Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия формирования письма и анализ его содержанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Письмо - один из способов фиксации речи. В отличие от устной речи и других способов фиксации, его определяющими особенностями являются закрепление на бумаге или другом материале и передача информации, содержание речи посредством символов, знаков, букв. В письме выделяются две стороны: смысловая (письменная речь) и техническая или графическая (графика исполнения - почерк). Письменная речь - это содержание документа (понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается. Почерк - система движений при выполнении письменных знаков. При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, то есть как смысловая, так и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, по почерку - его исполнитель. Возможность установления автора и исполнителя рукописного документа основывается на индивидуальности и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических навыков каждого из пишущих. Формирование и развитие этих навыков, и проявление их вовне протекает согласно психофизиологическому учению академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека. Навыки письма формируются под влиянием языковой среды, обучения, работы, в том числе и письменной практики, особенностей физических и психических черт личности. В процессе овладения навыками письма от пишущего требуются сознательные, целенаправленные усилия в выборе лексических средств, в соблюдении грамматических и стилистических норм, правил правописания письменных знаков. В дальнейшем в результате длительной тренировки навыка письмо становится автоматизированным, внимание пишущего в основном сосредотачивается на содержании документа, а не на языковых и графических средствах его выражения. Автоматизированность навыков письма, его связь с высшей нервной деятельностью и мышлением человека лежат в основе индивидуальности и устойчивости письма во времени. Каждому человеку присущи особые, характерные только для него навыки письма. Индивидуальность письма проявляется в совокупности отображений степени грамотности, характер устойчивых грамматических ошибок, специфики словарного запаса (используемой лексики), манеры изложения мыслей на бумаге, особенностей начертания письменных знаков. Индивидуальность приобретается человеком в процессе обучения и практической деятельности. Навыки определяются неповторимостью комплекса физиологической, психической и анатомической структуры личности. Навыки письма, будучи сформированными, становятся, «костяными», трудно изменяемыми, закрепляются в высшей нервной системе в виде своеобразного динамического стереотипа настолько прочно, что человек не может свободно изменить их по первому желанию. Вместе с тем стоит допустить наступление некоторых частичных изменений в навыках, действиях, объясняя их возможностью перехода из обычного динамического стереотипа на новый как реакцию на изменения окружающей среды. Однако, будучи менее устойчивыми в физиологическом отношении, новые нервные связи при возвращении к первоначальным внешним условиям уступают место старым, более прочным связям. На устойчивость проявления навыков письма в значительной степени влияет степень фиксации (автоматизации) стереотипа в высшей нервной системе. Чем выше эта степень фиксации, тем труднее проходит перестройка навыка, и наоборот, чем слабее стереотип (или он еще окончательно не сложился), тем легче изменяются закрепленные им навыки действия. Автоматизированность письма оказывается до тех пор, пока она выполняется в "нормальных" условиях, в которых формировался стереотип. Резкое однократное изменение условий (целевого назначения письма, физических или психических перегрузок, преднамеренного искажения письменной речи или почерка) приведет к прекращению или значительному ослаблению автоматизированности исполнения письма, к выполнению его под усиленным контролем сознания. Однако из-за кратковременности новых условий сформированная ранее манера письма не разрушается и нервные связи лишь временно угнетаются. При возвращении к первоначальным условиям (письму без искусственного искажения) автоматизация навыков полностью восстанавливается. Научные положения о наслоения новых нервных связей на старые, длительное хранение и возможности регенерации последних имеют практическое значение в криминалистической экспертизе письма. Явление сохранения старого стереотипа проявляется даже при попытках умышленного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом не использовался, собственные навыки, закрепленные стереотипом, сохраняются, а некоторые из них отображаются в искаженном письме. Индивидуальность письма, постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяет использовать их в криминалистических целях - в целях идентификации личности автора и исполнителя документа. Ключевым понятием графической и криминалистической лингвистики является письмо, которое находит свое отражение в печатной и рукописной формах языка. Письмо - это искусственно созданная система графических знаков, с помощью которой фиксируют и передают речевую информацию. И.