Предмет научного исследования. Связь предмета исследования с целью и объектом исследования.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет научного исследования. Связь предмета исследования с целью и объектом исследования.



Предмет – более детализированная характеристика объекта, рассматривающая определенные его стороны в заданных условиях.

Предмет исследования – более детализированное и узкое понятие, которое обязательно должно быть частью объекта и не может выходить за его рамки, это конкретная проблема в выбранном поле деятельности, рассмотренная под определенным углом в определенных условиях. Научная работа не может изучать сразу весь объект исследования, она рассматривает его с каких-либо сторон, выявляет его характеристики и свойства. В зависимости от этих особенностей и определяют предмет исследования.
Предмет исследования не всегда существует объективно, он может представлять собой отношения, взаимосвязи, условия, причинно-следственные связи. Он может находиться только в голове исследователя и зависит от его знаний об объекте.

Цель исследования - это предполагаемый конечный резуль­тат исследования, ответ для чего проводится исслндование. Цели исследования могут быть различны. задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования. Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев. Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей, а частные задачи, выступающие в качестве средств решения основной, можно назвать промежуточными целями, или целями второго порядка.

Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом - может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.

Объект-объективная реальность,содержит проблему исследования(то,на что направлено исследование)


18. Задачи научного исследования. Структура исследовательской программы.

 

Программа исследования – изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки. Работа над программой, как правило, предваряет другие этапы социального исследования. Узловые элементы программы:

Формулировка и обоснование проблемы исследования.

Противоречия,созданные жизнью

При этом важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных. Следует опасаться и другой крайности – выдвижения проблем слишком широкого плана. Бывает, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама исследовательская программа нацелена на "многопроблемный" социологический анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно.

2. Определение цели исследования.определение цели исследования позволяет далее упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, частных, а также дополнительных задач.

Четкая формулировка цели – одно из важнейших методологических требований к программе.

Определение объекта и предмета исследования.

Четкое выделение объекта способствует правильному определению "предмета" исследования. Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект в данном исследовании, св-во или характеистика объекта исследования, кот.лежит в основе исследоват. процесса и подлежит изучению. формулировка предмета исследов соотносится с формулировкой темы

Объект-объективная реальность,содержит проблему исследования(то,на что направлено исследование)

 

4. Логический анализ основных понятий. Состоит из двух этапов:

а.Выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое наиболее точно и полно выражает его сущность.

б. Выявление совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие.

"Интерпретация" основного понятия позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор первичной информации.

"Операционализация" – о чем следует собирать информацию. Нахождение "индикаторов" помогает уяснить, как и в какой форме надо подойти к ее сбору.

5. Формулировка гипотез исследования.научное предположение результатов исследоваия

6. Задачи исследования.Задачи — последовательность действий,реализация которых должна привести к цели.Они всегда более конкретны по сравнению с целью и подчинены ей. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

 

7. Методическая часть.Здесь отмечаются характеристика применяемых в ходе исследования методов и приемов сбора первичной информации;

8. Приемы обработки информации.Должны быть отражены следующие компоненты структуры обработки:

1. редактирование и кодирование информации

2. перенос данных на машинные носители (SPSS, Statistika, и т.д.);

3. проверка качества данных и коррекция ошибок;

4. создание переменных (процесс в некотором смысле обратный процессу операционализации понятий – "переменные" выступают в качестве показателей, изучению которых, собственно, и посвящено исследование. Для многих вопросов анкет получаемая информация непосредственно отвечает задачам исследования, и в этом случае сами вопросы являются переменными);

5. статистический анализ (ключевой этап в процессе анализа социологических данных. В его ходе выявляются статистические закономерности и зависимости).

 

Гипотезы научного исследования. Классификация гипотез.

 

Гипотезанаучное предположение результатов исследования .

Гипотезы,сформулированные по задачам должны привести к цели

Основные процедуры построения гипотез:

1. выдвижение гипотез;

2. формулировка (разработка) гипотез;

3. проверка гипотез.

В зависимости от целей исследования выделяют основные и дополнительные гипотезы. В соответствии с порядком выдвижения различают первичные и вторич ные гипотезы. Последние выдвигаются в том случае, если первичные не получили подтверждения в результате их проверки с помощью эмпирических фактов.

основные (важнейшие, определяют логику исследования, его основные задачи);

– вспомогательные (связаны с частными задачами, имеют выход на промежуточные или побочные результаты);

гипотезы основания (базовые) и гипотезы следствия (как результат дедуктивных выводов от общих теоретических посылок к частным).

 

 

Гипотезы(по ст общности)-основания представляют собой общие утверждения, подлежащие проверке, а гипотезы-следствия - их конкретизацию и детализацию. Непосредственной проверке подвергаются именно гипотезы-следствия, в результате чего гипотезы-основания либо опровергаются, либо частично подтверждаются, либо подтверждаются полностью

 

Требования к гипотезе научного исследования

Гипотезанаучное предположение результатов исследования .

Гипотезы,сформулированные по задачам должны привести к цели

Не должна противоречить уже установленным наукой фактам,должна быть смелой,научно-обоснованной,формулировка должны быть лаконичной

 

1. Целенаправленность – обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.
2. Релевантность – опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы, как в науке, так и на практике.
3. Прогностичность – обеспечивающая прогнозирование результатов исследования.
4. Проверяемость – позволяющая принципиальную возможность проверки гипотезы эмпирическим путем на основе наблюдения или эксперимента. Это должно обеспечить или опровержение гипотезы (фальсифицируемость) или подтверждение (верифицируемость)..
5. Непротиворечивость – достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы.
6. Совместимость – обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научно-теоретическими и практическими знаниями.
7. Потенциальность – включает возможности использования гипотезы по количеству и качеству сделанных выводов и следствий.
8. Простота – основывающаяся на системности и большом числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так же на достаточно большом числе объясняемых ею фактов



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.021 с.)