Описание методики исследования и интерпретация результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание методики исследования и интерпретация результатов



 

 

Задание. Опишите методику проведения исследования, обоснуйте и оформите результаты исследования.

Педагогическое исследование будет считаться завершенным, если его результаты внедрены в практику. Под внедрением результатов понимается целый комплекс мероприятий, реализуемых в определенной последовательности, включающих информирование педагогической общественности о полученных выводах или выявленных закономерностях, дающих основание для внесения каких-либо изменений в практику (через выступления на конференциях, в печати, создание новых учебно-методических комплексов, учебно-методических пособий, разработку методических инструкций и рекомендаций и т. д.).

 

Методы эмпирического исследования

Метод наблюдения является основным из методов исследования в педагогике. Наблюдение – это планомерный, организованный сбор необходимых данных о явлениях и процессах путем регистрации характеризующих признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов.

Наблюдение должно иметь четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели, задачи, время наблюдения, предполагаемый результат. План наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений? К числу средств, повышающих объективность наблюдений, относятся специальные технические средства звукозаписи или видеозаписи учебных занятий, воспитательных мероприятий.

Различают следующие виды наблюдения: непрерывное или дискретное (по признаку временной организации), широкое или узкоспециальное (по направленности наблюдения на процесс в целом или на отдельные его стороны).

Различают также следующие виды наблюдения.

Активное наблюдение – это метод исследования, когда наблюдатель активно участвует в деятельности изучаемой группы, одновременно регистрируя подробности поведения ее членов.

Включенное наблюдение (participant observation) — метод исследования, при котором исследователь проникает в ситуацию, чтобы наблюдать за ее развитием изнутри.

Естественное наблюдение – это сбор данных посредством тщательного наблюдения за событиями, протекающими в естественных условиях.

Структурированное наблюдение (structured observation) - метод наблюдения за поведением, когда за людьми наблюдают в искусственной обстановке.

Наблюдение стандартизованное - проводимое в научных целях наблюдение за поведением людей при наличии определенной схемы наблюдения, где отражено то, что надлежит наблюдать, каким образом вести наблюдение и как представлять его результаты.

Наблюдение как метод исследования характеризуется такими признаками как целенаправленность, комплексность, систематичность.

Наблюдение имеет сильные и слабые стороны. Наблюдение позволяет изучить предмет в его целостности, в его естественном функционировании. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, его изменять, делать точные замеры.

Изучение документации (учебного плана специальности, учебных программ, планов учебных занятий и воспитательных мероприятий, личных дел учащихся, медицинских карт, учебных журналов, протоколов собраний, заседаний и другое) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса в учреждении образования.

Метод беседы позволяет глубже выяснить сущность интересующих исследователя проблем, познать особенности личности человека, уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы.

При продумывании вспомогательных вопросов педагог-исследователь учитывает возможные варианты беседы и предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов.

Эффективность беседы во многом зависит от умения создавать в общении благоприятную морально-психологическую атмосферу, наблюдать за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов.

Важно предусмотреть удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы. После беседы составляется протокол.

Разновидностью беседы является интервьюирование, когда исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Метод тестирования позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. Тест (анг. - проба, испытание, исследование) представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу правильных ответов.

Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения.

В образовательной практике мы применяем тесты достижений, то есть выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков.

По структурным признакам могут быть закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом; тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа; тесты на скорость и на сложность, состоящие из все более усложняющихся заданий; тесты с выводом и обработкой ответов с помощью ЭВМ и без них.

Метод анкетирования – это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. Составление анкеты требует от педагога-исследователя методического мастерства.

Важна однозначная, ясная, четкая постановка вопроса. Нельзя формулировать вопросы подсказывающего характера. По форме вопросы анкеты делятся на открытие и закрытые, прямые и косвенные. При закрытом вопросе испытуемый должен выбрать ответ из числа предложенных качественных признаков, степени интенсивности, удовлетворенности или комбинацию этих вариаций. При открытом вопросе ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. Такие анкеты труднее поддаются обработке, но зато содержат иногда большую информацию, чем закрытые. Применяются анкеты с комбинацией открытых и закрытых вопросов.

Поскольку с помощью анкет можно собрать большой материал, он требует и количественной обработки, и проведения тщательного качественного анализа. Количественная обработка может дать, прежде всего, общие данные о количестве утвердительных и отрицательных ответов, полученных по каждому вопросу анкеты. При большом количестве ответов можно перевести эти данные в проценты. Качественный анализ должен быть направлен в первую очередь на анализ негативных суждений (выявление их причины). Положительные же суждения используются как материал, подтверждающий гипотезу.

Общая методика обработки анкетных данных сводится к их тщательному подсчету, проведению внимательного анализа всех случаев заметного совпадения, разнобоя в данных, разброса. В профессионально составленных анкетах предусматривается (в целях надежности) дублирование одного и того же вопроса в разных вариантах (прямой и косвенной вопросы). Если ответы противоречат друг другу, они отбрасываются как недостоверные.

