Дидактическая игра «педагоги и исследователи» как продукт творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактическая игра «педагоги и исследователи» как продукт творчества



совокупного субъекта деятельности (педагога, студентов, аспирантов)

Игра названа так условно, потому что в ней участвовали студенты («педагоги») и аспиранты («исследователи»).

Классификационное определение: по функционально-целевому признаку – контрольно-конкурсная; по временному признаку – непродолжительная (может быть средняя); по структурно-композиционному признаку – жестко запрограммированная.

Цель игры: проверить уровень знаний участников игры по выбранным темам и определить, какая группа подготовлена лучше.

Условия проведения игры: участники игры должны быть готовы к ответам как минимум по двум темам. Количество тем может быть и большим – тогда ведущий выбирает две из них и объявляет их в начале игры.

Роли участников игры: педагог-ведущий, эксперт, кри­тик; участники игры — исследователи, педагоги, обучаемые, уча­стники конкурса, эксперты.

Ход игры

I. Определение тем для конкурса. Были выбраны темы.

1. Структура и методы педагогических исследований.

2. Педагогическое общение.

По первой теме «педагоги» задавали вопросы «исследователям», по второй теме – «исследователи» «педагогам». Определены условия проведения конкурса. Каждая группа должна выполнить такие задания:

1) схематически отобразить суть темы, по которой она будет задавать вопросы;

2) задать по данной теме пять вопросов соперникам;

3) ответить на вопросы, которые ей будут заданы.

При этом экспертные группы будут использовать следующие шкалы оценки.

За схематическое отображение сути темы:

очень низкий уровень – 1 – 2 балла;

низкий уровень – 3 – 4 балла;

средний уровень – 5 – 6 баллов;

высокий уровень – 7 – 8 баллов;

очень высокий уровень – 9– 10 баллов.

За каждый поставленный вопрос:

низкий уровень вопроса (слабый, неинтересный, нетрудный) – 1 балл;

средний уровень – 2 балла;

высокий уровень – 3 балла.

За каждый ответ на вопрос:

отличный ответ – 5 баллов;

средний – 3 балла;

слабый – 1 балл;

ошибочный – 3 балла.

Каждый эксперт выставляет оценки индивидуально, на специальном оценочном листе. Группа-победительница определяется по общей сумме баллов.

II. Организационная часть. Участники игры уже разделены на группы. В каждой группе выбираются лидер, организатор, экспертная комиссия из трех человек.

Группы получают необходимые материалы; они могут также пользоваться любыми источниками информации. Членам экспертных групп выдаются оценочные листы.

III. Работа по группам. Задачи: 1) схематически отобразить суть темы, по которой группа будет задавать вопросы; 2) сформулировать пять вопросов по данной теме для другой группы.

Схематическое отображение сути темы способствует адекватному ее пониманию всеми участниками игры. Формулировка интересных (нестандартных) вопросов возможна лишь при хорошем знании темы и стимулируется начислением соответствующего количества баллов.

IV. Коллективная работа. Каждая группа представляет схематическое отображение темы и пять вопросов к ней. Проводится обсуждение представленных схем. В том случае, если группа, которой задаются вопросы по теме, не согласна с ее схематическим отображением, она при ответе на вопросы может представить свой вариант. Сами вопросы не обсуждаются, однако уточнения относительно правильности их понимания могут быть сделаны. Эксперты оценивают вопросы.

В описываемой игре были поставлены следующие вопросы.

Тема «Структура и методы педагогических исследований».

1. Ведутся ли и какими способами педагогические исследования неформальных объединений молодежи?

2. Как осуществляются разработки методических систем?

3. Каким образом получены новейшие современные достижения педагогической науки?

4. Назовите плюсы и минусы метода Шаталова.

5. Какие специальные методики разрабатываются для осуществления педагогических исследований в области спорта?

Тема «Педагогическое общение».

1. С чем связаны трудности в педагогическом общении?

2. Какое место занимает педагогическое общение в модели педагога, с которым вам приходилось общаться?

3. Что вы понимаете под педагогическим мастерством, каковы его критерии?

4. Что такое педагогическое общение?

5. Каково значение личностных и профессиональных качеств педагога в педагогическом общении?

V. Работа по группам. Задачи: 1) подготовить ответы на вопросы; 2) предложить свой вариант схематического отображения темы, если не устраивает вариант, предложенный другой группой. При решении первой задачи определяется, кто будет отвечать на каждый вопрос. Не исключен вариант, когда на вопрос отвечают два участника игры и более.

VI. Коллективная работа. Группа, не согласившаяся с предложенным вариантом отображения темы, представляет свой вариант. Это может оказать влияние на оценку результата деятельности каждой группы. Заслушиваются ответы на вопросы. Группа, задававшая вопросы, после каждого ответа отмечает, насколько она удовлетворена им, а также вносит свои дополнения и уточнения. После каждого ответа и его обсуждения эксперты выставляют оценку.

VII. Подведение итогов игры. Эксперты собирают оценочные листы и подсчитывают количество баллов. Определяется группа-победительница.

 

В описанной дидактической игре итоговый оценочный лист (табл. 15) позволяет сделать следующие выводы. Победила группа «исследователей» со счетом 217:213. По вопросам выиграли «исследователи» (77:72), а по ответам – «педагоги» (108:107). У «педагогов» лучшими были вопросы 2, 4, 5, а лучший ответ они дали на 4 вопрос. У «исследователей» лучшим был 1 вопрос. Можно также оценить, насколько объективно работали экспертные группы, если учесть, что № 1, 2, 3 – это эксперты группы «педагогов», а № 4, 5, 6 – группы «исследователей».

После этого ведущий высказывает свое мнение по различным аспектам деятельности групп, а также объявляет оценки, которые он выставляет участникам игры.

VIII. Рефлексия. Сначала осуществляется оргрефлексия, когда анализируются ход игры, успехи и неудачи, высказываются критические замечания и предложения; затем – саморефлексия, когда внимание каждого участника сосредоточено на анализе собственных деятельности, поведения, достижений и промахов. Отдельным участникам можно предложить высказать результаты саморефлексии вслух. Этот этап завершает дидактическую игру.


 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите уровни практической реализации педагогической технологии.

2. Перечислите возможные варианты направленности педагогических технологий.

3. Что собой представляет совокупный субъект деятельности в образовательном процессе?

4. Какие основные концепции и теории могут быть использованы в качестве исходных теоретических подходов при разработке и реализации технологий обучения?

5. Перечислите основные этапы дидактической игры «Педагоги и исследователи».

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

2. Анохин П. К. Философские аспекты функциональной системы. Избранные труды. – М., 1978.

3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1991.

4. ДеркачА. А., Исаев А. А. Творчество тренера. – М., 1982.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 2002.

6. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М., 2001.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

8. Максимова В. Н. Интеграция в системе образования. – СПб., 2000.

9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

10. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987.

11. Хозяинов Г. И. Основы акмеологии. – М., 2000.

12. Хозяинов Г. И. Применение дидактических игр при повышении профессионально-педагогической квалификации преподавателей. Ч. I, II. – Ижевск, 1989.

 

Глава 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.011 с.)