Формулировка, уточнение и интерпретация понятий, их роль в исследовательской деятельности. Процедура операционализации понятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формулировка, уточнение и интерпретация понятий, их роль в исследовательской деятельности. Процедура операционализации понятий



Важнейшие требования к любой научной работе — это строгость, четкость, однозначность применяемой терминологии. Если в обыденной жизни, и даже в устных выступлениях на семинарах иногда допускается известная свобода в оперировании терминами, то в научном исследовании и изложении его результатов требования строгости употребления научного языка обязательны.

И здесь дело не только в традициях, а в том, что от того, какие термины и понятия Вы будете использовать в исследовании, как Вы будут определять, интерпретировать то или иное понятие, во многом зависит само направление Вашего научного поиска.

Отличие педагогики от многих других наук заключается в том, что если другие науки как правило, располагают определенным набором особых терминов, понятных, в основном, специалистам, то в педагогике широко пользуется общеупотребительными понятиями и терминами. Эта особенность приводит к тому, что разные авторы употребляют одни и те же понятия в разных смыслах, и в педагогическом исследовании особенно важно каждому понятию, существенному для тематики исследования дать по возможности точное и однозначное определение, толкование, которого строго затем придерживаться в своей работе.

Наука как особая форма знания нуждается в своем научном, строгом языке. Между тем даже в научной педагогической литературе многие понятия трактуются неоднозначно. Например, даже основные педагогические категории, такие, как образование, воспитание, обучение, содержание образования, педагогические средства и т.д. допускают неоднозначное толкование.

Поэтому в процессе исследования и на этапе написания диссертации Вы должны постоянно следить за тем смыслом, который Вы вкладываете в тот или иной используемый термин.

Каждый раз, когда у Вас появляется необходимость использовать какой-либо термин, Вы обращаетесь к различным существующим его определениям. Вы начинаете работу с ним с общих словарей, энциклопедических словарей и энциклопедий. В первую очередь это словари русского языка (В. Даля и С.И. Ожегова и др.), словари иностранных слов, энциклопедические словари. Эти источники дадут Вам однозначное толкование общеупотребительных терминов в общенациональном масштабе. Причем, хотя термины в них трактуется практически одинаково, каждый из них все же вносит свои нюансы в объяснения значений слов, что не просто позволит Вам лучше ориентироваться при использовании того или иного термина, но, возможно, обогатит Ваше представление о смысле изучаемого явления.

В процессе написания научных текстов для обогащения языка, совершенствования стиля полезными могут оказаться Словари синонимов русского языка.

Когда речь идет уже о сугубо педагогических, психологических, философских понятиях — Вам необходимо работать с соответствующими специальными словарями, энциклопедиями. Это могут быть печатные издания Педагогических энциклопедий, Педагогического словаря, Психологического словаря, Философского энциклопедического словаря, Философской энциклопедии, а также существующие сегодня в большом количестве интернет-словари и энциклопедии.

В философских словарях любому исследователю полезно познакомиться с содержанием весьма распространенных в исследованиях общенаучных понятий (категорий), таких как: абстракция, анализ, знание, значение, качество, норма, обобщение, объект, опыт, основание, проблема, развитие, рефлексия, система, сущность, теория, эксперимент и др.

Наконец, когда речь идет о терминах, имеющих существенное значение для Вашей работы, Вы начинаете анализировать их толкование не только в словарях и энциклопедиях, но в педагогической и психологической литературе - монографиях, статьях и т.д. Причем в первую очередь Вы изучаете фундаментальные публикации тех авторов, на чьи теории, концепции Вы опираетесь в методологическом отношении.

Считается целесообразным составление тезауруса — словаря основных используемых данными авторами терминов с раскрытием их толкований. Каждый раз, применяя тот или иной термин, полезно контролировать себя — в чьей трактовке Вы их используете. В тексте статей и в диссертации для существенных терминов принято явно указывать, трактовку какого автора Вы берете и почему. Можно также порекомендовать завести словарь собственной используемой терминологии — по типу алфавитной записной книжки с указанием значения каждого термина и источника, откуда взято его толкование.

Важно не только выявить ключевые понятия и термины, но и набрать определенное число синонимов и близких по смыслу понятий и терминов (близлежащее окружение), что дает не только более объемное представление о предмете исследования, но и бывает крайне полезным при библиографическом поиске (задании ключевых слов для поиска монографий, авторефератов диссертаций, статей).

Подчас исследователя не удовлетворяют существующие трактовки понятий. Есть два пути – либо обогащать уже существующие термины новыми смыслами, либо вводить новые термины. Оба пути таят опасности. Научное сообщество крайне настороженно воспринимает новые термины в науке. Поэтому введение новых терминов допустимо только в крайних случаях, когда ни один из имеющихся терминов не может описать соответствующее явление, процесс. С другой стороны, при использовании устоявшегося научного термина, недопустимо вкладывать в него какой-то новый смысл, давать «авторские» определения устоявшемуся общепринятому термину.

