Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фундаментальные и прикладные исследования↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности научной работы Научная работа отличается от любой другой своей целью – получить новое научное знание. Именно в процессе этой работы вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о реальной действительности. Однако в науке важно дать ему научное объяснение, показать его познавательное, теоретическое или практическое значение, а также предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления. Для ведения научной работы необходимо научное общение. Любому, даже самому квалифицированному исследователю, необходимо постоянно обговаривать и обсуждать с коллегами свои идеи, полученные факты и теоретические построения. Тогда можно избежать заблуждений и ошибок, основная задача любой научной работы – довести новое научное знание до самых широких кругов научной общественности. Реферат – один из начальных видов представления результатов научной работы в письменной форме. Основное назначение этого вида научного творчества – показать эрудицию начинающего ученого, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать имеющуюся научную информацию. Такого рода рефераты, как правило, не публикуются. Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению: литературный (обзорный), методический, информационный, библиографический, полемический и др. оитогам аспирантской подготовки требуется написать научный отчет по теме диссертации и отчитаться по нему. Такой отчет должен удовлетворять определенным требованиям. В структуру отчета включают: титульный лист; реферат; содержание (или оглавление); введение; аналитический обзор (при необходимости); обоснование выбранного направления работы (или метода решения задачи); основную часть отчета, излагающую конкретное содержание исследования и полученные результаты; заключение; библиографический список использованной литературы; приложения. Наиболее солидным и предпочтительным видом письменного оформления результатов и итогов проведенного диссертационного исследования является журнальная научная статья. каждый ее параграф строится так, чтобы основная информация давалось сразу же, с начала статьи. В основу текста здесь принимается одна научная мысль, одна научная идея. Кроме письменных видов представления результатов научной работы, используются устные формы научного общения. К их числу относятся научные съезды, конгрессы, симпозиумы, конференции и семинары.
В научной работе проводятся самые разнообразные исследования, однако все их разнообразия можно свести к двум основным типам: фундаментальным и прикладным. Фундаментальные исследования – важное самостоятельное направление научной работы, играющее важную роль в развитии самой науки и дальнейшем ее использовании в процессе производства. Результатом исследований служит открытие новых законов природы и общества, систематизация, расширение и углубление знаний по определенной научной проблеме. К прикладным исследованиям относятся исследовательские и опытно-конструкторские работы, ведущиеся с целью разработки основных принципов изготовления новой техники и прогрессивной технологии. Благодаря таким исследованиям наука непосредственно входит в производство, превращая научные идеи в материальные процессы и предметы. Научный факт как продукт научного исследования Научный факт — это форма научного знания, фиксирующая достоверные данные, установленные в процессе научного познания. Научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания. Наблюдательный факт - это утверждение, состоящее из двух частей. Описание факта - описание того, что можно наблюдать при некоторых условиях и условия проведения наблюдения - описание того, при каких условиях можно наблюдать описанное в первой части утверждения. Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность и объективность и достоверность Рассмотрим характеристические особенности этих свойств. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали. Большое познавательное значение новых научных фактов требует учета и критической оценки их действенности. В одних случаях знание новых фактов расширяет наши представления о реальной действительности; в других - обогащает наши возможности для ее изменения; в третьих - настораживает и заставляет людей быть бдительными, чтобы новые знания о природе вещей не послужили во вред человеку.
Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений. При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна самому исследователю. Новые научные факты, иногда довольно крупные, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике. Достоверность научного факта характеризует его безусловное реальное существование, подтверждаемое при построении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта. Достоверность научных (фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации. Очевидно, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений. Этика в научной работе Нормы научной этики не сформулированы в виде каких-либо официальных требований и документов, но эти нормы существуют. во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не укради», «не лги» в науке оценивается как плагиат, когда человек выдает научные идеи и результаты, полученные кем-либо другим, за свои. Ложь в науке – это преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента. Во-вторых, этические нормы научной деятельности служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первая среди них – необходимость отстаивания истины. К моральным ценностям науки следует отнести оценку истинности научных утверждений независимо от расы, пола, возраста, авторитета.Так, результаты крупного, известного ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты начинающего исследователя. Публикуя результаты своих исследований, он должен четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто им самим. Признание коллег является для ученого высшей наградой, более значимой, чем материальное вознаграждение. Особенность научной деятельности в том и заключается, что результативной она по-настоящему оказывается лишь тогда, когда признана и результаты ее используются коллегами для получения новых знаний.
