Кафедра социально-педагогических измерений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра социально-педагогических измерений



КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И АНДРАГОГИКИ

М.Д.МАТЮШКИНА

Методы педагогического исследования

 

Учебное пособие

 

Санкт-Петербург

 

 

ББК …….

 

Печатается по решению Редакционно-издательского совета СПб АППО

 

Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор С.Г.Вершловский, кандидат педагогических наука В.Е.Фрадкин

 

 

Редактор

 

Матюшкина М.Д. Методы педагогического исследования: Учебное пособие. – СПб., 2012. - стр

 

Пособие продолжает серию изданий, посвященных методологии и методике педагогических исследований. Пособие разработано на основе опыта проведения авторского курса по методам педагогических исследований для аспирантов и соискателей СПбАППО и предназначено для сопровождения данного курса. Адресовано аспирантам и начинающим научным работникам.

 

 

ISBN

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение.  
  Часть 1. Методы исследования в педагогике: общие проблемы  
§1 Соотношение методологии, метода и методики в педагогическом исследовании. Методы естественных и гуманитарных наук. Качественные и количественные методы………………………………………………………….  
§2 Проблема как начальный этап исследования. Цель и задачи исследования. Объект и предмет исследования. Понятие программы исследования…………………………………….    
§3 Формулировка, уточнение и интерпретация понятий, их роль в исследовательской деятельности. Процедура операционализации понятий. ………………………………...    
§4 Методы и этапы педагогического исследования: общая характеристика. Роль и место гипотезы в социально-педагогическом исследовании………………………………..    
§5 Понятие социально-педагогического эксперимента. Типы экспериментов. Корреляционные исследования…………….  
§6 Специфика количественных исследований. Проблема выборки. Уровни измерения. Ошибки измерения. Валидность и надежность данных. Методы сбора и обработки данных исследования. ……………………………  
  Часть 2. Конкретные методы и методики педагогического исследования    
§7 Метод опроса, типы опросов. Характеристики и роль анкетных опросов в социально-педагогических исследованиях …………………………………………………    
§8 Интервью, его виды и особенности. Метод наблюдения в педагогическом исследовании……………………………….  
§9 Контент-анализ в педагогическом исследовании. ………….  
  Заключение…………………………………………………….  
  Литература для тех, кто желает углубить свои знания……..  

 


Введение.

 

Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами. - Ф. Бэкон

Эксперимент - истинный посредник между человеком и природой. - Л. да Винчи

 

Уважаемый коллега!

 

Пособие, которую Вы держите в руках, с одной стороны, продолжает серию публикаций, адресованных начинающим исследователям, которая была начата сотрудниками кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В рамках этой серии были опубликованы пособия С.Г.Вершловского и М.Д.Матюшкиной «Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании», «Контент-анализ в педагогическом исследовании», коллективное пособие «Язык педагогического исследования» и пособия С.Г.Вершловского «Методика наблюдения в педагогическом исследовании», «Биографический метод в социально-педагогическом исследовании».

С другой стороны – данное пособие является обобщением опыта проведения авторского курса по методам педагогических исследований для аспирантов и соискателей СПбАППО и предназначено для сопровождения данного курса.

Главная цель курса - повысить исследовательскую культуру молодых ученых, а не просто познакомить их с конкретными методами, которые могут быть использованы в педагогическом исследовании. Поэтому курс строится на интерактивном взаимодействии и обсуждении конкретных примеров исследований и проблем, с которыми сталкивается молодой исследователь. Как показывает опыт, наибольшие затруднения молодых исследователей связаны с методологическими аспектами: с постановкой проблемы, с выбором качественной или количественной стратегии исследования, с понятием педагогического эксперимента и требованиями к нему, с планированием своего эксперимента, с выбором методов, адекватных задачам исследования.

Поэтому и в курсе, и в данном пособии в первой части рассматриваются эти первостепенной важности вопросы. Вторая же часть – посвящена обзору различных конкретных методов, при этом главная цель – их сопоставление, чтобы аспирант мог в начале своего пути обоснованно планировать свою работу, понимая особенности, сложности, преимущества, требуемые затраты при выборе того или иного метода.

