Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия формирования письма и анализ его содержания

Поиск

 

Письмо - один из способов фиксации речи. В отличие от устной речи и других способов фиксации, его определяющими особенностями являются закрепление на бумаге или другом материале и передача информации, содержание речи посредством символов, знаков, букв. В письме выделяются две стороны: смысловая (письменная речь) и техническая или графическая (графика исполнения - почерк).

Письменная речь - это содержание документа (понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается. Почерк - система движений при выполнении письменных знаков.

При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, то есть как смысловая, так и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, по почерку - его исполнитель.

Возможность установления автора и исполнителя рукописного документа основывается на индивидуальности и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических навыков каждого из пишущих. Формирование и развитие этих навыков, и проявление их вовне протекает согласно психофизиологическому учению академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека.

Навыки письма формируются под влиянием языковой среды, обучения, работы, в том числе и письменной практики, особенностей физических и психических черт личности. В процессе овладения навыками письма от пишущего требуются сознательные, целенаправленные усилия в выборе лексических средств, в соблюдении грамматических и стилистических норм, правил правописания письменных знаков. В дальнейшем в результате длительной тренировки навыка письмо становится автоматизированным, внимание пишущего в основном сосредотачивается на содержании документа, а не на языковых и графических средствах его выражения.

Автоматизированность навыков письма, его связь с высшей нервной деятельностью и мышлением человека лежат в основе индивидуальности и устойчивости письма во времени. Каждому человеку присущи особые, характерные только для него навыки письма. Индивидуальность письма проявляется в совокупности отображений степени грамотности, характер устойчивых грамматических ошибок, специфики словарного запаса (используемой лексики), манеры изложения мыслей на бумаге, особенностей начертания письменных знаков. Индивидуальность приобретается человеком в процессе обучения и практической деятельности. Навыки определяются неповторимостью комплекса физиологической, психической и анатомической структуры личности.

Навыки письма, будучи сформированными, становятся, «костяными», трудно изменяемыми, закрепляются в высшей нервной системе в виде своеобразного динамического стереотипа настолько прочно, что человек не может свободно изменить их по первому желанию. Вместе с тем стоит допустить наступление некоторых частичных изменений в навыках, действиях, объясняя их возможностью перехода из обычного динамического стереотипа на новый как реакцию на изменения окружающей среды. Однако, будучи менее устойчивыми в физиологическом отношении, новые нервные связи при возвращении к первоначальным внешним условиям уступают место старым, более прочным связям.

На устойчивость проявления навыков письма в значительной степени влияет степень фиксации (автоматизации) стереотипа в высшей нервной системе. Чем выше эта степень фиксации, тем труднее проходит перестройка навыка, и наоборот, чем слабее стереотип (или он еще окончательно не сложился), тем легче изменяются закрепленные им навыки действия.

Автоматизированность письма оказывается до тех пор, пока она выполняется в "нормальных" условиях, в которых формировался стереотип. Резкое однократное изменение условий (целевого назначения письма, физических или психических перегрузок, преднамеренного искажения письменной речи или почерка) приведет к прекращению или значительному ослаблению автоматизированности исполнения письма, к выполнению его под усиленным контролем сознания. Однако из-за кратковременности новых условий сформированная ранее манера письма не разрушается и нервные связи лишь временно угнетаются. При возвращении к первоначальным условиям (письму без искусственного искажения) автоматизация навыков полностью восстанавливается.

Научные положения о наслоения новых нервных связей на старые, длительное хранение и возможности регенерации последних имеют практическое значение в криминалистической экспертизе письма. Явление сохранения старого стереотипа проявляется даже при попытках умышленного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом не использовался, собственные навыки, закрепленные стереотипом, сохраняются, а некоторые из них отображаются в искаженном письме.

Индивидуальность письма, постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяет использовать их в криминалистических целях - в целях идентификации личности автора и исполнителя документа.

Ключевым понятием графической и криминалистической лингвистики является письмо, которое находит свое отражение в печатной и рукописной формах языка. Письмо - это искусственно созданная система графических знаков, с помощью которой фиксируют и передают речевую информацию.

И.Г. Евтушенко утверждает, что письмо - это вид знаковой деятельности, основанный на использовании алфавита для порождения письменных высказываний.

И.Е. Гельб считает, что письмо - это система взаимной коммуникации людей посредством видимых знаков, которые используют условно[1].

