Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль идентификационных признаков при исследовании рукописных записей и подписи выполненных под воздействием каких-либо сбивающих факторах

Поиск

 

В экспертной практике достаточно часто проводятся исследования рукописных записей, выполненных необычным пишущим прибором на необычном материале письма, однако вопрос о влиянии свойств пишущего прибора и подложки на признаки почерка изучен мало. Экспертная практика показывает, что вид пишущего прибора и подложки иногда вызывают некоторые существенные изменения признаков почерка исполнителя. Правильное объяснение природы таких изменений при решении идентификационных и диагностических задач имеет существенное значение.

С целью выявления изменений общих признаков почерка, рассмотрим некоторые случаи из экспертной практики по исследованию рукописных записей, выполненных необычными пишущими приборами на необычных материалах письма. Так, по уголовным делам в отношении Н. и У. объектами исследования были рукописные записи, выполненные карандашом на мягкой ткани, кожурой ореха на стене дома[24].

Исследованию подлежали высоковыработанные почерки лиц среднего возраста, в отношении которых были даны категорические положительные выводы. Анализируя полученные результаты сравнительных исследований общих признаков, можно говорить об относительной устойчивости и изменениях общих признаков почерка при письме необычными пишущими приборами на необычной поверхности.

Общие признаки отображают свойства почерка, проявляющиеся во всех либо в преобладающем большинстве букв записи, и характеризуют ее выполнение в целом. Общие признаки подразделяются на три группы:

1) отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка: степень выработанности, координацию движений, темп письма и строение почерка по степени сложности;

2) отражающие структурные характеристики траектории движений: форму, направление и протяженность (высота букв, разгон и расстановка), степень связности (непрерывности) движений, степень и характер нажима;

3) отражающие пространственную ориентацию (относительное размещение) фрагментов записи и движений, которыми они выполняются: направление и форму линии письма в строке.

При сравнении исследуемых рукописных записей с образцами почерков исполнителей эксперт установил следующие изменения и устойчивость

общих признаков по первой группе:

1) на мягкой поверхности – ткани:

— координация движений: снижение координации движений первой группы, что проявилось в извилистости и угловатости штрихов, неточности мелких движений (это снижение происходило как при письме карандашом, так и кожурой);

— темп движений: переход от быстрого к среднему, от среднего к медленному;

— строение движений: снижение конструктивной сложности почерка – упрощение движений при выполнении букв и увеличение количества упрощенных вариантов букв; переход от скорописного почерка и стилизованных движений к буквам, выполненным по схеме печатных знаков.

Отсутствие начальных и заключительных штрихов, более простые движения при выполнении письменного знака свидетельствуют об упрощении почерка. Степень четкости и стройности почерка снижается из-за неравномерности интервалов между буквами или словами (в зависимости от их размещения на участках с дефектами ткани). Наблюдались изломы овальных частей букв, неравномерность размеров деформированных букв;

2) на твердой поверхности – стене дома:

— координация движений: снижение координации движений первой группы в результате излишнего мышечного напряжения;

— темп движений: переход от быстрого к среднему, от среднего к медленному;

— строение движений: упрощение движений при выполнении букв, утрата начальных дополнительных штрихов в некоторых буквах, замена в ряде букв полуовальных, извилистых элементов прямолинейными.

Такой переход на прямолинейные движения обусловлен стремлением пишущего сократить протяженность движения и упростить его структуру. Это привело к изменению строения букв и их элементов, вида соединения элементов букв. Снижение стройности, четкости почерка, искривление элементов букв (изломы, изгибы), отрывистое выполнение элементов букв свидетельствуют о наступлении дискоординации движений, о чем уже говорилось.

По второй группе признаков сравнительным исследованием установлены следующие изменения и устойчивость общих признаков:

1) на мягкой поверхности – ткани:

— размер: увеличивался в среднем на 2 мм, причем на мягкой поверхности увеличивался намного больше, чем на твердой – стене дома (при сравнении с образцами почерков конкретных исполнителей). При этом размер букв становился более неравномерным;

— разгон: изменялся в сторону увеличения;

— расстановка букв: увеличивалась. Увеличение размера букв повлекло за собой увеличение их расстановки, однако это не привело к переходу почерка в другую группу принятого деления расстановки букв. Происходила неравномерность интервалов между буквами и словами;

— при выполнении вертикальных элементов букв ширина штриха была одинаковая;

— связность букв: резко снижалась. Измеряя связность путем подсчета слитных и интервальных соединений букв, можно сказать, что связность букв уменьшалась и слитного соединения букв не наблюдалось;