В качестве примера представлены анкеты 1, 2, 3, разработанные преподавателем учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности» И.В. Морозовой.

Анкета 1

по определению уровня сформированности умений

самоуправления в процессе учебной деятельности

Уважаемый респондент! Просим отметить (знаком +) уровень сформированности у Вас умений самоуправления.

 

  Умения самоуправления Уровни сформированности
высокий средний низкий
Постановка целей самостоятельной учебной работы      
Составление плана выполнения самостоятельной учебной работы      
Организация собственного рабочего места для выполнения учебной работы      
Проведение самоконтроля качества выполняемой работы      
Проведение анализа хода и результатов работы. Поиск ошибок и недочетов      
Удовлетворение от выполненной работы и полученного результата      
Определение важности и общественной значимости работы      
Прогнозирование результата предстоящей учебной деятельности      
Определение долгосрочных и краткосрочных задач работы      
Осуществление самоорганизации для успешного выполнения деятельности      
Осуществление выбора недостающей информации для достижения цели предстоящей учебной деятельности      
Определение показателей диагностики качества выполнения учебной деятельности      

Анкета 2

по определению уровня сформированности умений работать в команде

 

Уважаемый респондент! Просим отметить (знаком +) уровень сформированности у Вас умений работать в команде.

 

Умения работать в команде Уровни сформированности
высокий средний низкий
Быстрое включение в деятельность команды      
Стремление осуществлять коллективное планирование предстоящей совместной деятельности      
Уважительное отношение к мнению каждого участника команды      
Осуществление совместного выбора единственно правильного решения возникшей проблемы      
Распределение обязанностей между участниками команды      
Оказание взаимопомощи в процессе выполнения совместной работы      
Соблюдение моральных, этических норм и правил общения для создания благоприятного морально-психологического климата в команде      
Умение выслушивать мнение других и выбирать единственно верное для решения возникших проблемных задач      
Поддержание конструктивных взаимоотношений между участниками команды, исключающих конфликтные ситуации      

 

 

Анкета 3

для выявления уровня сформированности профессионально значимых качеств личности

 

Уважаемый респондент! Просим отметить (знаком +) уровень сформированости у Вас основных качеств личности.

 

Качества личности, востребованные в труде Уровень сформированности
высокий средний низкий
Целеустремленность      
Трудолюбие      
Самостоятельность      
Ответственность      
Организованность      
Коммуникабельность      
Творческая активность      
Инициативность      

 

 

Метод рейтинга – это метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). К подбору экспертов при этом предъявляются определенные требования: компетентность, креативность (способность решать творческие задачи), положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму (чрезмерному следованию авторитету в науке), научная объективность, аналитичность и широта мышления, конструктивность мышления, свойство коллективизма, самокритичность.

При анализе полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные факторы располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления.

Метод педагогического эксперимента – это своеобразный комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез. Проблема организации и планирования педагогического эксперимента выступает в теории и практике как одна из основных общетеоретических проблем, решение которой ведется в трудах многих известных педагогов: С.И. Архангельского, В.И. Михеева, Ю.К. Бабанского, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского и других.

Под педагогическим экспериментом современная педагогика понимает метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов, средств и форм обучения и воспитания.

В зависимости от числа переменных различают традиционные (с одной переменной) и факторные (много переменных) планы проведения экспериментов, натурные (полевой, лабораторный) и мысленные (модельные) от места и способа проведения эксперимента.

Если исследуемая область малоизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном эксперименте.

Для проверки каких-либо зависимостей в образовательном процессе применяют контрольный эксперимент.

Особое значение в педагогике имеет формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент не ограничивается регистрацией выявленных факторов, а путем создания специальных ситуаций позволяет раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции процессов обучения и воспитания.

Эксперимент должен быть тщательно спланирован, базироваться на определенной теории, позволяющей решить проблему с его помощью.

Для педагогического эксперимента характерно, что исследователь активно включается в процесс возникновения и течения исследуемых явлений. Тем самым он проверяет свои гипотезы. В отличие от обычного изучения педагогических явлений в естественных условиях путем их непосредственного наблюдения эксперимент позволяет целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых.

Исследователь создает исследовательскую ситуацию, изменяет ситуацию, создает условия, которые вызывают возникновение изучаемого явления или процесса, фиксирует факты поведения человека и проявлений психических процессов в созданных условиях.

В педагогическом эксперименте в качестве испытуемых участвуют учащиеся, педагоги, или другие участники образовательного процесса. Они могут сознательно помогать или сопротивляться экспериментатору. В этом и состоит основное отличие педагогического эксперимента от физического, биологического или инженерного. Перед тем как проводить эксперимент необходимо описать точно цель и задачи эксперимента, условия его проведения.

