По специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Инженерно-педагогический факультет

 

Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»

 

 

Л.Н. АКСЕНОВА

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА СТУДЕНТОВ

Учебно-методическое пособие

для студентов, обучающихся

По специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение»

 

 

Минск 2010


Людмила Николаевна Аксенова

 

Учебно-методическое пособие

«Учебно-исследовательская работа студентов»

 

 

Рецензенты:

 

О.В. Славинская, проректор по учебно-методической работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», кандидат педагогических наук, доцент

 

Э.М. Кравченя, доценткафедры «Профессиональное обучение и педагогика» Белорусского национального технического университета, кандидат физико-математических наук, доцент

 

 

Учебно-методическое пособие представляет собой сборник учебных заданий для осуществления исследовательской работы студентов по проблемам образования. Материалы, включенные в практикум, позволяют студентам эффективно изучать дисциплину «Учебно-исследовательская работа».

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. Представленными материалами могут воспользоваться магистранты и аспиранты.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

 

Цели и содержание дисциплины

«Учебно-исследовательская работа»

Структура и содержание отчета

По учебно-исследовательской работе

Правила оформления отчета

По учебно-исследовательской работе

 

Учебно-методическое обеспечение

 

Список использованных источников

 

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

УИРС (учебно-исследовательская работа студентов) – это работа научно-исследовательского характера по профилю специальности, направленная на формирование творческого отношения к учебному процессу, привитие студентам знаний и умений на всех этапах научного поиска, приобретение практических навыков по выполнению экспериментальных исследований, что обеспечивает выявление наиболее способных к научной деятельности молодых людей и предоставляет им возможность для продолжения начатых ими исследований при выполнении дипломных проектов.

Выпускники инженерно-педагогического факультета по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» (квалификация «Педагог-инженер») должны быть готовы к проведению исследовательской работы по специальности. Это обусловлено особенностями профессионально-педагогической деятельности в современных социокультурных условиях. Современное образование характеризуется необходимостью создания более эффективных педагогических систем, поэтому педагог должен постоянно совершенствовать образовательный процесс, осуществлять интенсивный поиск оптимальных путей обучения и воспитания, уметь различать педагогические ситуации, их идентифицировать, определять тенденции развития педагогических процессов.

Знание основных методов ведения педагогических исследований необходимо каждому творчески работающему педагогу, который должен уметь применять эти методы как для изучения опыта коллег, так и для организации и проверки на научной основе своих собственных педагогических находок и открытий.

На каждом этапе культурного развития общества к профессии педагога складывалось особое отношение, выдвигались различные требования к его способностям и личностным качествам. Например, такие великие мыслители как П.Ф. Каптерев, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко в свое время утверждали, что учитель должен постоянно изучать внутренний мир ученика и строить педагогический процесс с учетом его возрастных и ин­дивидуальных особенностей. При этом педагог должен иметь не только социальную позицию (в позиции проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности), но и позицию исследователя, которая является основополагающей доминантой в повышении качества индивидуальной педагогической деятельности. Осуществляя исследовательскую деятельность, педагог должен определиться в своей позиции, а для этого вначале необходимо познать свои профессиональные потребности и интересы, которые проявляются в мотивах, побуждающих человека к деятельности и определяют направленность этой деятельности.

В.А. Сластенин отмечает, что позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется требованиями, которые предъявляет ему общество, и внутренними источниками активности (влечения, мотивы, цели, ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы). Такие компоненты структуры личности как потребности, направленность, Я-концепция, индивидуальный опыт определяют его субъектную позицию.

А.В. Торхова, раскрывая существенные признаки образовательного пространства, указывает на то, что эвристический его потенциал заключается и в самопознании, самоформирования субъектами своей позиции.