— нажим: более интенсивный, ширина приводящих и отводящих штрихов одинакова, так как отводящие штрихи, выполненные с меньшей силой давления, малоразличимы на такой рельефной ткани;

— наклон букв: остался прежним для всех видов пишущих приборов, немного уменьшился его угол;

2) на твердой поверхности – стене дома:

— размер: значительно увеличивался – на 6–10 мм, вероятно, вследствие стремления пишущего выполнить текст разборчиво, а также потому, что основными движениями при выполнении букв с преобладающими прямолинейными элементами оказываются вертикально направленные движения руки, а не тонкие и точные движения пальцев рук, необходимые для выполнения овальных и других непрямых элементов;

— разгон: увеличивался;

— расстановка: увеличивалась пропорционально увеличению размера букв;

— на твердой подложке ширина штриха становилась меньше по сравнению со штрихами, выполненными на мягкой подложке для указанных видов пишущих приборов; при выполнении вертикальных элементов букв ширина штриха уменьшалась к низу элемента;

— при выполнении записи кожурой ореха на твердой поверхности характерно наличие неокрашенных полос в штрихах;

— связность букв: уменьшилась, преобладающим стало примыкающее соединение элементов в буквах;

— наклон букв: остался прежним для всех видов пишущих приборов, немного уменьшился его угол.

Анализируя признаки третьей группы – направление и форму линии письма в строке, можно сказать, что в случае выполнения рукописной записи на мягкой ткани направление линии письма в строке оставалось неизменным – горизонтальным, а в случае выполнения рукописной записи на стене дома – менялось по сравнению с образцами: с горизонтального на опускающееся; форма линии письма в строке в обоих случаях по сравнению с образцами менялась с прямолинейной на ступенчатую.

Иллюстрацией некоторых приведенных положений могут служить следующие фотоснимки (рис. 1–5).

Рис. 1. Исследуемая рукописная запись,

выполненная карандашом на мягкой ткани

 

Рис. 2. Образцы почерка исполнителя исследуемой рукописной записи на ткани

 

Рис. 3. Образцы почерка исполнителя исследуемой рукописной записи на ткани

 

Рис. 4. Фрагмент рукописной записи, выполненной кожурой ореха на стене дома

 

Рис. 5. Образцы почерка исполнителя исследуемой рукописной записи на стене дома

 

Приведенные изменения общих признаков, происходящие в почерках лиц при выполнении ими рукописных записей на необычных материалах письма (ткани, стене) необычными пишущими приборами (карандашом, кожурой ореха), объясняются тем, что движения пишущего прибора по шероховатой поверхности стены и ткани увеличивают коэффициент трения, поскольку шероховатая поверхность оказывает большее сопротивление, чем гладкая (бумага). Увеличение коэффициента трения изменяет напряжение мышц руки, участвующей в письменном процессе. В результате большей, чем обычно, мышечной нагрузки изменяются функциональные свойства нервно-мышечного аппарата в сторону снижения его работоспособности. Наступает дискоординация мышечных движений, что приводит к изменению отдельных признаков почерка. Кроме того, изменения, которые рассматриваются как результат влияния характера поверхности материала письма, являются также следствием физиологических процессов – ответной реакции центральной нервной системы и подчиненных ей систем и органов на действие необычных факторов. Общий результат этих процессов – более или менее значительное нарушение двигательных условных рефлексов.

Как отмечает П. Кошманов, фактором, определяющим основной объем изменяющихся признаков почерка, наряду с объективной степенью затруднений при письме на непривычном материале, является характер высшей нервной деятельности пишущего[25].

Сила нервных процессов, устойчивость нервной системы к внешним раздражителям, с одной стороны, и степень затруднений – с другой определяют объем изменяющихся признаков почерка, т.е. изменения признаков почерка зависят от свойств поверхности письменного материала и свойств пишущего прибора, но их объем обусловлен субъективным фактором – особенностями высшей нервной системы пишущего.

Отдельное внимание стоит уделить экспертной практике исследования подписей, выполненных путем перерисовки. Вопрос о подлинности исследуемой подписи может быть решен положительно лишь в том случае, когда эксперт твердо убежден в том, что объектом его исследования не была подпись, выполненная с подражанием.

В криминалистической литературе отмечаются различные виды подражания, встречающиеся при подделке подписей. Классификация видов подражания должна исходить из характеристики приемов воспроизведения чужой подписи. Наиболее часто подпись с подражанием подделывается: 1) «на глаз», 2) по памяти, 3) с предварительной тренировкой, 4) на просвет[26].

