Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия правильности деления понятийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первое условие состоит в том, чтобы каждое конкретное деление производилось по одному и тому же, общему для новых понятий, основанию (признаку). В одной и той же классификации необходимо применять одно основание. Например, неверно делить учеников школы на старшеклассников, успевающих и посещающих кружки. Если будет нарушено это условие, то произойдет перекрещивание объемов понятий, которые появятся в результате деления. Второе условие состоит в том, чтобы деление было соразмерным, то есть, чтобы объем делимого понятия был в точности равен сумме объемов членов деления (например, рынок делится на внутренний и внешний). Нарушение этого правила ведет к ошибкам двух видов: - неполное деление, когда перечисляются не все виды данного родового понятия (например, деление всех учителей на учителей естественнонаучного и гуманитарного профилей); - избыточное деление, с лишними членами деления (например, когда занятия делятся на обязательные, необязательные и факультативные). Третье условие состоит в том, чтобы члены деления исключали друг друга, то есть не имели общих элементов, были соподчиненными понятиями. Например, неверно деление учащихся на совсем неуспевающих (имеющих одни двойки), очень слабо успевающих (имеющих двойки и тройки), среднеуспевающих (тройки и четверки) и хорошо успевающих (имеющих четверки и пятерки). Четвертое условие состоит в том, чтобы деление было непрерывным. Нельзя делать скачки в делении. Это значит, что в процессе деления исходного родового понятия следует переходить к его ближайшим видовым, не пропуская (“не перескакивая”) их. В противном случае возникает ошибка - “скачок в делении”. Типичные примеры: «живые существа делятся на растения, млекопитающих животных и студентов заочников»; «лабораторные работы делятся на работы по биологии, химии и электродинамике».
Понятия помогают решить, какие из многочисленных свойств или признаков существенны для нашего исследования. Они – инструменты, которые мы создаем для определенных целей, и их нельзя назвать истинными или ложными, можно лишь считать их более или менее полезными. При этом, полезные понятия должны быть теоретически значимыми. Понятие теоретически значимо тогда, когда оно связано с достаточно большим числом других понятий данной теории, чтобы играть важную роль в объяснении наблюдаемых событий. Во-вторых, понятия должны быть по возможности точными. Они должны относиться к одному, и только к одному, множеству свойств некоторого явления. Мы должны иметь возможность точно знать, о чем идет речь, когда для описания некоторого объекта используется некоторое понятие. Наконец, если мы занимаемся эмпирическим исследованием, понятие, для того чтобы оно приносило пользу, должно относиться к явлениям, по крайней мере потенциально наблюдаемым. В Средние века важную роль при объяснении событий играло понятие Божьей Воли. Однако мы не в состоянии наблюдать Божью Волю, чтобы утверждать ее наличие или отсутствие в каждом конкретном случае. Чтобы иметь хотя бы какую-то научную ценность, понятие должно соотноситься с чем-то, что так или иначе измеряется с помощью наших обычных органов чувств. Но ряд очень существенных в педагогике, как социальной дисциплине, понятий относится к свойствам, которые невозможно наблюдать непосредственно. Возникает следующий вопрос: можем ли мы разработать набор процедур, которые бы позволили нам определить отсутствие или наличие в реальном мире неких измеримых при помощи наших органов чувств свойств, соответствующих рассматриваемому понятию, и измерить величины этих свойств? Если мы в состоянии сделать это для некоторого понятия, то говорят, что это понятие имеет эмпирические референты: оно относится к тому, что можно прямо или косвенно наблюдать и измерить. Под операционализацией понимается преобразование, или переформулировка, наших относительно абстрактных теоретических понятий в конкретные термины, которые позволят нам измерить то, что относится к понятию и что возможно измерить. Операционализация предполагает переход от концептуального уровня (обдумывания проблемы) к операциональному (разработке путей ее решения). Человек при этом учится думать в практических терминах. Иными словами, сформулировав некую проблему исследования, мы должны очень внимательно изучить понятия, входящие в формулировку темы, проблемы; мы должны установить, что же имеется в виду под каждой используемой нами формулировкой понятий, и попытаться перевести их на язык измеряемых показателей. В ходе этого процесса сужаются используемые нами понятия и исчезают оттенки значения, однако именно поэтому наши рассуждения становятся более точными и существенно возрастают возможности изложить полученные результаты ясно и недвусмысленно. Например, не все придадут одно и то же значение термину социально-экономический статус, но почти все одинаково воспримут его через годовой доход (в рублях или в долларах). Поиск эмпирических значений понятия называют его эмпирической интерпретацией, а определение понятия через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков – операциональным определением. Таким образом, от сложного качественного понятия мы хотим перейти к более простым и измеримым его составляющим; мы проводим редукцию от сложного к простому. При этом происходит редукция значения понятия к эмпирическим признакам. Поэтому опрерациональное определение – всегда неполно. Но мы должны стремиться к возможно большей его полноте. Последовательность действий при операционализации: 1. Теоретическая работа: анализ литературы, уточнение смысла понятия в рамках какого-то теоретического подхода; выбор своего «рабочего определения». 2. Создание «образа» изучаемого понятия, представление понятия в каких-то «зримых проявлениях». 3. Построение более упорядоченной системы характеристик, свойств нашего «образа». 4. Выбор прямых показателей каждой из характеристик и переход к операционным уточнениям: каким конкретно методом можно зафиксировать то или иное свойство.
