Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие и частные признаки почерка и их роль в почерковедческих исследованияхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Судебное почерковедение является самостоятельной отраслью криминалистики, которая представляет собой систему знаний о закономерностях почерка, а также закономерности его развития и методы решения задач судебно-почерковедческой экспертизы. Судебная почерковедческая экспертиза проводится с целью установления личности - исполнителя рукописного текста или подписи, его пола и возраста, условий и обстоятельств, при которых выполнено различного рода рукописные документы, записи или подписи. Процесс проведения экспертизы в соответствии с целью решения идентификационных и диагностических задач требует привлечения дополнительных материалов для исследования объектов, поступивших на экспертизу. Эти материалы получили в криминалистике и экспертной практике название «образцы для экспертного исследования». Процессуальная процедура их получения предусмотрена главой 27 УПК Российской Федерации[15]. Однако не все вопросы однозначно решены. Дальнейшего исследования и уточнения требуют такие категории, как сущность образцов сравнения, цели их получения (использования), источники происхождения, процессуальный статус и др. Опираясь на научный опыт и экспертную практику, проведенный нами анализ позволяет относительно образцов для экспертного исследования сделать определенные обобщения и предоставить более развернутую их классификацию. 1. По природе образцы для сравнения - это материальные образования, свойства и признаки которых могут быть восприняты не только экспертом, но и другими участниками уголовного процесса. 2. По цели использования образцы для сравнения в соответствии с задачами, решаемыми в ходе проведения судебных экспертиз, разделяют на: а) образцы, которые отбираются для решения идентификационных задач. Так, основная цель отобрания образцов почерка состоит в установлении конкретного лица - исполнителя рукописного текста или подписи; б) образцы, которые отбираются для решения диагностических задач. При проведении почерковедческой экспертизы такие образцы служат для определения состояния исполнителя или условий, в которых он находился в момент исполнения текста, подписи. 3. По природе отображаемых свойств выделяют: а) образцы, отображающие особенности внешнего строения объекта, например, специально изготовленные экспериментальные образцы пишущего прибора, клише печати, штампа и проч.; б) образцы, отражающие функциональные особенности объекта или механизма его образования. К функциональным свойствам человека относятся приобретенные им навыки, в том числе профессиональные. К образцам, отражающим указанные навыки, включают образцы почерка, письменной и устной речи; в) образцы, отражающие одновременно несколько характеристик (комплекс свойств) объекта-оригинала, например, образец почерка отражает особенности почерка исполнителя, внешнее строение пишущего прибора (ручки, карандаша и проч.), состав красящего вещества, чернил или пасты, признаки письменной речи автора документа, состояние исполнителя или обстановку исполнения текста. 4. По процессуальному положению проверяемого лица, у которого отбираются образцы для сравнения: а) образцы обвиняемого; б) образцы подозреваемого; в) образцы потерпевшего; г) образцы свидетеля. 5. По времени и условиям возникновения относительно момента возбуждения уголовного дела образцы подразделяют на следующие виды: а) свободные образцы, выполненные до возбуждения уголовного дела, и не связанные с фактом его расследования. Свободными образцами почерка и подписей являются различные рукописные тексты в форме писем, заявлений, личных листков по учету кадров, дневников; подписи в разных квитанциях и бланках банковских счетов, кассовых ордерах и библиотечных документах. Свободные образцы почерка и подписей является ценнейшим сравнительным материалом, поскольку, как правило, у них нет умышленного искажения признаков почерка и подписи; б) условно-свободные образцы, возникшие в ходе расследования уголовного дела, но не в связи с назначением судебно-почерковедческой экспертизы. Условно-свободные образцы почерка и подписей - это почерковый материал и подписи в разных документах, к которым относятся заявления, ходатайства, объяснения, протоколы следственных действий, жалобы, записки из следственных изоляторов; в) экспериментальные образцы, которые выполняют специально для экспертизы, и назначаются следователем (судом). Этот вид сравнительных образцов является продуктом целенаправленной деятельности следователя, эксперта и суда, регламентируется нормами УПК. Заслуживает положительной оценки предложение Н.