Остановимся более подробно на последнем из перечисленных видов подражания. При срисовывании подписи на просвет подделываемый документ или лист чистой бумаги, если он обладает необходимой прозрачностью, накладывают на документ с подписью-оригиналом и помещают перед источником света на вертикальной (например, на оконном стекле) либо на наклонной или горизонтальной плоскости, когда есть какое-либо приспособление для подсветки. Видимые на просвет штрихи подписи-оригинала обводят карандашом либо чернилами. Иногда при перерисовке делается лишь так называемая карандашная подготовка (остро заточенным карандашом воспроизводят контур подписи) с последующей обводкой чернилами.

Специфика исследования при установлении факта технической подделки и распознавания ее способа заключается в сочетании приемов почерковедческого и технического исследований подписей, что необходимо для формирования окончательного вывода эксперта. Таким образом, установление факта технической подделки подписей находится на границе почерковедческого и технического исследований документов. При совместном исследовании подписи двумя лицами – почерковедом и специалистом в области технического исследования документов – каждый из них выявляет отнесенные к их компетенции признаки, которые они оценивают совместно как специалисты смежных специальностей, исследующие подписи. Если при этом оба эксперта придут к одному и тому же выводу, результаты исследования они оформляют в едином заключении и подписывают его. В таком случае в заключении указывается, какое исследование и каким именно экспертом проведено. Большая часть подписей, поступающих на исследование в экспертные учреждения, не являются результатом технической подделки. При назначении экспертизы обычно ставится вопрос о том, не выполнена ли подпись лицом, от имени которого она значится, и при отрицательном решении – не выполнена ли она кем-либо из предполагаемых исполнителей. Однако исследование с целью установления подражания в большинстве случаев выступает необходимой стадией процесса экспертного исследования подписей.

Факт выполнения исследуемых подписей на просвет в экспертной практике определяется путем:

— совмещения ряда исследуемых подписей от имени одного лица и осмотра их в проходящем свете с целью установления факта перерисовки их с одной подписи-модели;

— отыскания среди присланных исследуемых подписей или образцов подписи-оригинала (модели), с которой перерисована спорная подпись;

— оценки установленных в процессе сравнения с образцами совпадающих или различающихся признаков при исследовании единичных подписей, не имеющих явных признаков предварительной подготовки.

Исследование подписей, выполненных путем перерисовки на просвет, относится к числу сложных. Решение почерковедческих задач в отношении такого рода подписей осложняется тем, что при указанном способе их выполнения значительно утрачивается полезная информация, характеризующая почерковый навык исполнителя. Поэтому методика исследования этих подписей имеет ряд особенностей.

Для решения вопроса о способе исполнения подписи необходимо тщательно изучить диагностические признаки этой подписи, степень их проявления, характер и локализацию. Версия о выполнении исследуемой подписи с применением такого технического приема, как перерисовка на просвет, может быть выдвинута при наличии в исследуемой подписи таких признаков:

— нарушение координации движений (извилистость штрихов, дрожание пишущего прибора);

— замедленный темп исполнения (необоснованные остановки пишущего прибора, «тупые» начала и окончания штрихов);

— сильный или средний недифференцированный нажим. Иногда наблюдаются неравномерное распределение красящего вещества в штрихах, наличие неокрашенных участков в подписи (в частности, при выполнении подписи на вертикальной поверхности), сдвоенные штрихи или поправки.

Указанный комплекс диагностических признаков может ориентировать эксперта на выдвижение определенной версии. Желательно также обработать исследуемую подпись с помощью экспертной системы «Dia», что позволит в полном объеме выявить диагностические признаки в данной подписи, правильно оценить их и в конечном счете определиться с характером сбивающих факторов, которые влияли на исполнителя исследуемой подписи. Кроме того, использование «Dia» поможет эксперту описать диагностические признаки в заключении экспертизы, что сделает его более обоснованным и убедительным.

Если установлено совпадение ряда признаков исследуемых подписей от имени одного лица при совмещении и просмотре их в проходящем свете (особенности протяженности движений по вертикали и горизонтали), то нужно обязательно изучить и сравнить между собой (в том числе путем измерения и совмещения в проходящем свете) образцы подписей данного лица, представленные в качестве сравнительного материала. Это необходимо для определения степени устойчивости размещения движений при исполнении образцов подписи и правильной оценки совпадений, установленных при совмещении исследуемых подписей.