Первая, методологическая часть курса, значительно объемнее. Вторая часть представляет собой более краткий, конспективный обзор, поскольку по каждой теме есть уже опубликованное свое полноценное пособие, достаточно полно ее раскрывающее.

Данное пособие призвано помочь в самостоятельной работе по проблематике курса, поскольку именно осмысленная самостоятельная работа является залогом глубокого и критичного освоения содержания.

Пособие открывается краткой аннотацией к курсу, учебно-тематическим планом, характеристикой ожидаемых результатов.

Завершает пособие список рекомендуемой литературы, к которому может обратиться исследователь, если пособие побудило его более глубоко познакомиться с тем или иным аспектом.

Курс «Методы педагогического исследования предназначен аспирантам 1-2 годов учебы и соискателям, приступающим к работе над диссертационным исследованием в области педагогики.

В целом курс направлен на:

- осознание особенностей педагогического исследования;

- освоение ключевых понятий, связанных с педагогическим исследованием;

- освоение основных методов педагогического исследования;

- знакомство с конкретными методиками педагогических исследований.

Основные задачи курса:

- формирование и отработка умений анализа проблемных педагогических ситуаций, постановки проблем, анализа понятий, выдвижения гипотез, анализа данных;

- сравнительный анализ количественного и качественного подходов в педагогических исследованиях; рефлексия исследователя в вопросе выбора методов в своем исследовании;

- обзор частных методов и методик педагогических исследований;

- осознание необходимости использования статистических методов при обработке количественных данных;

- отработка умений анализа результатов эмпирических исследований, входящих в диссертационное исследование.

Особенностью курсовой подготовки аспирантов является постоянная рефлексия предлагаемого содержания по отношению к собственному диссертационному исследованию и самостоятельная работа, связанная с включением освоенных подходов и методов в работу над диссертацией. Форма аттестации по курсу – зачет. Для получения зачета аспирант должен представить в зависимости от стадии своего исследования краткую письменную работу, частично представляющую программу эмпирического исследования для собственной диссертации, например:

- рабочие гипотезы исследования и обоснование методов для их проверки;

- общее планирование экспериментальной части своего исследования;

- перечень основных понятий своего исследования, их рабочие и операциональные определения;

- обоснование выбора конкретных методик для своего исследования;

- представление собственного разработанного инструментария (анкеты, планы интервью, наблюдений и т.д.).

Курс является отдельным законченным модулем, входящим в общую программу подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского минимума и собственно к проведению и написанию диссертационного исследования.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

образовательной программы повышения квалификации

«Методы педагогического исследования»

Цель: овладение слушателями основными концептуальными схемами проведения научного исследования и осознание возможностей и ограничений различных частных методов педагогического исследования

Категория слушателей: аспиранты и соискатели, приступающие к работе над диссертационным исследованием в области педагогики (любой специальности)

Срок обучения: 36 часов; 1 раз в неделю (либо 1 раз в 2 недели)

Режим занятий: по 4 часа в день

№ пп Наименование разделов и дисциплин Всего часов В том числе Форма контроля
Лекции Практика Самостоя-тельная работа
  Методы исследования в педагогике: общие проблемы         Зачет (представлена методологическая часть программы исследования)
  Конкретные методы и методики педагогического исследования         Зачет (представлено обоснование выбора методов и методик исследования)
Итого            

Учебно-тематический план

 

Название темы Всего часов Лекции Практика Самост. работа
  Соотношение методологии, метода и методики в педагогическом исследовании. Методы естественных и гуманитарных наук. Качественные и количественные методы.        
  Проблема как начальный этап исследования. Цель и задачи исследования. Объект и предмет исследования. Понятие программы исследования        
  Формулировка, уточнение и интерпретация понятий, их роль в исследовательской деятельности. Процедура операционализации понятий.        
  Роль и место гипотезы в социально-педагогическом исследовании. Методы и этапы педагогического исследования: общая характеристика.        
  Понятие социально-педагогического эксперимента. Типы экспериментов. Корреляционные исследования.        
  Специфика количественных исследований. Проблема выборки. Уровни измерения. Ошибки измерения. Валидность и надежность данных. Методы сбора и обработки данных исследования.        
  Метод опроса, типы опросов. Характеристики и роль анкетных опросов в социально-педагогических исследованиях        
  Интервью, его виды и особенности. Метод наблюдения в педагогическом исследовании.        
  Контент-анализ в педагогическом исследовании.        
  Всего часов        
  Итоговый контроль – зачет (портфолио)        