И. Долженко об уточнении традиционных определений относительно образцов для сравнительных исследований. В частности, свободные образцы предлагается называть «уголовными», условно-свободные - «постуголовными», экспериментальные - «специальными»[16]. По нашему мнению, приведенные определения более точно отображают сущность образцов. 6. По субъекту, который отбирает образцы: а) образцы, которые следователь отбирает самостоятельно; б) образцы, которые отбирает специалист при проведении следственных (судебных) действий; в) образцы, которые отбирает эксперт при проведении экспертного исследования. В доктрине уголовного процесса до сих пор юридическую природу образцов для сравнительного исследования однозначно не определено. В криминалистической, уголовно-процессуальной и судебно-экспертной литературе встречаются различные толкования процессуального значения образцов для сравнительного исследования. О.Н. Филькова высказывает мнение о том, что образцы для сравнительного исследования «являются теми документами или предметами, которые могут служить средством для раскрытия преступления и выявления виновных, то есть вещественными доказательствами». И.Л. Петрухин поддерживает эту точку зрения, считая, что по природе образцы являются вещественными доказательствами, но их доказательственное значение может быть выявлено в дальнейшем только с помощью экспертизы, а именно получение сравнительных образцов является специфическим способом сборки объектов экспертного исследования[17]. М.В. Бобовкин и В.М. Данилкина также относят образцы для сравнительного исследования к вещественным доказательствам, основываясь на конструкции норм УПК России. По их мнению, законодатель определяет понятие вещественного доказательства очень широко и в этой связи, поскольку образцы для сравнительного исследования служат средствами к установлению фактических обстоятельств дела, они могут быть отнесены к вещественным доказательствам[18]. Считаем, что отнесение образцов к вещественным доказательствам является неуместным, поскольку существенным признаком различения образцов от вещественных доказательств является отсутствие их прямой связи с преступлением. Кроме того, значение сравнительных образцов состоит в том, что они являются объектами экспертизы, а их получение - этапом подготовки к назначению экспертизы. В самом общем виде основные различия между образцами для сравнения и вещественными доказательствами сформулировал В.А. Жбанков[19]. Однако указанные различия требуют дополнения и разделения их по процессуальному основанию и криминалистическими особенностями. По мнению В. Я. Колдина, к образцам для сравнения выдвигается ряд таких общих требований: 1) несомненность происхождения, 2) репрезентативность, 3) сопоставимость[20]. Несомненность происхождения означает точное установление в процессе расследования, от какого лица или предмета получены рукописи, оттиски, изделия и др. Происхождение образца от конкретного точно установленного следствием проверяемого объекта, должно быть заверено следователем или судом. Под репрезентативностью (представительностью) понимаются достаточные по количеству и качеству отображения в образцах специфических общих и частных свойств идентифицируемого объекта. Репрезентативный образец содержит информацию, необходимую для индивидуализации объекта. Значение требования сопоставимости состоит в устранении различий сравниваемых отображений в следах и образцах, не обусловленных настоящим различием свойств сравниваемых объектов. Выполнение требования сопоставимости обеспечивается получением образцов, максимально соответствующих изучаемому объекту по механизму и времени их образования. Обеспечение следователем (судом) указанных требований, предъявляемых к образцам, является объективной предпосылкой успешного экспертного исследования. Исходя из приведенных свойств и требований, с учетом двух категорий задач, решаемых в процессе экспертного исследования, можно дать определение образцам, которые изымаются или отбираются для экспертного исследования. Образец для экспертного исследования - это материальный объект, который, несомненно, происходит от проверяемого объекта, является его частью или отображает его свойства, полученные субъектами доказывания в установленном законом порядке для проведения идентификационных и диагностических экспертных исследований. Приведенная