Задачи педагогической работы по развитию речи умствешю отсталых дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи педагогической работы по развитию речи умствешю отсталых дошкольников



ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УМСТВЕШЮ ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Определяя значение специальной работы по развитию речи умственно отсталых дошкольников, нужно исходить из неразрывной связи мышления и речи в психической деятельности человека. Речь совершенно обоснованно считается одним из показателей умственного развития ребенка. При умственной отсталости в общей структуре дефекта всегда наблюдается как вторичное отклонение и недоразвитие речи. Поэтому развитие речи является одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми дошкольниками. Можно построить следующую иерархию задач работы по развитию речи.

Главная (конечная) цель работы - это формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими родным языком и формирование речевой готовности к школьному обучению.

Основные задачи определяются, во-первых, конечной целью работы по развитию речи. Во-вторых, закономерностями формирования родной речи и, в-третьих, своеобразием речевого развития детей олигофренов, обусловленных их дефектом. Таким образом, основными задачами работы по развитию речи являются:

1. Формирование у умственно отсталых дошкольников предпосылок речевого развития (поскольку к началу дошкольного возраста у большинства умственно отсталых детей они не сформированы).

2. Развитие основных речевых функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.

Для того, чтобы речь выполняла присущие ей функции, необходимо полноценное усвоение ребенком всех компонентов языковой системы, всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетико-фонематической. Нужно, чтобы ребенок овладел связной речью (диалогической и монологической), был готов к овладению грамотой. Поэтому в более частные задачи работы по развитию речи входит:

o развитие связной речи;

o развитие словаря;

o формирование грамматического строя речи;

o развитие фонетико-фонематической стороны речи;

o подготовка к овладению грамотой (формирование элементарных навыков звукового анализа);

o ознакомление с детской художественной литературой.

Выделяются еще более частные, специальные задачи работы, имеющие выраженное коррекционное содержание и направленные на преодоление специфических недостатков речевого развития детей-олигофренов. К ним относятся, например, развитие смысловой стороны речи: развитие понимания речи, преодоления предметной неотнесенности слова, ситуативности речи, формирование родовых обобщений, преодоление бедности словаря, формирование фразовой речи, развитие инициативной речи и др.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЬК УЧРЕЖДЕНИЯХ

В специальных дошкольных учреждениях вся работа по развитию речи построена с учетом того, что становление речи протекает по тем же законам, что и в норме. Формирование речи идет в тесной связи с деятельностью детей, на основе расширения их представлений об окружающем и в процессе общения со взрослыми. Поэтому работа по развитию речи осуществляется в двух основных формах:

1. На специальных занятиях.

2. В повседневной жизни и деятельности.

Свободное общение происходит в быту, в процессе игр, в процессе элементарной трудовой и продуктивной деятельности, во время праздников и развлечений, во время других неречевых занятий.

Во все эти моменты создаются естественные условия для развития речи, обогащается их речевая практика. Однако надо иметь в виду, что на неречевых занятиях нецелесообразно отвлекать детей от их основной деятельности, требуя постоянного речевого сопровождения. Например, на занятиях по обучению игре взрослые должны руководить игрой и помогать детям в попытках речевой деятельности. Они должны подсказывать нужное слово, чтобы игра не прерывалась, однако не подменять одно занятие другим. Во время всех занятий необходимо приучать детей слушать обращенную к ним речь; учить выполнять инструкции, данные в словесной форме; рассказывать о своих действиях.

Ребенок должен усваивать родной язык путем подражания речи окружающих, это в свою очередь выдвигает особые требования к речи взрослых:

· речь взрослых должна быть абсолютно грамотной и литературной, чистой в фонетическом отношении;

· тон и стиль речи взрослого должен быть доброжелательным и спокойным;

· речь должна быть эмоционально насыщенной;

· содержание речи взрослого должно соответствовать возрасту, развитию и интересам детей, опираться на их опыт;

· речь должна быть конкретной и четкой, не допускающей двоякого толкования.

