Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия правильности деления понятий

Поиск

Первое условие состоит в том, чтобы каждое конкретное деление производилось по одному и тому же, общему для новых понятий, основанию (признаку). В одной и той же классификации необходимо применять одно основание.

Например, неверно делить учеников школы на старшеклассников, успевающих и посещающих кружки. Если будет нарушено это условие, то произойдет перекрещивание объемов понятий, которые появятся в результате деления.

Второе условие состоит в том, чтобы деление было соразмерным, то есть, чтобы объем делимого понятия был в точности равен сумме объемов членов деления (например, рынок делится на внутренний и внешний). Нарушение этого правила ведет к ошибкам двух видов:

- неполное деление, когда перечисляются не все виды данного родового понятия (например, деление всех учителей на учителей естественнонаучного и гуманитарного профилей);

- избыточное деление, с лишними членами деления (например, когда занятия делятся на обязательные, необязательные и факультативные).

Третье условие состоит в том, чтобы члены деления исключали друг друга, то есть не имели общих элементов, были соподчиненными понятиями. Например, неверно деление учащихся на совсем неуспевающих (имеющих одни двойки), очень слабо успевающих (имеющих двойки и тройки), среднеуспевающих (тройки и четверки) и хорошо успевающих (имеющих четверки и пятерки).

Четвертое условие состоит в том, чтобы деление было непрерывным. Нельзя делать скачки в делении. Это значит, что в процессе деления исходного родового понятия следует переходить к его ближайшим видовым, не пропуская (“не перескакивая”) их. В противном случае возникает ошибка - “скачок в делении”. Типичные примеры: «живые существа делятся на растения, млекопитающих животных и студентов заочников»; «лабораторные работы делятся на работы по биологии, химии и электродинамике».

 

Понятия помогают решить, какие из многочисленных свойств или признаков существенны для нашего исследования. Они – инструменты, которые мы создаем для определенных целей, и их нельзя назвать истинными или ложными, можно лишь считать их более или менее полезными.

При этом, полезные понятия должны быть теоретически значимыми. Понятие теоретически значимо тогда, когда оно связано с достаточно большим числом других понятий данной теории, чтобы играть важную роль в объяснении наблюдаемых событий.

Во-вторых, понятия должны быть по возможности точными. Они должны относиться к одному, и только к одному, множеству свойств некоторого явления. Мы должны иметь возможность точно знать, о чем идет речь, когда для описания некоторого объекта используется некоторое понятие.

Наконец, если мы занимаемся эмпирическим исследованием, понятие, для того чтобы оно приносило пользу, должно относиться к явлениям, по крайней мере потенциально наблюдаемым. В Средние века важную роль при объяснении событий играло понятие Божьей Воли. Однако мы не в состоянии наблюдать Божью Волю, чтобы утверждать ее наличие или отсутствие в каждом конкретном случае. Чтобы иметь хотя бы какую-то научную ценность, понятие должно соотноситься с чем-то, что так или иначе измеряется с помощью наших обычных органов чувств. Но ряд очень существенных в педагогике, как социальной дисциплине, понятий относится к свойствам, которые невозможно наблюдать непосредственно.

Возникает следующий вопрос: можем ли мы разработать набор процедур, которые бы позволили нам определить отсутствие или наличие в реальном мире неких измеримых при помощи наших органов чувств свойств, соответствующих рассматриваемому понятию, и измерить величины этих свойств?

Если мы в состоянии сделать это для некоторого понятия, то говорят, что это понятие имеет эмпирические референты: оно относится к тому, что можно прямо или косвенно наблюдать и измерить.

Под операционализацией понимается преобразование, или переформулировка, наших относительно абстрактных теоретических понятий в конкретные термины, которые позволят нам измерить то, что относится к понятию и что возможно измерить. Операционализация предполагает переход от концептуального уровня (обдумывания проблемы) к операциональному (разработке путей ее решения). Человек при этом учится думать в практических терминах.

Иными словами, сформулировав некую проблему исследования, мы должны очень внимательно изучить понятия, входящие в формулировку темы, проблемы; мы должны установить, что же имеется в виду под каждой используемой нами формулировкой понятий, и попытаться перевести их на язык измеряемых показателей.

В ходе этого процесса сужаются используемые нами понятия и исчезают оттенки значения, однако именно поэтому наши рассуждения становятся более точными и существенно возрастают возможности изложить полученные результаты ясно и недвусмысленно.

Например, не все придадут одно и то же значение термину социально-экономический статус, но почти все одинаково воспримут его через годовой доход (в рублях или в долларах).

Поиск эмпирических значений понятия называют его эмпирической интерпретацией, а определение понятия через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков – операциональным определением.

Таким образом, от сложного качественного понятия мы хотим перейти к более простым и измеримым его составляющим; мы проводим редукцию от сложного к простому. При этом происходит редукция значения понятия к эмпирическим признакам. Поэтому опрерациональное определение – всегда неполно. Но мы должны стремиться к возможно большей его полноте.

Последовательность действий при операционализации:

1. Теоретическая работа: анализ литературы, уточнение смысла понятия в рамках какого-то теоретического подхода; выбор своего «рабочего определения».

2. Создание «образа» изучаемого понятия, представление понятия в каких-то «зримых проявлениях».

3. Построение более упорядоченной системы характеристик, свойств нашего «образа».