Учебный план демонстрирует, что наибольшее внимание в курсе уделяется общим, методологическим аспектам исследования, поскольку именно с ними связаны самые большие затруднения молодых исследователей; частные конкретные методы рассматриваются обзорно, тем более, что каждому из них было уже посвящено соответствующее учебное пособие.

Мы настоятельно рекомендуем читающему по мере освоения курса формировать портфолио, которое, являясь отражением пройденных тем, в то же время преломляет их сообразно его исследовательской проблематике, и таким образом становится не столько тематическим учебным портфолио, сколько прообразом плана собственной исследовательской работы (а в будущем, возможно, и прообразом автореферата диссертации).

Структура портфолио соответствует учебно-тематическому плану. Сколько тем в курсе – столько «листов» в портфолио. Формировать его можно в электронном виде или писать от руки – кому как удобнее. Главное, чтобы при освоении каждой темы читатели записали собственные выводы или размышления, имеющие отношение к их работе.

Ниже приведены «опорные вопросы» по каждой из 9-ти тем, чтобы можно было «охватить единым взором» будущий портфолио. По ходу изложения материала, естественно, мы будем давать вопросы и задания в каждом параграфе.

Структура портфолио.

1. Тема Вашей работы.

Напишите варианты названий – тем Вашего исследования. Как Вы видите свое исследование: как гуманитарное, эмпирическое, естественнонаучное, практическое? Какие методы Вы хотите использовать и почему? На каких теоретических идеях базируется исследование (что Вы принимаете как аксиомы)? Какие видные ученые занимались проблематикой, близкой к Вашей?

Требуется ли для Вашего исследования междисциплинарный подход, системный подход, сравнительно-исторический и т.д.

2. От проблемы исследования к задачам.

Проблемная ситуация Вашего исследования. Основные проблемы, которые Вы хотите разрешить. Предметный и гносеологический аспекты проблемы. Как обосновать, что проблема актуальна. Формулировка проблемы с использованием понятия «противоречие». Объект и предмет Вашего исследования. Центральный вопрос и цель исследования. Задачи исследования.

3. Операционализация понятий

Ключевые понятия исследования и их определения. Какие из них требуют операционализации? Для чего это нужно? Проведите операционализацию определения для одного из понятий, попробуйте представить в виде схемы. Как соотносится Ваша схема с объектом, предметом Вашего исследования? По каким ключевым словам Вы будете искать литературу для уточнения своей темы, гипотезы и пр.?

4. Идея и гипотезы

Опишите кратко свою собственную идею решения проблемы. В чем Вы видите новизну своей работы? Каковы рабочие гипотезы Вашего исследования? Каким образом Вы думаете обосновать и проверить гипотезы?

5. Метод эксперимента

Представьте наметки плана экспериментальной проверки Вашей гипотезы. Будет ли у Вас констатирующий эксперимент? Если да, то в чем он будет заключаться? Будут ли в Вашем исследовании проверяющий и преобразующий эксперименты? Опишите их очень кратко: есть ли экспериментальная и контрольная выборка, будет ли проверка в динамике («до» - «после»), что (какие показатели) Вы собираетесь сравнивать и с чем.

6. Планирование эксперимента и обработки данных.

На какой выборке Вы собираетесь проводить эксперимент? (Какие ОУ, какие субъекты образовательного процесса, сколько, какое время потребует эксперимент и т.п.). Как Вы думаете собирать и обрабатывать данные (вручную, на компьютере, с использованием каких программ, с помощью специалистов и т.п.)

7. Выбор конкретных методов эмпирических исследований: анкетирование.

