Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды межличностного общения в спортеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Любую деятельность можно рассматривать как совокупность предметно ориентированных действий. В соответствии с этим выделяют индивидуальные, групповые и командные предметно ориентированные действия. В групповой и командной спортивной деятельности присутствуют все названные виды действий. Взаимодействие участников совместной деятельности возможно лишь посредством их межличностного общения. Однако межличностное общение осуществляется и за пределами их взаимоотношений в процессе спортивной деятельности, связанной с выполнением конкретной двигательной задачи. По мнению Ю. Л. Ханина, общение в спортивной деятельности имеет следующие отличительные особенности: 1) представляет собой ее относительно самостоятельный компонент; 2) не тождественно взаимодействию и предметно ориентированным действиям; 3) характеризуется субъектной ориентированностью (на другого человека); 4) подчинено задачам взаимодействия; 5) осуществляется с помощью системы речевых и неречевых сигналов. Применительно к спортивной деятельности Ю. Л. Ханин выделяет следующие виды межличностного общения. 1. По преобладанию тех или иных коммуникативных средств: а) речевое, б) неречевое, в) комбинированное. 2. По включенности в основную деятельность: а) деловое, или деятелъностное – общение в ходе тренировочной и соревновательной деятельности; б) «свободное», или внедеятельностное – межличностные контакты вне основной деятельности (в спорте оно чрезвычайно важно, так как существенно расширяет привычный круг общения спортсмена). 3. По связи с задачами совместной деятельности: а) непосредственно связанное б) не связанное с решением задач. 4. По статусу общающихся: а) соотнесенное (с другими участниками, сверстниками, партнерами, друзьями, знакомыми); б) соподчиненное (с тренером, администратором, судьями, руководством команды и др.). 5. По направленности обращений (по А. А. Леонтьеву): а) личностно ориентированное (обращения адресованы конкретному партнеру или партнерам); б) социально ориентированное (обращения адресованы группе или команде как единому целому – например, во время собрания или установки на игру). 6. По необходимости достижения эффекта: а) необходимое – межличностные контакты, без которых совместная деятельность становится практически невозможной или свертывается до элементарных двигательных действий; б) желательное – межличностные контакты, способствующие более успешному решению задач деятельности (воспитательных, результативных и пр.); в) нейтральное – межличностные контакты, которые не мешают, но и не способствуют решению задач совместной деятельности; г) нежелательное – межличностные контакты, затрудняющие решение задач совместной деятельности. Непосредственное или опосредованное влияние того или иного вида общения может выражаться в результативности деятельности (высокой или низкой), либо в социально-психологических и психолого-педагогических изменениях (благоприятных или неблагоприятных), либо в совокупности того и другого. Средства общения в спорте Средствами общения в спорте являются любые материализованные сигналы, сознательно и намеренно применяемые субъектом для передачи некоторой информации и воздействия на другого субъекта (субъектов). Совокупность разработанных и применяемых в соответствии с определенными правилами сигналов и способов общения составляет код или систему кодов. Средства общения, определенным образом организованные, представляют собой закодированную информацию об окружающей действительности, а также о состоянии и намерениях участников деятельности, которая может подвергаться преобразованию. Для успешной организации совместной коллективной и групповой деятельности решающее значение имеет обоснованный выбор системы, средств общения, которые бы максимально способствовали эффективному взаимодействию и согласованности действий всех ее участников. Тренер, работающий в определенном виде спорта, должен знать, с помощью каких средств общения осуществляется межличностный контакт партнеров, какие сигналы являются наиболее оптимальными в тех или иных ситуациях для взаимодействия спортсменов друг с другом и с ним самим и для совершенствования совместных действий команды. Рассмотрим это на примере спортивных игр. Среди речевых средств общения можно выделить следующие. 