общая формулировка может быть основанием для определения образцов для судебно-почерковедческого исследования с учетом задач, решаемых с их помощью. Образцы почерка и подписей для экспертного исследования - это рукописные тексты, буквенно-цифровые записи и подписи, которые собираются следователем (судом) при проведении следственных (судебных) действий и, несомненно, отражают письменно-двигательные навыки лиц, используемых в целях отождествления исполнителя исследуемых рукописных документов - вещественных доказательств или определения обстоятельств их выполнения (факта выполнения рукописи в необычных условиях или необычном состоянии исполнителя, умышленно измененным почерком или имитацией почерку другого лица и др.). Как отмечают Д.Г. Татарникова и Е.И. Третьякова, образцы почерка и подписей в зависимости от времени возникновения делятся на свободные, условно-свободные и экспериментальные[21]. Свободными образцами, полагаем, являются рукописи и подписи, которые идентифицируется, выполненные до возбуждения уголовного дела и не связанные с ней; условно-свободными являются образцы почерка, выполненные определенным лицом и связанные с обстоятельствами этого дела, но не для экспертизы. На наш взгляд, это утверждение не вполне верно. Условно-свободные образцы почерка и подписей по тактическим соображениям собираются с целью проведения экспертизы, если у следователя есть обоснованные предположения о противодействии проверяемого лица, при получении от него экспериментальных образцов. В этой связи под условно-свободными образцами почерка и подписей понимается рукописный материал, выполненный лицом после возбуждения уголовного дела и в течение его расследования, в том числе для проведения идентификационных и диагностических экспертных исследований. Экспериментальные образцы почерка и подписей - это рукописи, подписи, которые выполняются специально для экспертизы, назначенной следователем (судом). Все экспериментальные образцы почерка, подписи, как правило, выполняют в присутствии следователя, чтобы избежать сомнений в достоверности образцов, и заверяются лицом, от которого они отбираются. Экспериментальные образцы, как уже отмечалось, должны быть сопоставимыми с исследуемым объектом по всем параметрам, как и свободные. Недостатком экспериментальных образцов является возможность умышленного искажения исполнителем своего почерка или подписи. Однако некоторые свойства, которые имеют экспериментальные образцы почерка, делают их во многих случаях незаменимым материалом при проведении сравнительного исследования. Во-первых, достоверность, бесспорное происхождение экспериментальных образцов от конкретного проверяемого лица. Во-вторых, возможность отбора экспериментальных образцов в любом необходимом для проведения экспертизы количества. В-третьих, экспериментальные образцы почерка могут быть отобраны в условиях, максимально приближенных к тем, у которых (возможно) выполнялся исследуемый текст (подпись). В-четвертых, при отобрании экспериментальных образцов почерка можно наблюдать за процессом написания проверяемого лица, в целях получения дополнительной информации, необходимой эксперту для оценки результатов сравнительного исследования и формулирования выводов. Эффективность судебно-почерковедческой экспертизы во многом определяется строгим соблюдением правил отобрании экспериментальных образцов. Существенное значение для избрания условий отнятия имеют предварительное исследование специалистом почеркового объекта, данных, полученных при допросе свидетелей, проверяемого лица. Соблюдение указанных требований в отношении отдельных видов образцов почерка и подписей имеет разное значение. Так, относительно свободных и условно-свободных образцов все требования должны соблюдаться в полном объеме. Это правило распространяется и на экспериментальные образцы, за исключением соблюдения параметров о сопоставимости по времени выполнения и состоянию пишущего. Отдельное внимание стоит уделить вопросу диагностики пола по почерку в современных условиях. Обращение вновь к этой проблеме было обусловлено такими причинами. 1. Со времени выхода в свет первых работ на интересующую нас тему прошло около полувека. Их данные основывались на исследованиях рукописей лиц, почерк которых формировался в несколько других условиях обучения письму: прописи и методика в дальнейшем подвергались значительным изменениям. 