Будет ли в Вашем исследовании использоваться анкетный опрос? Если да, то каковы его цели? Есть ли готовые анкеты, подходящие для них? Если нет, то разработайте примерную схему анкеты: из каких тематических блоков она будет состоять? Кому адресована? Набросайте примерный перечень вопросов анкеты. Подумайте, какие вопросы стоит оставить открытыми.

8. Выбор конкретных методов эмпирических исследований: наблюдение, интервью.

Будете ли Вы использовать в Вашем исследовании а) метода наблюдения; б) метода интервью. Разработайте (на выбор) карточку наблюдения или план проведения интервью по своей теме.

9. Выбор конкретных методов эмпирических исследований: контент-анализ, психологические методики тестирования.

Будет ли в Вашем исследовании использоваться контент-анализ? Какие документы Вы собираетесь обрабатывать, составьте план и концептуальную схему контент-анализа. Какие еще методы и конкретные методики Вы можете использовать? Перечислите.

10. Итоги эмпирического исследования.

Как Вы представляете себе обработку данных? Сформулируйте вопросы, на которые хотели бы получить ответ. В каком виде Вы представляете себе результаты Вашего эмпирического исследования?

Итог портфолио.

Составьте проект Программы собственного исследования. Напишите обоснование выбора методов своего исследования. Составьте план экспериментального исследования. Напишите проект методологической части автореферата своего диссертационного исследования.

 

В настоящем пособии вопросы и задания будут приводиться в заключении каждого параграфа, а также иногда и внутри параграфов, показывая направления самостоятельных размышлений.


Аналитико-экспериментальный

Имеем право работать в нем, если есть данные для постановки объяснительных гипотез. Цель – выявление функциональных или причинных взаимосвязей.

Доказательность будет обеспечена, если можем спланировать достаточно корректный и масштабный эксперимент, провести корректную математическую обработку данных.

План повторно-сравнительных исследований

Используется для выявления тенденций и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале.

Задания и вопросы.

1. По приведенным текстам описания проблемной ситуации сформулировать проблему (проблемы), используя по возможности термин «противоречие».

(тексты взяты из пособия А.С.Сиденко, Т.Г.Новиковой «Эксперимент в образовании». - М., 2002. С. 21 и С. 28).

 

Ситуация 1.

Дети, пришедшие ко мне в этом году после 7-го класса, к сожалению, не умеют говорить, выражать свои мысли, имеют плохую память. На уроках по моему предмету очень много терминов, новых для них слов.

Первое время приходилось придумывать простые слова, которые похожи на этот предмет и которые детям хорошо знакомы. Они так лучше запоминают. Например, основной частью рычажных весов является сдвоенный равноплечный рычаг. Я заменяла этот термин на слово «коромысло», с помощью которого в деревне носят воду.

Постепенно ассоциации стали накапливаться. Потом ребятам стала давать задания подобрать, придумать ассоциации на наиболее значимые темы и понятия курса. Теперь их у меня целый банк. Разработала методику работы с ассоциациями. Ребята с помощью них стали лучше запоминать, более аргументированно говорить. Я решила исследовать, действительно ли такой подход дает положительный результат на других уроках курса, в других классах».

Ситуация 2.

«Десятилетия педагогического труда в начальной школе заставляют меня убеждаться в простой и непреложной истине: ребенок, отправляясь в школу, хочет хорошо учиться. У каждого человека есть свой первый учитель, и, как сказал Я.Коменский, все человечество проходит через первый класс. А перед учителем стоит труднейшая задача – поддержать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, не потушить искорку огня, заменив его равнодушным молчанием.

Все педагогические поиски превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. А желание учиться не пропадает только при одном условии – когда есть успехи в учебе. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение. В начале успеха – уверенность ребенка в том, что он его достигнет. Успех рождает вдохновение. Традиционная школа не может этого обеспечить. В этом состоит проблемная педагогическая ситуация».

2. Проанализируйте приведенные ниже формулировки противоречий и ответьте на вопросы:

чем собирается заниматься исследователь? Каково направление его поисков?

в чем может заключаться проблемная ситуация, выраженная данным противоречием?

