Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура обучающей деятельности педагога в соответствии со звеньями учебного процессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для обеспечения замкнутости и цикличности учебного процесса деятельность педагога должна включать следующие виды: планирование; организацию учебно-познавательной деятельности; предъявление информации; формирование умений и навыков; систематизацию знаний, умений и навыков; стимулирование и мотивацию личности обучаемого в процессе обучения; педагогическое диагностирование; контроль за ходом обучения, проверку и оценку усвоения содержания учебного материала; корректировку учебного процесса; анализ обучающей деятельности и ее результатов. Каждый из этих видов деятельности необходим, и все они взаимосвязаны. Для более полного представления о структуре обучающей деятельности педагога (ОДП) важно выявить иерархию ее видов. Можно предположить, что один из них является основным, доминирующим, т.е. обеспечивает взаимосвязь деятельности педагога и обучаемых и всех компонентов процесса обучения. Для того чтобы выполнять такую функцию, этот вид деятельности должен удовлетворять следующим требованиям: 1) находиться в сфере совместной деятельности педагога и обучаемых (обучающей и учебно-познавательной); 2) находиться во взаимосвязи с другими видами обучающей деятельности педагога и осуществляться непосредственно в процессе обучения (возможно, на любом из его этапов); 3) находиться во взаимосвязи со всеми элементами объекта обучающей деятельности педагога и иметь на них непосредственный выход. Таким видом ОДП в предложенной системе является организация учебно-познавательной деятельности обучаемых. Она удовлетворяет всем сформулированным требованиям к видам ОДП, применяемым в дидактической системе, и может рассматриваться в качестве доминирующего вида. В то же время диалектический подход не исключает возможность признания какого-либо другого вида ОДП в качестве основного на определенном этапе сложного педагогического процесса. По отношению к каждому виду обучающей деятельности педагога совершенно справедливы слова А.Н.Леонтьева: «Реально же мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь – может быть, уже в совсем иных, изменившихся условиях... Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность» (Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – С. 102). Педагогическое творчество Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Психологический аспект творчества проявляется в личностном и процессуальном аспектах. Творческая деятельность осуществляется на основе способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Однако творчество человека – лишь одна из форм творчества. В самом широком понимании творчество свойственно и живой, и неживой природе. Оно является необходимым условием развития материи, образования ее новых форм, с возникновением которых происходит и изменение форм творчества. По мнению Я.А.Пономарева, творчество в самом широком смысле есть взаимодействие, ведущее к развитию. Мы будем рассматривать только творчество человека, а еще конкретнее – творчество педагога. В связи с этим необходимо сказать о методах исследования творчества, которые делятся на две группы. В первую группу входят традиционные методы психологии творчества (существенный признак – использование непосредственного опыта). Во вторую группу входят нетрадиционные методы (существенный признак – проникновение в область непосредственно не отображаемых явлений). В данном случае интерес представляют методы исследования творчества, относящиеся к первой группе: 1) наблюдение за процессом собственного творчества; 2) изучение биографических данных других творцов, непосредственно связанных с творческим процессом; 3) анкетирование; 4) интервьюирование; 5) экспериментальные методы изучения процесса творчества; 6) тестирование, позволяющее изучить творческие способности и качества личности творца. Профессиональное творчество проявляется в нестандартных способах решения задач, анализа ситуаций и принятия профессиональных решений. Результаты профессионального творчества могут быть в виде новых идей, закономерностей, законов, концепций, принципов, правил, теорий, моделей, технологий и т.д. Одни и те же способности функционируют в различных сочетаниях и проявляются в разнообразных видах творчества. В педагогической деятельности образуется особая структура взаимодействующих способностей, приобретающих педагогическую направленность. Далее при рассмотрении данного вопроса будут использованы материалы В. А. Кан-Калика. Творческий процесс педагога рассматривается как деятельность, направленная на решение учебно-воспитательных задач в изменяющихся обстоятельствах. Творческий характер носит также реализация этого решения на практике в процессе общения с обучаемыми. Творческий процесс педагога включает умение применять уже сложившиеся приемы и навыки деятельности в новой ситуации и умение создавать новые приемы и методы. Мастерство педагога, будучи синтезом теоретических знаний и практических умений, воплощает в себе технологические, операционные и нравственные аспекты его деятельности и выступает как компонент творческого процесса. Понятие «педагогическое творчество» шире понятия «творческий процесс педагога», так как включает еще творчество обучаемого и коллектива обучаемых во взаимодействии с педагогом. Творческий процесс педагога как система включает две подсистемы: – научно-поисковую (логико-педагогическую); – субъективно-эмоциональную (эмоционально-творческую). Но такое разделение возможно только в абстракции – на практике обе подсистемы активно взаимодействуют и представляют собой единое целое. Субъективно-эмоциональная сфера творческого процесса педагога включает: 1. Творческое самочувствие (ТС) – это результат подъема душевных сил педагога, совокупность ряда продуктивных психических состояний, обеспечивающих активную творческую деятельность. Можно выделить следующие ступени ТС: 1) педагогическое вдохновение как предпосылка творческой деятельности; 2) педагогическое вдохновение как условие осуществления творческой деятельности; 3) педагогическое вдохновение как результат творческой деятельности, реализующийся в двух направлениях: – удовлетворенность сегодняшней деятельностью; – предпосылка творческого подъема в дальнейшей педагогической деятельности. 2. Искусство общения (ИО) в коммуникативной деятельности – это приемы и навыки органичного социально-психологического взаимодействия педагога и обучаемого, содержанием которого являются обмен информацией, воспитательное воздействие с помощью различных коммуникативных средств, а также организация взаимоотношений между обучаемыми. Причем педагог активизирует этот процесс, организует его, управляет им, прогнозирует и обеспечивает коммуникативность педагогической деятельности. 3. Педагогическая импровизация (ПИ) – это способность педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки обучаемых, принимать решение сразу, порой без предварительного логического рассуждения – на основе предшествующего опыта, педагогических и специальных знаний, эрудиции и интуитивного поиска и органично действовать в изменяющихся обстоятельствах, чутко реагируя на все изменения и корректируя в этой связи собственную деятельность. Учитывая важность всех перечисленных составляющих творческого процесса педагога, необходимо научиться управлять ими. С этой целью, по мнению В. А. Кан-Калика, могут быть выделены соответствующие уровни управления (табл. 2). Таблица 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.140 (0.009 с.) |