Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и этапы педагогического исследования: общая характеристика. Роль и место гипотезы в социально-педагогическом исследовании.

Поиск

 

В общем виде этапы исследования можно изобразить таким образом, как это приведено на рис. 6.

Начальные этапы исследования уже первично рассмотрены нами. Они соответствуют разведывательному плану в Программе исследования (выясняем, обдумываем проблематику: что, зачем изучаем):

· Проблема, ее возможные формулировки

· Первичное выделение объекта, предмета

· Определение цели и задач исследования

· Выделение ключевых понятий, их определение, интерпретация, пробная операционализация

· Системный анализ объекта исследования

· Выдвижение первичных рабочих гипотез

Левая часть на схеме соответствует теоретическим методам на начальном этапе, правая часть подразумевает первичные (разведывательные) эмпирические исследования для уточнения предмета исследования, гипотез, и, возможно, для проведения констатирующих, диагностических исследований, фиксирующих «исходное положение дел».

Исследование включает две стадии: накопления фактов и знаний и стадия осмысления фактов. Естественно, эти стадии пересекаются, проникают друг в друга.

При этом объемлющим, общенаучным методом движения вперед на этих стадиях выступает метод выдвижения (построения) гипотез.

 

 

Решаемая проблема

 
 


Построение гипотезы:

(Первичные или рабочие гипотезы - исследуемая область еще мало изучена, определение направления сбора материала, классификации фактов)

 
 


Ознакомление с теорией, историей вопроса, с научными работами в данной и смежных областях: А: по литературным источникам:   1. научная литература 2. документация     Б: по непосредственным контактам:   1. с др. учеными 2. с коллегами, учреждениями Изучение практического опыта школ и учителей, констатация ситуации по собственным данным: А: Методы эмпирического исследования: 1. непосред. наблюдение 2. беседа, интервью 3. анкетирование 4. тестирование, др. псих. методы (социометрия и т.п.) 5. изучение работ учеников 6. изучение школьн.документации   Б: методы обработки данных (стат., мат.)

Скорректированные гипотезы

(выделяется основная гипотеза исследования – реальная или научная гипотеза)


Проверка гипотезы:

А. Эксперимент Б: Моделирование


Оформление результатов исследования (отчеты, статьи, фильмы и т.п.)

Пропаганда и внедрение (выступления, публикации)

 
 


Практическое применение результатов

Рис.6Рис.6. Основные этапы исследования

Гипотеза – от hypothesis – предположение о характере и формах связи исследуемых явлений, о причинах, обусловливающих явление. Гипотеза – предположение, истинность которого не очевидна.

Гипотеза возникает на основе известных знаний, фактов, но выходит за их пределы, поэтому она является инструментом движения познания. В ней соединяется известное знание с новым, с тем, что мы ищем, она определяет направление поиска.

Поэтому гипотеза – один из общих методов научного исследования. Первичная гипотеза появляется вместе с идеей исследования. Может возникнуть несколько гипотез.

Свойства гипотезы:

· неопределенность истинного значения

· направленность на раскрытие сущности изучаемого явления

· выдвижение предположения о результатах решения проблемы

· проверяемость (фактами опыта)

· облекается в форму словесного умозаключения

Эти свойства – критерии проверки, действительно ли мы сформулировали гипотезу.

Условия, которым должна удовлетворять научная гипотеза (по В.И.Загвязинскому):

· должна соответствовать уже имеющимся проверенным научным фактам, объяснять их;

· должна либо не противоречить существующим теориям или законам, либо должна быть более общей, чтобы существующие теории были ее частным случаем;

· научный характер гипотезы – ее экспериментальная и практическая проверяемость;

· приложимость к большому кругу явлений;

· возможная простота.

Гипотезы можно классифицировать по следующим основаниям:

- форма

- уровень

- содержание

- характер

- механизм формирования

- логическая структура

Форма гипотезы может быть разной. Классической является форма «Если…,то….,так как…..». Объясняющая часть (так как …) характерна для теоретического уровня исследований. Чаще в педагогических исследованиях гипотеза формулируется просто «если…, то…».

Уровень – соответствует уровню исследования – эмпирическому или теоретическому.

В исследовании эмпирического уровня как правило строятся гипотезы о связях между педагогическими воздействиями, содержанием, формой, организационными условиями и результатами обучения или воспитания.

В исследованиях теоретического уровня –выдвигаются предположения о внутренних закономерностях учебно-воспитательного процесса, о механизмах каких-либо исследуемых связей.

Содержание – соответствует делению гипотез на информационные и инструментальные. Иными словами, гипотеза может быть:

- информационно-описательного характера (отвечать на вопросы: Какой? Каков? Как? Что будет, если сделаем так-то? – чаще всего, такая гипотеза выражает предположение о результатах эмпирического исследования объекта)

- инструментального характера (выдвигаются предположения о системе мер, условий, управляющих воздействий, обеспечивающих достижение цели).

