Тема: Учитель как субъект педагогической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Учитель как субъект педагогической деятельности.



Тема: Учитель как субъект педагогической деятельности.

 

План семинарского занятия:

Вопросы, выносимые на обсуждение

Сущность, цели, содержание и структура педагогической деятельности. Виды и функции педагогической деятельности. Профессионально значимые качества личности педагога. Педагогические умения учителя (теоретическая и практическая готовность учителя).

2. Практические задачи, задания, упражнения.

Осуществить самоанализ по вопросам 3-4, определив, какими качествами и умениями, необходимыми в профессии учителя обладает студент. Составить профессиограмму учителя начальных классов.

Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Распечатка примерной профессиограмма учителя начальных классов

Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Не предусмотрены

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Литература:

1. Морозова О.П. Педагогический практикум М. - 2000.

2. Бордовская И.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб. 2000. С. 141-145.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону. - 1997. С. 173-178.

4. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2004.

6. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.

Дайте определения следующим понятиям: педагогическое мастерство, качества личности, субъект деятельности.

 

 

Семинарское занятие № _2_

 

Тема:Система профессионально-педагогического общения

 

План семинарского занятия:

Вопросы, выносимые на обсуждение

Понятие профессионально-педагогического общения. Структура профессионально-педагогического общения. Стили профессионально-педагогического общения.

2. Практические задачи, задания, упражнения.

Законспектировать статью из журналов «Педагогика», «Начальная школа», «Обруч» и др., посвященную профессионально-педагогическому общению. Подобрать методики на выявление индивидуального стиля педагогического общения учителя.

Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Карточки с педагогическими заданиями.

Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Не предусмотрены

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Литература:

1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М. 1987.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. 1998.

3. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.- М., 2002.

6. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.

Дайте определения следующим понятиям: общение, педагогическое общение, стиль педагогического общения.

 

Семинарское занятие № _3_

 

Тема:Культура педагогического общения

 

План семинарского занятия:

Вопросы, выносимые на обсуждение

Правила общения учителя и учащихся на уроке. Требования к построению взаимоотношений между учителем и детьми.

2. Практические задачи, задания, упражнения.

Подобрать педагогические ситуации, соответствующие следующим моделям общения учителя и учащихся на уроке: “Я сам”, “Гамлет”, “Друг”, “Тетерев”. Законспектировать одну статью из журнала “Педагогика”, по теме семинара с последующим докладом по ней на занятии.

Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Распечатки с описанием моделей общения.

Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Не предусмотрены

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы

Литература:

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону. 2000.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М. 1987

3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. 1998.

4. Любые книги по психодиагностике.

6. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.

Дайте определения следующим понятиям: культура, культура общения.

 

 

Семинарское занятие № _4_

 

Тема: Профессиональные знания и умения учителя начальной школы

 

План семинарского занятия:

Вопросы, выносимые на обсуждение

Понятие о профессиональных знаниях и умениях учителя. Структура педагогической техники. Овладение педагогической техникой. Самовоспитание как один из путей овладения педагогической техникой.

2. Практические задачи, задания, упражнения.

Составить план овладения каким-либо элементом педагогической техники. Дать характеристику приемам самовоспитания, которыми вы пользуетесь. Составить план профессионального самовоспитания на год.

Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Не предусмотрен

Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Не предусмотрены

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы

Для составления плана профессионального самовоспитания студенты могут разбиться на группы. На занятии будет произведен анализ ситуаций № 6, с. 9; № 12, с. 12; № 2, с. 34 из книги О.П. Морозовой «Педагогический практикум».

Литература

1. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М. 1998.

2. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. М. 1999.

3. Морозова О.П. Педагогический практикум М. 2000.

4. Подласый И.П. Педагогика. М., 1999..

 

6. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.

Дайте определения следующим понятиям: педагогическая техника, самовоспитание, овладение педагогической техникой; составьте библиографию по теме занятия.

Семинарское занятие № _5_

 

Тема: Предмет и задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогики.

 

План практического занятия:

Вопросы, выносимые на обсуждение

Предмет педагогической науки. Основные категории педагогики. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.

2. Практические задачи, задания, упражнения.

