Метод опроса, типы опросов. Характеристики и роль анкетных опросов в социально-педагогических исследованиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод опроса, типы опросов. Характеристики и роль анкетных опросов в социально-педагогических исследованиях



Опрос – в общем случае представляет собой метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей какой-то группы населения, отобранной таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы о генеральной совокупности.

Опрос может проводиться в форме очного или телефонного интервью, либо с помощью заполнения опрашиваемыми анкет-вопросников. Эти способы являются составной частью опроса как более общего метода. Лица, которые отвечают на вопросы, называются респондентами. Инструментарием опроса являются либо анкеты, которую респондент заполняет самостоятельно, либо бланки интервью, которые заполняются интервьюерами в ходе проведения интервью.

Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов:

1) факты,

2) знания,

3) мнения,

4) отношения и

5) поведенческие отчеты респондентов.

С точки зрения общих требований, предъявляемых к инструментарию, есть основные, общие, относящиеся как к анкетированию, так и к интервьюированию. Рассмотрим их в данном параграфе на примере анкетного опроса.

При разработке инструментария исследователю следует обращать внимание на следующие пять факторов, определяющих успех опроса:

(А) содержание,

(Б) тип,

(В) форму,

(Г) словесную формулировку и

(Д) порядок вопросов

 

А. Содержание вопросов определяется целями исследования. Однако объем анкеты или бланка интервью не должен быть слишком большим.

Очные интервью, как правило, должны длиться не более 45 минут, а телефонные – не дольше 20 мин. Анкета, пересылаемая по почте, вообще не должна превышать четырех страниц. В настоящее время в социально-педагогических исследованиях учащихся и учителей применяются анкеты значительного объема, но все же он должен быть ограничен ориентировочными временными рамками заполнения за 1 урок (40-45 минут). Как показывает практика, максимальный объем анкеты при этом составляет 8-10 обычных страниц формата А4. С психологической точки зрения это значительный объем, и если содержание анкетного опроса не интересно респонденту, то к концу он может начать «отписываться» или даже нарочно давать неверные ответы. Более приемлемым можно считать объем в 4-5 страниц.

Объем – сильный ограничитель для содержания анкеты, не дающий, как правило, спросить все, что хотелось, заставляющий отбирать самые важные для исследования вопросы.

Опросы обычно включают в себя как вопросы, специфические для данного исследования, так и вопросы общего, «фонового» характера, предназначенные для измерения тех параметров, которые непосредственно связаны с существенными признаками изучаемого объекта. Практически в любой опросный инструментарий включаются (или по меньшей мере рассматриваются на предмет включения) вопросы, касающиеся таких параметров, как пол, возраст, состав семьи, материальное положение, образование, должность, стаж работы, срок проживания в данной местности, вероисповедание и т.п.

Б. По типу вопросы в первую очередь делятся на открытые и закрытые. На открытый вопрос респондент может отвечать своими словами, никакие варианты ответа извне ему не навязываются. У подобных вопросов то преимущество, что они позволяют обнаружить непредвиденные повороты в ответах респондентов. Кроме того, они помогают избежать искажения информации, возникающего зачастую за счет наличия тенденциозности в вариантах ответов, заранее подобранных исследователем.

Например, в исследовании, проводимом в конце 80-х гг. в США задавался вопрос о самых актуальных социальных проблемах. Когда респондентам предлагали закрытый вопрос с перечнем следующих возможных вариантов: а) энергетика, б) качество школьного образования, в) экология, 4) аборты, 5) другое, то 32% отметили образование как приоритетную проблему. При аналогичном исследовании с открытым вопросом – только 1% респондентов назвал проблемы образования как самые актуальные.

Однако у вопроса с открытыми возможностями для ответа есть и свои недостатки. Дело в том, что он сильно затрудняет сравнение ответов между собой, поскольку каждый респондент при ответе может исходить из своей уникальной, отличной от остальных «системы координат». Кроме того, такие вопросы зачастую могут приводить к пустым ответам (оставление графы незаполненной), или к ответам не по существу.

«Плюсы» закрытых вопросов: респондент «не очень любит думать самостоятельно», а ответы по подсказкам дает обычно легко. Кроме того. В этом случае достаточно проста обработка, и можно получить количественные оценки.