Однако именно обогащение понятий новыми смыслами, переопределения, уточнения понятий – необходимые методы теоретического исследования. Здесь важно различать понятия-категории, допускающие широкое неоднозначное толкование, и термины, имеющие достаточно четко определенное значение.

Необходимо различать понятия, научные термины и обыденные слова. Не каждое слово может быть термином. Например, в научном тексте мы не употребляем обыденное слово «работа», а пользуемся термином «профессиональная деятельность».

Термин – это имя с оттенком специального (научного) значения. Термин – это понятие, фиксирующее нечто устойчивое, непреходящее, присущее именно данному объекту. Он лишен эмоциональной окраски. И с ним нельзя обращаться вольно.

По философскому словарю термин – однозначное слово, фиксирующее определенное понятие науки, техники, искусства и т.п. Термин – элемент языка науки, введение которого диктуется необходимостью точного и однозначного фиксирования данных, особенно в случае, когда в обыденном языке нет соответствующих названий.

Понятие – шире, чем термин. Понятие – это просто слово или символ (или их сочетание), который обозначает некоторое представление. Приписывая наименование тому или иному объекту, мы можем делать относительно него некоторые прогнозы, поскольку наименование представляет собой символ определенного сочетания свойств.

Понятие – это способ обобщения предметов и явлений с применением языка.

Каждое исследование начинается с выделения ключевых понятий или терминов. Пытаясь описать объект и предмет исследования, мы сразу же сталкиваемся с проблемой определения и интерпретации понятий, выражающих суть изучаемого нами явления

Сколько должно быть ключевых понятий исследования? – очевидно, столько, сколько нужно для прояснения содержания работы (может быть 3-5, или даже до 10). Чем сложнее проблема, тем больше понятий и терминов требуется.

Понятию или термину можно дать определение. Определение (дефиниция) – логический прием, позволяющий:

- отличать, отыскивать, строить какой-либо объект, формулировать понятие через черты, отличающие его от других, через указание специфических способов его употребления;

- формулировать значение вновь вводимого термина;

- уточнять значение уже существующего в науке термина.

Существует много различных типов дефиниций. Бывают определения конвенциональные (по соглашению), не выявляющие сути явлений. Весьма распространенными являются определения описательного типа – через набор свойств объекта или явления. Наконец, можно выделить теоретические определения, выявляющие взаимоотношения данного понятия с другими понятиями в рамках определенной теоретической схемы.

Исследователь, анализируя научную литературу, ищет теоретические определения, причем различные. При этом он может пытаться также дать собственное определение, вначале описательного типа, а затем – теоретического.

Для выявления новых направлений решения проблемы и в целях более эффективной рефлексии мы рекомендуем Вам попробовать вначале дать собственные определения необходимым Вам понятиям, а затем – искать определения в словарях, научной литературе, в дискуссиях со специалистами.

Полезно знать и понимать некоторые логические закономерности, связанные с понятиями: содержание и объем понятия, деление понятий и их правила, отношения между понятиями, род и вид и др.

Рассмотрим их кратко.

Содержание понятия – это наиболее важный признак (или признаки) того объекта, который обозначен (выражен) этим понятием.

Объём понятия – это количество объектов, охватываемых этим понятием, входящих в него. Например, объём понятия «человек» больше, чем объём понятия «мужчина», потому что мужчин меньше, чем людей вообще. А объём понятия «русский мужчина» гораздо меньше, чем объём понятия «мужчина», потому что русских мужчин на свете намного меньше, чем вообще всех мужчин.

Объёмы понятий изображается графически с помощью кругов Эйлера (рис.3.).

 
 

 

 


B — живое существо, A — человек, C — неживая вещь.

Рис.3. Графические изображения объемов понятий

 

Между объёмом и содержанием понятия существует обратное отношение: чем больше содержание понятия, тем меньше его объём, и наоборот.

По объёму понятия бывают единичными (в объём понятия входит только один объект, например: Солнце, город Москва, писатель Лев Толстой), общими (в объём понятия входит много объектов, например: небесное тело, город, писатель) и нулевыми (в объём понятия не входит ни одного объекта, например: Баба-яга, вечный двигатель, марсианин, т. е. понятие существует, а объект, который оно обозначает, не существует).

Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим; понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия - подчиненным.

Если в отношении подчинения находятся два общихпонятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное - видом. Так, понятие «учитель математики» будет видом по отношению к понятию «учитель».

Можно выделять следующие отношения между понятиями:

Совместимость и несовместимость (треугольник и квадрат). Совместимые понятия могут находиться в отношениях равнозначности (равносторонний прямоугольник и квадрат), пересечения (школьник и спортсмен) подчинения (карась – рыба),

Несовместимые понятия могут быть в отношениях соподчинения (сосна и береза), противоположности (отличник и неуспевающий) и противоречия (успевающий и неуспевающий).

Ниже (рис.4.) приведены диаграммы Эйлера для двух упомянутых соотношений. Постройте такие диаграммы для остальных примеров.

Школьник и спортсмен

Карась и рыба

Рис.4. Соотношения между совместимыми понятиями



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 2142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.013 с.)