Выдержки из карточки наблюдения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выдержки из карточки наблюдения



 

«Шапка»:

 

Дата_______ Время_____ ОУ________ Класс________

Преподаватель_______________

Тема урока________________

Цель урока__________________

 

Цель наблюдения______________________

Кем проводится наблюдение_________________________

 

 

 

Наблюдения над классом в целом:

 

1)

Время, мин. Деятельность учащихся Анализ, оценка деятельности Выводы
1 – 10      
11-20      
     

 

 

2)

Время Действия учителя Действия учащихся Примечания, выводы
       
       
       

 

 

3)

Признак –1 (количество раз за урок) Признак-2 (есть/нет) Признак-3 (количество учеников,…) Признак – 4 (субъективная оценка) Примечания
  Есть   Слабо  

 

 

 

Наблюдение за конкретными учениками:

4)

Ученики Признак-1 (колич-во раз) Признак-2 (есть/нет) Признак-3 (оценка) Примечания
Анисимов   Нет Умеренно  
Борисов   Есть Сильно  
Сергеева   Нет Слабо  

 

 

Наблюдения могут производиться как над классом в целом, так и над отдельными учениками. Для каких-то признаков может быть разработана кодировка, какие-то могут описываться в свободной форме. Все определяет исследователь, учитывая, однако, те рекомендации по шкалированию. Которые были даны в предыдущем параграфе.

Сильные стороны метода наблюдения:

1) Потенциально огромная информационная емкость

2) Возможность не только зафиксировать факты, но и эмоционально прочувствовать изучаемую ситуацию.

3) Возможность некоторых количественных оценок

4) Возможность по ходу наблюдений случайно отметить уникальные события, которые могут оказаться весьма важными.

5) Гибкость метода – в случае, когда исследователь видит, что его схема плохо работает, он может ее изменить, дополнить, «пойти в сторону».

Слабые стороны:

1) Как правило, очень высокая трудоемкость метода

2) В большинстве случаев – невысокая точность полученных данных

3) Опасность субъективности, небеспристрастности (в пользу своей гипотезы)

4) Может быть и неоправданное вмешательство в естественный процесс постороннего наблюдателя.

Тем, кто хочет более детально ознакомится с методом наблюдения, рекомендую обратиться к пособию С.Г.Вершловского.

Задания и вопросы.

1. Сопоставьте методы анкетирования и интервьюирования по различным основаниям. В каких исследовательских ситуациях предпочтение отдается анкете, в каких – интервью? В чем преимущества и ограничения применения каждого из методов, в частности, для педагогических исследований.

 

2. Составьте примерный план полуструктурированного интервью (максимум на 15 минут по времени) по одной из перечисленных тем:

А) Интервью учителей:

· Что в наибольшей степени влияет на профессиональный рост учителя?

· Как интернет влияет на качество образования школьников?

· «Идеальный портрет» школы, в которой Вам бы хотелось работать

· Каким будет учитель через 20 лет?

Б) Интервью родит елей:

· Чем отличается школа, в которой Вы учились, от школы, где учатся Ваши дети?

· Нужны ли специальные школы для больных, инвалидов, мигрантов и т.д. или лучше, чтобы все учились вместе?

· Хотели бы Вы реально участвовать в управлении школой? Что такое социальное партнерство со школой?

· Должна ли школа заниматься воспитанием и в каких пределах (религия, мораль, нормы поведения?)

 

3. Разработать план и протокол наблюдений для исследования по одной из перечисленных ниже тем:

А) Интерес к учебной деятельности на уроке

Б) «Минута смеха – год здоровья»: положительные эмоции на уроке

В) «Движение – жизнь»: подвижные и неподвижные формы отдыха учащихся на переменах.

Г) «Вся жизнь – театр»: приемы актерского мастерства при устном ответе ученика

Попробуйте ответить на вопросы: кого, когда, как долго, мы будем наблюдать?

Что, какие признаки мы будем фиксировать?

Как мы их будем фиксировать?

Кто будет наблюдателем?

 

4. Если бы Вам надо было проводить исследование по следующим проблемам:

· Отношение в детском коллективе к детям-мигрантам

· Как научить детей решать конфликты без кулаков

· Как влияет оценка на настроение

· Школьный жаргон и использование «ненормативной лексики»

то какой бы метод эмпирического исследования Вы бы предпочли? Обоснуйте свое мнение.

 

5. Каковы сильные и слабые стороны метода наблюдений. Как можно повысить надежность результатов наблюдений?

 

6. Обоснуйте возможность использования в своем исследовании а) метода наблюдения; б) метода интервью. Сравните методы по трудоемкости, надежности получаемых данных. Какой из методов более подходит для Вашего исследования? Разработайте (на выбор) карточку наблюдения или план проведения интервью по своей теме.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.006 с.)