Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра педагогики и андрагогикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
М.Д.МАТЮШКИНА Методы педагогического исследования
Учебное пособие
Санкт-Петербург
ББК …….
Печатается по решению Редакционно-издательского совета СПб АППО
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор С.Г.Вершловский, кандидат педагогических наука В.Е.Фрадкин
Редактор
Матюшкина М.Д. Методы педагогического исследования: Учебное пособие. – СПб., 2012. - стр
Пособие продолжает серию изданий, посвященных методологии и методике педагогических исследований. Пособие разработано на основе опыта проведения авторского курса по методам педагогических исследований для аспирантов и соискателей СПбАППО и предназначено для сопровождения данного курса. Адресовано аспирантам и начинающим научным работникам.
ISBN
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами. - Ф. Бэкон Эксперимент - истинный посредник между человеком и природой. - Л. да Винчи
Уважаемый коллега!
Пособие, которую Вы держите в руках, с одной стороны, продолжает серию публикаций, адресованных начинающим исследователям, которая была начата сотрудниками кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В рамках этой серии были опубликованы пособия С.Г.Вершловского и М.Д.Матюшкиной «Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании», «Контент-анализ в педагогическом исследовании», коллективное пособие «Язык педагогического исследования» и пособия С.Г.Вершловского «Методика наблюдения в педагогическом исследовании», «Биографический метод в социально-педагогическом исследовании». С другой стороны – данное пособие является обобщением опыта проведения авторского курса по методам педагогических исследований для аспирантов и соискателей СПбАППО и предназначено для сопровождения данного курса. Главная цель курса - повысить исследовательскую культуру молодых ученых, а не просто познакомить их с конкретными методами, которые могут быть использованы в педагогическом исследовании. Поэтому курс строится на интерактивном взаимодействии и обсуждении конкретных примеров исследований и проблем, с которыми сталкивается молодой исследователь. Как показывает опыт, наибольшие затруднения молодых исследователей связаны с методологическими аспектами: с постановкой проблемы, с выбором качественной или количественной стратегии исследования, с понятием педагогического эксперимента и требованиями к нему, с планированием своего эксперимента, с выбором методов, адекватных задачам исследования. Поэтому и в курсе, и в данном пособии в первой части рассматриваются эти первостепенной важности вопросы. Вторая же часть – посвящена обзору различных конкретных методов, при этом главная цель – их сопоставление, чтобы аспирант мог в начале своего пути обоснованно планировать свою работу, понимая особенности, сложности, преимущества, требуемые затраты при выборе того или иного метода. Первая, методологическая часть курса, значительно объемнее. Вторая часть представляет собой более краткий, конспективный обзор, поскольку по каждой теме есть уже опубликованное свое полноценное пособие, достаточно полно ее раскрывающее. Данное пособие призвано помочь в самостоятельной работе по проблематике курса, поскольку именно осмысленная самостоятельная работа является залогом глубокого и критичного освоения содержания. Пособие открывается краткой аннотацией к курсу, учебно-тематическим планом, характеристикой ожидаемых результатов. Завершает пособие список рекомендуемой литературы, к которому может обратиться исследователь, если пособие побудило его более глубоко познакомиться с тем или иным аспектом. Курс «Методы педагогического исследования предназначен аспирантам 1-2 годов учебы и соискателям, приступающим к работе над диссертационным исследованием в области педагогики. В целом курс направлен на: - осознание особенностей педагогического исследования; - освоение ключевых понятий, связанных с педагогическим исследованием; - освоение основных методов педагогического исследования; - знакомство с конкретными методиками педагогических исследований. Основные задачи курса: - формирование и отработка умений анализа проблемных педагогических ситуаций, постановки проблем, анализа понятий, выдвижения гипотез, анализа данных; - сравнительный анализ количественного и качественного подходов в педагогических исследованиях; рефлексия исследователя в вопросе выбора методов в своем исследовании; - обзор частных методов и методик педагогических исследований; - осознание необходимости использования статистических методов при обработке количественных данных; - отработка умений анализа результатов эмпирических исследований, входящих в диссертационное исследование. Особенностью курсовой подготовки аспирантов является постоянная рефлексия предлагаемого содержания по отношению к собственному диссертационному исследованию и самостоятельная работа, связанная с включением освоенных подходов и методов в работу над диссертацией. Форма аттестации по курсу – зачет. Для получения зачета аспирант должен представить в зависимости от стадии своего исследования краткую письменную работу, частично представляющую программу эмпирического исследования для собственной диссертации, например: - рабочие гипотезы исследования и обоснование методов для их проверки; - общее планирование экспериментальной части своего исследования; - перечень основных понятий своего исследования, их рабочие и операциональные определения; - обоснование выбора конкретных методик для своего исследования; - представление собственного разработанного инструментария (анкеты, планы интервью, наблюдений и т.д.). Курс является отдельным законченным модулем, входящим в общую программу подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского минимума и собственно к проведению и написанию диссертационного исследования. УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной программы повышения квалификации «Методы педагогического исследования» Цель: овладение слушателями основными концептуальными схемами проведения научного исследования и осознание возможностей и ограничений различных частных методов педагогического исследования Категория слушателей: аспиранты и соискатели, приступающие к работе над диссертационным исследованием в области педагогики (любой специальности) Срок обучения: 36 часов; 1 раз в неделю (либо 1 раз в 2 недели) Режим занятий: по 4 часа в день
