Использование контент-анализа как вспомогательного средства совместно с другими методами исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование контент-анализа как вспомогательного средства совместно с другими методами исследования.



Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп.

Например, в рамках исследования выпускников петербургских школ в анкеты наряду с многочисленными закрытыми вопросами о школе, учителях, жизненных планах выпускников, всегда включаются несколько вопросов открытого типа. Так, в одном исследовании учащихся просили в свободной форме описать: 1) самые главные положительные черты своей школы и 2) самые главные отрицательные черты своей школы.

Было проанализировано около 800 анкет, текстовые ответы учащихся обрабатывались с помощью заранее разработанного исследователем классификатора, где были предусмотрены достаточно крупные позиции:

1) ответа нет

2) акцентируется сфера взаимодействия учащихся со сверстниками

3) акцентируется сфера взаимодействия учащихся с учителями

4) акцентируется какой-либо аспект учебного процесса, его организации

5) ответ указывает на общую атмосферу школьной жизни

Практически это означало, что открытый вопрос преобразовывался в закрытый с приведенными вариантами ответа, преобразование осуществлялось исследователем-кодировщиком. Затем полученный закрытый вопрос обрабатывался стандартным образом наряду с другими вопросами анкеты. Собственно процедура контент-анализа в данном случае заключалась в разработке классификационной схемы, кодировочной таблицы и заполнении таблицы на основании отнесения каждого высказывания в анкете к той или иной графе таблицы.

Иногда на небольшой выборке при обработке открытого вопроса анкеты проводится вручную контент-анализ, который строится по следующей схеме:

1. Берется первая по счету анкета и ответ на вопрос переформулируется исследователем в «плотном» виде, т.е. в виде короткого сжатого текста, который записывается на листе как первый пункт будущей классификации; против этого пункта ставится отметка (например, «галочка» или номер анкеты).

2. Берется следующая анкета; если ответ по смыслу совпадает с предыдущим, то на листе против первого пункта классификационной схемы ставится новая отметка. Если ответ этого респондента существенно отличается, то на листе выписывается новый пункт классификационной схемы.

3. Для третьей анкеты ответ сравнивается с уже имеющимися пунктами классификационной схемы. Таким образом, процесс повторяется для всех последующих анкет. В результате к концу обработки имеется классификация, которая затем просматривается повторно, при этом пункты схемы сортируются в соответствии с частотой их упоминания. На последнем этапе происходит укрупнение классификационной схемы путем объединения близких по смыслу пунктов.

Подобный метод иногда называют методом «снежного кома».

За исключением полностью компьютеризованных контент-аналитических процедур (которые в педагогических исследованиях пока используются редко), контент-анализ целиком опирается на субъективные суждения исследователей-кодировщиков о содержании сообщений.

Для повышения объективности и точности необходимо строгое описание процедуры фиксации единиц счета и их отнесения к соответствующим категориям и смысловым единицам анализа.

Сильные стороны метода

1) возможность проанализировать очень большие объемы информации (особенно при применении компьютерных программ анализа электронных источников) и получить некоторые количественные оценки;

2) возможность автоматического проведения «контекстного анализа» без заранее определенной исследователем схемы отнесения слов и сообщений к какому-либо классу;

3) возможность при ручной обработке параллельно с подсчетом проводить качественный анализ, интерпретацию текста в целом.

Слабые стороны:

1) в случае ручной обработки – очень высокая трудоемкость;

2) определенная неточность (размытые смыслы, произвольность, субъективность трактовок и т.п.).

3) важность учета многих факторов: подлинность, авторство, свобода выбора требуемых документов и т.д., а также тщательной разработки всех классификаторов, кодировок, инструкций.

 

Тем, кто заинтересовался данным методом, мы советуем обратиться к пособию «Контент-анализ в педагогическом исследовании».

Естественно, в педагогическом исследовании могут использоваться и другие методы, не рассматриваемые нами в данном пособии. Это, во-первых, методы педагогического тестирования для определения уровня предметных знаний. Данный класс методов представляет собой предмет отдельного рассмотрения, выходящего за рамки данного пособия. Кроме того, естественно, в педагогическом исследовании могут быть использованы при диагностике, проведении эксперимента различные специальные психологические методики: методики социометрии, определения темперамента, тревожности, склонностей, способностей и т.д. и т.п. Необходимо помнить, что если Вы берете психологическую методику, Вы должны ознакомиться с ее содержанием, особенностями применения по литературным данным, Вы должны быть уверены, что ее применение не требует специального психологического образования (в противном случае, Вы должны привлекать к использованию методики профессионального психолога).

