Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление признаков подделки документов.

Поиск

Поделка документов может быть полной и частичной. Полная подделка включает в себя изготовление или подбор всех составных частей документа: бумаги, бланка, рукописного текста, удостоверительных средств (подписи, печати, штампы). Полной подделке чаще всего подвергаются изготавливаемые

примитивным способом документы на чистых листах бумаги (справки, свидетельства, удостоверения). Реже подделываются полностью документы, изготавливаемые типографским способом с различными защитными свойствами (фоновыми сетками и др.). При полной подделке документы изготавливаются по со ответствующим образцам (экземплярам подлинных документов). Однако, поскольку никакая абсолютно точная подделка невозможна, в процессе изготовления поддельных документов они приобретают некоторые отличительные признаки (различия с оригиналом), позволяющие распознать подделку. Частичная подделка заключается во внесении отдельных изменений в подлинный документ. Такие изменения вносятся путем: 1) подчистки: 2) химического травления текста: 3) дописки, допечатки, исправления текста; 4) замены частей документа (фотокарточки, листов в многостраничных документах); 5) подделки подписей, оттисков печатей и штампов. Каждый из этих способов имеет свои распознавательные признаки подделки.

 

Понятие письма, почерка и письменной речи.

Письмо есть мысль человека, зафиксированная при помощи графических знаков и правил их сочетания. В нем различаются смысловая и графическая стороны. Понятие смысловой стороны охватывает содержание, стиль и манеру изложения, лексику и другие особенности. К графической стороне относится почерк — система выработанных движений, служащая для изображения букв, слов, цифр, знаков. При исследовании письма обе его стороны — смысловая и графическая — рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.Освоение письма связано с развитием двух взаимообуслов-

ленных навыков: интеллектуального навыка письменной речи и

двигательного навыка — почерка, формирующихся, как правило,

одновременно.Под почерком в криминалистике понимается индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемая с помощью системы движений. Следует отметить, что такие существенные свойства почерка, как индивидуальность и устойчивость, являются предметом изучения только криминалистики.Почерк — отражение на

бумаге системы движений при выполнении письменных знаков. Письменная речь — это содержание документа

и языковые средства его выражения.Под письменной речью понимается отражение в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека:

каким стилем написан текст,

каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего.

 

Свойства почерка, признаки почерка.

Почерк - отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.

В своем научном развитии криминалистическое почерковедение опирается на такие области знаний, как физиология высшей нервной деятельности и анатомия двигательного аппарата, биомеханика и психологическая организация письменно-двигательного навыка. Почерк и письменная речь составляют единое целое, они формируются в процессе обучения письму, психофизиологические основы которого неразделимы.К основным свойствам почерка, благодаря которым возможно его криминалистическое исследование и решение различных задач судебной экспертизы относятся:

1) индивидуальность;

2) динамическая устойчивость;

3) вариационность;

4) избирательная изменчивость.

Признаки почерка как особенности письменно-двигательного навыка характеризуются:

устойчивость - представляет собой относительное постоянство письменно-двигательного навыка конкретного лица, базирующееся на сформировавшемся динамическом стереотипе. Устойчивость почерка криминалистами понимается в его развитии и изменении, поэтому она рассматривается только применительно к конкретным отрезкам, включающим ориентировочное время написания документа;

вариационность - результат реакций организма на изменяющиеся условия написания документа. Они могут быть объективными и субъективными. Объективные это те, которые не зависят от воли и сознания исполнителя документа, например вид пишущего прибора или характер освещения. Субъективные подчиняются воле и сознанию пишущего и могут быть умышленными и неумышленными. Первые проявляются при имитации чужого или маскировке собственного почерка. Неумышленные изменения почерка возникают при написании документа с конкретной целевой установкой. Например, в одном случае исполнитель пишет текст четко, "красиво", в другом бегло, неразборчиво. Такие изменения почерка могут быть следствием написания документа при необычном состоянии организма, например, в результате опьянения, действия некоторых медикаментов или наркотических средств, боли, испуга и т.п. Вариационность почерка не препятствует идентификации исполнителя текста, когда она учитывается как следователем при подборе образцов для сравнительного исследования, так и экспертом в ходе судебно-почерковедческой экспертизы;

индивидуальность - это неповторимая совокупность особенностей системы движений при исполнении письменных знаков конкретным человеком. Индивидуальность начинает проявляться у школьника на четвертом году обучения. Этот процесс продолжается и после школы, он зависит от объема и характера почерковой практики.

 

Основные признаки письменной речи.

Идентификационные признаки письма – это такие признаки как: признаки письменной речи; топографические признаки письма; особые привычки письма; признаки почерка.