4. Выбор прямых показателей каждой из характеристик и переход к операционным уточнениям: каким конкретно методом можно зафиксировать то или иное свойство.

 

Операционально представленное понятие можно изобразить в виде иерархической схемы – дерева, в вершине которого – наше исходное понятие, а ветви представляют результат его преобразования, в конце получаем эмпирические референты («листочки).

Построение такой схемы чаще всего связано с рассмотренной выше операции деления понятий, т.е. соответствует проведению некоторой классификации.

Приведем пример. Допустим, наше исследование связано с проблемой отыскания организационно-педагогических условий и реализации здоровьесберегающих технологий для сохранения здоровья школьников. Тогда, очевидно, что необходимо проанализировать ключевое понятия «здоровье» и операционализировать его, т.е. определить, какие его признаки мы сможем измерить и как.

Из словарей и энциклопедий найдем несколько определений понятия.

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Исходя из этих определений можно предложить некоторую гипотетическую схему, например, начав ее следующим образом:

 

 

 

Рис.5. Пример первичной схемы, строящейся при операционализации понятия

 

Понятно, что, изучая здоровье школьников, скажем, отсутствие каких-то конституциональных дефектов, а также хронических заболеваний мы можем «измерить» с помощью медицинской карты учащегося; что касается инфекционных заболеваний, то здесь возможны разные варианты «измерений» - с помощью отметок пропусков занятий в классных журналах, с помощью опросов учеников и их родителей и т.д. Вопрос о психическом здоровье очень тонок. Возможно, здесь нам понадобятся консультации специалистов-психологов, которые могут подсказать нам и дальнейшую операционализацию и какие-то тестовые инструменты замера психологической тревожности, агрессивности и т.д. Вопрос о духовном и социальном здоровье еще сложнее и потребует дать определение этим неоднозначным понятиям (которые нельзя рассматривать как устоявшиеся термины).

Нарисовав подобную схему, мы сопоставляем ее с целями нашего исследования: возможно, наше исследование будет касаться только какой-то части схемы, какого-то уровня, возможно, схема подскажет нам что-то, что мы упустили, когда формулировали проблему.

В целом, мы должны стремиться к полноте и непротиворечивости полученной схемы. Данные пример демонстрирует нам, что обдумывая операционализацию понятия, мы одновременно прикидываем, какими конкретными известными нам методами мы сможем получить данные для эмпирического исследования. Сам объект и предмет исследования «подсказывают» нам, где целесообразно использовать данные статистики, где – анкетирования, где – тестирования и т.д.

Другой важный аспект заключатся в том, что рисуя несколько подобных схем (например, в данном случае – аналогичную схему для понятия «здоровьесберегающие технологии»), мы затем можем попытаться устанавливать связи (в нашем примере - выделять наиболее значимые на наш взгляд факторы влияния на здоровье, которыми мы можем управлять, также «замеряя» степень их присутствия).

Мы выделяем какие-то факторы и условия, влияющие на объект нашего изучения. Мы выделяем в объекте исследования какие-то элементы и связи между ними. Таким образом, мы проводим предварительный системный анализ предмета исследования, строим некий теоретический конструкт, о необходимости чего говорилось в методологическом разделе Программы исследования.

Целесообразны следующие общие линии такого анализа:

- выделение общих и специфических элементов (факторов), описывающих наш объект;

- выделение явных факторов и обстоятельств, поддающихся контролю в объекте исследования, и латентных – прочих факторов и условий, влияющих на наш объект, но не поддающихся прямой регистрации в нашем исследовании;

- выделение факторов объективных (не зависящих от изучаемого субъекта деятельности) и субъективных (отражение внешних условий в сознании изучаемых нами людей).

Таким образом, фактически в процессе интерпретации понятий мы в скрытом виде проводим всесторонний анализ предмета нашего исследования.

Одновременно, операционализация понятий - необходимый этап подготовки к проведению эмпирического исследования.

Вопросы и задания.

 

1. Произведите анализ понятий в контексте потенциальных исследований:

1) «познавательная активность» в контексте проблемы ее активизации с помощью технологий дистанционного обучения

2) «профессиональная деятельность учителя» в контексте проблемы нахождения условий для повышения мотивации и удовлетворенности учителя

3) «мотивация учебной деятельности учащихся» в контексте проблемы поиска условий ее повышения

3) «метапредметные образовательные результаты» в контексте проблемы создания в педагогическом коллективе ОУ условий, способствующих их достижению

Напишите для каждого понятия максимальное число эмпирических референтов, т.е. показателей, которые можно «измерить».

Определите основные факторы, влияющие на них, т.е. определите понятия, связанные с основным. Укажите некоторые эмпирические референты для этих понятий.

 

2. Дайте определения для следующих понятий:

- «гражданская позиция учащегося»

- «творческий потенциал»

Проведите деление понятий по различным основаниям.

Проведите делении понятий: «образовательные результаты», «технологии обучения», «формы обучения».

 

3. Составьте список ключевых слов и синонимов, по которым Вы будете искать литературу для уточнения своей темы, гипотезы и т.д.

 

4. Выделите основные понятия своего исследования и дайте им определения.

Сделайте операционализации к своим ключевым понятиям.

Изобразите связи на графической схеме, выделив на ней область своего особо пристального внимания (какие аспекты Вы собираетесь изучать в первую очередь).

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.91 (0.007 с.)