Известно, что субъект (от лат. sabjectum – подлежащее) – это индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. Например, С.Л.Рубинштейн указывает на то, что внутренняя организация субъекта – это психологические структуры, которые дают возможность реализовать себя как творца, распорядителя собственной деятельности. Каждое действие и деятельность человека в целом, в частности педагога, это прежде всего воздействие, изменение действительности. При этом, деятельность человека – это и общественный акт, позиция по отношению к людям, к обществу.

Гуманистическая направленность педагогической деятельности предполагает гуманистический тип отношений участников образовательного процесса, исследование механизмов удовлетворения потребностей личности в общении, в получении новой информации, в передаче накопленного опыта.

Одной из характеристик познавательной направленности личности педагога является, по мнению В.А. Сластенина, культура научно-педагогического общения, основным признаком которой является диалектичность. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволит педагогу воспринимать ее как процесс, в котором через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие педагогические задачи.

В.А. Сластенин выделяет и характеризует социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность личности педагога. В процессе исследовательской деятельности у педагога формируется также ценностное к ней отношение. Интерес представляет аксиологическая модель, построенная В.А. Сластениным. Им утверждается, что педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую дея­тельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся обществен­ным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой совершается их субъективация. В.А. Сластенин утверждает, что именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога и при этом указывает следующие компоненты индивидуально-личностной системы педагогических ценностей:

ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престиж­ность педагогической деятельности и другие);

ценности, удовлетворяющие потребность педагога в общении (общение с учащимися и их родителями, коллегами, обмен духовными ценностями и другие);

ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности для развития творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом и другие);

ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии и другие);

ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребно­сти (оплата труда, длительность отпуска, служебный рост и другие).

Итак, ценностное содержание придает деятельности творческий характер. Причем ценность как цель человеческого стремления не навязывается ему с реальной необходимостью, а должна свободно им выбираться (А.И. Левко, Л.В. Ахмерова). Но ценности человека вырастают не только изнутри, но и извне, из природы самого общества и особенностей культуры. Поэтому процесс интериоризации базовых ценностей, связанных в частности, с выполнением исследовательской работы, выступает важнейшим условием формирования субъектной исследовательской позиции.

Педагогические ценности имеют гуманистическую природу и сущность, поскольку смысл и назначение педагогической профессии определяются гуманистическими принципами и идеалами. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности, в частности к исследовательской деятельности, характеризуется единством объективного и субъективного. Объективное положение педагога является основой для его избирательной направленности на педагогические ценности.

В процессе осуществления исследовательской деятельности у студентов, будущих педагогов, будет проявляться и развиваться способность мыслить, сравнивать, сопоставлять различные точки зрения, выявлять собственную позицию, научно обосновывать и отстаивать ее.

 


ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА»

Учебный план подготовки педагогов-инженеров по специальности 1-08 01 01 « Профессиональное обучение » включает дисциплину «Учебно-исследовательская работа».

Цель изучения дисциплины – формирование компетентности по организации, проведению и интерпретации результатов исследования.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

– актуальные проблемы профессионального образования Республики Беларусь, приоритетные направления инновационного развития системы образования;

– перспективы развития техники и технологий;

–теоретические основания научных исследований;

– основные методы и методики исследований;

уметь:

– анализировать и оценивать тенденции развития техники и технологий;

– осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективным направлениям развития отрасли, инновационным технологиям;

– работать с научной, справочной, технической и патентной литературой;

– определять цели инноваций и способы их достижения;

– проводить научно-исследовательскую работу по специальности;

– организовывать и проводить эксперимент, интерпретировать результаты исследования;

– разрабатывать проекты, создавать новый интеллектуальный продукт.

В процессе изучения дисциплины студент осуществляет исследовательскую деятельность, результаты которой отражаются в отчете.

Отчет по учебно-исследовательской работе выполнятся на основе изучения литературы по специальности, учебников, учебных пособий, педагогической, методической и технической литературы, монографий, периодической литературы, журналов на иностранных языках, нормативно-технической документации, патентов, учебно-программной документации и других источников.

