Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование контент-анализа как вспомогательного средства совместно с другими методами исследования.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Например, в рамках исследования выпускников петербургских школ в анкеты наряду с многочисленными закрытыми вопросами о школе, учителях, жизненных планах выпускников, всегда включаются несколько вопросов открытого типа. Так, в одном исследовании учащихся просили в свободной форме описать: 1) самые главные положительные черты своей школы и 2) самые главные отрицательные черты своей школы. Было проанализировано около 800 анкет, текстовые ответы учащихся обрабатывались с помощью заранее разработанного исследователем классификатора, где были предусмотрены достаточно крупные позиции: 1) ответа нет 2) акцентируется сфера взаимодействия учащихся со сверстниками 3) акцентируется сфера взаимодействия учащихся с учителями 4) акцентируется какой-либо аспект учебного процесса, его организации 5) ответ указывает на общую атмосферу школьной жизни Практически это означало, что открытый вопрос преобразовывался в закрытый с приведенными вариантами ответа, преобразование осуществлялось исследователем-кодировщиком. Затем полученный закрытый вопрос обрабатывался стандартным образом наряду с другими вопросами анкеты. Собственно процедура контент-анализа в данном случае заключалась в разработке классификационной схемы, кодировочной таблицы и заполнении таблицы на основании отнесения каждого высказывания в анкете к той или иной графе таблицы. Иногда на небольшой выборке при обработке открытого вопроса анкеты проводится вручную контент-анализ, который строится по следующей схеме: 1. Берется первая по счету анкета и ответ на вопрос переформулируется исследователем в «плотном» виде, т.е. в виде короткого сжатого текста, который записывается на листе как первый пункт будущей классификации; против этого пункта ставится отметка (например, «галочка» или номер анкеты). 2. Берется следующая анкета; если ответ по смыслу совпадает с предыдущим, то на листе против первого пункта классификационной схемы ставится новая отметка. Если ответ этого респондента существенно отличается, то на листе выписывается новый пункт классификационной схемы. 3. Для третьей анкеты ответ сравнивается с уже имеющимися пунктами классификационной схемы. Таким образом, процесс повторяется для всех последующих анкет. В результате к концу обработки имеется классификация, которая затем просматривается повторно, при этом пункты схемы сортируются в соответствии с частотой их упоминания. На последнем этапе происходит укрупнение классификационной схемы путем объединения близких по смыслу пунктов. Подобный метод иногда называют методом «снежного кома». За исключением полностью компьютеризованных контент-аналитических процедур (которые в педагогических исследованиях пока используются редко), контент-анализ целиком опирается на субъективные суждения исследователей-кодировщиков о содержании сообщений. Для повышения объективности и точности необходимо строгое описание процедуры фиксации единиц счета и их отнесения к соответствующим категориям и смысловым единицам анализа. Сильные стороны метода 1) возможность проанализировать очень большие объемы информации (особенно при применении компьютерных программ анализа электронных источников) и получить некоторые количественные оценки; 2) возможность автоматического проведения «контекстного анализа» без заранее определенной исследователем схемы отнесения слов и сообщений к какому-либо классу; 3) возможность при ручной обработке параллельно с подсчетом проводить качественный анализ, интерпретацию текста в целом. Слабые стороны: 1) в случае ручной обработки – очень высокая трудоемкость; 2) определенная неточность (размытые смыслы, произвольность, субъективность трактовок и т.п.). 3) важность учета многих факторов: подлинность, авторство, свобода выбора требуемых документов и т.д., а также тщательной разработки всех классификаторов, кодировок, инструкций.
