессиональных задач. По своей сущности эти тесты представляют собой инструмент обратной связи в организации процесса обучения.

Личностные тесты – это методы психологической диагностики, с помощью которых оцениваются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения.

Различают следующие виды личностных тестов: 1) шкалы оценки и опросники; 2) ситуационные тесты или тесты действия, использующие перцептивные, когнитивные или оценочные задачи; 3) проективные тесты, основанные на психологической интерпретации результатов проектирования личности.

Естественным завершением первого этапа может быть самоактуализация человека, т. е. стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

На втором этаперазрабатывается программа самовоспитания, где определяется его цель, которая реализуется посредством решения конкретных задач. Цель самовоспитания вытекает из требований, предъявляемых к личности обществом. Главная цель – сформировать себя как всесторонне развитую личность, высококвалифицированного специалиста, глубоко изучившего теоретические дисциплины, умеющего применять полученные знания на практике, правильно строить отношения внутри коллектива. Другими словами, на этом этапе важно ориентировочно предвидеть свое развитие.

Ясно представляя себе, каким он может стать в результате самовоспитания, студент намечает последовательность действий в работе над собой, создает определенную систему. Под системой самовоспитания понимается постановка общей и частных целей, организация работы над собой, применение различных ее форм, методов и средств. Системность в работе над собой аксиоматична: общеизвестно, что бессистемно нельзя добиться высокого уровня научного познания, выработать в себе те или иные качества, необходимые для установления нормальных межличностных отношений в коллективе.

При постановке конкретных задач самовоспитания нужно ориентироваться на исходный уровень развития личности и последовательно добиваться ожидаемого результата. Ошибками начинающих заниматься самовоспитанием являются: 1) постановка нереальных, невыполнимых задач, без учета своих возможностей; 2) попытка решить одновременно несколько задач; 3) игнорирование учета фактора времени, необходимого для закрепления и автоматизации вырабатываемых навыков.

Для того чтобы помочь студентам в разработке программы профессионального самовоспитания, им предлагается как вариант следующая ее форма (табл. 3).

Еще один вариант программы самовоспитания – профессиональное самовоспитание будущего педагога. Здесь могут быть выделены три блока качеств личности.

I. Общие качества личности:

1) гражданственность, нравственность;

2) педагогическая нравственность, педагогические убеждения.

II. Профессиональные качества:

1) теоретическая и методическая подготовка по специальности;

2) психолого-педагогическая подготовленность кс профессиональной деятельности;

3) уровень развития педагогических умений и способностей.

III. Индивидуальные качества личности:

1) особенности проявления познавательных процессов, их педагогическая направленность;

2) эмоционально-нравственная отзывчивость;

3) культура темперамента;

4) волевые качества и др.

Таблица

Форма программы самовоспитания (вариант)

 

№ п/п Направление профессионального самовоспитания Программа
        Задачи самовоспитания Пути, средства, методы самовоспитания Отметки о достигнутых результатах
1. Совершенствование общих качеств и свойств личности      
2. Совершенствование профессиональных качеств: а) самообразование по специальности; б) развитие профессиональных знаний, умений, способностей      
3. Развитие индивидуальных черт: а) психических свойств личности; б) культуры темперамента      
4. Укрепление здоровья      

 

Естественно, что могут быть и другие варианты разработки программы самовоспитания.

На третьем этапеосуществляется реализация выработанной программы самовоспитания. Он предусматривает формирование у студентов осознанного стремления к самовоспитанию, комплексное использование методов самовоспитания и организацию практических занятий по овладению ими.

Педагог, управляющий процессом самовоспитания студентов, должен:

- информировать студентов об особенностях профессионально-педагогической подготовки, о типичных трудностях, возникающих в процессе самостоятельной работы над учебным материалом, о психологических особенностях мыслительной деятельности, различных типах человеческого характера;

- охарактеризовать систему самовоспитания как педагогическую категорию и рассказать о ее значении в работе личности над собой;

- провести со студентами курс бесед-лекций об использовании методов самовоспитания и организовать практические занятия по овладению ими;







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.2 (0.031 с.)