Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В.45.Особенности организации и содержания работы логопеда в условиях системы здравоохранения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы совершенствования логопедической помощи населению, повышения качества и эффективности лечения лиц, страдающих расстройствами речи, успешно решаются в системе Минздрава страны. На основании приказа Минздрава № 465 от 8 апреля 1985 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи» определены направления развития специализированной помощи: расширение сети логопедических кабинетов, отделений восстановительного лечения в детских поликлиниках, психоневрологических диспансерах. В них оказывается помощь лицам разного возраста с функциональными и органическими речевыми расстройствами. В приказе Минздрава № 1096 от 19 августа 1985г. определены расчетные нормы обслуживания для логопедов: • при индивидуальной работе с лицами, имеющими тяжелые расстройства речи (афазия, дизартрия, заикание и др.), —1—5 посещения в час, при проведении групповых логопедических занятий — 8—10 посещений в час; • при индивидуальной работе с лицами, страдающими дислалией, — 4 посещения в час, при проведении групповых логопедических занятий -- 10—12 посещений в час; • 1 ставка логопеда на 100 тыс. взрослого населения, 1 ставка — на 20 тыс. детского и подросткового населения. Успешно функционирует Федеральный центр патологии речи и нейрореабилитации (Москва). Его основной задачей являются организационная и методическая помощь органам и учреждениям здравоохранения по организации работы логопедических кабинетов поликлиник, психоневрологических диспансеров, специализированных отделений больниц для лечения больных с патологией речи. Сотрудники центра изучают распространенность патологии речи среди населения, потребность в логопедической помощи; разрабатывают предложения по организации, развитию и улучшению логопедической помощи детскому и взрослому населению; изучают предложения по оборудованию логопедических кабинетов, стационаров; разрабатывают инструктивно-методические материалы изучают, обобщают и распространяют передовой опыт работы логопедических кабинетов и отделений больниц для лечения больных с нарушениями речи. Логопедический кабинет детской поликлиники. Основным звеном логопедической помощи в системе здравоохранения является логопедический кабинет детской поликлиники. Работа логопеда поликлиники строится согласно «Положению о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором определены направления его работы: 1. Педагогическая работа по исправлению дефектов речи проводится на систематических и консультативных занятиях. 2. Диспансеризация организованных и неорганизованных детей. 3. Участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования. Оформление на каждого ребенка логопедической характеристики. 4. Проведение логопедической санитарно-просветительной работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных дидактических пособий. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ. Первичный прием логопедом. Первичный прием детей проводится в специально отведенное время по предварительной записи. К логопеду детей направляют педиатры, невропатологи, психоневрологи, психиатры, а также непосредственно обращаются сами родители. После подробного ознакомления с анамнезом ребенка и его речью, данными врачебного обследования логопед устанавливает речевой диагноз и принимает решение о необходимости индивидуальных или групповых занятий в условиях поликлиники или психоневрологического диспансера. Если ребенок не нуждается в специальных логопедических занятиях, необходимо проконсультировать родителей, как работать с ребенком дома. В случае отсутствия места в группе ребенка следует записать на очередь для последующего вызова на занятия. Все дети, обратившиеся в текущем году за логопедической помощью, должны быть зарегистрированы в журнале первичного приема. На детей, приступающих к систематическим или консультативным занятиям, логопед заводит логопедические карты, в которых подробно записывает анамнез ребенка, состояние его речи, речевой диагноз, намеченный план занятий и динамику продвижения. Кроме того, логопед имеет журнал посещаемости логопедических занятий (групповых и консультативных). Журнал делится на две части: в первой фиксируются регулярные занятия, а в другой - консультативные Обе части журнала содержат следующую информацию: фамилия, имя, возраст ребенка, диагноз, даты и количество занятий, результативность. Как указывалось выше, логопеды детских поликлиник оказывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии. При оказании помощи следует учитывать: 1) нервно-психическое, соматическое состояние детей и их возрастные особенности (негативизм, возбудимость, быструю утомляемость, трудность в переключаемости внимания); 2) разнообразие речевой патологии в детском