Тем, кто заинтересовался данным методом, мы советуем обратиться к пособию «Контент-анализ в педагогическом исследовании». Естественно, в педагогическом исследовании могут использоваться и другие методы, не рассматриваемые нами в данном пособии. Это, во-первых, методы педагогического тестирования для определения уровня предметных знаний. Данный класс методов представляет собой предмет отдельного рассмотрения, выходящего за рамки данного пособия. Кроме того, естественно, в педагогическом исследовании могут быть использованы при диагностике, проведении эксперимента различные специальные психологические методики: методики социометрии, определения темперамента, тревожности, склонностей, способностей и т.д. и т.п. Необходимо помнить, что если Вы берете психологическую методику, Вы должны ознакомиться с ее содержанием, особенностями применения по литературным данным, Вы должны быть уверены, что ее применение не требует специального психологического образования (в противном случае, Вы должны привлекать к использованию методики профессионального психолога). В целом, Ваши выводы будут более обоснованными, если в исследовании будут применяться разные, дополняющие друг друга методы. Вопросы и задания. 1. Представьте себе, что Вы дали выпускникам школы написать сочинения на следующие «вольные» темы: 1) «Что бы я сделал для системы образования района, если бы я был главой администрации...» 2) «Моя жизнь через 10 лет» Для решения каких исследовательских задач могут быть адекватны такие задания? Попробуйте разработать схемы для контент-анализа сочинений: что и как Вы будете подсчитывать в этих сочинениях? С чем Вы сможете сравнить полученные числа? Для «контроля» посмотрите, как проходила реальная обработка подобных сочинений, описанная в пособии «Контент-анализ в педагогическом исследовании». 2. Какую информацию для своего исследования можно обработать методом контент-анализа? Определите нужный Вам информационный источник, составьте проект бланка контент-анализа по своей тематике, а также перечень категорий анализа и входящих в них понятий, отдельных слов и т.д. Какую инструкцию бы Вы составили для кодировщика, который будет анализировать предоставленные Вами данные?
3. Какие еще методы и конкретные методики Вы можете использовать в своем исследовании? Перечислите и объясните для каждого метода: как Вы представляете себе обработку данных? На какие вопросы Вы хотели бы получить ответ, применив данный метод?
Заключение. Вопросы простейших расчетов и статистической обработки данных на примере метода анкетирования достаточно подробно были описаны нами в пособии «Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании». Позволим себе в заключении еще немного остановиться на вопросах обработки данных. В большинстве педагогических исследований, как правило, необходимо установление достоверности различий между результатами (полученными путем анкетирования, тестирования, контент-анализа и т.д.) в контрольных и экспериментальных группах, а для этого необходимо применение методов математической статистики. Педагогов, как правило, не обучали статистике в вузе, поэтому нередко исследователи либо вообще не применяют статистических методов, либо заимствуют друг у друга используемые статистические критерии достоверности различий, не ориентируясь, какой критерий можно и нужно использовать в том или ином случае. Поэтому мы приведем некий «рецепт», какие статистические критерии следует использовать в зависимости от используемой при измерении шкалы. 1. Если использована шкала отношений или интервалов, если применяются точно и объективно измеряемые оценки, то исследователю надо оценить статистическую достоверность разности двух средних показателей (средние значения в экспериментальной и контрольной группе); для этого применяются t-критерий Стьюдента или F-критерий Фишера. При этом необходимо убедиться в том, что распределение близко к нормальному (распределению Гаусса). В этом можно убедиться, сопоставив значения среднего, моды и медианы. Если среднее, мода и медиана приблизительно совпадают, то распределение можно считать нормальным и можно применять указанные выше критерии. Если нет уверенности в распределении данных по нормальному закону, применяется менее чувствительный критерий – «хи-квадрат». 2. Если была использована шкала порядка, то, строго говоря, могут быть использованы только непараметрические критерии: критерий знаков, критерий Уилкоксона—Мана—Унтни, Колмогорова—Смирнова и другие. Соответствующие формулы и таблицы для оценки достоверности различий достаточно просты. Они приводятся во всех пособиях по математической статистике. Там же, также достаточно просто сформулированы правила, формулы вычисления среднего, моды и медианы распределения, дисперсии, о чем говорилось выше. Более того, сейчас широко распространены компьютерные программы — «Статистика», SPSS и др., которые выполняют эти вычисления автоматически — в них надо лишь ввести имеющиеся экспериментальные данные. Достаточно подробно и понятно на конкретных примерах вопросы выбора критерия и способов расчетов приведены в пособии Д.