На специальных занятиях по развитию речи происходит упорядочение речевого материала, который дети получают на других занятиях в процессе свободной речевой деятельности, в ходе общения. Занятия по развитию речи проводятся в соответствии с дидактическими принципами, речевой материал подается в определенной последовательности, постепенно усложняется и расширяется, при этом обязательно учитываются возраст и особенности детей.

Требования к проведению занятий по развитию речи;

· предварительная тщательная подготовка к занятию, его планирование;

· обеспечение речевой и умственной активности каждого ребенка на всех этапах занятия;

· сочетание фронтального характера и индивидуального подхода на занятии

· воспитательный характер занятия;

· необходимость закрепления знаний, умений и навыков на других занятиях;

· правильная организация занятия;

· целесообразная структура занятия, правильное распределение методов и приемов обучения;

· оптимальная интенсивность нагрузок;

· эмоциональный характер;

· закрепление пройденного материала на других занятиях и в других видах деятельности.

Необходимо помнить также и об общих принципах построения занятия с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Это такие, как:

· частая смена видов деятельности;

· целесообразное сочетание деятельности за столом и подвижных видов деятельности на занятии;

· игровая форма занятия;

· повторяемость материала;

· обеспечение переноса усвоенного способа действия.

Занятия по развитию речи проводит учитель-дефектолог; в младших и средних группах два раза в неделю, в старших и подготовительных группах -три раза в неделю. Занятия могут проводиться по подгруппам. На четвертом году обучения программой рекомендуется проводить занятие со всей группой.

 

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Задачи развития словаря умственно отсталых дошкольников вытекают из особенностей их речевого развития (бедность словаря, недостаточная предметная отнесенность слов, слабая связь с деятельностью, отсутствие в речи детей обобщенных слов) и конечной цели обучения родному языку в специальных дошкольных учреждениях (формирование правильной устной речи детей на основе овладения родным языком, формирование речевой готовности к школьному обучению).

Задачи работы:

1. Развитие понимания обращенной речи. Это специфическая задача работы с умственно отсталыми детьми, обусловленная недоразвитием у них данной стороны речи.

2. Обогащение словаря умственно отсталых детей, т.е. обеспечение количественного накопления слов, необходимых ребенку для общения.

3. Уточнение словаря (наполнение содержанием слов, уже известных детям. Это преодоление предметной неотнесённости, усвоение слов в соответствующей степени обобщения, преодоление ситуативного значения слова, усвоение многозначности слов, синонимии. Другими словами - это словарно-стилистическая работа, направленная на овладение точностью и выразительностью языка).

4. Активизация словаря - это введение новых слов в практику общения, перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный и включение слов в словосочетания и предложения.

Принципы работы по формированию словаря умственно отсталых школьников:

В основу формирования и обучения должен быть положен принцип единства формирования речи и мышления. Из этого основного вытекают и другие принципы работы по формированию работы:

· опора при формировании словаря детей на активное и действенное познание ими окружающей действительности;

· связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями ребенка познания окружающегося мира.

Содержание словаря определяется программой. Это слова, которые обозначают близких ребенку людей; родственные и общественные отношения ребенка; части его тела; предметы быта, игрушки, вещи из интерьера дома и близлежащей территории; объекты и явления живой и неживой природы во все времена года; различные виды трудовой деятельности людей и другие явления общественной жизни.

Количественно указан и приблизительный уровень, к которому необходимо стремиться - 2,5 тысячи слов. Это программный минимум. Однако программа специального дошкольного учреждения не даёт четких указаний на объем словаря и его качественный состав в каждой возрастной группе. Сколько и каких слов нужно усвоить по определенной теме, определяет сам педагог. Объем словаря по конкретной теме определяется прежде всего уровнем речевого и умственного развития детей с учетом зоны их ближайшего развития. При этом стоит ориентироваться не столько на количественный рост словаря, сколько на то, чтобы каждое слово было наполнено правильным содержанием, и чтобы умственно отсталый ребенок полноценно усвоил его и пользовался им осознанно.

Методы формирования словаря умственно отсталых дошкольников:

· метод непосредственного наблюдения;

· показ предметов и действий, рассматривание картин и других изображений;

· различные виды детской деятельности;

· специальные дидактические игры и упражнения.