По характеру гипотеза может быть революционизирующей (выдвижение какого-то принципиально нового положения) или модификацией известных закономерностей (перенос, распространение, сужение с одних областей знания на другие).

По механизму формирования гипотезы делятся на:

– простые:

- индуктивные (на основе опыта, фактов делается обобщающее заключение относительно группы явлений, подобных изучаемому)

- дедуктивные (из общего теоретического положения разрабатывается ряд вытекающих из него частных предположений)

- сложные (индуктивно-дедуктивные)

По логической структуре гипотезы бывают:

- линейные – выдвигается и проверяется 1 предположение

- разветвленные – необходима проверка нескольких предположений.

Формирование гипотезы в сознании исследователя — сложный и пока еще мало изученный процесс.

В психологическом плане здесь наряду со способностями к конструированию и переконструированию знаний, мысленному моделированию значительную роль играют проблемное, ассоциативное мышление, интуиция.

В логическом плане происходит движение от анализа научных фактов, необъясняемых имеющейся теорией, к ведущей идее преобразования и новому замыслу, которые затем развертываются в гипотезу (рис.7.).

Гипотеза подтверждается или отвергается в ходе ее проверки:

- теорией,

- наблюдениями,

- экспериментом,

- практикой.

 

       
 
1. Исходный факт (актуальное состояние объекта)
 
2. Искомый факт (желаемое, требуемое состояние объекта)

 

 

                     
   
   
 
 
   
Гипотеза и ее проверка (мысленная реализация замысла и реальный эксперимент)
 
Основные теоретические положения (концептуальная платформа)
 
 
   
     
 
   
 
Идея перехода от 1 к 2: - собственная, оригинальная или - заимствованная
 
     
Замысел преобразования (идея + средства ее осуществления)
 
 

 


Рис.7. Логика «движения» для решения проблемы исследования

 

Если гипотеза подтверждается, то она становится научным фактом или научной теорией. Обычно в педагогических исследованиях для подтверждения гипотезы проводится специальное экспериментальное исследование.

Формулировки гипотез во многих кандидатских диссертациях на сегодняшний день оставляют желать лучшего. Как уже говорилось, гипотеза – то предположение, истинность которого не очевидна, т.е. требует доказательства. К сожалению, во многих диссертациях «гипотезы» носят совершенно очевидный характер, и, если в них вычленить суть, звучать они будут примерно так: «если хорошо учить, воспитывать, то и результаты обучения, воспитания будут хорошими».

Целесообразно привести примеры некоторых неудачных гипотез (тексты взяты из пособия А.М.Новикова).

Гипотеза: «Эффективность подготовки учащихся педагогического училища к работе по развитию ученического самоуправления младших школьников зависит от:

- развития самоуправления в коллективе учащихся педагогического училища;

- целенаправленного осуществления данной подготовки на протяжении всего периода обучения;

- содержательных изменений программного материала психолого-педагогических дисциплин через насыщение его соответствующими сведениями;

- методики подготовки учащихся к развитию ученического самоуправления, основывающейся на систематическом и поэтапном ее осуществлении».

Представленные «гипотетические» положения достаточно очевидны, кажется, что любой опытный учитель или методист, если бы ему задали вопрос: «что надо сделать, чтобы в педучилище будущие учителя начальных классов были лучше подготовлены к осуществлению ученического самоуправления в школе», назвали бы те же самые положения, а возможно и еще какие-то дополнительные.

Гипотеза: «Соединение обучения с производительным трудом выступает важным средством воспитания социальной активности старшеклассников, если:

- осуществляется связь теоретических знаний с производительным трудом;

- в процессе производительного труда обогащается социальный опыт учащихся;

- педагогически целенаправленно строятся отношения старшеклассников к результатам труда, к окружающей природной среде;

- в процессе трудовой деятельности раскрываются научные основы техники и технологии современного производства».

Приведенные утверждения носят очевидный характер, против них вряд ли кто-то может возразить, в них нет проблемности. Эти положения носят слишком общий характер; проблемность, неочевидность появилась бы, возможно, если бы автор попробовал сформулировать более конкретно – как, каким содержанием, формами, методами, средствами обучения, организацией всего этого достичь.

Достаточно часто гипотезы диссертационных исследований формулируются в логике «Цель будет достигнута, если будут решены следующие задачи:…», где в качестве задач называются общие задачи исследования, и никак не указываются идеи, направления, способы решения этих задач. Такие гипотезы можно назвать формальными, «пустыми» по сути, и такие формулировки нельзя признать правильными. Приведем пример.

Гипотеза: «Реализация взаимосвязи общего и профессионального образования в деятельности преподавателей может осуществляться успешно, если:

- раскрыть содержание методических затруднений преподавателей при реализации взаимосвязи;

- установить доминирующие причины их появления;

- определить меры, позволяющие предупредить и преодолеть выявленные методические затруднения в деятельности преподавателей».