как бы Вы иначе переформулировали каждое из противоречий?

 

Примеры формулировок проблем в терминах противоречий:

 

1) «противоречие между необходимостью достоверного тестирования профессиональных склонностей и задатков подростков и отсутствием соответствующего научно обоснованного аппарата»

2) «противоречие между необходимостью использования учителем активных методов обучения и неразработанностью методик обучения, основывающихся на активизации учебной деятельностью ученика»

3) «противоречие между общественной потребностью в осуществлении более ранней профессиональной ориентации учащихся и неразработанностью содержания и механизма ее осуществления в школе»

4) «противоречие между потребностями старшеклассников в допрофессиональной подготовке в области профессий, связанных с использованием компьютерных технологий, и невозможностью общеобразовательной школы в полной мере удовлетворить эту потребность».

3. Проанализируйте приведенные ниже примеры некоторых формулировок тем, объектов и предметов исследования. Как Вы считаете, насколько согласованы и удачны формулировки?

Тема: «Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютерам (диссертация Т.К. Смыковской); объект исследования: «учебно-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие творчества учащихся», предмет исследования: «развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера».
Тема: «Развитие познавательного интереса слабо успевающих учащихся на занятиях по физике» (диссертация М.Е. Волкова); объект исследования: «процесс формирования познавательного интереса учащихся при обучении физике»; его предмет - «нетрадиционные формы и методы обучения физике, направленные на формирование познавательного интереса слабоуспевающих учащихся»;
Тема: «Ретроспективный анализ как метод прогностических исследований в педагогике» (диссертация С.П. Пимчева); объект исследования: «метод ретроспективного анализа в педагогике»; предмет: «теоретико-методологические основания и практическая значимость метода ретроспективного анализа в прогностических исследованиях по педагогике».

4. Опишите проблемную ситуацию своего исследования и выделите основную проблему. Укажите предметный и гносеологический аспекты проблемы. Приведите формулировки основных противоречий, на разрешение который направлено Ваше исследование. Выделите объект и предмет своего исследования. Сформулируйте центральный вопрос и цель исследования. Какие задачи необходимо решить для достижения поставленной цели?

 


Операция деления понятия

Деление понятия – это логическая операция, которая раскрывает его объём. Деление понятия состоит из трёх частей: делимое понятие, результаты деления, основание деления (признак, по которому производится деление).

· Делимое понятие — понятие, в объеме которого необходимо выделить новые понятия.

· Основание деления — признак, по которому будет производиться деление.

· Члены деления — понятия, полученные в результате деления.

Решаемая проблема

 
 


Построение гипотезы:

(Первичные или рабочие гипотезы - исследуемая область еще мало изучена, определение направления сбора материала, классификации фактов)

 
 


Ознакомление с теорией, историей вопроса, с научными работами в данной и смежных областях: А: по литературным источникам:   1. научная литература 2. документация     Б: по непосредственным контактам:   1. с др. учеными 2. с коллегами, учреждениями Изучение практического опыта школ и учителей, констатация ситуации по собственным данным: А: Методы эмпирического исследования: 1. непосред. наблюдение 2. беседа, интервью 3. анкетирование 4. тестирование, др. псих. методы (социометрия и т.п.) 5. изучение работ учеников 6. изучение школьн.документации   Б: методы обработки данных (стат., мат.)

Скорректированные гипотезы

(выделяется основная гипотеза исследования – реальная или научная гипотеза)


Проверка гипотезы:

Оформление результатов исследования (отчеты, статьи, фильмы и т.п.)

Рис.6Рис.6. Основные этапы исследования

Гипотеза – от hypothesis – предположение о характере и формах связи исследуемых явлений, о причинах, обусловливающих явление. Гипотеза – предположение, истинность которого не очевидна.

Гипотеза возникает на основе известных знаний, фактов, но выходит за их пределы, поэтому она является инструментом движения познания. В ней соединяется известное знание с новым, с тем, что мы ищем, она определяет направление поиска.

Поэтому гипотеза – один из общих методов научного исследования. Первичная гипотеза появляется вместе с идеей исследования. Может возникнуть несколько гипотез.