Понятие Методология. Само понятие «методология» (греч. Metodos - верный путь, путь исследования) неоднозначно понимается в науке. В самом широком смысле слова методология – это теория человеческой деятельности, «это деятельность познания, мышления или, если говорить точнее, вся деятельность человечества, включая сюда не только собственно познание, но и производство. Можно сказать, что методология... есть теория человеческой деятельности». В самом узком смысле слова под методологией понимается совокупность методов, приемов, процедур научного исследования
Функции методологии; 1. гносеологическая (познавательная) удовлетворяет потребность в знаниях существенных связей и отношений окружающего мира, в познании его законов. 2. прогностическая функция методологии предполагает предсказание, предвидение развития природных и общественных явлений, каких-либо событий, развития личности. Прогностическая функция методологии выступает в виде гипотезы, справедливость которой предстоит еще доказать. 3. Преобразовательная функция методологии заключается в том, что методы исследования способствуют не только объяснению изучаемых явлений, но, что очень важно, служат также инструментом действенного изменения жизни, общественных явлений. 4. организующая — связана с согласованием путей и форм наших действий с условиями окружающего нас мира, с теми реальными обстоятельствами, которые складываются в данной ситуации.
«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» (Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983)
Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие "методология" в литературе употребляется в двух значениях: 1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.); 2) учение о научном методе познания.
Требования к гипотезе научного исследования Гипотеза – научное предположение результатов исследования. Гипотезы,сформулированные по задачам должны привести к цели Не должна противоречить уже установленным наукой фактам,должна быть смелой,научно-обоснованной,формулировка должны быть лаконичной
1. Целенаправленность – обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.
Социологическая анкета Анкета представляет собой документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом (при заочном анкетировании), либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, важное значение приобретают композиция анкеты, расположение вопросов, язык и стиль формулировок вопросов, методич. указания по заполнению анкеты, а также ее графич. оформление. Титульный лист анкеты содержит ее название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей опрос, место и год издания. При любом виде анкетирования анкета должна иметь вводную часть, обращенную к респонденту. Ее задачи - создание у респондента интереса к опросу, формирование установки на активное сотрудничество с исследователем, знакомство с техникой заполнения. Отсюда стандартная структура вводной части: сообщение о теме и целях опроса, об организации, проводящей опрос; о значении и использовании рез-тов опроса; о важности достоверных и искренних ответов каждого респондента для общих рез-тов опроса; объяснение техники заполнения ответов на различ. виды вопросов. В начале анкеты помещают наиболее простые вопросы,нейтральные.К середине анкеты сложность вопросов нарастает и затем снижается к ее концу, т. к. учитывается утомляемость респондента в процессе заполнения анкеты. Соц.-демографич. блок вопросов, выясняющих личностные характеристики респондента, помещается обычно в конце анкеты, Вопросы могут объединяться в блоки по тематическим логическим принципам. Для предупреждения ошибок восприятия и понимания смысла вопросов нужно избегать сложных синтаксических конструкций и многословных, логически некорректных и нечетких формулировок, а также непонятных слов,нельзя задавать вопросы,касающ.эконом без-ти(где вы храните деньги?,будет ошибкой,если в вопросе респондент почувствует для себя опасность,не должны основываться на эрудицию. Вопросы:-открытые(нет вариантов ответа)-кол-во минимум,дублируют закрытые вопросы -закрытые(неск вариантов) -полузакрыты(цель-выявить отношения к 1му варианту) -фильтры(фильтрует некомпетентное мнение)чем занимаетесб?работаюучусь,дальше идет распредлененрие на то,что нужно -ловушки(? Неск раз в разных формулировках)
Дельфийская методика Дельфы-жители умеют предсказывать будущее Метод представляет собой обобщение оценок экспертов, касающихся перспектив развития того или иного экономического субъекта. Особенность метода состоит в последовательном, индивидуальном анонимном опросе экспертов. Такая методика исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства.