В целом, Ваши выводы будут более обоснованными, если в исследовании будут применяться разные, дополняющие друг друга методы.

Вопросы и задания.

1. Представьте себе, что Вы дали выпускникам школы написать сочинения на следующие «вольные» темы:

1) «Что бы я сделал для системы образования района, если бы я был главой администрации...»

2) «Моя жизнь через 10 лет»

Для решения каких исследовательских задач могут быть адекватны такие задания? Попробуйте разработать схемы для контент-анализа сочинений: что и как Вы будете подсчитывать в этих сочинениях? С чем Вы сможете сравнить полученные числа?

Для «контроля» посмотрите, как проходила реальная обработка подобных сочинений, описанная в пособии «Контент-анализ в педагогическом исследовании».

2. Какую информацию для своего исследования можно обработать методом контент-анализа? Определите нужный Вам информационный источник, составьте проект бланка контент-анализа по своей тематике, а также перечень категорий анализа и входящих в них понятий, отдельных слов и т.д. Какую инструкцию бы Вы составили для кодировщика, который будет анализировать предоставленные Вами данные?

 

3. Какие еще методы и конкретные методики Вы можете использовать в своем исследовании? Перечислите и объясните для каждого метода: как Вы представляете себе обработку данных? На какие вопросы Вы хотели бы получить ответ, применив данный метод?

 


Заключение.

Вопросы простейших расчетов и статистической обработки данных на примере метода анкетирования достаточно подробно были описаны нами в пособии «Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании».

Позволим себе в заключении еще немного остановиться на вопросах обработки данных.

В большинстве педагогических исследований, как правило, необходимо установление достоверности различий между результатами (полученными путем анкетирования, тестирования, контент-анализа и т.д.) в контрольных и экспериментальных группах, а для этого необходимо применение методов математической статистики. Педагогов, как правило, не обучали статистике в вузе, поэтому нередко исследователи либо вообще не применяют статистических методов, либо заимствуют друг у друга используемые статистические критерии достоверности различий, не ориентируясь, какой критерий можно и нужно использовать в том или ином случае. Поэтому мы приведем некий «рецепт», какие статистические критерии следует использовать в зависимости от используемой при измерении шкалы.

1. Если использована шкала отношений или интервалов, если применяются точно и объективно измеряемые оценки, то исследователю надо оценить статистическую достоверность разности двух средних показателей (средние значения в экспериментальной и контрольной группе); для этого применяются t-критерий Стьюдента или F-критерий Фишера. При этом необходимо убедиться в том, что распределение близко к нормальному (распределению Гаусса). В этом можно убедиться, сопоставив значения среднего, моды и медианы. Если среднее, мода и медиана приблизительно совпадают, то распределение можно считать нормальным и можно применять указанные выше критерии.

Если нет уверенности в распределении данных по нормальному закону, применяется менее чувствительный критерий – «хи-квадрат».

2. Если была использована шкала порядка, то, строго говоря, могут быть использованы только непараметрические критерии: критерий знаков, критерий Уилкоксона—Мана—Унтни, Колмогорова—Смирнова и другие.

Соответствующие формулы и таблицы для оценки достоверности различий достаточно просты. Они приводятся во всех пособиях по математической статистике. Там же, также достаточно просто сформулированы правила, формулы вычисления среднего, моды и медианы распределения, дисперсии, о чем говорилось выше. Более того, сейчас широко распространены компьютерные программы — «Статистика», SPSS и др., которые выполняют эти вычисления автоматически — в них надо лишь ввести имеющиеся экспериментальные данные. Достаточно подробно и понятно на конкретных примерах вопросы выбора критерия и способов расчетов приведены в пособии Д.А. Новикова «Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи)».

Полученные количественные данные должны быть по возможности укрупнены и представлены наглядно. Следует иметь при этом в виду, что оформление таблиц, графиков, диаграмм и т.п. должно осуществляться по определенным правилам, стандартам.