Свойства гипотезы:

· неопределенность истинного значения

· направленность на раскрытие сущности изучаемого явления

· выдвижение предположения о результатах решения проблемы

· проверяемость (фактами опыта)

· облекается в форму словесного умозаключения

Эти свойства – критерии проверки, действительно ли мы сформулировали гипотезу.

Условия, которым должна удовлетворять научная гипотеза (по В.И.Загвязинскому):

· должна соответствовать уже имеющимся проверенным научным фактам, объяснять их;

· должна либо не противоречить существующим теориям или законам, либо должна быть более общей, чтобы существующие теории были ее частным случаем;

· научный характер гипотезы – ее экспериментальная и практическая проверяемость;

· приложимость к большому кругу явлений;

· возможная простота.

Гипотезы можно классифицировать по следующим основаниям:

- форма

- уровень

- содержание

- характер

- механизм формирования

- логическая структура

Форма гипотезы может быть разной. Классической является форма «Если…,то….,так как…..». Объясняющая часть (так как …) характерна для теоретического уровня исследований. Чаще в педагогических исследованиях гипотеза формулируется просто «если…, то…».

Уровень – соответствует уровню исследования – эмпирическому или теоретическому.

В исследовании эмпирического уровня как правило строятся гипотезы о связях между педагогическими воздействиями, содержанием, формой, организационными условиями и результатами обучения или воспитания.

В исследованиях теоретического уровня –выдвигаются предположения о внутренних закономерностях учебно-воспитательного процесса, о механизмах каких-либо исследуемых связей.

Содержание – соответствует делению гипотез на информационные и инструментальные. Иными словами, гипотеза может быть:

- информационно-описательного характера (отвечать на вопросы: Какой? Каков? Как? Что будет, если сделаем так-то? – чаще всего, такая гипотеза выражает предположение о результатах эмпирического исследования объекта)

- инструментального характера (выдвигаются предположения о системе мер, условий, управляющих воздействий, обеспечивающих достижение цели).

По характеру гипотеза может быть революционизирующей (выдвижение какого-то принципиально нового положения) или модификацией известных закономерностей (перенос, распространение, сужение с одних областей знания на другие).

По механизму формирования гипотезы делятся на:

– простые:

- индуктивные (на основе опыта, фактов делается обобщающее заключение относительно группы явлений, подобных изучаемому)

- дедуктивные (из общего теоретического положения разрабатывается ряд вытекающих из него частных предположений)

- сложные (индуктивно-дедуктивные)

По логической структуре гипотезы бывают:

- линейные – выдвигается и проверяется 1 предположение

- разветвленные – необходима проверка нескольких предположений.

Формирование гипотезы в сознании исследователя — сложный и пока еще мало изученный процесс.

В психологическом плане здесь наряду со способностями к конструированию и переконструированию знаний, мысленному моделированию значительную роль играют проблемное, ассоциативное мышление, интуиция.

В логическом плане происходит движение от анализа научных фактов, необъясняемых имеющейся теорией, к ведущей идее преобразования и новому замыслу, которые затем развертываются в гипотезу (рис.7.).

Гипотеза подтверждается или отвергается в ходе ее проверки:

- теорией,

- наблюдениями,

- экспериментом,

- практикой.

 

       
 
1. Исходный факт (актуальное состояние объекта)
 
2. Искомый факт (желаемое, требуемое состояние объекта)

 

 

                     
   
   
 
 
   
Гипотеза и ее проверка (мысленная реализация замысла и реальный эксперимент)
 
Основные теоретические положения (концептуальная платформа)
 
 
   
     
 
   
 
Идея перехода от 1 к 2: - собственная, оригинальная или - заимствованная
 
     
Замысел преобразования (идея + средства ее осуществления)
 
 

 


Рис.7. Логика «движения» для решения проблемы исследования

 

Если гипотеза подтверждается, то она становится научным фактом или научной теорией. Обычно в педагогических исследованиях для подтверждения гипотезы проводится специальное экспериментальное исследование.