Выделяют констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае педагог-исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями. Когда же педагог-исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учащихся определенных личностных качеств, на улучшение их учения, трудовой деятельности, говорят уже о формирующем эксперименте.

В педагогике эксперимент выступает в тесной взаимосвязи с другими методами исследования. Педагогический эксперимент является методом комплексного характера, так как предполагает совместное использование методов наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, диагностирующих работ, создания специальных ситуаций и других.

Все эти методы применяются как на первом этапе проведения педагогического эксперимента для того, чтобы «замерить» начальное состояние системы, так и для последующих более или менее частых «срезовых» замеров ее состояний, чтобы на завершающей стадии сделать вывод о справедливости выдвинутой гипотезы.

Модель наиболее типичного педагогического эксперимента строится на сравнении экспериментальной и контрольной групп. Результат эксперимента проявляется в изменении, которое произошло в экспериментальной группе по сравнению с группой контрольной. Такой сравнительный эксперимент в практике применяется в разных вариантах. При помощи статистических процедур выясняется, отличаются ли экспериментальная и контрольная группы. Если исследователь не располагает экспериментальной и контрольной группами, он может сопоставлять данные эксперимента с данными, полученными до эксперимента, при работе в обычных условиях. При этом выводы необходимо делать очень осторожно, так как данные были собраны в разное время и в разных условиях. Большие возможности предоставляет экспериментальная работа с одной группой, когда исследователь имеет точные данные об уровне знаний учащихся до начала эксперимента и за несколько предшествующих лет.

 

Этапы проведения эксперимента

 

Предшествующий эксперименту этап включает в себя тщательный теоретический анализ ранее опубликованных по этой теме работ; выявление нерешенных проблем; выбор темы данного исследования; постановку цели и задач исследования; изучение реальной практики по решению данной проблемы; изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению проблемы; формулирование гипотезы исследования. Она должна требовать экспериментального доказательства ввиду новизны, необычности, противоречия с существующими мнениями.

Подготовка к проведению эксперимента состоит из ряда задач:

выбор необходимого числа респондентов (учащихся, педагогов и других);

определение необходимой длительности проведения эксперимента;

выбор конкретных методов и методик для изучения начального состояния экспериментального объекта (анкетного опроса, интервью, для создания соответствующих ситуаций, экспертной оценки и др.);

определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.

Проведение эксперимента:

изучение начального состояния системы;

изучение начального состояния условий, в которых проводится эксперимент;

формулирование критериев оценки эффективности предложенной системы мер;

фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения объектов под влиянием экспериментальной системы мер;

указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента;

оценка текущих затрат времени, средств и усилий.

Подведение итогов эксперимента:

описание конечного состояния объекта;

характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты;

описание особенностей субъектов экспериментального воздействия;

данные о затратах времени, усилий и средств;

указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.

Перед педагогом-исследователем всегда встает вопрос: сколько респондентов (учащихся, педагогов и других) необходимо включить в эксперимент. Ответить на этот вопрос — значит осуществить репрезентативную (показательную для всей совокупности) выборку числа экспериментальных объектов. Выборка должна быть представительной с точки зрения охвата учащихся. Когда речь идет об эксперименте по проблемам обучения или воспитания, то здесь возможны случаи, когда в эксперимент вовлекаются лишь 30—40 человек (при такой выборке возможно обрабатывать статистические данные).

 

Математические методы в педагогике

Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты исследования, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными являются регистрация, ранжирование, шкалирование. Краткая их характеристика.

Регистрация – метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих учащихся и пассивных).

Ранжирование – это метод, который требует расположения собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей).

Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью необходимо выбрать один из оценочных ответов: занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь. Сравнение полученных результатов с нормой (при заданных показателях) предполагает определение отклонения от нее и соотнесение результатов с допустимыми интервалами.

Современный этап педагогической науки характеризуется синтезом различных подходов в изучении проблем образования. Задача ученого состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить соответствующий комплекс методов, позволяющий применять сравнительно-исторический анализ проблемы; выявить эволюцию изучения вопроса; использовать такое сочетание методов, которое обеспечивает разносторонние системные сведения об изучаемом объекте и его сторонах. Для правильного выбора необходимо знать общие и конкретные возможности метода, его место в системе исследовательских процедур в соответствии со спецификой материала и уровнем изучения педагогической реальности. Применяемые методы должны обеспечивать эффективной выбор решения проблемы; давать возможность анализировать ход образовательного процесса и его результаты.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В этом разделе отражаются основные результаты исследования и рекомендации по их практическому использованию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. В этом разделе содержится перечень источников информации, на которые в работе приводятся ссылки (приложение В).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ. В раздел включается вспомогательный материал, который формируется для наиболее полного раскрытия содержания работы и результатов исследований, оценки их практической значимости.

 

 


ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.061 с.)