Гл-выявить группу экспертов 2 метода для выявл-самооценка(индекс,рассчитанный на основании оценки своих знаний,умений,навыков,также к способности и прогнозированию по шкале:высок,средн,низк) Коллективная оценка(эксперты знают друг друга с точки зрения компетенции) В табл от 1 до 10 обозначают кого выбирают - отсутствие выбора 0 никто сам себя не выберет 1 выбор В посл столбце сумма голосов,вес мнений об эксперте
Метод экспертной оценки Дельфы-жители умеют предсказывать будущее Гл-выявить группу экспертов 2 метода для выявл-самооценка(индекс,рассчитанный на основании оценки своих знаний,умений,навыков,также к способности и прогнозированию по шкале:высок,средн,низк) Коллективная оценка(эксперты знают друг друга с точки зрения компетенции) В табл от 1 до 10 обозначают кого выбирают - отсутствие выбора 0 никто сам себя не выберет 1 выбор В посл столбце сумма голосов,вес мнений об эксперте применяется чаще всего для долгосрочных прогнозов развития научно технического прогресса. Он заключается в том, что 10—15 крупных специалистов дают ответы на конкретные вопросы анкеты. Такой опрос проводится в несколько туров. Не- достатком этого метода является известная доля субъективизма в оценках экспертов Оформление научной работы Общие требования
Написание научной работы Не существует определенного стандарта того, какой должна быть построенна композиция научной работы. Автор сам вправе выбирать наилучший способ изложения материалов, чтобы наиболее убедительно раскрыть свой творческий замысел, не забывая о внутренней логической связи материалов. Традиционной считается следующая структура научной работы: 1. Титульный лист (название вуза или научной организации, тема, руководитель темы, автор, место выполнения и год) 2. Оглавление (все заголовки работы и страницы, с которых они начинаются) 3. Введение (актуальность, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, гипотеза или основная идея работы, методология и методы исследования, научная новизна, научные положения выносимые на защиту, практическая значимость полученных результатов, апробация результатов работы, публикации автора по теме диссертации, объём диссертации) 4. Основная часть 5. Заключение 6. Библиографический список 7. Приложения 8. Вспомогательные указатели (например, алфавитно-предметный указатель основных понятий, встречающихся в тексте, с указанием страниц)
Подготовка к защите и защита научной работы Студент осуществляет подготовку и написание магистерской работы под руководством научного руководителя и обязан подавать ему работу для проверки частями в установленные сроки в соответствии с индивидуальным планом написания магистерской работы. Несоблюдение студентом согласованного календарного графика написания работы (несвоевременное завершение разделов и работы в целом) рассматривается как невыполнение им учебного плана, который может быть основанием для отчисления его из университета из-за невыполнения учебного плана. Научный руководитель магистерской работы проверяет выполненную часть работы и предоставляет соответствующие рекомендации. После устранения всех замечаний руководителя студент завершает оформление работы и подает ее научному руководителю для итоговой проверки на предмет соответствия установленным требованиям. При условии надлежащего выполнения работы научный руководитель допускает ее к предварительной защите. Следующим этапом является предварительная защита магистерской работы на кафедре, которая проводится не позднее чем за 4 недели до защиты магистерской работы. Студент подает на предварительную защиту работу в завершенном, но не сшитом виде. В случае выявления несущественных недостатков ему может быть предоставлен определенный срок для их устранения. Наиболее существенным в подготовке к защите являются личная подготовка к защите, а также подготовка отзывов и рецензий на письменную работу. Как правило, на подготовку к защите отводится от 1 до 4 недель. Подготовка текста выступления. Итак, зная в точности, какое время отведено для выступления и где оно будет проходить, студент может приступить непосредственно к подготовке его текста. Подготовка выступления включает в себя: • обдумывание содержания выступления; • разработку и написание плана выступления; • разработку и написание основного текста выступления, его заучивание и пробное оглашение. Защита магистерской работы происходит на заседании ГЭК публично. Для защиты магистерских работ приказом ректора создается государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) по составу наиболее опытных работников профессорско-преподавательского состава. Комиссия проводит свои заседания открыто и согласно графику ее работы, которая утверждается ректором университета. Защита должна носить характер научной дискуссии и проходить в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в магистерской работе. Пакет документов, который должен быть представлен к защите магистерской работы: - полный текст магистерской работы на бумажном носителе (сшит в твердую обложку); - иллюстрационный материал к магистерской работе (плакаты); - материалы, которые характеризуют научную и практическую ценность работы: печатные статьи, методические разработки и т.