После проведения эмпирических исследований их результаты должны быть подвергнуты тщательному анализу, интерпретации на основании соотнесения их с той теоретической концепцией, которую отстаивает автор исследования.

Самое сложное —сформулировать выводы проведенного исследования. Диссертанты часто опасаются того, что их результаты вроде бы слишком «мелки» и «незначительны». Поэтому они нередко пытаются свои конкретные результаты выразить в более общих формулировках, таких, которые по сути уже известны и не представляют новизны.

Но интерес и новизна педагогического исследования молодого ученого чаще всего как раз и заключаются в конкретике, в исследовании влияния какого-то своего конкретного «изобретения» на учебно-воспитательный процесс и его результаты.

В соответствии со схемой, приведенной в §4, на последнем этапе результаты исследования докладываются на семинарах, конференциях, публикуются в отчетах, статьях и т.п. Смысл этих действий не просто в распространении новых результатов, но – в обсуждениях, во время которых происходит «шлифовка» выводов, и, как правило – их уточнение, а иногда и изменение. Недаром сведения о докладах и публикациях вносятся в раздел автореферата «апробация». В ходе серии таких выступлений и публикаций исследователь уточняет свой методологический аппарат, ключевые понятия и определения, проверяет логику своих рассуждений, оттачивает свой научный язык и одновременно осваивает современные требования к научным публикациям.

 


Литература для тех, кто желает углубить свои знания.

1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. – СПб: «Издательство ДНК», 2000. — 528 с.

2. Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М., Издательство Магистр, 1996. - 272 с.

3. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с.

4. Введение в научное исследование по педагогике./Под ред. В.И.Журавлева. – М., 1988.

5. Вершловский С.Г. Метод наблюдения в педагогическом исследовании: Учебное пособие. Школа молодого исследователя. – СПб, 2011. – 60 с.

6. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании: Учебное пособие. Школа молодого исследователя. – СПб., 2005.

7. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Контент-анализ в педагогическом исследовании. Учебное пособие. – СПб., 2006.

8. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.

9. Давыдов В.В., Образцов И.И., Уман А.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. М., 2006.

10. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: КДУ, 2003, стр.112 – 160.

11. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования М., 2004.

12. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

13. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М. ACADEMIA, 2001.

14. Зыкова Н.Ю., Лапкова О.С., Хлоповских Ю.Г.. Методы математической обработки данных психолого-педагогического исследования.Учебное пособие для вузов. – Воронеж, 2008.

15. Зягузов Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Современные диссертационные исследования по педагогике. – М.:ИРПО, 2003.

16. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991.

17. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. – Самара, 1994.

18. Куликов Л.В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. - СПб, 1995.

19. Кун Т. Структура научных революций. – М.:Прогресс, 1975.

20. Майерс Д. Социальная психология /Пер.с англ. – СПб.: «Питер», 2000.

21. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К. Соколова. – М.: “Весь Мир”, 1997.

22. Михеев В.И. Методы теории измерения в педагогике: Учебное посо­бие. - М: Логос, 2003. - 64 с.

23. Новейший философский словарь /Под редакцией Грицанова А. А. – Минск: «Книжный дом», 2003.

24. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. –– 4-е изд. – М.: Издательство «Эгвес», 2003. – 104 с.

25. Новиков Д.А. «Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи)». М.: МЗ-Пресс, 2004. – 67 с.

26. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – М. – СПб: Питер, 2004.

27. С.И. Григорьев. Основы современной социологии. Изд. Алтайского гос. ун-та. 2001.

28. Саганенко Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования, часть 1. СПб., 2004.

29. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию.- М. «Добросвет», 1998.

30. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании: Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов.– М.: АПКиПРО, 2002.– 94 с.

31. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования / Пер. с чешск. - М., 1989.

32. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

33. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет», 2003.


[1] Ядов В. А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции //Социологические исследования. 1983. № 3. С. 50 - 62.

 

[2] Шалак В.И. Контент-анализ. История метода. http://www.vaal.ru/cont/content.php.

[3] Шалак В.И. Контент-анализ. История метода. http://www.vaal.ru/cont/content.php

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.025 с.)