возрасте как органического, так и функционального характера; 3)необходимость присутствия родителей на логопедических занятиях для дублирования работы в домашних условиях. Специализированные ясли для детей с нарушением речи. Специализированные ясли для детей с нарушением речи являются самостоятельным учреждением здравоохранения и имеют своей целью воспитание детей и проведение мероприятий, направленных на правильное развитие речи или исправление ее дефектов. Ясли находятся в ведении местных органов здравоохранения, которые руководят их работой и осуществляют контроль за правильной организацией обслуживания в них детей. Отбор в ясли для детей с нарушениями речи проводится специальной комиссией в составе педиатра, психиатра (невропатолога, психоневролога) и логопеда. Дети направляются на отборочную комиссию со следующей документацией: выписка из истории развития болезни, заключение психоневролога и логопеда поликлиники, справка с места жительства, справка с места работы родителей о размере заработной платы. Прием в специализированные ясли осуществляется: а) для детей с задержкой речевого развития в течение всего года по мере освобождения мест; б) для заикающихся — один раз в 6 месяцев, в особых случаях срок пребывания ребенка в группе для заикающихся может быть продлен до одного года. В специализированные ясли принимают детей с заиканием и задержкой речевого развития на органическом фоне. Противопоказаниями к приему являются: выраженная умственная отсталость (олигофрения, умственная отсталость, связанная с прогредиентным психическим заболеванием), судорожные припадки, грубые нарушения двигательных функций. Работа специализированных яслей строится по типу учреждений с круглосуточным пребыванием детей. В специализированных яслях находятся дети до 4 лет (принимаются в возрасте до 3 лет). Группы комплектуются по речевому дефекту (заикание, задержка речевого развития). Выписка из специализированных яслей производится домой, в специальный детский сад или детский сад общего профиля (по показаниям).Специализированный дом ребенка. Основной задачей логопеда в Доме ребенка является профилактика отклонения в речевом развитии (начиная с доречевого периода — от 3 месяцев и до 1 года), своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах. Логопед принимает активное участие в медико-психолого-педагогических комиссиях, обследует всех детей по видам речевой и неречевой деятельности, описывает уровень развития каждого ребенка, составляет план мероприятий, обеспечивающий своевременное развитие речи или ее исправление, По каждой подгруппе детей и индивидуально. Он ежедневно занимается с детьми всех возрастных групп (начиная с 3-месячного возраста) по подгруппам и индивидуально (в соответствии с методическими установками по обучению детей раннего возраста), оценивает эффективность обучения. РАБОТА ЛОГОПЕДА В ДОМЕ РЕБЕНКА. Должность логопеда в Доме ребенка устанавливается из расчета 1 ставка на 12 детей в возрасте от полутора лет с нарушениями речи (немота при сохранном слухе, нарушения речи в связи с органическими поражениями ЦНС и патологией челюстно-лицевой области, дизартрия, алалия, заикание, общее надоразвитие речи). Логопеду необходимо иметь для занятий отдельное, светлое, изолированное помещение площадью 20 кв. м, расположенное в тихом, удобном месте и оборудованное согласно требованиям. Дидактический материал располагается по следующим разделам: 1) звуковая культура речи (игры на развитие слухового и зрительного внимания, речевого дыхания, игры на звукоподражание, силу голоса, воспитание темпа и ритма речи); 2) развитие общей и мелкой моторики; 3) развитие импрессивной и экспрессивной речи (игры на формирование назначения предметов, на обобщающие понятия, пособия по формированию грамматического строя); 4) сенсорное воспитание (пособия на развитие представлений о цвете, количестве, величине, форме, ориентировке во времени и пространстве). Логопедом Дома ребенка ведется следующая документация: перспективный план работы на год; журналы приема вновь поступающих детей, учета занятий логопеда с детьми, методической работы логопеда с персоналом, речевых занятий сестер с детьми; информация о работе за год; запись в истории развития ребенка; учет динамики речевого развития детей (ежемесячно); выписка-характеристика. Детский психоневрологический санаторий — лечебно-оздоровительное учреждение санаторного типа. Детский психоневрологический санаторий находится в районном, городском, республиканском подчинении. Общее руководство осуществляется Министерством здравоохранения, областными и городскими отделами здравоохранения. Дети 4—7 лет принимаются в дошкольный психоневрологический санаторий; дети от 7 до 13 лет — в школьный психоневрологический санаторий. Отбор детей в детский психоневрологический санаторий осуществляется в соответствии с «Показаниями и противопоказаниями для