ТОП 10:

АКМЕОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА



Рекомендовано

Учебно-методическим объединением

по образованию в области физической культуры и спорта

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 022300 – Физическая культура и спорт

 

Москва

Хозяинов Г. И. Акмеология физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.

 

 

В настоящем учебном пособии рассматриваются общие вопросы акмеологии – новой учебной дисциплины, включенной в учебные планы высших учебных заведений, показаны пути достижения профессионализма и творческой самореализации, методы самосовершенствования, способы достижения педагогического мастерства для специалистов по физической культуре и спорту.

Пособие адресовано студентам высших педагогических учебных заведений, а также может быть полезно аспирантам, преподавателям вузов, учащимся ФПК для специалистов по физической культуре и спорту.

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие разработано в соответствии с примерной программой дисциплины «Акмеология физической культуры и спорта», одобренной учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта, утвержденной Министерством образования Российской Федерации, и рекомендуется для студентов, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура и спорт».

Учебное пособие включает три раздела. В первом разделе «Общие основы акмеологии» дается характеристика акмеологии как науки и учебной дисциплины; рассматриваются слагаемые профессионализма и творческой самореализации, методы самосовершенствования, педагогический опыт как результат самореализации творческого потенциала педагога; рассказывается о вершинах творчества некоторых выдающихся людей – предвестников фундаментальной акмеологии.

Во втором разделе «Акмеологическая направленность подготовки специалистов по физической культуре и спорту» рассматриваются следующие вопросы: современные образовательные технологии, содержание образования как средства развития личности, акмеологическая направленность составляющих процесса обучения в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту, а также их профессионально-педагогическая деятельность; организация и осуществление педагогического общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Третий раздел «Педагогическое мастерство – высший уровень профессионализма педагога» рассказывает об основах и сущности педагогического мастерства, о методиках определения уровней профессионализма педагога и эффективности технологий обучения, о педагогическом диагностировании.

«Акмеология» – новая учебная дисциплина, включенная в учебные планы высших учебных заведений. Отсюда понятны сложности, которые возникают в связи с разработкой программы, учебника и учебных пособий. В них должны быть отражены основы акмеологии как науки. Представляется, что содержание этого курса должно отражать как общие, так и специфические стороны профессиональной деятельности.

В профессиональной подготовке будущих специалистов по физической культуре и спорту акмеология представляет возможности для: 1) самопознания; 2) интеграции учебных дисциплин; 3) усиления психолого-педагогической направленности профессиональной деятельности; 4) профессионального становления с ориентацией на созидательную деятельность.

 

 

Раздел 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ

 

 

Глава 1

АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Слово «акмеология» происходит от греческих слов «акме» («вершина, острие, зрелость, расцвет, лучшая пора») и «логос» («слово, понятие, учение»); «...логия» в окончании сложных слов обозначает «учение, науки».

Дополнительно можно дать такое разъяснение. Греки словом «акме» называли период зрелости в человеческой жизни, когда он достигает всего, на что способен, когда развернулись, расцвели и на вершине всех способностей находятся его силы.

В 1928 г. Н. А. Рыбников ввел в научный оборот понятие «акмеология», обозначив им раздел возрастной психологии – психологию зрелости или взрослости. Данное понятие в том же значении использовал позднее Б.Г.Ананьев, указав место акмеологии в системе наук о человеке как индивиде, изучающих фазы его жизни, его возрастные особенности. Он расположил эти науки в такой последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении).

Проведя большую серию исследований, объектом которых были студенты Ленинградского университета, Б. Г.Ананьев заложил основы экспериментальной акмеологии как раздела возрастной психологии. Он обосновал необходимость создания науки, которая объединила бы поиски ученых разных направлений, сосредоточив их внимание на индивидуальных, личностных и субъектно-деятельностных характеристиках физически и психически зрелого взрослого человека.

Эти замыслы нашли отражение во многих работах его учеников и последователей.

В настоящее время назрела необходимость рассмотреть предмет акмеологии на современном уровне с учетом результатов новейших исследований. Интегрирующую роль в этом направлении сыграли работы А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А. А. Реана, К.А.Абульхановой-Славской и др.

Можно вполне определенно утверждать, что в настоящее время предмет акмеологии значительно расширился, и она уже не рассматривается только как раздел возрастной психологии.

Акмеология как наука







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.006 с.)