 

УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ

Само по себе обогащение словаря, являясь совершенно необходимой частью работы по развитию речи, еще не обеспечивает полноценное овладение ребенком лексикой родного языка. Требуется полное понимание смысла слова, а не только запоминание его звуковой оболочки. (Это одна из основных закономерностей усвоения родного языка). Особенную актуальность представляет эта задача для умственно отсталых детей, которым присуще именно неточное, часто неправильное напоминание лексического значения слова.

Приемы уточнения словаря:

- расширенное толкование (объяснение) смысла слова:

- показ предмета, действия и их изображений;

- дидактические игры и упражнения;

- включение слова в словосочетания и фразы (предложения);

 

Для умственно отсталых детей дошкольного возраста особенно важны дидактические игры и упражнения для развития понимания обобщенного значения слов (причем в различной степени обобщения).

Также умственно отсталым детям необходима определенная работа по закреплению словаря, которая помогает более прочному запоминанию новых слов, правильному их пониманию и употреблению.

 

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ

Перевода слов из пассивного в активный словарь можно добиться только путем постоянных упражнений детей в употреблении этих слов в самостоятельной устной речи. Следует поставить ребенка в такие условия, когда он вынужден активно использовать ту лексику, над которой идет работа.

Методы и приемы активизации словаря:

1. Беседа - основной метод, в том числе беседа по картинам, в процессе наблюдения, при рассматривании предметов. При этом очень эффективный прием - вопросы педагога.

2. Дидактические игры и упражнения. Они проводятся во всех возрастных группах. Это игры с предметами, картинками и словесные.

3. Отгадывание загадок.

Можно выделить еще более частные методические приемы активизации словаря, которые применяются педагогом в различных ситуациях, при разных видах рече-познавательной деятельности детей:

o договаривание детьми отдельных слов в предложении, намеренно пропущенных педагогом (при повторении знакомых сказок, потешек, составлении рассказов);

o поручения, требующие от ребенка речевого высказывания («Саша, иди позови Игоря. Скажи: Игорь, иди к нам»);

o использование игровых моментов на занятии, организация игровых действий детей;

o совместная со взрослым или товарищами интересная деятельность;

o косвенная подсказка знакомого ребенку слова при пересказе, в беседе, составлении им рассказа;

o создание располагающей эмоциональной атмосферы на занятии.

У умственно отсталых детей пассивный словарь, как известно, в значительно большей степени, чем при нормальном интеллектуальном развитии, превышает пассивный. Поэтому активизации словаря должно уделяться самое пристальное внимание на всех ступенях обучения.

 

Примерная схема занятия по обучению пересказу

1. Вводная беседа.

2. Чтение текста педагогом.

3. Работа по усвоению его содержания, направленная на достижения понимания текста (это может быть беседа, инсценировка текста, рассматривание иллюстраций - в зависимости от возраста детей, характера произведения).

4. Повторное чтение текста с установкой на запоминание и пересказ,

5. Пересказ по вопросам педагога.

6. Пересказ с опорой на иллюстрации.

7. Пересказ без внешней опоры.

8. Заключительная беседа.

 

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Индивидуальная работа по развитию речи умственно отсталых, дошкольников осуществляется на индивидуальных занятиях учителем-дефектологом. Индивидуальные занятия проводятся, как минимум 2 раза в неделю с каждым ребенком в отдельности.

 

Задачи индивидуальной работы:

· общая работа по развитию речи;

· коррекция речи в соответствии с индивидуальной структурой речевого дефекта, особенностей усвоения программного материала и особенностей личностного развития каждого ребенка.

Отдельных индивидуальных занятий по развитию речи нет, но практически на каждом индивидуальном занятии осуществляется работа по развитию речи. Специфика этой работы заключается в том, что прежде чем начать исправление недостатков речи, нужно ее сформировать, довести до определенного уровня развития.