При составлении закрытых вопросов следует придерживаться определенных рекомендаций:

- предусмотреть все возможные варианты ответов, если не уверены в полноте списка – добавить вариант «другое_______»;

- число вариантов ответов не должно быть слишком большим (предел – 7-9 вариантов);

- при определении порядка помнить, что психологически более активно воспринимаются первая и последняя позиции;

- тексты вариантов ответов должны быть примерно равны по объему и не длинны (не более 11 слов)

- если есть варианты с позитивным и негативным смыслом, то следует их «перетасовывать»

Вопросы закрытого типа в свою очередь можно разделить на:

- вопросы с единственным выбором;

- вопросы с множественным выбором.

Следует помнить о том, чтобы в анкете при каждом вопросе была четкая инструкция. В том числе, и пояснение, сколько вариантов ответа можно выбрать.

Для вопросов с единственным выбором варианты ответов должны быть в совокупности исчерпывающими (т. е. они должны включать все ответы, какие только можно предугадать) и взаимоисключающими (т. е. на каждый вопрос должно допускаться не более одного варианта ответа).

Самый простейший вариант – альтернативный вопрос с двумя вариантами (да – нет; есть – нет)

Если это вопрос о мнении респондента, то возможно оставить только 2 варианта ответа, заставив таким образом осуществить насильственный выбор, либо добавить вариант «не знаю», «затрудняюсь ответить». Выбор здесь за исследователем, в целом в исследованиях чаще используются вопросы с предоставлением возможности отметить свое затруднение.

Самые распространенные вопросы в анкетах соответствуют порядковым признакам с единственным выбором, когда количество вариантов выбора более 2 (чаще всего – три или пять вариантов, не считая варианта «не знаю»).

Таким образом, респонденту предоставляется возможность отражать в ответе степень своей оценки в тех случаях, когда это является значимым. То есть, вместо двух вариантов «согласен» и «не согласен» мы можем отразить порядковый ряд типа «полностью согласен», «согласен», «отношусь нейтрально», «не согласен», «совершенно не согласен» и добавить графу «не знаю».

Вопросы с множественным выбором предполагают, что можно отметить сколько угодно из перечисленных вариантов, либо – не более какого-то указанного количества (это должно быть указано в пояснении к вопросу), как в приведенном ниже примере:

Как Вы полагаете, что дала Вам школа? (можно отметить несколько ответов)

1. Школа дала мне знания

2. Здесь я приобрел друзей

3. Школа мне помогла лучше понять себя, свои положительные качества и недостатки

4. Подготовила меня к преодолению жизненных трудностей

5. Школа мне помогла определить свои интересы, выбрать профессию

6. Школа научила меня критически мыслить, рассуждать, доказывать

7. Научила разбираться в людях, общению с ними

8. Школа научила меня самостоятельно работать

9. Другое___________________________________

 

Ниже приведены условно варианты вопросов, наиболее часто встречающиеся в анкетах.

 

Вопрос 1. Хххххххххх? Вопрос 1а. Ххххххххх?

1. да 2. нет 1. да 2. нет 3. затрудняюсь ответить (не знаю)

 

Вопрос 2. Ххххххххххх?

1. высоко

2. средне

3. низко

 

Вопрос 3. Ххххххххххх?

1. очень хорошо

2. достаточно хорошо

3. средне

4. скорее плохо

5. очень плохо

 

Вопрос 4. Хххххххххххххххх? (Выберите из списка те позиции, которые считаете нужным)

1. вариант-1

2. вариант-2

3. вариант-3

4. вариант-4

5. вариант-5

….

 

Вопрос 5. С какими из перечисленных утверждений Вы согласны?

1. вариант-1

2. вариант-2

3. вариант-3

4. вариант-4

….

 

Вопрос 6. Как вы относитесь к…..

1. положительно

2. отрицательно

3. затрудняюсь с ответом

 

Вопрос 7. Оцените, пожалуйста, по 5-балльной (10-балльной системе) важность для Вас лично следующих…..

1. вариант-1

2. вариант-2

3. вариант-3

4. вариант-4

….

 

Вопрос 8. Как часто Вы ….