* Сравните определения предмета педагогики и подходы разных авторов учебников, ответив на вопрос: “Что общего в этих определениях и чем они отличаются?”

* Охарактеризуйте связи педагогики с другими науками (философией, психологией, социологией), сделав попытку изобразить их в виде схемы.

* Заполните следующую таблицу.

Название отрасли педагогики Предмет ее изучения
   

Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

* хрестоматия по педагогике; педагогический словарь.

Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Не предусмотрены.

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

При подготовке к занятию студенты должны выполнить задания для самостоятельной работы, изучить рекомендуемую литературу, подготовиться к выступлению по теоретическим вопросам.

Литература основная

1. Педагогика. П.И. Пидкасистый.

2. Педагогика И.П. Подласый.

3. Педагогика В.А. Сластенин,

4. Педагогика Б.Т. Лихачев. М. 1996.

5. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. М. 1990. С. 52-72

Дополнительная

1. Целеполагание в структуре профессиональной деятельности учителя / Сост. О.П. Морозова. Барнаул. Изд-во БГПУ, 1998.

2. Закон РФ об образовании //Учительская газета. № 29. 1991.

6. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.

При подготовке к занятию студенты должны дать определения следующим понятиям: педагогика, воспитание, обучение, образование, самовоспитание; найти и изучить в хрестоматии по педагогике статью по теме занятия.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _6_

 

Тема: Методы и логика педагогического исследования

 

План практического занятия

Вопросы, выносимые на обсуждение

Основные этапы научно-педагогического исследования, их характеристика (определение темы, объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования). Способы обработки результатов исследования. Наблюдение как метод педагогического исследования. Виды наблюдений, требования к организации, составлению, проведению наблюдений. Опросные методы: беседа, анкетирование, интервью, тестирование. Требования к организации и использованию этих методов. Педагогический эксперимент: понятие, характеристика видов педагогического эксперимента, требования к его организации и проведению.

2. Практические задачи, задания, упражнения.

* Закончите следующую схему.

Методы педагогического исследования

           
 
Теоретические
 
Эмпирические
 
Математические


* Проиллюстрируйте использование того или иного метода педагогического исследования конкретной педагогической ситуацией и оцените эффективность его использования в ней.

Дополнительная

1. Хрестоматия по педагогике /Сост. О.П. Морозова. Барнаул, 1999.

2. Общая педагогика. В.И. Смирнов. М., 2002.

При подготовке к занятию студенты должны изучить рекомендуемую литературу, подготовиться к обсуждению теоретических вопросов.

6. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.

Дать определения следующим понятиям: методология педагогического исследования, методы исследования, теоретические методы, эмпирические методы, статистические методы; подобрать педагогические ситуации, иллюстрирующие использование того или иного метода педагогического исследования; составить библиографию по теме занятия.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _7_

 

План практического занятия

Вопросы, выносимые на обсуждение

Сущность целостного педагогического процесса. Основные компоненты педагогического процесса. Закономерности и принципы ЦПП. Этапы педагогического процесса.

2. Практические задачи, задания, упражнения.

* Сравните определения понятия «целостный педагогический процесс» в различных научно-педагогических источниках, выделив общие и существенные признаки ЦПП.

* Проиллюстрируйте на примерах взаимосвязь процессов обучения и воспитания, а также покажите их специфику.

* Нарисуйте схему или таблицу, имеющую название: «Педагогический процесс как целостное явление».

Литература основная

1. Сластенин В.А. Педагогика.

2. Пидкасистый И.П. Педагогика.

Дополнительная

1. Хрестоматия по педагогике /Сост. О.П. Морозова. Барнаул, 1999.

2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М. 1997. Тема 3.

3. Легенький Г.И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. Харьков. 1979.

6. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.

Дать определения следующим понятиям: целостный педагогический процесс, принципы ЦПП, закономерности ЦПП; составить библиографию по теме занятия.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _8_

 

План практического занятия

Вопросы, выносимые на обсуждение

Сущность, значение цели и целеполагания в педагогике. Особенности процесса целеполагания. Этапы педагогического целеполагания.

2. Практические задачи, задания, упражнения.

* покажите взаимосвязь между целями и задачами в учебно-воспитательном процессе;

* выполните упражнения из книги О.П. Морозовой (Целеполагание в структуре профессиональной деятельности учителя. Барнаул, 1998.).