В содержание работы на первом году обучения входит всестороннее обследование речи и формирование предпосылок развития речи, в том числе;

· воспитание у детей потребности в речевом общении;

· "растормаживание" речи путем поощрения речевых реакций детей и эмоциональных компонентов речи;

· создание естественной мотивации для "говорения";

· расширение представлений об окружающем мире и развитие детской деятельности.

С первого же года обучения начинается и подготовительная логопедическая работа, В нее входит:

· подготовка артикуляционного аппарата;

· работа по развитию слухового внимания (громкая, шепотная речь) и фонематического слуха (различение и выделение неречевых звуков, определение звуков игрушек, определение направления звука). Это игры «Угадай, кто сказал», «Узнай по голосу», «Кто как кричит»;

· вызывание активной речи при помощи игровых приемов (звукоподражание);

· развитие речевого дыхания и голоса, уточнение произношения ненарушенных простых звуков.

В содержание индивидуальной работы на начальном этапе входит развитие у детей понимания обращенной речи и формирование у них минимального словарного запаса. При этом важной коррекционной задачей остается формирование предметно отнесенного словаря. Проводится работа по формированию элементарной фразы.

В задачи индивидуальной работы по развитию речи умственно отсталых дошкольников на втором году обучения входит:

· развитие речевой моторики;

· развитие активного слухового внимания и фонематического слуха (определение направления речевых звуков; выделение звука игрушки из 3-4 близких по звучанию; определение и повторение количества хлопков; повторение отдельных слов, слогов, звуков; выделение звука и слова из ряда резко различных между собой);

· развитие дыхания, голоса.

· уточнение произношения сохранных согласных звуков;

· продолжение работы по расширению словаря;

· работа по распространению фразы;

· формирование умений диалогического общения;

 

Задачи индивидуальной работы по развитию речи умственно отсталых дошкольников на 3-4 годах обучения следующие:

· работа по развитию связной речи (обучение рассказыванию);

· постановка правильного произношения нарушенных звуков;

· работа по развитию фонематического слуха (на материале исправленных звуков) и навыков звукового анализа (деление слова на слоги хлопками и постукиванием; определение первого звука в слове);

· дифференциация смешиваемых звуков.

На индивидуальные занятия помимо логопедической работы может выноситься и тот материал, который не был усвоен ребенком на фронтальных занятиях по развитию речи, например по заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказу, подготовке к грамоте. Индивидуальные занятия в старшей группе длятся до 20 мин.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

ЗАНЯТИЕ, НА КОТОРОМ РЕШАЮТСЯ ЗАДАЧИ ОБОГАЩЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ СЛОВАРЯ (3-4 год обучения)

ТЕМА: Предметы ухода за помещением

ЦЕЛЬ:

· уточнить и обобщить знания детей о предметах ухода за помещением;

· развивать умственные действия;

· обогатить словарь детей словами, обозначающими предметы ухода за помещением и действия с этими предметами;

· раскрыть обобщающий смысл слов «убирать», «уборка» (уточнить смысл слов);

· воспитывать у детей понимание необходимости и красоты чистого помещения;

МАТЕРИАЛ: натуральные предметы: веник, ведро, тряпки большая и маленькая, швабра, совок, пылесос; детская игра «Что забыл нарисовать художник?», «Четвертый лишний»; 2 куклы - Ленивица (Неряха) и Хозяюшка (Чистюля); 2 картинки с изображением прибранных и неприбранных комнат; серия сюжетных картинок: (девочка раскладывает вещи по местам; подметает пол, собирает в совок мусор; вытирает пыль; моет полы.)

СЛОВАРЬ: веник, швабра, тряпка, пылесос, подметать, вытирать, мыть, собирать; уборка, убирать.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Вступительная часть

1. Организационный момент - приход двух кукол в разных одеждах.

2. Рассматривание двух картин и их сравнение (чистая и неприбранная комнаты).

· Вот кукла Ленивица и кукла Хозяюшка. Угадайте, какая кукла в какой комнате живет?

· Какая комната вам больше нравится?

Давайте спросим Хозяюшку, почему ее комната такая аккуратная и чистая?

ІІ. Основная часть.

1. Рассматривание предметов и уточнение значения каждого из них.