1. Каждый день

2. 1-2 раза в неделю

3. 1-2 раза в месяц

4. реже

 

Вопрос 9. Что вы считаете самым важным….. (отметьте 1 вариант ответа)

1. вариант-1

2. вариант-2

3. вариант-3

Другое_______________

Вопрос 10. (пример табличного представления)

Согласны ли Вы с утверждениями (в каждой строке выберите только 1 ответ)

  Определенно, нет Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Определенно, да
Утверждение-1        
Утверждение-2        
.....        
         

В. Форма вопроса относится к способу его презентации. Бывают вопросы, в которых используются какие-то рисунки, фотографии, схемы, наглядно демонстрирующие, что же хотят у респондента спросить. Один из примеров – «термометр ощущений», когда респонденту предъявляют карточку с изображением термометра, против делений которого стоят словесные характеристики ощущений, и человека просят оценить, насколько «горячие» или «холодные» ощущения у него вызывает тот или иной объект, та или иная тема.

Надо отметить, что наглядность повышает интерес к опросу, и чем более сложные умственные операции требуются от респондента, тем полезнее могут оказаться наглядные варианты вопросно-ответной формы. Особенно это касается опросов среди детей.

Вопросы, одинаковые по форме, притупляют интерес. Рекомендуется в анкете чередовать стандартную форму с табличной, использовать какие-то средства визуализации.

 

Г. Решающим фактором успеха всего опроса является правильная словесная формулировка вопросов.

Если вопросы задаются таким образом, что они поощряют одни ответы в ущерб другим, то и результаты опроса будут отражать не столько реальный мир, сколько выбор, внушенный самой структурой вопроса

Приведем несколько общих правил составления пунктов опроса.

Во-первых, во всех случаях, когда это не наносит урон содержанию исследования, старайтесь включать те вопросы и понятия, которые были успешно использованы в предыдущих исследованиях.

Во-вторых, прежде чем включать какой-то вопрос, проверьте, могут ли вообще данные респонденты располагать информацией, необходимой для ответа на него, поймут ли правильно они формулировки и т.д. То есть, главная «заповедь» - стараться говорить на языке респондента.

Особенно важно продумывать и проверять, как будет понят вопрос, при составлении анкет для детей.

Иногда простая замена в формулировке вопроса одного слова на другое – синоним, может привести к существенным изменениям в конечных результатах.

Иногда полезнее, чем вопросы, могут оказаться какие-то утверждения о предмете исследования. При этом исследователь обыкновенно просит респондента сказать, в какой степени он согласен или не согласен с серией утверждений, подобранных так, чтобы отразить различные точки зрения по интересующему исследователя предмету (при этом утверждения должны быть перемешаны так, чтобы респондент не догадался, к чему в конечном счете клонит исследователь).

Наконец, чтобы удостовериться, что можно верить респонденту и получить более надежную информацию, часто один показатель пытаются «измерить» с помощью нескольких вопросов, задавая прямые и косвенные вопросы, повторные вопросы на ту же тему, но немного иначе сформулированные.

Д. Порядок вопросов.

Помимо составления отдельных вопросов, исследователь должен подумать и о структуре анкеты в целом. Добротные анкеты и бланки интервью обычно состоят из четырех основных частей: вводной части, нескольких вопросов для разминки, основных вопросов и биографических вопросов.

Во вводной части респонденту разъясняются задачи исследования, так чтобы убедить его в важности опроса и в том, что опрос заслуживает того, чтобы потратить на него время. Зачастую это удается сделать посредством апелляции к какой-нибудь высокой цели или к общепризнанному авторитету. Не рекомендуется при этом раскрывать ту информацию, которая может привести к искажениям в ответах, поэтому вводная часть иногда называется «легенда».

Разминочные вопросы помогают достичь непринужденности в общении с респондентом. Это беспристрастные, нейтральные вопросы, не слишком сложные вопросы; их не составляют специально, а отбирают из числа основных вопросов.

Основные вопросы составляют ядро опросного инструментария, они соответствуют теме исследования, и могут быть разбиты на какие-то логические блоки. Здесь следует задуматься о том, не может ли порядок следования основных вопросов повлиять на результаты.

Вопросы с открытыми возможностями для ответа иногда имеет смысл помещать перед вопросами с закрытым набором возможных ответов, касающимися той же темы, чтобы варианты ответов, предлагаемые в вопросах «закрытого» типа, не могли искажающе повлиять на ответы на открытый вопрос. Если есть основание полагать, что порядок вопросов будет влиять на ответы, то проверить это можно в ходе предварительного тестирования.