п. (если они есть); - отзыв научного руководителя; - рецензия, подписанная деканом факультета. ченый должен быть беспристрастным и искать истину бескорыстно. Этические нормы охватывают все стороны научной деятельности: процессы подготовки и проведения исследований, опубликование их результатов, участие в научных дискуссиях, когда сталкиваются различные точки зрения,и в процессе дебатов рождается истина и т.п. При нарушении указанных этических норм существует риск потерять уважение и доверие своих коллег, которые впоследствии будут игнорировать их научные результаты, и они окажутся вне науки. А признание для ученого его научных достижений —высшая награда, более значимая, чем материальное вознаграждение. Особенность научной деятельности заключается в том, что ее результаты должны быть признаны научным сообществом, И они должны быть использованы как учеными, так и практиками для получения новых знаний и внедрения их в практику.
Особенности научной работы Научная работа отличается от любой другой своей целью – получить новое научное знание. Именно в процессе этой работы вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о реальной действительности. Однако в науке важно дать ему научное объяснение, показать его познавательное, теоретическое или практическое значение, а также предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления. Для ведения научной работы необходимо научное общение. Любому, даже самому квалифицированному исследователю, необходимо постоянно обговаривать и обсуждать с коллегами свои идеи, полученные факты и теоретические построения. Тогда можно избежать заблуждений и ошибок, основная задача любой научной работы – довести новое научное знание до самых широких кругов научной общественности. Реферат – один из начальных видов представления результатов научной работы в письменной форме. Основное назначение этого вида научного творчества – показать эрудицию начинающего ученого, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать имеющуюся научную информацию. Такого рода рефераты, как правило, не публикуются. Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению: литературный (обзорный), методический, информационный, библиографический, полемический и др. оитогам аспирантской подготовки требуется написать научный отчет по теме диссертации и отчитаться по нему. Такой отчет должен удовлетворять определенным требованиям. В структуру отчета включают: титульный лист; реферат; содержание (или оглавление); введение; аналитический обзор (при необходимости); обоснование выбранного направления работы (или метода решения задачи); основную часть отчета, излагающую конкретное содержание исследования и полученные результаты; заключение; библиографический список использованной литературы; приложения. Наиболее солидным и предпочтительным видом письменного оформления результатов и итогов проведенного диссертационного исследования является журнальная научная статья. каждый ее параграф строится так, чтобы основная информация давалось сразу же, с начала статьи. В основу текста здесь принимается одна научная мысль, одна научная идея. Кроме письменных видов представления результатов научной работы, используются устные формы научного общения. К их числу относятся научные съезды, конгрессы, симпозиумы, конференции и семинары. В научной работе проводятся самые разнообразные исследования, однако все их разнообразия можно свести к двум основным типам: фундаментальным и прикладным. Фундаментальные исследования – важное самостоятельное направление научной работы, играющее важную роль в развитии самой науки и дальнейшем ее использовании в процессе производства. Результатом исследований служит открытие новых законов природы и общества, систематизация, расширение и углубление знаний по определенной научной проблеме. К прикладным исследованиям относятся исследовательские и опытно-конструкторские работы, ведущиеся с целью разработки основных принципов изготовления новой техники и прогрессивной технологии. Благодаря таким исследованиям наука непосредственно входит в производство, превращая научные идеи в материальные процессы и предметы. Фундаментальные и прикладные исследования В самом общем виде по своей структуре научные исследования делятся на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные исследования направлены на открытие новых, ранее не изученных явлений и законов природы и социальной реальности, а также на создание новых исследовательских методологий. Их целью является расширение научного знания в целом. Они ведутся на границе известного и неизвестного и обладают значительной степенью неопределенности. Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования явлений и законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Их целью выступает установление как можно большего числа вариантов практической эксплуатации имеющихся научных знаний. Различие между фундаментальной наукой и прикладной было очень точно охарактеризовано Д. Томсоном – открывателем электрона – в речи, произнесенной им в 1916 году: «Под исследованием в фундаментальной науке я понимаю исследование не с целью применения его результатов в промышленности, а только для умножения знаний о Законах Природы». Томсон утверждал также, что прикладная наука совершенствует старые методы, в то время как фундаментальная наука создает новые методы, и что «если прикладная наука ведет к реформам, то фундаментальная наука приводит к революциям, которые, будь они политические или научные, являются мощными инструментами, если вы находитесь на стороне победителя».
Прикладные исследования дифференцируются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на изучаемый объект либо процесс. Научно-исследовательские работы связаны с созданием новых технологий, опытных установок, приборов. Опытно-конструкторские исследования направлены на подбор конструктивных характеристик создаваемого технического устройства. Завершающей стадией прикладного исследования, как правило, является разработка, то есть целенаправленный процесс преобразования научно-технической информации в форму, пригодную для освоения в промышленности, подготовка к внедрению. Одно из принципиальных различий между фундаментальными и прикладными исследованиями как раз и состоит в том, что любое прикладное исследование – это всегда такой научный проект, результаты которого изначально адресованы производителям и заказчикам и которое руководствуется нуждами или желаниями этих клиентов. Фундаментальные же исследования адресованы прежде всего другим членам научного сообщества и направлены, в первую очередь, на расширение знания о мире как такового. При этом нужно понимать, что на современном этапе развития науки и техники в некоторых моментах фундаментальные и прикладные исследования сходятся. Так, например, для современной инженерной деятельности требуется осуществление не только краткосрочных проектов, направленных на решение специальных задач, но и широкая долговременная программа фундаментальных исследований, специально предназначенных для развития технических наук в целом. В то же время современные фундаментальные исследования (особенно в технических науках) очень тесно связаны с практическими приложениями. Помимо прочего, для современного этапа развития науки и техники характерно использование методов фундаментальных исследований для решения прикладных проблем. В то же время, тот факт, что исследование является фундаментальным, еще не означает, что его результаты прагматически бесполезны, а работа, направленная на прикладные цели, может носить фундаментальный характер. Критериями их разделения являются в основном временной фактор и степень общности. Вполне правомерно сегодня говорить и о фундаментальных промышленных исследованиях. Надо помнить также и о том, что в некоторых случаях, не будучи источником, фундаментальная наука выступает основой тех или иных технологических достижений. Такая роль фундаментальной науки обычно может быть выявлена только ретроспективно. Ярким примером подобного положения дел является создание атомных реакторов и атомных бомб. В определенном отношении атомный проект может быть рассмотрен в качестве приложения специальной теории относительности, которая собственно и выступила источником упомянутых выше технологических изобретений. Таким образом, ясно видно, что характер связей между фундаментальной и прикладной науками – это одна из наиболее глубоких и трудных проблем в истории и методологии научного познания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.021 с.) |