Оценка состояния тревожности осуществляется следующим образом: из суммы баллов самооценки суждений № 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 вычитается сумма баллов самооценки суждений № 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. К полученной разности прибавляется цифра 50. Если итоговый показатель меньше 30 баллов – это указывает на низкий уровень состояния тревожности, 30 – 45 баллов – средний, свыше 45 баллов – высокий.
Чтобы определить возможно допустимый уровень ситуативной тревожности в условиях соревнования, необходимо сопоставить данные определения предсоревновательного уровня тревожности с результатами выступления на соревнованиях. Возможно допустимый уровень предсоревновательной тревожности можно определить репродуктивным способом, предложив испытуемым спортсменам воспроизвести в количественных оценках то состояние, которое они испытывали перед самым удачным своим выступлением.
Тренеру необходимо знать, что существуют методики определения, например, таких ведущих компонентов психологической надежности спортсмена: сенсорных, интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов; физических качеств и двигательного опыта; личностных качеств и т.д. Это может ему помочь в творческом педагогическом процессе.
При этом важно учитывать, что психические процессы являются подвижными элементами психики спортсмена. Их психодиагностика должна осуществляться периодически; динамика их изменения позволит прогнозировать поведение спортсмена в экстремальных условиях соревновательной деятельности.
1. Что такое педагогическое диагностирование?
2. В чем заключается методика диагностики продуктивности подготовки специалистов в сфере образования?
3. Какие уровни педагогического творчества могут быть выделены?
4. Дайте их краткую характеристику.
5. В чем состоит отличие высшего уровня от других уровней?
6. Для чего нужна психодиагностика в сфере физической культуры и спорта?
6. Расскажите о состоянии тревожности перед соревнованиями и методике его самооценки.
1. ДеркачА. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. – М., 2000.
2. Есарева 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. – Л., 1974.
3. Коссов Б. Б. Личность: теория, диагностика и развитие. – М., 2000.
Введение
| ………………………………………………………………............................................
|
|
Раздел I
ОБЩИЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ
|
Глава 1. Акмеология как наука и учебная дисциплина………………………………………
|
|
1.1. Акмеология как наука…………………………………………………………………………..
|
|
| 1.1.1.
| Классификация основных направлений акмеологии………………………………..
|
|
| 1.1.2
| Предмет фундаментальной акмеологии……………………………………………...
|
|
| 1.1.3
| Основные проблемы и задачи акмеологии как науки……………………………….
|
|
| 1.1.4
| Творческий потенциал и основные элементы его проявления……………………..
|
|
1.2 О феномене «акме»………………………………………………………………………………
|
|
1.3 Акмеология как учебная дисциплина………………………………………………………….
|
|
Глава 2.Слагаемые профессионализма и творческой самореализации педагога…………
|
|
2.1. Профессионализм педагога…………………………………………………………………….
|
|
| 2.1.1
| Профессиональная направленность педагога………………………………………..
|
|
| 2.1.2
| Виды способностей. Педагогические способности…………………………………
|
|
| 2.1.3
| Качества личности. Профессионально важные качества педагога…………………
|
|
| 2.1.4
| Профессиональная компетентность. Профессионально-педагогическая компетентность ………………………………………………………………………………
|
|
2.2 Профессионализм в педагогической деятельности……………………………………………
|
|
| 2.2.1
| Психологическая структура педагогической деятельности………………………...
|
|
| 2.2.2
| Структура обучающей деятельности педагога в соответствии со звеньями учебного процесса…………………………………………………………………………..
|
|
2.3 Педагогическое творчество……………………………………………………………………..
|
|
Глава 3.Самосовершенствование как один из основных способов максимальной реализации творческого потенциала…………………………………………………………………...
|
|
3.1
| Цели самосовершенствования………………………………………………………………..
|
|
3.2
| Этапы самовоспитания………………………………………………………………………..
|
|
3.3
| Основные методы самовоспитания…………………………………………………………..
|
|
3.4
| Саморегуляция как составная часть самосовершенствования спортсмена………………..
|
|
Глава 4. Педагогический опыт как опора самореализации творческого потенциала педагога и ее результат……………………………………………………………………………….
|
|
4.1
| Педагогический опыт в структуре содержания педагогического образования……………
|
|
4.2
| Формирование педагогического опыта………………………………………………………
|
|
4.3
| Педагогический опыт как составляющая педагогического мастерства……………………
|
|
4.4
| Виды педагогического опыта…………………………………………………………………
|
|
4.5
| Изучение передового педагогического опыта……………………………………………….
|
|
4.6
| Анализ перспективности педагогического опыта…………………………………………...
|
|
Глава 5.Вершины реализации творческого потенциала выдающихся людей …………….
|
|
5.1
| От «микроакме» к «макроакме»………………………………………………………………
|
|
5.2
| Предвестники фундаментальной акмеологии……………………………………………….
|
|
| 5.2.1
| Николай Иванович Пирогов…………………………………………………………..
|
|
| 5.2.2
| Петр Францевич Лесгафт……………………………………………………………...
|
|
| 5.2.3
| Владимир Михайлович Бехтерев……………………………………………………..
|
|
Раздел II
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
|
Глава 6. Содержание образования как средство развития личности в профессиональной подготовке…………………………………………………………………………………………..
|
|
6.1
| Детерминанты содержания образования…………………………………………………….
|
|
6.2
| Структура содержания образования и уровни его усвоения………………………………..
