Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контент-анализ в педагогическом исследовании. Частные методы диагностики (психологические тесты, социометрия и пр.) и их использование в педагогическом исследовании.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Известно полушутливое определение контент-анализа как «научно обоснованного метода чтения между строк» (А.Г.Здравомыслов). Краткий словарь по социологии определяет контент-анализ как метод качественно-количественного анализа социальной информации. Есть и другие определения, например, контент-анализ – это систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника (Мангейм Дж.Б., Рич Р.К.) Под информационными источниками или текстами в контент-анализе понимаются книги, журналы, газеты, аудио– и видеозаписи, фотографии, протоколы собраний или заседаний, различные документы, кинофильмы, радио- и телепередачи, рекламные сообщения, публичные выступления, письма, дневники, материалы интервью и анкетных опросов, статьи. Основная идея контент-анализа достаточно проста и интуитивно наглядна. При восприятии текста и особенно больших текстовых потоков мы достаточно хорошо ощущаем, что разные формальные и содержательные компоненты представлены в них в разной степени, причем эта степень по крайней мере отчасти поддается измерению. Первым можно назвать этап в развитии контент-анализа, когда внимание исследователей было направлено в основном просто на подсчет частот появления в текстах различных слов или тем. Г.Г. Почепцов условно относит появление контент-анализа к 18 веку, «когда в Швеции частота появления тем, связанных с Христом, использовалась для принятия решения о еретичности книги»[2]. В конце 19 – начале 20 вв. в США появились первые контент-аналитические исследования текстов массовой информации. Во время Второй мировой войны имел место самый, пожалуй, знаменитый эпизод в истории контент-анализа – предсказание британскими аналитиками времени начала использования Германией крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2» против Великобритании, сделанное на основе анализа (совместно с американцами) внутренних пропагандистских кампаний в Германии. Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг. 20 века). Начиная с 1950-х годов контент-анализ как исследовательский метод активно используется практически во всех науках, так или иначе практикующих анализ текстовых источников Однако очевидно, что простая частота встречаемости каких-то слов или словосочетаний в тексте будет иметь совершенно различный «вес» в зависимости от общей длины текста. Поэтому в контент-анализе чаще используют относительные частоты, которые вычисляются как отношение абсолютной частоты к длине анализируемого текста. В зависимости от того, что является переменной содержания, под длиной текста может пониматься количество слов в нем, количество предложений, абзацев и пр. Основная проблема контент-анализа связана с качественным характером информации, заключенной в текстах. Одно и то же слово может употребляться в совершенно различных значениях, а с другой стороны, слова имеют синонимы. Поэтому вводятся категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Для каждой выделенной категории определяются возможные слова, словосочетания или другие элементы, которые представляют данную категорию в тексте. Иными словами, в категории включаются различные наборы слов, объединенных по определенному основанию. Можно сказать, что посредством категорий в контент-анализе представлены определенные концептуальные образования. В качестве реального примера анализа текстов с использованием категорий можно привести анализ президентских посланий стране, с которыми обратился Б.Клинтон в 1994 и 1995 годах[3]. Эти послания содержали примерно 7000 -10000 слов. Для проведения контент-анализа были выделены категории слов, относящихся к экономике, бюджету страны, образованию, преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной помощи и др. Например, была выделена категория «Экономика», в которую входили слова «экономика», «безработица», «инфляция» и т.п. В категорию «Семья» входили слова «ребенок», «семья», «родители», «мать», «отец» и т.п. По изменению относительных частот встречаемости различных категорий в посланиях 1994 и 1995 годов были сделаны выводы об изменении политики государства в различных областях. Хотя все категории нашли отражение в обоих посланиях, но в одном из них некоторым темам уделялось больше внимания, а в другом меньше. Например, в послании 1995 года больше внимания было уделено вопросам образования, семьи, но меньше внимания - преступности, международным делам, социальной помощи. Это дало основания для того, чтобы судить об изменении приоритетов правительства. Именно учет частот встречаемости категорий, а не отдельных слов, позволил судить о внимании, уделенном в послании тем или иным вопросам. Очевидно, что от качества составления категорий во многом зависит качество результатов анализа. Контент-анализ текстов с использованием категорий иногда называют концептуальным анализом. Сфера его применения довольно широка. Два основных типа задач, решаемых с его помощью: 1. Есть два или более текстов, которые необходимо сравнить в отношении нагрузки на определенные категории. Например, можно выяснить, какое внимание уделяют два разных учебника по одному предмету определенным темам. Скажем, существенное различие в частотах встречаемости определенных категорий в учебниках истории позволит судить о различиях в идеологической направленности этих пособий и их авторов. 2. Задача отслеживания динамики изменения нагрузки на определенные категории. Например, просматривая нормативные документы министерства и комитетов по образованию за несколько лет, можно отследить динамику образовательной политики по частотам упоминания различных категорий, от самых крупных, таких как «Ученик», «Учитель», «Финансирование», «Воспитание» и пр. до более узких - «Личностно-ориентированный подход», «Развитие личности», «Патриотическое воспитание» и т.