А. Новикова «Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи)». Полученные количественные данные должны быть по возможности укрупнены и представлены наглядно. Следует иметь при этом в виду, что оформление таблиц, графиков, диаграмм и т.п. должно осуществляться по определенным правилам, стандартам. После проведения эмпирических исследований их результаты должны быть подвергнуты тщательному анализу, интерпретации на основании соотнесения их с той теоретической концепцией, которую отстаивает автор исследования. Самое сложное —сформулировать выводы проведенного исследования. Диссертанты часто опасаются того, что их результаты вроде бы слишком «мелки» и «незначительны». Поэтому они нередко пытаются свои конкретные результаты выразить в более общих формулировках, таких, которые по сути уже известны и не представляют новизны. Но интерес и новизна педагогического исследования молодого ученого чаще всего как раз и заключаются в конкретике, в исследовании влияния какого-то своего конкретного «изобретения» на учебно-воспитательный процесс и его результаты. В соответствии со схемой, приведенной в §4, на последнем этапе результаты исследования докладываются на семинарах, конференциях, публикуются в отчетах, статьях и т.п. Смысл этих действий не просто в распространении новых результатов, но – в обсуждениях, во время которых происходит «шлифовка» выводов, и, как правило – их уточнение, а иногда и изменение. Недаром сведения о докладах и публикациях вносятся в раздел автореферата «апробация». В ходе серии таких выступлений и публикаций исследователь уточняет свой методологический аппарат, ключевые понятия и определения, проверяет логику своих рассуждений, оттачивает свой научный язык и одновременно осваивает современные требования к научным публикациям.
Литература для тех, кто желает углубить свои знания. 1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. – СПб: «Издательство ДНК», 2000. — 528 с. 2. Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М., Издательство Магистр, 1996. - 272 с. 3. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с. 4. Введение в научное исследование по педагогике./Под ред. В.И.Журавлева. – М., 1988. 5. Вершловский С.Г. Метод наблюдения в педагогическом исследовании: Учебное пособие. Школа молодого исследователя. – СПб, 2011. – 60 с. 6. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании: Учебное пособие. Школа молодого исследователя. – СПб., 2005. 7. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Контент-анализ в педагогическом исследовании. Учебное пособие. – СПб., 2006. 8. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 9. Давыдов В.В., Образцов И.И., Уман А.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. М., 2006. 10. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: КДУ, 2003, стр.112 – 160. 11. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования М., 2004. 12. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. 13. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М. ACADEMIA, 2001. 14. Зыкова Н.Ю., Лапкова О.С., Хлоповских Ю.Г.. Методы математической обработки данных психолого-педагогического исследования.Учебное пособие для вузов. – Воронеж, 2008. 15. Зягузов Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Современные диссертационные исследования по педагогике. – М.:ИРПО, 2003. 16. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991. 17. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. – Самара, 1994. 18. Куликов Л.В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. - СПб, 1995. 19. Кун Т. Структура научных революций. – М.:Прогресс, 1975. 20. Майерс Д. Социальная психология /Пер.с англ. – СПб.: «Питер», 2000. 21. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К. Соколова. – М.: “Весь Мир”, 1997. 22. Михеев В.И. Методы теории измерения в педагогике: Учебное пособие. - М: Логос, 2003. - 64 с. 23. Новейший философский словарь /Под редакцией Грицанова А. А. – Минск: «Книжный дом», 2003. 24. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. –– 4-е изд. – М.: Издательство «Эгвес», 2003. – 104 с. 25. Новиков Д.А. «Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи)». М.: МЗ-Пресс, 2004. – 67 с. 26. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – М. – СПб: Питер, 2004. 27. С.И. Григорьев. Основы современной социологии. Изд. Алтайского гос. ун-та. 2001. 28. Саганенко Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования, часть 1. СПб., 2004. 29. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию.- М. «Добросвет», 1998. 30. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании: Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов.– М.: АПКиПРО, 2002.– 94 с. 31. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования / Пер. с чешск. - М., 1989. 32. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986. 33. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет», 2003. [1] Ядов В. А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции //Социологические исследования. 1983. № 3. С. 50 - 62.
[2] Шалак В.И. Контент-анализ. История метода. http://www.vaal.ru/cont/content.php. [3] Шалак В.И. Контент-анализ. История метода. http://www.vaal.ru/cont/content.php
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.01 с.) |