Признаки письменной речи:

· стиль (совокупность признаков, определяющих общий вид документа);

· лексика или словарный запас (заключается в богатстве используемых слов и сильно зависит от образования человека, его профессии, привычек, образа жизни и т.п.);

· общий уровень грамотности (наличие или отсутствие ошибок в тексте, их количество позволяет судить об уровне образования человека, а также о том, насколько часто он ему приходится заниматься составлением разнообразных документов);

Криминалистическая классификация признаков письменной речи, используемая в автороведческой экспертизе, состоит в делении их на общие и частные. При разработке этой системы признаков установлены количественные критерии их выделения и корреляционная зависимость. Языковые навыки представляют собой основное умение решать ту или иную задачу языкового общения, поэтому общим признаком языкового навыка принято считать характеристику его структурной зрелости, степень его развития. Различают высокую, среднюю и низкую степени развития грамматических, лексико- фразеологических и стилистических навыков письменной речи; высокую, среднюю, низкую и нулевую степени развития пунктуационных и орфографических навыков. Критерием отнесения названных признаков письменной речи в той или иной степени на качественном уровне служит соответствие их литературным нормам (правильно-неправильно), на количественном уровне (кроме признаков стилистических навыков) используются объективные критерии статистического анализа. Частные признаки языковых навыков отображают различные свойств, особенности структуры этих навыков, проявляющиеся в определенных нарушениях правильности речи, в использовании определенных языковых средств, в устойчивых соотношениях языковых средств, используемых индивидом в типичных ситуациях письменного общения.

 

Судебно-почерковедческая экспертиза. Подготовка материалов для ее проведения.

Судебно-почерковедческая экспертиза — один из самых сложных видов криминалистических исследований. Трудности в ее производстве связаны с тем, что письменно-двигательный навык человека имеет сложноорганизованную психофизиологическую основу, а процесс выполнения рукописи — непосредственного объекта исследования — чаще всего сопровождается воздействием сразу нескольких различных внешних или внутренних сбивающих факторов.

Судебно-почерковедческая экспертиза представляет собой исследование, проводимое экспертом на основе специальных познаний в области судебного почерковедения в соответствии с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством в целях установления фактов (фактических обстоятельств), имеющих доказательственное значение по уголовным и гражданским делам.

 

Успешное решение задач экспертами по почерку возможно только при правильно собранных сравнительных материалах-образцах почерка (подписи) предполагаемого исполнителя. Методикой судебно-почерковедческой экспертизы разработан ряд общих требований, предъявляемых к сравнительному материалу, которые и будут рассмотрены ниже. К ним относятся, прежде всего, надлежащее качество и достаточное количество сравнительных материалов-образцов.

 

Надлежащее качество образцов — это сопоставимость их по времени написания и виду документа, языку, содержанию, материалу письма, способу выполнения и, если возможно, по условиям выполнения.

 

Достаточное количество образцов — это такой их объем, который обеспечил бы возможность полного и всестороннего сопоставления всех признаков, содержащихся в исследуемом тексте, подписи. Единых для всех экспертных ситуаций рекомендаций по количеству представляемых образцов дать невозможно. Однако практикой установлено, что свободных образцов почерка должно быть не менее 5-6, причем различных по характеру (материалы личного дела, заявления, черновые записи, письма и т.д.), свободных образцов подписей — не менее 10 (к ним можно отнести подписи в платежных ведомостях, заявлениях, поручениях на получение пенсии и др.). Экспериментальные образцы почерка отбираются в количестве не менее 12 листов; подписи — не менее 30-40 (на отдельных листах по 5-6 подписей на каждом).

 

Исследуемые рукописи могут быть очень краткими и написанными в необычных условиях, в связи, с чем в них могут проявиться признаки, редко встречающиеся в почерке. В таких случаях представление большого количества разнообразных по целевому назначению и условиям выполнения рукописей — образцов почерка предполагаемого исполнителя даст возможность установить различные варианты признаков почерка, определить частоту встречаемости, устойчивости и пределы их вариационности, провести полное и глубокое сравнительное исследование и дать правильную оценку его результатов.Все задачи судебно-почерковедческой экспертизы подразделяются на три условно самостоятельные группы: идентификационные, диагностические и ситуационные. Идентификационные исследования направлены на установление (либо отрицание) конкретного исполнителя рукописи (подписи). Особенностью диагностических исследований является их ориентация на установление максимума сведений о личности писавшего (общефизических свойств, субъективных качеств, социально-демографических данных, психофизиологических и патологических состояний, навыков). Ситуационные исследования направлены на определение объективной обстановки и условий выполнения рукописи (позы, непривычной установки исполнителя на письмо, умышленного изменения им своего почерка).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.007 с.)