2. На протяжении длительного времени у лиц, живущих в определенный период, складываются свои психофизиологические особенности, которые изменяются при переменах условий общественной жизни, особенно если эти перемены имеют революционный характер. «Однако времена меняются – пишет Е. П. Ильин, – а вместе с ними нравы и ценности». Те политические и экономические изменения, которые произошли в нашей стране в последние 20 лет, могли повлиять на формирование свойств личности у молодых людей, а значит – и на признаки почерка, дифференцирующие пол. Не исключено, что отдельные «мужские» свойства, например, склонность к организаторской работе, лидерству, стали больше, чем прежде, проявляться у женщин и, возможно, меньше у мужчин. Поэтому мы посчитали нелишним дополнить существующих методики определения пола по почерку еще одной, учитывающей современные реалии. 3. Вероятностный характер всех имеющихся методик определения пола по почерку предполагает использование одновременно нескольких, что, на наш взгляд, повысит надежность принимаемых решений. Исследование зависимостей признаков почерка от пола имело экспериментальный характер. Гипотеза, подлежащая проверке, не нова и состоит в предположении, что пол как природное глобальное свойство, разделяющее людей на два самых больших класса, должен существенно влиять на формирование почерка и отражаться в его признаках. При этом мы исходили из того, что формирование почерка должны определять два основных фактора: — объективный: задатки, способности, реализующиеся через зрительно-двигательные возможности; — субъективный: психологическая установка, определяющая сознательное (волевое) отношение лица к обучению письму и его результату. В качестве испытуемых были взяты 200 студентов Московской государственной юридической академии (100 женщин и 100 мужчин) в возрасте от 19 до 45 лет[22]. Исследуемые рукописи представляли собой тексты конспектов на профессиональную или свободную тему. Объем рукописей – 1–2 страницы стандартного листа. Исследование почерка основывалось преимущественно на базовой системе общих признаков, используемых в судебном почерковедении, дополненной некоторыми признаками, взятыми из работ по графологии, и отдельными частными признаками. Акцент на общие признаки был сделан, во-первых, с учетом данных психологов о том, что глобальные свойства личности должны проявляться в общих (системных) признаках (О.В. Осекова); во-вторых, в надежде на возможную экспрессность метода, не отягощенного трудоемкими операциями и расчетами в отношении большого числа частных признаков. В результате статистического анализа были выявлены закономерности, определяющие влияние пола на формирование почерка, и признаки, информативные для дифференциации пола. В процессе проведения эксперимента удалось объективировать такой основной фактор, влияющий на формирование почерка, как уровень реализации зрительно-двигательных возможностей, который является интегративным, системным и проявляется в ряде общих признаков: степени выработанности, строении почерка, координации движений второй группы, темпе и его фрагментарности, связности, наклоне, цикличности, четкости. При этом статистический анализ показал, что реализация зрительно-двигательных возможностей на высоком уровне у женщин происходит гораздо чаще, чем у мужчин. Причины этого однозначно объяснить не удается. Возможно, играет определенную роль более позднее формирование двигательного анализатора у мальчиков по сравнению с девочками, а также сказываются более развитые способности к тонким, мелким движениям, более свойственным девочкам. Различия были обнаружены и в психологической установке в период обучения письму и последующем. Девочки были больше настроены на успешное овладение навыками письма, соответствие стандарту, и это им чаще удавалось; мальчики меньше внимания уделяли освоению навыков, игнорируя качество письма и стремясь писать по-своему, «как получится», лишь бы быстрее. Это соответствовало и данным психологов, согласно которым женщины (девочки) «более податливы к требованиям, запрещающим нарушения правил», «более конформны к групповому влиянию»; мужчины же (мальчики) «более независимы, самоуверенны». Таким образом, почерк у женщин гораздо чаще, чем у мужчин формируется в направлении сохранения близости к «стандартному» результату, т. е. простому строению, высокой координации движений второй группы, быстрому темпу, высокой связности, правому равномерному наклону, среднему равномерному размеру, петлевой форме соединений, верхнепетлевой цикличности и другим подобным проявлениям. Результаты анализа позволяют выделить из исследуемого перечня информативные признаки: 26 общих и 8 частных, в отношении которых были определены количественные значимости и разработано решающее правило для отнесения конкретного почерка к группе женских или мужских. Перечень информативных признаков, их проявлений и соответствующих значимостей содержится в таблице.