В основном такие определения используется в графической лингвистике. В современном обществе письмо значительно расширило свой графический инвентарь и функции, и вышло за пределы предложенного выше рассмотрения, поэтому требует объемного толкования и анализа. По нашему мнению, письмо - это система графических элементов, которые используют преимущественно в коммуникативном акте с целью достижения взаимопонимания между членами определенного социума и связи, правильная комбинация этих средств способствует эффективности общения. Выбор графических единиц зависит от канала связи и цели, которую преследует продуцент, формируя определенное сообщение. Под знаками мы понимаем как вербальные, так и невербальные единицы.

В криминалистике - понятие "письменный язык" носит несколько отличное толкование по сравнению с универсальными определениями, что обусловлено спецификой его использования. Так, О.А. Попова считает, что письменная речь - это выражение мыслей человека с помощью различных языковых средств (синтаксиса, орфографии, лексики, пунктуации, стилистики)[2].

В. Ясельская склоняется к мнению, что письмо - это средство фиксации и передачи мысли с помощью письменных знаков, букв, графических символов. Такое толкование является несколько шире предыдущего и, на наш взгляд, уже охватывает и невербальные элементы, которые активно распространяются в системе языка.

Письменной форме языка уделяли внимание многие языковеды, однако особая популярность этих исследований приходится на конец первой и начало второй половины XX века. Так, М. Свиридов выделяет такие виды письма: пиктографическое, идеографическое и фонетическое. Фонетический вид письма М. Свиридов делит на слоговый и буквенно-звуковой, или алфавитный вид.

Как видим, единого подхода среди исследователей в этом вопросе нет. Относительно систем письма, считаем, что их существует две – идеографическая и фонетическая. Поднимая вопрос об использовании таких знаков, которые мы называем невербальными, стоит заметить, что пиктография и идеография как виды письма относятся к первобытным систем. Интересна позиция Н. Володиной, которая отрицает принадлежность арабских цифр в идеограммам, в то время как большинство исследователей единодушны в этом вопросе. В противоположность этому, она выделяет графическую систему. По ее мнению, пазиграфия - это универсальное символическое письмо; выражения мнения знаками, которые понятны многим народам (например, музыкальные ноты, арабские цифры).

Криминалистическое исследование письма - это отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности письма, процесс его исследования, возможность идентификации по почерку, и решает другие задачи почерковедческой экспертизы.

Судебно-почерковедческая и лингвистическая экспертизы, кроме установления авторства, способствует определению возраста, пола, психического состояния исполнителя рукописи. Такая экспертиза также помогает выявить, употребляет ли лицо устаревшие языковые единицы, те или иные идиомы, профессионализмы, колоквиализмы, и сделать общие выводы относительно уровня владения языком, в частности умение применять правила грамматики и правильные лексические соответствия на практике.

Считаем целесообразным отметить, что нынешние образцы почерка, а тем более печатные тексты, осложнены аббревиатурами, акронимами, усечениями, а это, в свою очередь, значительно затрудняет работу лингвиста-криминалиста и требует высокого уровня профессионализма.

Часто лингвистическую экспертизу проводят на базе рукописных документов, реже - печатных. Иными словами, при экспертизе определяющую роль играет письмо и почерк.

По определению П. Бондаренко, почерк - это манера написания, выраженная в системе движений, которые фиксируют в рукописи. Также ученый рассматривает почерк как зафиксированную в рукописи систему привычных движений человека, в основе формирования которой лежит приобретенный письменно-двигательный навык.

Исследованием и изучением почерков занимается графология, правда ученые-графологи акцентируют внимание на определении сути характера человека по образцу почерка. Если говорить о почерковедении, которое состоит из физиографологии и психографологии, то в криминалистической лингвистике оно помогает решить широкий круг задач, о которых говорилось выше.

Стоит заметить, что судебно-лингвистическая экспертиза пользуется также разработками психолингвистики, нейролингвистики и других языковедческих маргинальных дисциплин, занимающихся разными отклонениями в речевой деятельности индивида. Так, например, вследствие повреждения головного мозга у человека возникают трудности с написанием букв, слов, нарушена их форма, наклон, размер, некоторые слова оставляют недописанным или написаны только отдельные элементы букв, и, как результат, меняется структура сообщения в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.118 (0.01 с.)