Конференция проводится на последнем этапе изучения дисциплины. В рамках работы конференции заслушиваются и обсуждаются доклады студентов по результатам исследовательской работы. Выбираются наиболее значимые и содержательные доклады для их презентации в рамках научно-практической конференции молодых ученых и студентов Белорусского национального технического университета.

Зачет является формой контроля на последнем этапе изучения дисциплины.

Содержание дисциплины

Тема 1. Учебно-исследовательская работа студентов: сущность, цели, содержание. Понятие о фундаментальных и прикладных научных исследованиях, закономерностях и тенденциях развития науки

Цель и задачи изучения дисциплины. Роль и значение учебно-исследовательской работы студентов в системе профессиональной подготовки педагогов-инженеров. Понятие о фундаментальных и прикладных научных исследованиях, закономерностях и тенденциях развития науки. Поиск, систематизация, анализ информации по перспективным направлениям развития отрасли, инновационным технологиям. Особенности работы с научной, технической и патентной литературой.

Тема 2. Инновации в системе профессионального образования

Профессиональная школа Беларуси: инновационный путь развития. Нормативные правовые документы, определяющие цели, содержание, приоритетные направления инновационной деятельности учреждений профессионального образования Республики Беларусь. Инновации в системе профессионального образования: создание новых типов интегрированных учебных заведений; расширение возможностей для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, в том числе и для безработных граждан; профессиональное обучение граждан с особенностями психофизического развития; внедрение инновационных методов, средств и форм обучения и воспитания; внедрение инновационных педагогических и производственных технологий в образовательный процесс.

Тема 3. Понятие о научных исследованиях. Методологические основы исследовательской работы

Понятия «новшество», «инновация», «инновационная деятельность». Сущность научных исследований. Сущность понятия «методология науки». Функции методологии. Дескриптивная и прескриптивная методология. Структура методологического знания: философский уровень, общенаучный уровень, конкретно-научная методология, технологическая методология. Сущность и характеристика методологических принципов. Принцип объективности. Требование доказательности. Принцип сущностного анализа. Требования необходимости учета непрерывного изменения, выделения основных факторов, раскрытия противоречивости изучаемого предмета, его количественной и качественной определенности. Принцип единства логического и исторического. Требование преемственности. Принцип концептуального единства.

Системный подход как методологическая основа исследования. Сущность понятия «система». Системный подход как метод исследования объектов. Реализация принципа единства теории, эксперимента и практики как требование системного подхода. Эвристические и практикообразующие возможности системного подхода в исследовании. Понятие проблемы. «Дерево» проблем. Принципы дополнительности (комплементарности) и борьбы противоположностей. Сущность системного анализа в современных научных исследованиях.

Целостный подход, его сущность. Личность как целостность, как сложная система. Личносто-ориентированный подход, его сущность. Личносто-ориентированный подход на основе представлений о социальной, деятельной, творческой сущности личности. Деятельностный подход, его сущность. Предметная деятельность как творческое созидание определенного материального или творческого продукта. Структура деятельности, характеристика основых компонентов. Полисубъектный (диалогический) подход, его сущность. Методология гуманистической педагогики. Культурологический, аксиологический подходы, их сущность. Антропологический подход как системное использование данных всех наук о человеке. Компетентностный подход, его сущность.

Актуальные проблемы педагогического исследования. Прикладные проблемы педагогических исследований.

Тема 4. Логическая структура исследования

Научная, теоретическая и практическая значимость исследования. Понятие о логике исследования. Основные этапы конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский, оформительско-внедренческий. Выбор объектной области исследования. Проблема и тема исследования. Цели и задачи исследования. Объект и предмет исследования. Идея, замысел и гипотеза исследования.