Формулировки гипотез во многих кандидатских диссертациях на сегодняшний день оставляют желать лучшего. Как уже говорилось, гипотеза – то предположение, истинность которого не очевидна, т.е. требует доказательства. К сожалению, во многих диссертациях «гипотезы» носят совершенно очевидный характер, и, если в них вычленить суть, звучать они будут примерно так: «если хорошо учить, воспитывать, то и результаты обучения, воспитания будут хорошими».

Целесообразно привести примеры некоторых неудачных гипотез (тексты взяты из пособия А.М.Новикова).

Гипотеза: «Эффективность подготовки учащихся педагогического училища к работе по развитию ученического самоуправления младших школьников зависит от:

- развития самоуправления в коллективе учащихся педагогического училища;

- целенаправленного осуществления данной подготовки на протяжении всего периода обучения;

- содержательных изменений программного материала психолого-педагогических дисциплин через насыщение его соответствующими сведениями;

- методики подготовки учащихся к развитию ученического самоуправления, основывающейся на систематическом и поэтапном ее осуществлении».

Представленные «гипотетические» положения достаточно очевидны, кажется, что любой опытный учитель или методист, если бы ему задали вопрос: «что надо сделать, чтобы в педучилище будущие учителя начальных классов были лучше подготовлены к осуществлению ученического самоуправления в школе», назвали бы те же самые положения, а возможно и еще какие-то дополнительные.

Гипотеза: «Соединение обучения с производительным трудом выступает важным средством воспитания социальной активности старшеклассников, если:

- осуществляется связь теоретических знаний с производительным трудом;

- в процессе производительного труда обогащается социальный опыт учащихся;

- педагогически целенаправленно строятся отношения старшеклассников к результатам труда, к окружающей природной среде;

- в процессе трудовой деятельности раскрываются научные основы техники и технологии современного производства».

Приведенные утверждения носят очевидный характер, против них вряд ли кто-то может возразить, в них нет проблемности. Эти положения носят слишком общий характер; проблемность, неочевидность появилась бы, возможно, если бы автор попробовал сформулировать более конкретно – как, каким содержанием, формами, методами, средствами обучения, организацией всего этого достичь.

Достаточно часто гипотезы диссертационных исследований формулируются в логике «Цель будет достигнута, если будут решены следующие задачи:…», где в качестве задач называются общие задачи исследования, и никак не указываются идеи, направления, способы решения этих задач. Такие гипотезы можно назвать формальными, «пустыми» по сути, и такие формулировки нельзя признать правильными. Приведем пример.

Гипотеза: «Реализация взаимосвязи общего и профессионального образования в деятельности преподавателей может осуществляться успешно, если:

- раскрыть содержание методических затруднений преподавателей при реализации взаимосвязи;

- установить доминирующие причины их появления;

- определить меры, позволяющие предупредить и преодолеть выявленные методические затруднения в деятельности преподавателей».

Как видим, здесь формулируются лишь отдельные задачи (этапы) исследования, причем чисто в процессуальном, а не в содержательном аспекте, поэтому такая формулировка неудачна.

Понятно, что подобные формулировки появляются в начале исследования, когда у исследователя есть некий логический план достижения цели, но еще нет содержательный идей и гипотез. В таком случае, надо данные формулировки использовать «для себя», поскольку они показывают логику этапов исследования. Однако в формулировку гипотезы нужно включать сущностные предположения, в рассмотренном случае, это предположения о содержании методических затруднений (в чем они?), о доминирующих причинах их появления (каковы эти причины?) и о мерах предупреждения и преодоления затруднений (каковы эти меры?).

Задания и вопросы.

1. По описанию гипотезы предложите свою трактовку проблемы, противоречия, цели, объекта и предмета исследования. Каковы ключевые понятия исследования? По каким критериям автор предположительно может судить о том, что гипотеза подтверждается?

 

«Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности будет достигнута, если:

- выявлены запросы учителей-экспериментаторов и на этой основе обеспечивается поэтапное приобретение ими специфических, профессионально значимых качеств, актуальных для экспериментальной деятельности, в том числе и через систему дополнительного профессионального образования;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.1.130 (0.15 с.)