Условия проведения данной работы предопределили возможности практического использования количественных данных, однако они имеют такие ограничения: 1. Объем исследуемого текста должен быть не менее одной страницы стандартного листа. 2. По содержанию текст должен быть свободно составлен автором, а не переписанным из какого-либо источника (письмо, автобиография, конспект). 3. Степень выработанности почерка должна быть высокой – выше средней. Информативные признаки и их проявления выделяются в соответствии с рекомендациями, принятыми в судебном почерковедении и содержащимися в соответствующей методике. Отметим лишь то, что при определении строения почерка были внесены коррективы в связи с особенностями современных прописей, признак – своеобразие почерка взят из работы А. Н. Лысенко[23]. Ритмичность, акцентированность и соразмерность заимствованы из работ по графологии. Все признаки были по возможности объективированы, многие использовались на количественном или полуколичественном уровне. На основе статистического анализа разработано решающее правило, позволяющее по сумме значимостей исследованных проявлений признаков относить конкретный почерк к группе «женских» или «мужских». Исследование информативных признаков заключается в их выделении, определении проявлений в соответствии с описанием, содержащимся в методике, нахождении в таблице соответствующих количественных значимостей. После исследования всех информативных признаков количественные показатели суммируются, и полученный суммарный показатель соотносится с решающим правилом, позволяющим оценить степень «женских» и «мужских» свойств в исследуемом почерке и отнести конкретный почерк к определенной группе. Для отнесения к группе «женских» почерков необходимо, чтобы сумма значимостей выявленных проявлений информативных признаков была больше 400; для отнесения к группе «мужских» – сумма значимостей проявлений информативных признаков должна быть меньше – 400. Зона между 400 и – 400 свидетельствует о невозможности отнесения почерка к определенной группе. Решение в целях диагностики пола может приниматься только в вероятной форме. В случае невозможности принятия решения по полученной суммарной значимости можно определить, признаки почерка, какого пола превалируют или они проявляются в конкретном почерке в равном соотношении. Это может представлять интерес для исследования проявлений в почерке свойств личности, в том числе при условии, что пол известен. Для определения искомого соотношения может быть использована зона «не представилось возможности определить», разделенная на такие участки: 1) менее 400 и более 200: большая выраженность «женских» свойств; 2) менее 200 и более – 200: примерно равная выраженность «женских» и «мужских» свойств; 3) менее – 200 и более – 400: большая выраженность «мужских» свойств. Примечательно, что в изученном материале группа такого рода смешанных почерков была довольно большой. Возможно, это связано с «социальными сдвигами» в психологической личностной структуре женщин и мужчин, обусловливающими некоторое выравнивание особенностей пола. Тем не менее, дальнейшие исследования в этом направлении стоит продолжать, поскольку выявление зависимостей признаков почерка от конкретных свойств женского или мужского характера открывает возможность тестирования по почерку этих свойств в криминалистических или иных целях, например, при подготовке к допросу определенного лица, определении пригодности к определенной деятельности. Зная механизм появления определенных признаков и их связь с указанными свойствами независимо от пола можно использовать их информативность. Например: – отчетливо выраженное простое строение почерка, равномерность среднего размера, правого наклона, прямолинейно-дуговая преобладающая форма движений при выполнении букв и некоторые другие проявления признаков почерка вполне могут свидетельствовать об адаптивности, определенной конформности исполнителя рукописи (женское свойство); – отчетливо выраженное упрощенное строение почерка – левый наклон или его отсутствие; – высокая степень своеобразия – скорее свойственны лицам, стремящимся к самостоятельности, независимости, поиску нестандартных решений.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.104.30 (0.01 с.) |