При наличии подписи, с которой производилось копирование, можно обнаружить совпадение размеров и конфигурации всех знаков подписи или ее части. В Московском НИИСЭ неоднократно исследовались подписи, выполненные путем перерисовки на просвет. Рассмотрим более подробно некоторые такие исследования. Прокуратура г. Москвы назначила почерковедческую экспертизу подписи от имени К. в протоколе допроса потерпевшего от 3 января 2007 года[27]. При тщательном исследовании подписи от имени К. в представленном документе (рис. 6) выявлено снижение координации движений І группы, которое проявилось в мелкой извилистости и угловатости штрихов подписи, равномерно распределенных во всех ее штрихах; замедленность темпа исполнения – тупые начала и окончания штрихов; недифференцированный нажим – большая ширина штрихов, выполненных как сгибательными, так и разгибательными движениями. Выявленные признаки проявились равномерно в начальной, средней и заключительной частях исследуемой подписи от имени К.

Приведенные диагностические признаки указывали на необычность выполнения исследуемой подписи от имени К. Степень и характер проявления этих признаков, их локализация свидетельствовали о том, что на исполнителя исследуемой подписи влиял, вероятнее всего, искусственный «сбивающий» фактор, каким могло быть исполнение исследуемой подписи с подражанием подписи К. либо с применением такого технического приема, как перерисовка на просвет с подписи от имени К.

Параллельно исследовался сравнительный материал – образцы почерка и подписи К. При тщательном их исследовании эксперт обратил внимание на совпадение таких частных признаков, как взаиморазмещение и протяженность движений при исполнении исследуемой подписи, с подписью от имени К. в объяснении от 23 декабря 2006 г. Чтобы установить факт, не перерисована ли исследуемая подпись от имени К. с подписи в данном объяснении, изучали общие размеры, расстояния между элементами подписи, размеры и конфигурацию элементов подписи; совмещали отсканированные изображения с использованием программного комплекса PhotoShop. В результате совмещения подписей установлены совпадения по указанным признакам, характерные для перерисовки подписи на просвет, за исключением размеров и конфигурации росчерка (рис. 7).

Рис. 6-7. Подпись потерпевшего в протоколе (слева) и подпись от имени потерпевшего в объяснении (справа)

 

Таким образом, при наличии скопированной подписи можно обнаружить совпадение размеров и конфигурации всех знаков подписи или ее части. Однако при этом следует иметь в виду, что подпись, с которой произведено копирование, и скопированная во всех деталях, как правило, не совпадают.

Различия наблюдаются в относительных размерах элементов и формах движений. Нередко они могут быть существенными, что обусловливается, с одной стороны, случайными отклонениями в движениях пишущего, а с другой – тем, что лицо, копирующее подпись, не может точно установить направление движения в штрихе на участках, где на просвет имеются слаборазличимые мелкие детали, и проводит штрих по своему усмотрению. Иногда лицо, подделывающее подпись, чтобы не было подозрения в том, что данная подпись скопирована, умышленно старается выполнить ее так, чтобы не было полного совпадения размеров копии и оригинала, проводя некоторые штрихи иначе, чем в оригинале. При этом совпадения наблюдается главным образом в размерах подписи и ее частей, расстояниях между буквами, а различия – в размерах отдельных штрихов, особенно надстрочных и подстрочных, а также в размерах и конфигурации мелких деталей, выполняемых сложными движениями.

Подытоживая изложенное, отметим, что в результате применения технических средств при воспроизведении подписи другого лица остаются определенные признаки, обнаруживая которые эксперт устанавливает наличие факта технической подделки подписи и одновременно – способ, которым она произведена.

При проведении почерковедческого исследования большое значение имеют ознакомление с материалами дела, тщательное изучение исследуемых объектов, а также сравнительного материала (который должен быть представительный, содержащим официальные документы, хорошего качества и в достаточном объеме), выявление частоты встречаемости признаков, стойких расхождений и установление характера совпадений, их правильная оценка, комплексное исследование спорных подписей – все это условия верного решения идентификационной и диагностической задач. Кроме того, в зависимости от вида пишущего прибора и подложки изменяются некоторые признаки почерка. Изменение какого-либо одного признака влечет изменение другого. Знание характера изменений признаков почерка, наступающих в случае письма непривычным пишущим прибором на непривычном материале письма, позволит эксперту успешно решать поставленные перед ним идентификационные и диагностические задачи

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.6 (0.01 с.)