Биографические вопросы имеют целью получение фактических данных о респонденте; некоторые из них могут быть сугубо личными. Эти вопросы обычно помещаются в конец опроса, чтобы у респондента не возникло раньше времени впечатления, что исследователь сует нос не в свое дело.

В целом, разрабатывая анкету, надо стремиться к осуществлению «правила воронки»: вначале более простые вопросы; постепенное усложнение вопросов к середине опроса; затем - сижение сложности; в конце – «паспортичка».

На результативность анкетирования может повлиять и внешний вид анкеты, качество печати, цвет и качество бумаги и, главное, четкость в расположении текста, размер шрифта. Главное правило заключается в том, чтобы не скучивать на листе вопросы, не мельчить, пытаясь уменьшить общее число страниц.

Исследователи, составляющие анкету, часто не задумываются, какую важную роль играет составление предварительной инструкции, обеспечивающей точное и упорядоченное заполнение анкеты. На самом деле это одно из самых трудных и ответственных дел при подготовке инструментария.

Немаловажную роль играет и вопрос о том, как проводить анкетирование. Сюда входит группа вопросов, связанных с местом, временем опроса, проблемами с восприятием проводящего опрос (понятно, что будут разные реакции учащихся на завуча школы, психолога и постороннего социолога и т.п.). Задача заключается в том, чтобы избежать группового давления, одновременно необходимо обеспечить компетентность проводящего опрос, снабдить его подробной инструкцией, что делать, если респонденты задают вопросы по заполнению анкеты.

Сильные стороны анкетирования

1) самый простой способ проведения массового опроса

2) дешевый способ, особенно в настоящее время при развитии компьютерных технологий

3) возможность числовой обработки «закрытых» вопросов и получения количественных оценок.

Слабые стороны:

1) простота зачастую обманчива, можно провести анкетирование и получить совершенно «пустые» результаты, все зависит от компетентности составляющего анкетный инструментарий;

2) метод обладает «жесткостью» – если уже после печати тиража вдруг окажется, что данные не валидны, «на ходу» исправить анкеты уже не удастся.

Ввиду вышеперечисленного, особую важность в проведении анкетного опроса приобретает тестирование инструментария. Конечно, предварительное тестирование требует средств и времени, но оно абсолютно необходимо, потому что без его проведения исследователь рискует получить негодные или вводящие в заблуждение данные.

В силу указанной «жесткости» метода, анкетирование лучше проводить на этапе проведения проверяющего эксперимента, когда уже есть вполне определенные гипотезы, на более ранних этапах исследования предпочтительны более мягкие методы – наблюдения или интервью.

Задания и вопросы.

 

1. Что такое «вопрос» анкеты, и каких типов они бывают? Каковы преимущества и недостатки открытых и закрытых вопросов?

 

2. В чем некорректность следующего вопроса? Исправьте его

Пример:

Состав семьи:

1. Проживает с матерью и отцом.

2. Проживает с матерью.

3. Проживает с отцом.

 

3. Потренируйтесь в формулировке вопросов:

Сформулируйте 1 или несколько вопросов (любого типа) к учащимся выпускных классов с целью получения представления об их досуге (количество свободного времени, структура – чем и как часто занимаются в свободное время, удовлетворенность своим досугом и т.п.).

Сформулируйте 1 или несколько вопросов (любого типа) к учащимся выпускных классов для выяснения их субъективной оценки своих взаимоотношений с учителями школы.

Сформулируйте 1 или несколько вопросов (любого типа) к учителям школы для выяснения субъективной оценки основных трудностей их работы.

Сформулируйте 1 или несколько вопросов (любого типа) к учителям школы для выяснения их субъективной оценки атмосферы в педагогическом коллективе.

 

4. Сформулируйте один проблемный вопрос по теме своего исследования и предложите несколько вариантов соответствующих анкетных вопросов. Как будут обрабатываться и анализироваться заполненные анкеты?

 

5. Будет ли в Вашем исследовании использоваться анкетный опрос? Если да, то каковы его цели? Есть ли готовые анкеты, подходящие для них? Если нет, то разработайте примерную схему анкеты: из каких тематических блоков она будет состоять? Кому адресована? Набросайте примерный перечень вопросов анкеты. Подумайте, какие вопросы стоит оставить открытыми.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.077 с.)