Описательный (дескриптивный) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описательный (дескриптивный)



Используется, когда имеются данные для формулировки описательных или структурных гипотез. Цель – строгое качественно-количественное описание объекта, его свойств, состояний, структуры.

Производится какая-то типологизация, классификация.

Социально-педагогические исследования (и соответственно, диссертации) обычно ограничиваются данным планом.

Аналитико-экспериментальный

Имеем право работать в нем, если есть данные для постановки объяснительных гипотез. Цель – выявление функциональных или причинных взаимосвязей.

Доказательность будет обеспечена, если можем спланировать достаточно корректный и масштабный эксперимент, провести корректную математическую обработку данных.

План повторно-сравнительных исследований

Используется для выявления тенденций и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале.

Задания и вопросы.

1. По приведенным текстам описания проблемной ситуации сформулировать проблему (проблемы), используя по возможности термин «противоречие».

(тексты взяты из пособия А.С.Сиденко, Т.Г.Новиковой «Эксперимент в образовании». - М., 2002. С. 21 и С. 28).

 

Ситуация 1.

Дети, пришедшие ко мне в этом году после 7-го класса, к сожалению, не умеют говорить, выражать свои мысли, имеют плохую память. На уроках по моему предмету очень много терминов, новых для них слов.

Первое время приходилось придумывать простые слова, которые похожи на этот предмет и которые детям хорошо знакомы. Они так лучше запоминают. Например, основной частью рычажных весов является сдвоенный равноплечный рычаг. Я заменяла этот термин на слово «коромысло», с помощью которого в деревне носят воду.

Постепенно ассоциации стали накапливаться. Потом ребятам стала давать задания подобрать, придумать ассоциации на наиболее значимые темы и понятия курса. Теперь их у меня целый банк. Разработала методику работы с ассоциациями. Ребята с помощью них стали лучше запоминать, более аргументированно говорить. Я решила исследовать, действительно ли такой подход дает положительный результат на других уроках курса, в других классах».

Ситуация 2.

«Десятилетия педагогического труда в начальной школе заставляют меня убеждаться в простой и непреложной истине: ребенок, отправляясь в школу, хочет хорошо учиться. У каждого человека есть свой первый учитель, и, как сказал Я.Коменский, все человечество проходит через первый класс. А перед учителем стоит труднейшая задача – поддержать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, не потушить искорку огня, заменив его равнодушным молчанием.

Все педагогические поиски превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. А желание учиться не пропадает только при одном условии – когда есть успехи в учебе. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение. В начале успеха – уверенность ребенка в том, что он его достигнет. Успех рождает вдохновение. Традиционная школа не может этого обеспечить. В этом состоит проблемная педагогическая ситуация».

2. Проанализируйте приведенные ниже формулировки противоречий и ответьте на вопросы:

чем собирается заниматься исследователь? Каково направление его поисков?

в чем может заключаться проблемная ситуация, выраженная данным противоречием?

как бы Вы иначе переформулировали каждое из противоречий?

 

Примеры формулировок проблем в терминах противоречий:

 

1) «противоречие между необходимостью достоверного тестирования профессиональных склонностей и задатков подростков и отсутствием соответствующего научно обоснованного аппарата»

2) «противоречие между необходимостью использования учителем активных методов обучения и неразработанностью методик обучения, основывающихся на активизации учебной деятельностью ученика»

3) «противоречие между общественной потребностью в осуществлении более ранней профессиональной ориентации учащихся и неразработанностью содержания и механизма ее осуществления в школе»

4) «противоречие между потребностями старшеклассников в допрофессиональной подготовке в области профессий, связанных с использованием компьютерных технологий, и невозможностью общеобразовательной школы в полной мере удовлетворить эту потребность».

3. Проанализируйте приведенные ниже примеры некоторых формулировок тем, объектов и предметов исследования. Как Вы считаете, насколько согласованы и удачны формулировки?

Тема: «Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютерам (диссертация Т.К. Смыковской); объект исследования: «учебно-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие творчества учащихся», предмет исследования: «развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера».
Тема: «Развитие познавательного интереса слабо успевающих учащихся на занятиях по физике» (диссертация М.Е. Волкова); объект исследования: «процесс формирования познавательного интереса учащихся при обучении физике»; его предмет - «нетрадиционные формы и методы обучения физике, направленные на формирование познавательного интереса слабоуспевающих учащихся»;
Тема: «Ретроспективный анализ как метод прогностических исследований в педагогике» (диссертация С.П. Пимчева); объект исследования: «метод ретроспективного анализа в педагогике»; предмет: «теоретико-методологические основания и практическая значимость метода ретроспективного анализа в прогностических исследованиях по педагогике».

4. Опишите проблемную ситуацию своего исследования и выделите основную проблему. Укажите предметный и гносеологический аспекты проблемы. Приведите формулировки основных противоречий, на разрешение который направлено Ваше исследование. Выделите объект и предмет своего исследования. Сформулируйте центральный вопрос и цель исследования. Какие задачи необходимо решить для достижения поставленной цели?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.005 с.)