Операционально представленное понятие можно изобразить в виде иерархической схемы – дерева, в вершине которого – наше исходное понятие, а ветви представляют результат его преобразования, в конце получаем эмпирические референты («листочки). Построение такой схемы чаще всего связано с рассмотренной выше операции деления понятий, т.е. соответствует проведению некоторой классификации. Приведем пример. Допустим, наше исследование связано с проблемой отыскания организационно-педагогических условий и реализации здоровьесберегающих технологий для сохранения здоровья школьников. Тогда, очевидно, что необходимо проанализировать ключевое понятия «здоровье» и операционализировать его, т.е. определить, какие его признаки мы сможем измерить и как. Из словарей и энциклопедий найдем несколько определений понятия. Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Исходя из этих определений можно предложить некоторую гипотетическую схему, например, начав ее следующим образом:
Рис.5. Пример первичной схемы, строящейся при операционализации понятия
Понятно, что, изучая здоровье школьников, скажем, отсутствие каких-то конституциональных дефектов, а также хронических заболеваний мы можем «измерить» с помощью медицинской карты учащегося; что касается инфекционных заболеваний, то здесь возможны разные варианты «измерений» - с помощью отметок пропусков занятий в классных журналах, с помощью опросов учеников и их родителей и т.д. Вопрос о психическом здоровье очень тонок. Возможно, здесь нам понадобятся консультации специалистов-психологов, которые могут подсказать нам и дальнейшую операционализацию и какие-то тестовые инструменты замера психологической тревожности, агрессивности и т.д. Вопрос о духовном и социальном здоровье еще сложнее и потребует дать определение этим неоднозначным понятиям (которые нельзя рассматривать как устоявшиеся термины). Нарисовав подобную схему, мы сопоставляем ее с целями нашего исследования: возможно, наше исследование будет касаться только какой-то части схемы, какого-то уровня, возможно, схема подскажет нам что-то, что мы упустили, когда формулировали проблему. В целом, мы должны стремиться к полноте и непротиворечивости полученной схемы. Данные пример демонстрирует нам, что обдумывая операционализацию понятия, мы одновременно прикидываем, какими конкретными известными нам методами мы сможем получить данные для эмпирического исследования. Сам объект и предмет исследования «подсказывают» нам, где целесообразно использовать данные статистики, где – анкетирования, где – тестирования и т.д. Другой важный аспект заключатся в том, что рисуя несколько подобных схем (например, в данном случае – аналогичную схему для понятия «здоровьесберегающие технологии»), мы затем можем попытаться устанавливать связи (в нашем примере - выделять наиболее значимые на наш взгляд факторы влияния на здоровье, которыми мы можем управлять, также «замеряя» степень их присутствия). Мы выделяем какие-то факторы и условия, влияющие на объект нашего изучения. Мы выделяем в объекте исследования какие-то элементы и связи между ними. Таким образом, мы проводим предварительный системный анализ предмета исследования, строим некий теоретический конструкт, о необходимости чего говорилось в методологическом разделе Программы исследования. Целесообразны следующие общие линии такого анализа: - выделение общих и специфических элементов (факторов), описывающих наш объект; - выделение явных факторов и обстоятельств, поддающихся контролю в объекте исследования, и латентных – прочих факторов и условий, влияющих на наш объект, но не поддающихся прямой регистрации в нашем исследовании; - выделение факторов объективных (не зависящих от изучаемого субъекта деятельности) и субъективных (отражение внешних условий в сознании изучаемых нами людей). Таким образом, фактически в процессе интерпретации понятий мы в скрытом виде проводим всесторонний анализ предмета нашего исследования. Одновременно, операционализация понятий - необходимый этап подготовки к проведению эмпирического исследования. Вопросы и задания.
1. Произведите анализ понятий в контексте потенциальных исследований: 1) «познавательная активность» в контексте проблемы ее активизации с помощью технологий дистанционного обучения 2) «профессиональная деятельность учителя» в контексте проблемы нахождения условий для повышения мотивации и удовлетворенности учителя 3) «мотивация учебной деятельности учащихся» в контексте проблемы поиска условий ее повышения 3) «метапредметные образовательные результаты» в контексте проблемы создания в педагогическом коллективе ОУ условий, способствующих их достижению Напишите для каждого понятия максимальное число эмпирических референтов, т.е. показателей, которые можно «измерить». Определите основные факторы, влияющие на них, т.е. определите понятия, связанные с основным. Укажите некоторые эмпирические референты для этих понятий.
2. Дайте определения для следующих понятий: - «гражданская позиция учащегося» - «творческий потенциал» Проведите деление понятий по различным основаниям. Проведите делении понятий: «образовательные результаты», «технологии обучения», «формы обучения».
3. Составьте список ключевых слов и синонимов, по которым Вы будете искать литературу для уточнения своей темы, гипотезы и т.д.
4. Выделите основные понятия своего исследования и дайте им определения. Сделайте операционализации к своим ключевым понятиям. Изобразите связи на графической схеме, выделив на ней область своего особо пристального внимания (какие аспекты Вы собираетесь изучать в первую очередь).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.76 (0.01 с.) |