· Как тебе, Хозяюшка, удается поддерживать такую чистоту и порядок?

· У меня есть помощники. Какие? Отгадайте!

Стихотворение про веник. Остальные предметы дети должны сами назвать; веник, тряпка маленькая и большая (половая и для пыли), швабра, ведро с водой, пылесос.

Веник пол подметал. Пылесос, пылесос,

Веник очень устал. Ты куда суешь нос?

Он забрался под стул, Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Он зевнул и уснул. Я порядок навожу.

 

2. Рассматривание сюжетных картин,, отражающих последовательность уборк: девочка раскладывает вещи по местам; подметает пол, собирает в совок мусор; вытирает пыль; моет полы

Составление предложений по каждой картинке и составление связного рассказа.

3. Организация практических действий детей.

· Наташа, бери веник и покажи, как нужно подметать. Как собирать мусор в совок?

· Что делаем маленькой тряпкой? А какая она должна быть? (влажная).

· А что мы делаем большой тряпкой? (Моем полы).

4. Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Например: девочка моет пол пустой шваброй.

5. Игра «Четвертый лишний». В каждой серии предметных картинок одна — лишняя, не подходит к остальным. Почему?

Совок Ведро Пылесос Тряпка

Веник Тряпка Совок Ведро с водой

Швабра Швабра Швабра Веник

Грабли Ножницы Лопата Лейка

 

III. Заключительная часть

1. Подведение итога занятия: познакомились с предметами, помогающими убирать помещение. Уточнение обобщающего смысла слова «убирать» -складывать вещи, подметать, вытирать, мыть, собирать мусор.

2. Оценка ответов и поведении детей на занятии.

 

ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Скажи «Здравствуй!» (1-й год обучения)

ЦЕЛЬ:

· развивать у детей начальные навыки речевого общения;

· учить обращаться к другому человеку, используя общепринятую форму приветствия и называя его по имени;

· приучать детей смотреть в лицо собеседнику, приветствуя его;

· ввести в активную речь детей слова «здравствуй», «здравствуйте»;

· воспитывать вежливость при общении со сверстниками.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ:

Педагог показывает красивую новую куклу:

Ребята, к нам в гости пришла кукла Лена. Что нужно говорить, когда приходят новые люди? Нужно говорить: «Здравствуйте!» или «Здравствуй!» Давайте поздороваемся с Леной, скажем: «Здравствуй, Лена!»

Дети повторяют хором.

Лена пришла не одна, а со своими друзьями - зайкой и мишкой. Давайте сначала поздороваемся с зайкой, скажем «Здравствуй, зайка!» Повторяйте хором, все вместе. А теперь ты, Саша, сам поздоровайся с зайкой. А ты, Оля, поздоровайся с мишкой. Не знаешь, как сказать? Ну-ка, повторяйте хором за мной: «Здравствуй, мишка!». Теперь, Оля, сама поздоровайся. Петя, повтори, что сказала Оля. Катя, ты тоже поздоровайся - сначала с зайкой, потом с мишкой, потом с куклой Леной. Это наши гости.

А сейчас давайте поздороваемся со всеми гостями сразу. Нужно сказать:

«Здравствуйте!» А если к нам в группу кто-нибудь из взрослых зайдет, например воспитательница Валентина Степановна, как мы поздороваемся? Скажем хором: «Здравствуйте, Валентина Степановна!»

Молодцы! Вы теперь знаете, как надо здороваться, вы вежливые дети. Давайте будем здороваться друг с другом. Саша, поздоровайся с Петей. Смотри ему в лицо» и т.д.

Организация речевого общения в проблемной ситуации (фрагмент занятия по рисованию с умственно отсталыми дошкольниками 2-го года обучения)

ТЕМА; «Елочка»

ЦЕЛЬ:

· научить детей рисовать ветку елки по образцу;

· учить детей обращаться к педагогу и друг к другу по имени с просьбой в проблемной ситуации;

· упражнять детей в использовании выражений «дай мне, пожалуйста», «возьми, пожалуйста», благодарить за помощь;

· воспитывать уважительное отношение к товарищам, вежливость в общении.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Педагог раздает детям принадлежности для рисования, специально создавая проблемную ситуацию; не у всех в наборах карандашей есть карандаш зеленого цвета; у кого-то, напротив, вес зеленые; некоторые дети получают по 2 листа бумаги, а некоторые - ни одного.