д. Относительные частоты позволяют сравнивать два и более текстов, но иногда требуется сделать вывод на основе анализа лишь одного текста. В подобных случаях могут использоваться частотные словари, в которых для различных слов и словосочетаний указываются их относительные частоты употребления средним носителем данного (в нашем случае – русского) языка. Дальнейшее развитие контент-анализа привело к появлению более тонких методов анализа текстов. Уже к середине 50-х годов исследователи стали все больше уделять внимания не простому наличию или отсутствию категорий в тексте, а связям между категориями. Для изучения связей обращают внимание на совместную встречаемость слов различных категорий. Например, для каждого предложения текста мы можем выяснить, слова каких категорий в нем встречаются. Может оказаться, что для некоторых категорий наблюдается тенденция их совместного употребления, а для других - наоборот. При этом можно подсчитать коэффициент корреляции, который даст нам силу связи между категориями. Например, анализируя сочинения старшеклассников различных школ на тему «Школа в моей жизни» можно исследовать совместное употребление категорий «Школа» (куда входят «Школа», «Учителя», «Уроки», «Школьная жизнь», «Учеба в школе» и пр.) и «Негатив» (например, такие слова и сочетания, как «Плохо», «Не нравится», «Не люблю», «Не интересно», «Скучно» и пр.). При этом мы можем обнаружить, что для некоторых школ наблюдается тенденция совместного употребления этих категорий, для других школ – нет. Использование при контент-анализе определенного набора категорий задает концептуальную сетку, в терминах которой и анализируется текст. От того, насколько удачен набор используемых категорий, зависит качество результатов анализа. Поэтому исследователей давно интересовала задача автоматической категоризации слов текста, т.е. выделение обсуждаемых в нем тем не по заранее определенной исследователем схеме, а на основании самого текста. Был предложен ряд подходов для решения этой задачи. В настоящее время существуют компьютерные программы, нацеленные на решение различных задач контент-анализа, в том числе и этой. Следует отметить, что автоматическая категоризация возможна лишь в том случае, если объем анализируемых текстов достаточно велик. Основное поле применения контент-анализа в педагогических исследованиях можно условно разделить на 3 области: 1) Анализ нормативных документов большого объема, анализ печатной продукции педагогов - учебных пособий, методических рекомендаций и т.д. 2) Анализ работ учащихся (сочинений, изложений, других творческих работ, включая рисунки, компьютерные презентации и пр.). 3) Анализ информационных массивов, полученных при применении других методов исследования. Так, например, контент-анализ используется для обработки результатов видеосъемки или стенограмм непосредственного наблюдения, аудиозаписей или стенограмм бесед, интервью, а также для обработки результатов ответов на «открытые» (т.е. подразумевающие произвольный текстовый ответ) вопросы анкет. Первый шаг в подготовке к контент-анализу состоит в определении той совокупности текстов, которую мы собираемся изучать и целей их изучения. При определении совокупности изучаемых документов встает вопрос об их надежности. Обычно считается (но это - вопрос для исследователя), что официальные документы более надежны, чем неофициальные, личные – более надежны, чем безличные. После того как определена совокупность документов, встает задача оценки ее объема. Следующий шаг состоит в принятии решения о единице анализа. В контент-аналитическом исследовании единица анализа – это некоторый элемент или признак, встречающийся в тексте. Таким простейшим элементом может быть слово, и оно используется в контент-анализе наиболее непосредственным образом. В простейшем варианте метод состоит в том, что устанавливаются определенные ключевые слова и подсчитывается частота их употребления в исследуемых документах. При этом, как уже отмечалось, более правильно считать не общее количество, а относительную частоту, которая вычисляется как отношение абсолютной частоты к длине анализируемого текста. В принципе смысловыми единицами контент-анализа могут быть: - понятия (выраженные в отдельных терминах или с указанием списка синонимов); - темы (возможно, соответствующие общей теме исследования или каким-то ее частям); - персонажи (имена, фамилии людей); - события, факты, действия, ситуации. Контент-анализ, основанный на исследовании слов, тем и сообщений о персонажах или событиях, сосредоточивает внимание исследователя на содержании сообщения, на том, о чем в нем говорится. На деле это означает, что исследователь должен создать своего рода словарь ключевых слов и словосочетаний. После выявления смысловых единиц контент-анализа исследователь выделяет единицы счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1 -м случае процедура «измерения» сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам определяет единицы счета, которыми могут быть: - физическая протяженность текстов, число знаков (букв), строк, абзацев и т.п., - площадь текста, заполненная смысловыми единицами; - число строк (абзацев, знаков, колонок текста); - длительность трансляции по радио, ТВ и т.п.; - метраж пленки при аудио- и видеозаписях, - количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр. В итоге в контент-аналитической процедуре мы можем оперировать со следующими единицами измерения: - количество появлений искомого признака в тексте; - какая-то из указанных выше характеристик «протяженности» текста с искомым признаком; - относительная частота (количество появлений или «протяженность», деленная на общий объем).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 2092; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.208.238 (0.008 с.) |