Г. Евтушенко утверждает, что письмо - это вид знаковой деятельности, основанный на использовании алфавита для порождения письменных высказываний. И.Е. Гельб считает, что письмо - это система взаимной коммуникации людей посредством видимых знаков, которые используют условно[1]. В основном такие определения используется в графической лингвистике. В современном обществе письмо значительно расширило свой графический инвентарь и функции, и вышло за пределы предложенного выше рассмотрения, поэтому требует объемного толкования и анализа. По нашему мнению, письмо - это система графических элементов, которые используют преимущественно в коммуникативном акте с целью достижения взаимопонимания между членами определенного социума и связи, правильная комбинация этих средств способствует эффективности общения. Выбор графических единиц зависит от канала связи и цели, которую преследует продуцент, формируя определенное сообщение. Под знаками мы понимаем как вербальные, так и невербальные единицы. В криминалистике - понятие "письменный язык" носит несколько отличное толкование по сравнению с универсальными определениями, что обусловлено спецификой его использования. Так, О.А. Попова считает, что письменная речь - это выражение мыслей человека с помощью различных языковых средств (синтаксиса, орфографии, лексики, пунктуации, стилистики)[2]. В. Ясельская склоняется к мнению, что письмо - это средство фиксации и передачи мысли с помощью письменных знаков, букв, графических символов. Такое толкование является несколько шире предыдущего и, на наш взгляд, уже охватывает и невербальные элементы, которые активно распространяются в системе языка. Письменной форме языка уделяли внимание многие языковеды, однако особая популярность этих исследований приходится на конец первой и начало второй половины XX века. Так, М. Свиридов выделяет такие виды письма: пиктографическое, идеографическое и фонетическое. Фонетический вид письма М. Свиридов делит на слоговый и буквенно-звуковой, или алфавитный вид. Как видим, единого подхода среди исследователей в этом вопросе нет. Относительно систем письма, считаем, что их существует две – идеографическая и фонетическая. Поднимая вопрос об использовании таких знаков, которые мы называем невербальными, стоит заметить, что пиктография и идеография как виды письма относятся к первобытным систем. Интересна позиция Н. Володиной, которая отрицает принадлежность арабских цифр в идеограммам, в то время как большинство исследователей единодушны в этом вопросе. В противоположность этому, она выделяет графическую систему. По ее мнению, пазиграфия - это универсальное символическое письмо; выражения мнения знаками, которые понятны многим народам (например, музыкальные ноты, арабские цифры). Криминалистическое исследование письма - это отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности письма, процесс его исследования, возможность идентификации по почерку, и решает другие задачи почерковедческой экспертизы. Судебно-почерковедческая и лингвистическая экспертизы, кроме установления авторства, способствует определению возраста, пола, психического состояния исполнителя рукописи. Такая экспертиза также помогает выявить, употребляет ли лицо устаревшие языковые единицы, те или иные идиомы, профессионализмы, колоквиализмы, и сделать общие выводы относительно уровня владения языком, в частности умение применять правила грамматики и правильные лексические соответствия на практике. Считаем целесообразным отметить, что нынешние образцы почерка, а тем более печатные тексты, осложнены аббревиатурами, акронимами, усечениями, а это, в свою очередь, значительно затрудняет работу лингвиста-криминалиста и требует высокого уровня профессионализма. Часто лингвистическую экспертизу проводят на базе рукописных документов, реже - печатных. Иными словами, при экспертизе определяющую роль играет письмо и почерк. По определению П. Бондаренко, почерк - это манера написания, выраженная в системе движений, которые фиксируют в рукописи. Также ученый рассматривает почерк как зафиксированную в рукописи систему привычных движений человека, в основе формирования которой лежит приобретенный письменно-двигательный навык. Исследованием и изучением почерков занимается графология, правда ученые-графологи акцентируют внимание на определении сути характера человека по образцу почерка. Если говорить о почерковедении, которое состоит из физиографологии и психографологии, то в криминалистической лингвистике оно помогает решить широкий круг задач, о которых говорилось выше. Стоит заметить, что судебно-лингвистическая экспертиза пользуется также разработками психолингвистики, нейролингвистики и других языковедческих маргинальных дисциплин, занимающихся разными отклонениями в речевой деятельности индивида. Так, например, вследствие повреждения головного мозга у человека возникают трудности с написанием букв, слов, нарушена их форма, наклон, размер, некоторые слова оставляют недописанным или написаны только отдельные элементы букв, и, как результат, меняется структура сообщения в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.118 (0.01 с.) |