Педагог показывает образец рисунка, уточняет, каким цветом нарисованы иголки на ветке, затем предлагает внимательно посмотреть на свои вещи: все ли необходимое для рисования есть. Если чего-то нет, надо вежливо спросить, у кого есть лишнее, потом попросить, поблагодарить. Педагог дает образцы высказываний, побуждает и поощряет речевую инициативу детей.

ИГРА «Строители и телефон» (4-Й год обучения)

ЦЕЛЬ:

· развивать коммуникативную функцию речи;

· упражнять детей в диалогической речи по телефону;

· учить детей четко формулировать свои требования, просьбы и вопросы в ситуации игровой деятельности;

· развивать инициативность в поведении и речи.

МАТЕРИАЛ: 2 игрушечных телефонных аппарата, грузовые машины, конструкторы и строительные наборы.

ХОД ИГРЫ: Педагог организует игру: строительство дома, В беседе уточняют, какие материалы необходимы, какие рабочие что делают. Объясняет, что стройматериалы (кирпичи, балки, крыша, двери, окна) привезут строителям на площадку только тогда, когда их закажут на заводе по телефону. Распределяют роли; один ребенок заказывает по телефону материалы, другой отвечает ему, распоряжается на заводе, выдает различные материалы, третий - возит, остальные строят. При этом педагог поощряет речевые высказывания детей, подсказывает их форму и содержание.

· Аналогично проводится игра "Вызов врача на дом".

 

ПРИМЕРЫ ПОСТАНОВКИ РЕЧЕВЫХ ЗАДАЧ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УМСТВЕШЮ ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Определяя значение специальной работы по развитию речи умственно отсталых дошкольников, нужно исходить из неразрывной связи мышления и речи в психической деятельности человека. Речь совершенно обоснованно считается одним из показателей умственного развития ребенка. При умственной отсталости в общей структуре дефекта всегда наблюдается как вторичное отклонение и недоразвитие речи. Поэтому развитие речи является одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми дошкольниками. Можно построить следующую иерархию задач работы по развитию речи.

Главная (конечная) цель работы - это формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими родным языком и формирование речевой готовности к школьному обучению.

Основные задачи определяются, во-первых, конечной целью работы по развитию речи. Во-вторых, закономерностями формирования родной речи и, в-третьих, своеобразием речевого развития детей олигофренов, обусловленных их дефектом. Таким образом, основными задачами работы по развитию речи являются:

1. Формирование у умственно отсталых дошкольников предпосылок речевого развития (поскольку к началу дошкольного возраста у большинства умственно отсталых детей они не сформированы).

2. Развитие основных речевых функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.

Для того, чтобы речь выполняла присущие ей функции, необходимо полноценное усвоение ребенком всех компонентов языковой системы, всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетико-фонематической. Нужно, чтобы ребенок овладел связной речью (диалогической и монологической), был готов к овладению грамотой. Поэтому в более частные задачи работы по развитию речи входит:

o развитие связной речи;

o развитие словаря;

o формирование грамматического строя речи;

o развитие фонетико-фонематической стороны речи;

o подготовка к овладению грамотой (формирование элементарных навыков звукового анализа);

o ознакомление с детской художественной литературой.

Выделяются еще более частные, специальные задачи работы, имеющие выраженное коррекционное содержание и направленные на преодоление специфических недостатков речевого развития детей-олигофренов. К ним относятся, например, развитие смысловой стороны речи: развитие понимания речи, преодоления предметной неотнесенности слова, ситуативности речи, формирование родовых обобщений, преодоление бедности словаря, формирование фразовой речи, развитие инициативной речи и др.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЬК УЧРЕЖДЕНИЯХ

В специальных дошкольных учреждениях вся работа по развитию речи построена с учетом того, что становление речи протекает по тем же законам, что и в норме. Формирование речи идет в тесной связи с деятельностью детей, на основе расширения их представлений об окружающем и в процессе общения со взрослыми. Поэтому работа по развитию речи осуществляется в двух основных формах:

1. На специальных занятиях.