Учебно-тематический план
Учебный план демонстрирует, что наибольшее внимание в курсе уделяется общим, методологическим аспектам исследования, поскольку именно с ними связаны самые большие затруднения молодых исследователей; частные конкретные методы рассматриваются обзорно, тем более, что каждому из них было уже посвящено соответствующее учебное пособие. Мы настоятельно рекомендуем читающему по мере освоения курса формировать портфолио, которое, являясь отражением пройденных тем, в то же время преломляет их сообразно его исследовательской проблематике, и таким образом становится не столько тематическим учебным портфолио, сколько прообразом плана собственной исследовательской работы (а в будущем, возможно, и прообразом автореферата диссертации). Структура портфолио соответствует учебно-тематическому плану. Сколько тем в курсе – столько «листов» в портфолио. Формировать его можно в электронном виде или писать от руки – кому как удобнее. Главное, чтобы при освоении каждой темы читатели записали собственные выводы или размышления, имеющие отношение к их работе. Ниже приведены «опорные вопросы» по каждой из 9-ти тем, чтобы можно было «охватить единым взором» будущий портфолио. По ходу изложения материала, естественно, мы будем давать вопросы и задания в каждом параграфе. Структура портфолио. 1. Тема Вашей работы. Напишите варианты названий – тем Вашего исследования. Как Вы видите свое исследование: как гуманитарное, эмпирическое, естественнонаучное, практическое? Какие методы Вы хотите использовать и почему? На каких теоретических идеях базируется исследование (что Вы принимаете как аксиомы)? Какие видные ученые занимались проблематикой, близкой к Вашей? Требуется ли для Вашего исследования междисциплинарный подход, системный подход, сравнительно-исторический и т.д. 2. От проблемы исследования к задачам. Проблемная ситуация Вашего исследования. Основные проблемы, которые Вы хотите разрешить. Предметный и гносеологический аспекты проблемы. Как обосновать, что проблема актуальна. Формулировка проблемы с использованием понятия «противоречие». Объект и предмет Вашего исследования. Центральный вопрос и цель исследования. Задачи исследования. 3. Операционализация понятий Ключевые понятия исследования и их определения. Какие из них требуют операционализации? Для чего это нужно? Проведите операционализацию определения для одного из понятий, попробуйте представить в виде схемы. Как соотносится Ваша схема с объектом, предметом Вашего исследования? По каким ключевым словам Вы будете искать литературу для уточнения своей темы, гипотезы и пр.? 4. Идея и гипотезы Опишите кратко свою собственную идею решения проблемы. В чем Вы видите новизну своей работы? Каковы рабочие гипотезы Вашего исследования? Каким образом Вы думаете обосновать и проверить гипотезы? 5. Метод эксперимента Представьте наметки плана экспериментальной проверки Вашей гипотезы. Будет ли у Вас констатирующий эксперимент? Если да, то в чем он будет заключаться? Будут ли в Вашем исследовании проверяющий и преобразующий эксперименты? Опишите их очень кратко: есть ли экспериментальная и контрольная выборка, будет ли проверка в динамике («до» - «после»), что (какие показатели) Вы собираетесь сравнивать и с чем. 6. Планирование эксперимента и обработки данных. На какой выборке Вы собираетесь проводить эксперимент? (Какие ОУ, какие субъекты образовательного процесса, сколько, какое время потребует эксперимент и т.п.). Как Вы думаете собирать и обрабатывать данные (вручную, на компьютере, с использованием каких программ, с помощью специалистов и т.п.) 7. Выбор конкретных методов эмпирических исследований: анкетирование. Будет ли в Вашем исследовании использоваться анкетный опрос? Если да, то каковы его цели? Есть ли готовые анкеты, подходящие для них? Если нет, то разработайте примерную схему анкеты: из каких тематических блоков она будет состоять? Кому адресована? Набросайте примерный перечень вопросов анкеты. Подумайте, какие вопросы стоит оставить открытыми. 8. Выбор конкретных методов эмпирических исследований: наблюдение, интервью. Будете ли Вы использовать в Вашем исследовании а) метода наблюдения; б) метода интервью. Разработайте (на выбор) карточку наблюдения или план проведения интервью по своей теме. 9. Выбор конкретных методов эмпирических исследований: контент-анализ, психологические методики тестирования. Будет ли в Вашем исследовании использоваться контент-анализ? Какие документы Вы собираетесь обрабатывать, составьте план и концептуальную схему контент-анализа. Какие еще методы и конкретные методики Вы можете использовать? Перечислите. 10. Итоги эмпирического исследования. Как Вы представляете себе обработку данных? Сформулируйте вопросы, на которые хотели бы получить ответ. В каком виде Вы представляете себе результаты Вашего эмпирического исследования? Итог портфолио. Составьте проект Программы собственного исследования. Напишите обоснование выбора методов своего исследования. Составьте план экспериментального исследования. Напишите проект методологической части автореферата своего диссертационного исследования.
В настоящем пособии вопросы и задания будут приводиться в заключении каждого параграфа, а также иногда и внутри параграфов, показывая направления самостоятельных размышлений.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.157 (0.011 с.) |