Тема 5. Методы и методики педагогических исследований

Методы педагогических исследований. Основные этапы работы с литературой и другими источниками. Методы наблюдения, беседы, опроса, анкетирования, тестирования. Изучение продуктов деятельности. Оценивание. Экспертное оценивание. Эксперимент. Герменевтические методы в педагогике. Изучение инновационного педагогического опыта. Разработка методики проведения эксперимента. Основные этапы и содержание эксперимента.

Тема 6. Основные этапы исследования

Выявление критериев успешности исследовательского поиска. Критерий успешности инновационных процессов. Основные этапы исследования: диагностика, изучение состояния и возможностей развития исследуемых процессов и явлений; уточнение логики и процедуры исследования; прогнозирование результатов исследования; практическое преобразование; анализ, обобщение, апробация и представление результатов исследования.

Тема 7. Оформление и представление результатов исследования

Требования к содержанию и оформлению результатов исследования. Требования к логике и методике изложения результатов исследования Творческий проект, основные этапы его разработки. Научный доклад, его структура и содержание. Дипломный проект: его структура, содержание и оформление. Рецензия, ее структура и содержание.

Тема 8. Творческая деятельность педагога учреждения профессионального образования

Творческий характер педагогической деятельности. Дефиниция понятия «творчество». Уровни творчества. Сущность понятия «творческая личность». Личностные характеристики творческих педагогов. Креативность как интегративное качество личности. Творческое мышление педагога. Творчество и преодоление стереотипов. Рефлексия в педагогической деятельности. Исследовательская позиция педагога.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

Примерная структура отчета

Содержание основных разделов отчета

 

ВВЕДЕНИЕ. В этом разделе работы дается обоснование круга вопросов, нуждающихся в дальнейшем изучении и разработке по актуальной проблематике. Обосновывается актуальность темы, необходимость проведения исследований по данной теме для решения конкретной педагогической проблемы.

Проблема понимается как нечто неизвестное в науке. Проблема как мост от известного к неизвестному, «конкретное знание о незнании».

Сущность проблемы – это противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса образования на его исторически определенном этапе.

Проблема должна быть актуальной и отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь. Правильная постановка проблемы – есть залог успеха научного поиска. «Когда мы сможем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от ее решения» (У.Р. Эшби).

Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме.

В качестве примера приведем темы исследований студентов инженерно-педагогического факультета.

«Инновационные методы обучения в процессе преподавания дисциплины «Методика воспитательной работы в учреждениях профессионального образования» при подготовке педагогов-инженеров в БНТУ».

«Модель управления учебной деятельностью учащихся в процессе преподавания дисциплины «Технология строительного производства» при подготовке техников-строителей».

«Организация работы учащихся в творческих командах в процессе изучения дисциплины «Строительные материалы и изделия» при подготовке техников-строителей».

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

 

Задание 1. Определите цель, задачи и гипотезу исследования.

Целенаправленность – это важнейшая характеристика деятельности человека. Человек создает образ потребного будущего, строит его в своей голове, совершает так называемое опережающее отражение действительности. Цель – это обоснованное представление об общих конечных результатах исследования.

Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация цели в системе исследовательских задач. Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели.

В рамках исследования целесообразно выделить основные задачи, но не более 5-6. Среди задач выделяют историко-диагностические. Эти задачи связаны с изучение истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением базовых понятий исследования. Теоретико-модулирующие задачи связаны с раскрытием сущности, структуры, модели изучаемого и способов его преобразования. Практически-преобразовательные задачи связаны с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.

Задачи конкретных экспериментов в области дидактики и методики обучения чаще всего предполагают проверку качества определенной системы обучения и воспитания, выбор содержания обучения и воспитания, сравнение эффективности определенных методов и форм обучения и воспитания, проверку эффективности системы проблемного, развивающего, личностно-ориентированного обучения, разработку системы мер по формированию у учащихся познавательных потребностей и интересов, разработку методики формирования у учащихся умений самоуправления, работы в команде и другое.