* в хрестоматии по педагогике найдите и изучите статью, касающуюся педагогических целей.

Литература основная

1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000.

2. Морозова О.П. Целеполагание в структуре профессиональной деятельности учителя. Барнаул, 1998.

3. Лихачев Б.Т. Цель воспитания как объект научного познания // Советская педагогика, 1973. № 2.

Дополнительная

1. Конаржевский Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия. Челябинск, 1980.

2. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997.

3. Поташник М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. М., 1984.

6. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.

Дать определения следующим понятиям: цель, задачи, целеполагание; составить библиографию по теме занятия.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _9_

 

План практического занятия

Вопросы, выносимые на обсуждение

Понятие о развитии и формировании личности. Структура личности. Факторы, влияющие на развитие и формирование личности ребенка, их взаимосвязь. Различные концепции развития личности: биологизаторская, идеалистическая, материалистическая.

2. Практические задачи, задания, упражнения.

* Сформулируйте отношения между процессами воспитания, развития и формирования личности.

* Озвучьте особенности физического и психического развития ребенка младшего школьного возраста.

* Сравните и проанализируйте характеристику особенностей развития дошкольника и младшего школьника.

Дополнительная

1. Кон И.С. Ребенок и общество. М. 1988.

2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М. 1997. Тема 3.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _10_

 

Вопросы, выносимые на обсуждение

· Методы проблемного обучения.

· Методы активного обучения.

· Методы интерактивного обучения.

· Методы интенсивного обучения.

· Тренинговые занятия.

· Самостоятельная работа.

2. Практические задачи, задания, упражнения.

Подготовьте мини-доклад с конкретными примерами по использованию того или иного метода в начальной школе.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _11_

 

Вопросы, выносимые на обсуждение

Специфика детства. Формирование способности быть субъектом. Педагогическая поддержка ребенка.

2. Практические задачи, задания, упражнения.

Подумайте и ответьте на вопрос, что вы скажете детям, инициируя у них субъектность, когда:

войдете в душную классную комнату?

Увидите неприготовленную к работе учебную доску?

Услышите слишком громкий голос при беседе с учеником?

Тема: Образование как социокультурный процесс.

1. Вопросы, выносимые на обсуждение:

Основные социокультурные процессы. Образование как социокультурный процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

2. Практические задачи, задания, упражнения.

Дайте сравнительный анализ системы образования в Российской Федерации и за рубежом (страна на выбор студента).

 

Педагогическое взаимодействие (2 часа).

Технология: решение педагогических задач.

Вопросы / позиция:

1) Педагогическая ситуация, педагогическая задача, структура решения педагогических задач.

2) Анализ способов решения задач по проблемам педагогического взаимодействия.

3) Составление педагогических задач на основе собственного опыта.

Литература:


  • Морозова О.П. Педагогические ситуации в художественной литературе: практикум. М.: Академия, 2001. – 304 с.

1 курс, ДО, 2016 г. дисциплина «Педагогика», модули «Введение в педагогическую деятельность» и «Общие основы педагогики».

1. Контрольная точка № 1 – библиография по дисциплине:

а) соответствие заданному количеству источников

- соответствие (не менее 10) -3 балла;

- частичное соответствие – 2 балла.

б) соответствие теме – 5 баллов;

частичное соответствие – 2 балла

в) оформление по ГОСТу – 10 баллов;

частичное соответствие – 5 баллов

г) аккуратность оформления – 3 балла

не очень аккуратно -1 балл

д) использование журналов – 2 балла

Тема: Учитель как субъект педагогической деятельности.

 

План семинарского занятия:

Вопросы, выносимые на обсуждение

Сущность, цели, содержание и структура педагогической деятельности. Виды и функции педагогической деятельности. Профессионально значимые качества личности педагога. Педагогические умения учителя (теоретическая и практическая готовность учителя).

2. Практические задачи, задания, упражнения.

Осуществить самоанализ по вопросам 3-4, определив, какими качествами и умениями, необходимыми в профессии учителя обладает студент. Составить профессиограмму учителя начальных классов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.146.172 (0.099 с.)