лечения детей в местных санаториях и на курортах». Показания для направления детей в психоневрологический санаторий: • неврозы и невротические формы реактивных состояний; астенические, церебростенические, неврозоподобные состояния как следствие раннего органического поражения центральной нервной системы; травмы черепа, нейроинфекции, соматические заболевания; • неврозоподобные формы психических заболеваний в стадии неполной компенсации; • начальное проявление психогенных патологических формирований личности и патологических черт характера без выраженных расстройств поведения и социальной адаптации; • общее недоразвитие речи всех уровней с сопутствующими нарушениями чтения и письма; дислексия, дисграфия, дизартрия, дислалия, ринолалия; задержка речевого развития; заикание (с сопутствующими нарушениями звукопроизношения, чтения и письма), мутизм. Срок пребывания в санатории — 3 месяца. Возможно повторное лечение через 6 месяцев. Комплектование осуществляется по возрастному принципу. Задача санатория — проведение лечебно-оздоровительных и логопедических мероприятий с целью коррекции речевых нарушений и отклонений в психическом развитии детей. С детьми школьного возраста осуществляется обучение по общеобразовательным предметам соответственно классу. Основные разделы лечебно-оздоровительной работы: • лечебно-охранительный и лечебно-тренирующий режим с учетом возраста и состояния детей; • рациональное питание; • психотерапия; • физиотерапия и лечебная физкультура; • медикаментозная терапия; • логопедические коррекционные занятия; • ритмика; • трудотерапия. Работа планируется ответственными за каждый раздел работы (педагогом, врачами, логопедом) и координируется главным врачом. Используются современные лечебные и логопедические методы (рациональная психотерапия, гипнотерапия и пр.). Имеется тесная связь со школами близлежащего района, ведущими в городе, области, республике медицинскими учреждениями. Непосредственное руководство детского психоневрологического санатория осуществляет главный врач (психоневролог или педиатр). ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СТАЦИОНАРНОМ ОТДЕЛЕНИИ. Логопедическая помощь оказывается также и в условиях детского специализированного санатория, в стационарах. Существует определенная взаимопреемственность в работе всех служб: поликлиника - стационар - санаторий. Дети находятся в санатории 3 месяца. Работа логопеда детского специализированного санатория строится следующим образом. Логопедические занятия проводятся группами и индивидуально. Всю работу логопед проводит в тесном контакте с закрепленным за группой врачом, узкими врачами-специалистами, психологом, воспитателями группы. Ведется следующая документация: записи в истории болезни, речевая карта, ежедневные планы работы, тетрадь связи с воспитателем. По мере необходимости осуществляется семейная психотерапия. Систематически логопед проводит санитарно-просветительную работу среди сотрудников санатория и родителей (беседы, родительские собрания). Логопедическая помощь взрослому населению. За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными речевыми расстройствами. Особое внимание уделяется проблемам восстановления речи у больных, перенесших тяжелый инсульт, операции на головном мозге и т. д. Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа: 1. Стационарного (неврологические отделения при больницах). 2. Полустационарного (кабинеты трудотерапии). 3. Амбулаторного (методические кабинеты при районных поликлиниках города). Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4—6 человек за рабочий день. Один раз в неделю логопед поликлиники посещает больных на дому. Курс восстановительного обучения в условиях поликлинического кабинета охватывает одновременно от 10 до 17 человек. Количество занятий в неделю с каждым больным планируется от 1 до 5 раз и обусловлено состоянием пациента. Курс восстановления речи длится в среднем 3 месяца. При наличии соответствующих показаний больному курс обучения можно повторить. Постоянно осуществляется контроль и наблюдение врача-невропатолога, проводятся систематические фронтальные и индивидуальные логопедические занятия. Одновременно назначается комплекс лечебной физкультуры, массаж и физиотерапия. Открытие полустационаров с широким использованием трудовой терапии для больных с афазией позволяет успешнее решать вопросы социальной адаптации и психотерапевтического воздействия. Оказание логопедической помощи в условиях неврологического отделения больным с выраженными нарушениями речи (афазия, дизартрия, заикание и т. д.) осуществляется поэтапно. Раннее коррекционное воздействие повышает эффективность работы и имеет большое профилактическое значение. Сроки нахождения больных в неврологическом стационаре 1—3 месяца. Больным с тяжелой формой заболевания рекомендуются повторные стационирования с интервалом 6—12 месяцев. Общий объем