Теоретическим ядром исследования является гипотеза. Гипотеза – это обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. В логическом плане происходит движение от анализа фактов, не объясняемых имеющейся теорией, к ведущей идее преобразования и новому замыслу.

Приведем пример. Тема исследования «Разработка модели управления учебной деятельностью учащихся в процессе изучения дисциплины «Технология строительного производства» при подготовке техников-строителей».

Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка модели управления учебной деятельностью учащихся в процессе изучения дисциплины «Технология строительного производства» при подготовке техников-строителей в Минском государственном энергетическом колледже.

Задачи исследования:

1. Выявить и обосновать значимость дисциплины «Технология строительного производства» для подготовки техников-строителей в УО МГЭК.

2. Разработать модель управления учебной деятельностью учащихся в процессе изучения дисциплины «Технология строительного производства».

3. Разработать план учебного занятия на основе разработанной модели управления учебной деятельностью.

4. Провести педагогическое исследование с целью выявления эффективности разработанной модели управления учебной деятельностью учащихся.

Объект исследования – подготовкатехников-строителей в учреждении образования «Минский государственный энергетический колледж».

Задание 2. Определите объект и предмет исследования.

 

 

В качестве объекта исследования выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от субъекта познания, но отражается им. Объект исследования – это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания.

Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию. Предмет исследования – это определенный аспект изучения объекта. В нем фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном исследовании подлежит глубокому специальному изучению, то есть в одном объекте могут быть выделены различные предметы исследований.

 

Методология педагогики

 

Под исследованием в области педагогики можно понимать процесс и результат научной деятельности, направленных на получение новых знаний о закономерностях процесса обучения и воспитания, его структуре и механизме, теории и методике организации образовательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах.

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. Родоначальником методологии в собственном смысле слова является англ.философ Френсис Бекон (1561-1626) Необходимо вооружить науку системой методов «Новый органон, 1620».

Методология как учение о методе научного познания и преобразования мира.

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология – система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методология как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Всякая методология выполняет регулятивные и нормативные функции. В этом и есть ее назначение. В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:

философский (общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом);

общенаучный (теоретические концепции, применяемые к большинству научных дисциплин);

конкретно-научный (cовокупность методов, принципов, процедур в той или иной научной дисциплине);

технологический (методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала).

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой существует определенное соподчинение.

Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы (А.П. Беляева, В.П. Беспалько, К.Я. Вазина, Н.В. Кузьмина, Г.П. Щедровицкий, А.П. Сманцер и другие). Системный подход требует рассматривать во взаимосвязи и целостно все возможные формы и методы решения педагогических задач и на основе сравнения возможностей каждого из них избирать оптимальные варианты.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Системный подход требует реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые процессы как системы, позволяет получить знание о закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации.

Любая система характеризуется такими характеристиками как целенаправленность (наличие цели, на реализацию которой направлено функционирование всей системы), целостность (взаимодействие всех компонентов системы является объективной необходимостью), взаимосвязанность компонентов (изменение одного параметра системы влияет на все остальные: если происходят изменения в одном компоненте системы, то это приведет к изменениям в других компонентах), адаптивность (способность системы приспосабливаться к изменяющимся условиям), открытость (способность системы обмениваться информацией с окружающей средой, другими системами), управляемость (непрерывный, целенаправленный, закономерный процесс регулирования жизнедеятельности системы с целью обеспечения условий для ее развития).

Английский ученый С. Бир, раскрывая проблемы управления больших систем, указывает на то, что системы существуют и они работают, если нет, то они не системы. Управление есть то, что способствует существованию и работе систем.

Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий и другие) основан на понимании деятельности как активного взаимодействия человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Деятельность – одно из фундаментальных понятий классической философии, фиксирующее в своем содержании акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия – с другой. В структуре деятельности выделяются следующие общие структурные компоненты: побудительный (потребность, мотив, цель); инструментальный (условия, методы, средства); контролирующий (анализ, оценка, рефлексия). Реализация деятельностного подхода в процессе учебной деятельности обеспечит перевод обучающегося в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, потребует того, чтобы он учился целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. Деятельность всегда направлена на творческое созидание определенного интеллектуального (или материального) продукта.