1. Произнесение имени партнера с целью: а) привлечь его внимание; б) обозначить определенную игровую комбинацию; в) подтвердить свою готовность действовать определенным образом; г) побудить партнера действовать определенным образом. 2. Произнесение названия комбинации при планировании действий («крест», «растяжка», «сдвижка» и др.). 3. Сообщение о предполагаемых действиях, намерениях, готовности – своих или партнера («я», «ты», «на месте», «сзади» и т.п.). 4. Сообщение о местоположении – своем или партнера («я здесь», «поменялись», «иди в шестой», «ты в пятом», «я выйду» и т.п.). 5. Указание на желаемые действия партнера (направление на высоту передачи – «короткая», «прострел» и др.; страховку – «посиди сзади»; блокирование – «плотнее», «ход», «линию»). 6. Положительная или отрицательная оценка действий партнеров («хорошо», «здорово», «не так» и т.д.). 7. Побуждение партнера действовать, активизироваться, ускорить темп игры («внимательнее», «резче», «быстрее», «еще» и т.д.).; Таким образом, речевые средства общения позволяют выражать тончайшие оттенки чувств, мыслей и устремлений участников спортивно-игровой деятельности. В результате использования общеупотребительных слов в конкретных ситуациях или действиях появляется и развивается специальная терминология – например, большинство названий комбинаций («крест», «волна», «сдвижка», «растяжка») или передач («прострел», «полсетки»). Динамичные условия взаимодействия в спортивных играх (быстротечность игровых ситуаций, необходимость быстрого обмена информацией с целью выполнения довольно сложных коллективных действий, требующих значительных усилий и нередко связанных с высокой эмоциональной напряженностью) приводят к необходимым изменениям речи: повышению ее темпа и громкости, применением побудительной информации. В процессе общения спортсменов-игровиков используются, как правило, неполные предложения (например, основной нападающий говорит: «на местах» – вместо «сейчас все остаемся на своих местах»; или «линию» - вместо «закройте блоком удар по линии в зону 5»). Наряду с речевыми довольно активно (особенно в хорошо сыгранных спортивных коллективах) применяют и различные неречевые средства общения. К ним относятся: жесты, мимика, жес-тикулярно-мимические средства (сочетание жестов и мимики), двигательные (моторные) средства, звуковые сигналы. В спортивных играх могут применяться следующие жесты: а) головой (кивок в сторону направления передачи мяча, кивок в знак согласия или подтверждения полученного сообщения и т.п.); б) пальцами (например, указательный палец, поднятый вверх, – просьба дать взвешенную передачу; движение сжатой в кулак кистью с отведенным в сторону большим пальцем – требование прострельной передачи; движение кистью с отведенным большим пальцем, повернутым книзу, – просьба снизить передачу); в) руками (например, вытянутая вверх рука – просьба дать передачу, готовность действовать; рука, отведенная в сторону, – указание партнеру, куда надо выйти, и т.д.). В волейболе жесты руками применяются редко. Но они довольно часто используются в гандболе и баскетболе для привлечения внимания находящихся в отдалении партнеров и сохранения при этом скрытности своих намерений. Несомненно, что условия и требования деятельности влияют на выбор и специфику средств общения. Ведь в волейболе жесты руками привлекли бы внимание соперников и в известной мере демаскировали бы намерения участников взаимодействия. Мимика – одно из распространенных средств неречевого общения. Можно выделить следующие движения: а) глазами – подмигивание как способ обозначения определенной комбинации (применяется при планировании нападающими и связующими игроками предстоящих действий), как предложение сыграть вместе, как сообщение о готовности действовать; б) бровями (например, быстрое поднимание бровей вверх – сигнал-требование дать высокую передачу и т.