Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 14. Педагогическое диагностированиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагогическое диагностирование – это вид обучающей деятельности педагога, который позволяет определить состояние системы в целом и отдельных ее элементов. Этот вид ОДП в том или ином аспекте уже рассматривался в предыдущих главах данного раздела. Однако мы считаем целесообразным в силу значимости, достаточно большого объема, сложности и специфичности посвятить ему отдельную главу. В общепринятом значении диагностика известна как раздел медицины, изучающий методы и принципы распознавания болезней и установления диагноза (от греч. diagnostikos – способный распознать). Это определение дает основание для введения термина «педагогическое диагностирование». Педагог, подобно врачу, вынужден осуществлять «распознавание» состояния учебного процесса и причины его отклонений от разработанной в процессе планирования модели учебного занятия. На основании результатов деятельности обучаемых и данных наблюдения за педагогическим процессом педагог по определенным показателям устанавливает его состояние в данный момент времени. Осуществляя анализ показателей, он выявляет причины произошедших отклонений. Они могут быть связаны с неправильным выбором методов, приемов, средств и организационных форм обучения; с недостаточно логичной структурой учебного материала; с неумелым применением методов педагогического воздействия; с неудачной организацией учебно-познавательной деятельности; с исходным уровнем знаний обучаемых, недостаточным для усвоения нового учебного материала или его практического применения; с другими причинами как внутреннего, так и внешнего характера. После выявления причин, мешающих достижению цели, педагог определяет способы их устранения, т. е. необходимую корректировку разработанной модели проведения учебного занятия. Педагогическое диагностирование как вид обучающей деятельности педагога связано с другими элементами объекта этой деятельности: учебно-познавательной деятельностью, личностью обучаемого, содержанием образования. Оно может осуществляться на отдельном этапе обучения или же распространяться на другие этапы, сочетаясь с различными видами деятельности педагога; помогает выяснить, насколько правильно осуществляется организация учебно-познавательной деятельности, какие ошибки были допущены при планировании и реализации разработанной программы, а также наметить необходимые изменения в организации познавательного процесса. Педагогическое диагностирование взаимосвязано еще с двумя видами деятельности педагога – контролем процесса обучения, проверкой и оценкой усвоения содержания. Эти виды деятельности имеют значение не только для обучаемых, но и для самого преподавателя. Контроль за учебно-познавательной деятельностью обучаемых позволяет сравнивать фактические и моделируемые ее результаты, замечать отклонения от разработанной программы. Проверка усвоения содержания может осуществляться на различных этапах обучения: сразу после изложения учебного материала; в процессе совершенствования знаний, умений и навыков; после изучения темы, раздела, курса. Как показывает опыт творчески работающих педагогов, желательна проверка знаний каждого обучаемого по каждой теме. Без этого невозможно определить степень достижения цели, исходный уровень знаний и умений для дальнейшего их совершенствования, недостатки в деятельности педагога и обучаемых. Этот вид деятельности больше связан с результатом, с оценкой деятельности обучаемого. Его значимость заключается и в том, что на этой основе можно регулировать процесс обучения. Корректировка учебного процесса педагогом осуществляется при условии выявления причин отклонений от разработанной в процессе планирования модели учебного занятия. Педагог анализирует создавшуюся ситуацию и вырабатывает тактику дальнейшего осуществления процесса обучения. В результате корректировки процесса обучения изменяется деятельность педагога и обучаемых, используются другие дидактические средства, варьируются задания и организационные формы обучения, оказывается индивидуальная помощь обучаемым. Регулирование процесса обучения не обязательно является признаком неудачного планирования, так как при разработке модели учебного занятия невозможно учесть все факторы. 14.1. Диагностирование факторов продуктивности подготовки специалистов в сфере образования Для выявления влияния различных факторов на продуктивность подготовки специалистов образовательной сферы по конкретной специальности предлагаем следующую методику, которая может быть использована в профессиональной деятельности. Инструкция студенту Предлагаем составить список учебных дисциплин, изучаемых в данном семестре или учебном году, и пронумеровать их. Таблица 34 Определение рейтинга учебной дисциплины
Задание состоит в том, чтобы оценить каждый из четырех факторов (в таблице они обозначены номерами 3, 4, 5, 6) по семи признакам по 10-балльной шкале и определить рейтинг учебной дисциплины (табл. 34). Предлагаемую методику можно использовать в своей профессиональной деятельности. Содержание обучения 1. Насыщенность учебной дисциплины научной информацией, связанной с будущей профессиональной деятельностью. 2. Отбор научной информации с учетом внутрипредметных связей. 3. Отбор научной информации с учетом межпредметных связей. 4. Структурирование научной информации для обучения студентов интеграции научных знаний. 5. Использование в процессе обучения результатов собственных исследований. 6. Использование в процессе обучения результатов исследований преподавателей данного вуза. 7. Обобщение полученных результатов исследования. Сумма баллов:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.189 (0.007 с.) |