Деятельностный подход требует изучать педагогические процессы в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности: ее мотивов, целей, действий, операций, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов. При таком подходе разрабатываемая система мер приобретает полный, завершенный характер: от цели деятельности до ее конечного результата.

Аксиологический подход (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов и другие) направлен на формирование гуманных профессионально-ценностных ориентаций у будущих специалистов. Аксиологический подход позволяет изучать явления с точки зрения общечеловеческих ценностей. Реализация данного подхода ориентирована на диалоговое взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса. Аксиологический подход направлен на формирование ценностных ориентаций у обучающихся, что позволит им создавать нечто новое и значимое, позитивно относиться к присвоению новых знаний, освоению способов деятельности, развитию творческих способностей, обеспечит воспитание персональной ответственности за процесс и результаты труда.

Личностно-ориентированный подход (И.С. Якиманская и другие) требует учета субъектного опыта жизнедеятельности каждого обучающегося, признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на самоуважение. Подход предполагает опору в обучении и воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. Обучающийся является полноценным субъектом учебной деятельности, что в свою очередь, вызывает необходимость создания условий для проявления его субъектных качеств. Методологической основой личностного подхода является учение о роли личности в обществе, о соотношении коллектива и личности, о всестороннем, гармоничном развитии личности, об одновременном рассмотрении личности как объекта и субъекта обучения и воспитания.

Компетентностный подход (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Макаров, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, Ю.Г. Татур и другие) предполагает направленность образовательного процесса на формирование профессиональной компетентности у обучающихся, что позволит им в будущем качественно выполнять необходимые компетенции на рабочем месте. В этом случае, миссией учреждения профессионального образования является повышение трудового потенциала выпускников как совокупности имеющихся у них профессиональных знаний и умений, опыта, качеств личности, востребованных в труде, формирование компетентных специалистов, отвечающих запросам государства, общества и потребностям самой личности в профессиональном и социально-личностном развитии. Компетентностный подход рассматривается как новый концепт в сфере образования, как новый методологический ориентир ее развития.

Для профессиональной школы Беларуси становится приоритетным также инновационный путь развития. В процессе подготовки современных специалистов появляется необходимость применения инновационного подхода (Е.Н. Карпович, М.В. Кларин, Л.С. Подымова, С.Д. Поляков, В.А. Сластенин, С.Д. Слободчиков, И.И. Циркун и другие), который направлен на создание и внедрение новшеств.

 

Анкета 1

по определению уровня сформированности умений

самоуправления в процессе учебной деятельности

Уважаемый респондент! Просим отметить (знаком +) уровень сформированности у Вас умений самоуправления.

 

  Умения самоуправления Уровни сформированности
высокий средний низкий
Постановка целей самостоятельной учебной работы      
Составление плана выполнения самостоятельной учебной работы      
Организация собственного рабочего места для выполнения учебной работы      
Проведение самоконтроля качества выполняемой работы      
Проведение анализа хода и результатов работы. Поиск ошибок и недочетов      
Удовлетворение от выполненной работы и полученного результата      
Определение важности и общественной значимости работы      
Прогнозирование результата предстоящей учебной деятельности      
Определение долгосрочных и краткосрочных задач работы      
Осуществление самоорганизации для успешного выполнения деятельности      
Осуществление выбора недостающей информации для достижения цели предстоящей учебной деятельности      
Определение показателей диагностики качества выполнения учебной деятельности      

Анкета 2

по определению уровня сформированности умений работать в команде

 

Уважаемый респондент! Просим отметить (знаком +) уровень сформированности у Вас умений работать в команде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.129.195 (0.12 с.)