логопедической работы включает 1—2 года и более. Комплексное обследование (логопед, нейропсихолог и т. д.) и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные возможности. С больными, страдающими афазией, проводятся подгруп-повые, индивидуальные занятия: их частота, характер и содержание зависят от индивидуальных возможностей больного и степени речевого расстройства. Продолжительность логопедического занятия в первые недели — 10—15 минут (1—2 раза в день). Несколько позже длительность занятий возрастает до 45 минут ежедневно, для подгрупповых занятий срок удлиняется до 1 часа. В речевой карте больного 2 Раза в месяц фиксируется динамика логопедической работы (текущий эпикриз). Наряду с утренними занятиями рекомендуется проводить и вечерние в форме домашнего задания. Эффективность логопедической работы во многом определяется контактом логопеда с врачом и родственниками больного. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА ДЛЯ БОЛЬНЫХ С АФАЗИЯМИ, ДИЗАРТРИЯМИ И ЛОГОНЕВРОЗАМИ. Дневной стационар для больных с дизартрией и афазией. 1. Дневной стационар на 25-30 мест является структурным подразделением учреждения здравоохранения и предназначен для специализированной помощи лицам с нарушениями речи и других высших психических функций. 2. Предназначен для лечения больных, которым по их состоянию не противопоказано самостоятельное передвижение по городу, но требуются меры нейрореабилитации, по объему и интенсивности приближенные к условиям стационара. 3. Режим посещений и продолжительность курса лечения назначаются врачом соответственно соматическому состоянию пациента (от 2 до 6 раз в неделю). Курс лечения до 90 дней. 4. Организуется в составе Центра патологии речи и нейрореабилитации, в территориальных поликлиниках и других лечебно-профилактических учреждениях. 5. Основные задачи: - комплексное восстановительное лечение больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазией, дизартрией, нарушением письма, чтения, счета, праксиса и гнозиса) вследствие сосудистых, травматических, нейроинфекционных заболеваний центральной нервной системы, а также оперативных вмешательств на головном мозге; - уточнение диагноза и решение экспертных вопросов в случаях, требующих длительного наблюдения пациентов врачами, дефектологами и психологами; - трудовая и бытовая реабилитация пациентов, оказание им социально-правовой помощи. 6.Комплексное лечение и нейрореабилитация пациентов осуществляется с использованием: медикаментозного лечения, ежедневной логотерапии (индивидуальные и групповые занятия), нейропсихологической диагностики, лечебной физкультуры, массажа и других методов реабилитации. Дневной стационар для больных с логоневрозами. 1. Предназначен для комплексного лечения и реабилитации больных с логоневрозом (заикание и др.). 2. Рассчитан на одновременное пребывание в течение дня 20-30 пациентов. Курс лечения составляет 90 дней, из них: 45 дней в дневном стационаре, где занятость больных в лечебном процессе 6-7 часов ежедневно, и 45 дней в амбулаторных группах, которые функционируют в свободное от работы и учебы вечернее время 3 раза в неделю. Организуется в Центре патологии речи и нейрореабилитации, территориальных поликлиниках и других лечебно-профилактических учреждениях. 3. При дневном стационаре создаются также группы поддерживающей терапии для больных, прошедших полный курс лечения, где осуществляется закрепление навыков, полученных в дневном стационаре и амбулаторной группе. Группы работают в вечернее время с посещением занятий 3 раза в неделю. 4. Пациенты формируются в группы, состав которых в течение курса лечения не меняется (закрытые группы). 5. Основные задачи: - проведение комплексных медико-психоло-педагогических, психотерапевтических мероприятий; - восстановление речевой и коммуникативной функции и психологической адаптации пациентов. 6. Лечебные мероприятия включают медикаментозную терапию, индивидуальные и групповые занятия с логопедами, психологами; психотерапию, рефлексотерапию, физиотерапию и др. Основой взаимодействия специалистов является комплексная диагностика, согласование лечебных и восстановительно-коррекционных программ, основанных на общей методологии оказания больному помощи в рамках каждого из направлений лечения, коррекции и реабилитации. Это происходит в виде регулярных рабочих обсуждений больных, обходов, клинических конференций, консилиумов и др. В системе образования согласование форм коррекции детей, нуждающихся в специализированной помощи, осуществляется на совместных разборах и конференциях, организуемых детскими дошкольными, школьными учреждениями и поликлиниками, а также другими медицинскими учреждениями Особая роль в этой работе принадлежит главным логопедам органов управления здравоохранением и Центрам патологии речи и нейрореабилитации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.253.84 (0.012 с.) |