|
|
6.3
| Педагогические умения и навыки, необходимые специалистам по физической культуре и спорту…………………………………………………………………………………………
|
|
Глава 7. Профессионально-педагогическая деятельность специалистов по физической культуре и спорту…………………………………………………………………………………..
|
|
7.1
| Структура и объект обучающей деятельности педагога……………………………………
|
|
7.2
| Особенности педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорту…………………………………………………………………………………………..
|
|
| 7.2.1
| Деятельность учителя физической культуры………………………………………..
|
|
| 7.2.2
| Деятельность тренера-преподавателя по виду спорта………………………………
|
|
| 7.2.3
| Деятельность преподавателя-организатора…………………………………………..
|
|
Глава 8. Акмеологическая направленность составляющих процесса обучения при подготовке специалистов по физической культуре и спорту …………………………..………..
|
|
8.1
| Структурные и функциональные компоненты педагогической системы………………….
|
|
8.2
| Функциональная дидактическая система…………………………………………………….
|
|
8.3
| Дидактические игры как форма акмеологических технологий…………………………….
|
|
| 8.3.1
| Акмеологические технологии в образовательной системе…………………………
|
|
| 8.3.2
| Отличительные особенности и классификация дидактических игр………………..
|
|
| 8.3.3
| Сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности в дидактических играх
|
|
| 8.3.4
| Дидактические игры как средство формирования гностических умений…………
|
|
| 8.3.5
| Условия эффективного проведения дидактических игр…………………………….
|
|
8.4
| Дидактическая игра «Педагогический опыт»………………………………………………..
|
|
Глава 9. Современные образовательные технологии как продукт созидательной деятельности педагога…………………………………………………………………………………
|
|
9.1
| Уровни практической реализации и направленность педагогических технологий………
|
|
9.2
| Взаимосвязь основных психолого-педагогических теорий и концепций в современной образовательной технологии………………………………………………………………….
|
|
9.3
| Дидактическая игра «Педагоги и исследователи» как продукт творчества совокупного субъекта деятельности (педагога, студентов, аспирантов)…………………………………
|
|
Глава 10. Организация и осуществление педагогического общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности…………………………………………………………………
|
|
10.1
| Виды и средства общения……………………………………………………………………
|
|
10.2
| Основные функции общения………………………………………………………………..
|
|
10.3
| Общение и личность…………………………………………………………………………
|
|
10.4
| Малая группа как совокупность субъектов общения и как коллективный субъект общения………………………………………………………………………………………….
|
|
| 10.4.1
| Классификация малых групп………………………………………………………
|
|
| 10.4.2
| Психологическая структура малой группы……………………………………….
|
|
| 10.4.3
| Групповые устремления……………………………………………………………
|
|
| 10.4.4
| Групповое мнение и этапы его формирования……………………………………
|
|
| 10.4.5
| Особенности групповых настроений……………………………………………...
|
|
10.5
| Особенности общения в спорте……………………………………………………………..
|
|
| 10.5.1
| Функции межличностного общения в спорте…………………………………….
|
|
| 10.5.2
| Виды межличностного общения в спорте………………………………………...
|
|
| 10.5.3
| Средства общения в спорте………………………………………………………..
|
|
Раздел III.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО – ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ
ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА
|
Глава 11. Основы и сущность педагогического мастерства…………………………………..
|
|
11.1
| Фундамент педагогического мастерства……………………………………………………
|
|
11.2
| Компоненты педагогического мастерства………………………………………………….
|
|
| 11.2.1
| Педагогическая техника……………………………………………………………
|
|
| 11.2.2
| Педагогический такт………………………………………………………………..
|
|
| 11.2.3
| Культура речи педагога…………………………………………………………….
|
|
Глава 12. Определение уровня профессионализма педагога функциональному и результативно-личностному аспектам его обучающей деятельности……………………………...
|
|
12.1
| Критерии для определения уровня профессионализма педагога…………………………
|
|
12.2
| Определение уровня профессионализма педагога по системе «Лидер»…………………
|
|
| 12.2.1
| Общая характеристика системы «Лидер»…………………………………………
|
|
| 12.2.2
| Оценка обучающей деятельности педагога по критериям функционального аспекта……………………………………………………………………………….
|
|
| 12.2.3
| Оценка обучающей деятельности педагога по критериям результативно- личностного аспекта……………………………………………………………………
|
|
| 12.2.4
| Определение уровня профессионализма педагога по комплексному показателю……………………………………………………………………………………
|
|
| 12.2.5
| Анализ (самоанализ) полученных результатов по системе «ЛИДЕР»………….
|
|
Глава 13. Определение эффективности технологий обучения……………………………….
|
|
13.1
| Исходные теоретические подходы, влияющие на эффективность технологии обучения
|
|
13.2
| Определение уровня и коэффициента эффективности технологии обучения…………...
|
|
13.3
| Факторы, влияющие на формирование опыта творческой деятельности студентов……
|
|
13.4
| Определение значимости учебной дисциплины в профессиональной подготовке студентов…………………………………………………………………………………………
|
|
Глава 14. Педагогическое диагностирование……………………………………………………
|
|
14.1
| Диагностирование факторов продуктивности подготовки специалистов в сфере образования………………………………………………………………………………………..
|
|
14.2
| Профессионализм педагога. Уровни педагогического творчества……………………….
|
|
14.3
| Психодиагностика в сфере физической культуры и спорта………………………………
|
|
| | | | | | | |
[1] Здесь используется материал из книги В. Г. Крысько «Психология и педагогика (схемы и комментарии)». – М., 2000. Схемы приводятся в адаптации авторов данного пособия.