Теоретико-методологическое обоснование исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретико-методологическое обоснование исследования



Задание. Выполните основную часть отчета, состоящую из разделов, в которых приводятся:

развернутое обоснование выбора направления исследований, аналитический обзор литературы по теме, изложение общей концепции работы;

описание объекта исследования и используемых при проведении исследования методов, оборудования;

изложение выполненных в работе теоретических и (или) экспериментальных исследований.

В аналитическом обзоре литературы приводится очерк основных этапов развития научных представлений по рассматриваемой проблеме.

При описании объекта исследования и используемых при проведении исследования методов и оборудования характеризуются основные подходы к решению поставленных задач, излагаются используемые теоретические и (или) экспериментальные методы, обосновывается целесообразность их использования, описывается применяемая аппаратура.

Методология педагогики

 

Под исследованием в области педагогики можно понимать процесс и результат научной деятельности, направленных на получение новых знаний о закономерностях процесса обучения и воспитания, его структуре и механизме, теории и методике организации образовательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах.

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. Родоначальником методологии в собственном смысле слова является англ.философ Френсис Бекон (1561-1626) Необходимо вооружить науку системой методов «Новый органон, 1620».

Методология как учение о методе научного познания и преобразования мира.

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология – система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методология как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Всякая методология выполняет регулятивные и нормативные функции. В этом и есть ее назначение. В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:

философский (общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом);

общенаучный (теоретические концепции, применяемые к большинству научных дисциплин);

конкретно-научный (cовокупность методов, принципов, процедур в той или иной научной дисциплине);

технологический (методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала).

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой существует определенное соподчинение.

Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы (А.П. Беляева, В.П. Беспалько, К.Я. Вазина, Н.В. Кузьмина, Г.П. Щедровицкий, А.П. Сманцер и другие). Системный подход требует рассматривать во взаимосвязи и целостно все возможные формы и методы решения педагогических задач и на основе сравнения возможностей каждого из них избирать оптимальные варианты.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Системный подход требует реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые процессы как системы, позволяет получить знание о закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации.

Любая система характеризуется такими характеристиками как целенаправленность (наличие цели, на реализацию которой направлено функционирование всей системы), целостность (взаимодействие всех компонентов системы является объективной необходимостью), взаимосвязанность компонентов (изменение одного параметра системы влияет на все остальные: если происходят изменения в одном компоненте системы, то это приведет к изменениям в других компонентах), адаптивность (способность системы приспосабливаться к изменяющимся условиям), открытость (способность системы обмениваться информацией с окружающей средой, другими системами), управляемость (непрерывный, целенаправленный, закономерный процесс регулирования жизнедеятельности системы с целью обеспечения условий для ее развития).

Английский ученый С. Бир, раскрывая проблемы управления больших систем, указывает на то, что системы существуют и они работают, если нет, то они не системы. Управление есть то, что способствует существованию и работе систем.

Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий и другие) основан на понимании деятельности как активного взаимодействия человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Деятельность – одно из фундаментальных понятий классической философии, фиксирующее в своем содержании акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия – с другой. В структуре деятельности выделяются следующие общие структурные компоненты: побудительный (потребность, мотив, цель); инструментальный (условия, методы, средства); контролирующий (анализ, оценка, рефлексия). Реализация деятельностного подхода в процессе учебной деятельности обеспечит перевод обучающегося в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, потребует того, чтобы он учился целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. Деятельность всегда направлена на творческое созидание определенного интеллектуального (или материального) продукта.

Деятельностный подход требует изучать педагогические процессы в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности: ее мотивов, целей, действий, операций, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов. При таком подходе разрабатываемая система мер приобретает полный, завершенный характер: от цели деятельности до ее конечного результата.

Аксиологический подход (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов и другие) направлен на формирование гуманных профессионально-ценностных ориентаций у будущих специалистов. Аксиологический подход позволяет изучать явления с точки зрения общечеловеческих ценностей. Реализация данного подхода ориентирована на диалоговое взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса. Аксиологический подход направлен на формирование ценностных ориентаций у обучающихся, что позволит им создавать нечто новое и значимое, позитивно относиться к присвоению новых знаний, освоению способов деятельности, развитию творческих способностей, обеспечит воспитание персональной ответственности за процесс и результаты труда.

Личностно-ориентированный подход (И.С. Якиманская и другие) требует учета субъектного опыта жизнедеятельности каждого обучающегося, признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на самоуважение. Подход предполагает опору в обучении и воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. Обучающийся является полноценным субъектом учебной деятельности, что в свою очередь, вызывает необходимость создания условий для проявления его субъектных качеств. Методологической основой личностного подхода является учение о роли личности в обществе, о соотношении коллектива и личности, о всестороннем, гармоничном развитии личности, об одновременном рассмотрении личности как объекта и субъекта обучения и воспитания.

Компетентностный подход (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Макаров, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, Ю.Г. Татур и другие) предполагает направленность образовательного процесса на формирование профессиональной компетентности у обучающихся, что позволит им в будущем качественно выполнять необходимые компетенции на рабочем месте. В этом случае, миссией учреждения профессионального образования является повышение трудового потенциала выпускников как совокупности имеющихся у них профессиональных знаний и умений, опыта, качеств личности, востребованных в труде, формирование компетентных специалистов, отвечающих запросам государства, общества и потребностям самой личности в профессиональном и социально-личностном развитии. Компетентностный подход рассматривается как новый концепт в сфере образования, как новый методологический ориентир ее развития.

Для профессиональной школы Беларуси становится приоритетным также инновационный путь развития. В процессе подготовки современных специалистов появляется необходимость применения инновационного подхода (Е.Н. Карпович, М.В. Кларин, Л.С. Подымова, С.Д. Поляков, В.А. Сластенин, С.Д. Слободчиков, И.И. Циркун и другие), который направлен на создание и внедрение новшеств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.006 с.)