Как видим, здесь формулируются лишь отдельные задачи (этапы) исследования, причем чисто в процессуальном, а не в содержательном аспекте, поэтому такая формулировка неудачна.

Понятно, что подобные формулировки появляются в начале исследования, когда у исследователя есть некий логический план достижения цели, но еще нет содержательный идей и гипотез. В таком случае, надо данные формулировки использовать «для себя», поскольку они показывают логику этапов исследования. Однако в формулировку гипотезы нужно включать сущностные предположения, в рассмотренном случае, это предположения о содержании методических затруднений (в чем они?), о доминирующих причинах их появления (каковы эти причины?) и о мерах предупреждения и преодоления затруднений (каковы эти меры?).

Задания и вопросы.

1. По описанию гипотезы предложите свою трактовку проблемы, противоречия, цели, объекта и предмета исследования. Каковы ключевые понятия исследования? По каким критериям автор предположительно может судить о том, что гипотеза подтверждается?

 

«Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности будет достигнута, если:

- выявлены запросы учителей-экспериментаторов и на этой основе обеспечивается поэтапное приобретение ими специфических, профессионально значимых качеств, актуальных для экспериментальной деятельности, в том числе и через систему дополнительного профессионального образования;

- осуществляется взаимосвязь докурсовой, курсовой и послекурсовой работы с учителем через создание комплексных, вариативных, индивидуальных программ обучения с использованием активных практикоориентированных методов и форм, основанных на комплексной диагностике психолого-педагогической готовности учителя к экспериментальной деятельности, первичном, промежуточном и отсроченном контроле актуализированных или полученных знаний, умений, навыков, деловых качеств учителя-экспериментатора». (Г.П. Зернова)

 

2. Осуществите экспертизу гипотезы с точки зрения:

- соответствия фактам

- проверяемости

- непротиворечивости

- простоты

 

«Если существующие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров на данном переходном этапе обновления и развития образования еще не готовят для школы педагога нового типа, то, создав определенные организационно-педагогические условия в самом образовательном учреждении, работающем в опытно-экспериментальном режиме, можно достичь поставленной цели, так как в условиях реально действующего образовательного учреждения яснее видны пробелы в профессиональных знаниях педагогов, целенаправленная ликвидация которых будет способствовать формированию мотивации к инноватике и адаптированному сознанию». (А.Д. Цедринский)

 

3. Осуществите экспертизу гипотезы с целью выявления ее параметров: формы, содержания, механизма формирования, характера, уровня, логической структуры.

 

«Эффективность профессионального самоопределения учащихся средних образовательных инновационных учебных заведений может быть достигнута, если:

- профессиональное самоопределение учащихся является одной из ведущих образовательных целей инновационного учебного заведения;

- содержание и средства, обеспечивающие профессиональное самоопределение учащихся, рассматриваются в контексте целостной учебно-воспитательной системы, регулирующей и регламентирующей образовательных процесс инновационной школы;

- в образовательном процессе инновационных учебных заведений используются педагогические технологии, направленные на формирование «мотивационно-потребностной» сферы, социально и профессионально значимых качеств личности школьника;

- профильная специализация и уровневая дифференциация образовательного процесса реализуется с учетом результатов комплексной пролонгированной диагностики личностных характеристик учащихся на основе модели целевого педагогического проектирования инновационных учебных заведений;

- трудовая подготовка как основная составляющая профессиональной ориентации учащихся инновационных школ обеспечивает приобретение школьниками практического опыта в избранной профессиональной деятельности и социальную защищенность на рынке труда» (И.Д. Чечель)

4. Осуществите критический анализ следующих гипотез:

«Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся в процессе продуктивной учебно-познавательной деятельности может осуществляться при реализации следующих педагогических условий:

- ориентации учебно-познавательной деятельности на создание индивидуального образовательного продукта, который является личностно значимым для учащихся;

- освоении учащимися умений логически корректно структурировать и графически представлять учебную информацию;

- приобретении учащимися опыта выполнения системы учебных заданий, направленных на рефлексию полученного индивидуального образовательного продукта, а также процесса его создания и практического использования».

 

«Если при организации образовательного процесса подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности обеспечены следующие педагогические условия:

- определена структура медико–валеологической компетентности, еѐ содержательное наполнение и критерии достижения;

- образовательный процесс ориентирован на осознание студентами значимости МВК в профессиональном и личностном аспектах;

- образовательная деятельность студентов организована на основе использования учебных ситуационных задач;

то образовательным результатом будет формирование их МВК».

 

5. Опишите кратко идею решения проблемы своего исследования.

Сформулируйте рабочие гипотезы своего исследования и проведите их анализ. К каким типам принадлежат данные гипотезы? Каким образом Вы думаете обосновать и проверить свои гипотезы?




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 901; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.011 с.)