д.); в) губами (например, округление губ, как при произнесении буквы «о», означает: «сыграем обман, ложный взлет»; вытягивание губ трубочкой, оттопыривание щеки языком используются для обозначения нападающим предполагаемой комбинации). На практике жесты довольно часто сочетаются с мимикой; в этом случае в структуре жестикулярно-мимических средств общения что-то будет ведущим, наиболее информативным (например, движение головой в сторону, как требование дать прострельную передачу, усиливается одновременным подмигиванием левым глазом – дать шире). Звуковые сигналы применяются, чтобы привлечь внимание партнера (например, «псс... псс»). После этого, как правило, следует жест или словесное обращение. В ряде случаев применяются побудительные звуковые сигналы («опа», «ха» и др). К моторным средствам общения относятся отдельные элементы групповых действий, действия отдельного игрока, который стремится сообщить вполне определенную информацию. Например, в гандболе повторное выполнение определенных действий (две передачи мяча от углового к разводящему игроку) как сигнал о розыгрыше определенной комбинации означает: «сейчас будем играть комбинацию № 2»). В этом случае повторная передача мяча определенному игроку не должна способствовать выведению его к воротам и подготовке броска, т. е. цели деятельности, а является определенным сообщением, сигналом. В баскетболе, так же как и в гандболе, повторная передача или передача мяча определенному игроку (центровому) означает начало розыгрыша конкретной комбинации. Определенное местоположение ключевого игрока также может служить сигналом к розыгрышу вполне определенной комбинации, хорошо известной всем остальным игрокам. Выполняя конкретные действия в процессе групповой совместной деятельности, ее участник побуждает тем самым своих партнеров также выполнять строго определенные, согласованные в пространстве и во времени действия, обусловленные логикой и поставленной задачей. Применение неречевых средств общения (главным образом жестикулярно-мимических) определяется условиями (необходимостью скрытой передачи информации, сильным шумом, невозможностью подойти к партнеру ближе и др.) и требованиями деятельности. В спортивно-игровой деятельности речевые средства общения; являются ведущими, основными в совместных коллективных действиях – особенно при планировании предстоящих действий и оценке полученных результатов. Выборочное наблюдение за спортсменами показывает, что внутригрупповое общение протекает главным образом в речевой форме: так, в волейболе на долю жестов приходится 8 %, в баскетболе – 33 %, а в гандболе – 10,6 % всех обращений. Неодинаковый процент объясняется особенностями игрового вида спорта. Преобладание речевых форм общения, например в волейболе, связано с тем, что спортсмены находятся близко друг от друга и не имеют непосредственного контакта с соперниками. Игроки следят главным образом за полетом мяча и лишь «чувствуют», где находятся партнеры. Возникает объективная необходимость сообщить партнеру: а) о своем местоположении; б) о своей готовности или намерении выполнить определенное действие; в) о необходимости определенного действия со стороны партнера. Обращения к партнерам могут использоваться и для введения соперников в заблуждение. Беседы со спортсменами показывают, что выбор того или иного средства общения в процессе деятельности существенно зависит также от индивидуально-психологических особенностей конкретного игрока, его возраста и пола. Широкий спектр средств общения спортсменов отражает условия их деятельности, задачи их взаимодействия в команде и подтверждает положение о том, что межличностное общение – важный компонент групповой совместной деятельности. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте характеристику общения. 2. Назовите виды общения. 3. Перечислите средства общения и дайте их краткую характеристику. 4. Каковы основные функции общения? 5. Из каких компонентов состоит психограмма личности как субъекта общения? 6. Дайте характеристику коммуникативных умений личности. 7. Расскажите о малых группах: их классификации и структуре. 8. Какие этапы формирования группового мнения вы знаете? 9. Назовите основные функции межличностного общения в спорте. 10. Перечислите виды межличностного общения в спорте. 11. Расскажите о средствах общения в спорте.
Рекомендуемая литература 1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человековедения. – М., 1977. 2. Бодалев А. А. Личность в общении. – М., 1983. 3. Ильяева И. А. Культура общения. – Воронеж, 1989. 4. Леонтьев А. А. Психология общения. – Тарту, 1974. 5. Руденский Е. В. Социальная психология. – М.; Новосибирск, 1997. 6.Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. – М., 1980.
Глава 11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.167.229 (0.011 с.) |