2. В повседневной жизни и деятельности.

Свободное общение происходит в быту, в процессе игр, в процессе элементарной трудовой и продуктивной деятельности, во время праздников и развлечений, во время других неречевых занятий.

Во все эти моменты создаются естественные условия для развития речи, обогащается их речевая практика. Однако надо иметь в виду, что на неречевых занятиях нецелесообразно отвлекать детей от их основной деятельности, требуя постоянного речевого сопровождения. Например, на занятиях по обучению игре взрослые должны руководить игрой и помогать детям в попытках речевой деятельности. Они должны подсказывать нужное слово, чтобы игра не прерывалась, однако не подменять одно занятие другим. Во время всех занятий необходимо приучать детей слушать обращенную к ним речь; учить выполнять инструкции, данные в словесной форме; рассказывать о своих действиях.

Ребенок должен усваивать родной язык путем подражания речи окружающих, это в свою очередь выдвигает особые требования к речи взрослых:

· речь взрослых должна быть абсолютно грамотной и литературной, чистой в фонетическом отношении;

· тон и стиль речи взрослого должен быть доброжелательным и спокойным;

· речь должна быть эмоционально насыщенной;

· содержание речи взрослого должно соответствовать возрасту, развитию и интересам детей, опираться на их опыт;

· речь должна быть конкретной и четкой, не допускающей двоякого толкования.

На специальных занятиях по развитию речи происходит упорядочение речевого материала, который дети получают на других занятиях в процессе свободной речевой деятельности, в ходе общения. Занятия по развитию речи проводятся в соответствии с дидактическими принципами, речевой материал подается в определенной последовательности, постепенно усложняется и расширяется, при этом обязательно учитываются возраст и особенности детей.

Требования к проведению занятий по развитию речи;

· предварительная тщательная подготовка к занятию, его планирование;

· обеспечение речевой и умственной активности каждого ребенка на всех этапах занятия;

· сочетание фронтального характера и индивидуального подхода на занятии

· воспитательный характер занятия;

· необходимость закрепления знаний, умений и навыков на других занятиях;

· правильная организация занятия;

· целесообразная структура занятия, правильное распределение методов и приемов обучения;

· оптимальная интенсивность нагрузок;

· эмоциональный характер;

· закрепление пройденного материала на других занятиях и в других видах деятельности.

Необходимо помнить также и об общих принципах построения занятия с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Это такие, как:

· частая смена видов деятельности;

· целесообразное сочетание деятельности за столом и подвижных видов деятельности на занятии;

· игровая форма занятия;

· повторяемость материала;

· обеспечение переноса усвоенного способа действия.

Занятия по развитию речи проводит учитель-дефектолог; в младших и средних группах два раза в неделю, в старших и подготовительных группах -три раза в неделю. Занятия могут проводиться по подгруппам. На четвертом году обучения программой рекомендуется проводить занятие со всей группой.

 

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Задачи развития словаря умственно отсталых дошкольников вытекают из особенностей их речевого развития (бедность словаря, недостаточная предметная отнесенность слов, слабая связь с деятельностью, отсутствие в речи детей обобщенных слов) и конечной цели обучения родному языку в специальных дошкольных учреждениях (формирование правильной устной речи детей на основе овладения родным языком, формирование речевой готовности к школьному обучению).

Задачи работы:

1. Развитие понимания обращенной речи. Это специфическая задача работы с умственно отсталыми детьми, обусловленная недоразвитием у них данной стороны речи.

2. Обогащение словаря умственно отсталых детей, т.е. обеспечение количественного накопления слов, необходимых ребенку для общения.

3. Уточнение словаря (наполнение содержанием слов, уже известных детям. Это преодоление предметной неотнесённости, усвоение слов в соответствующей степени обобщения, преодоление ситуативного значения слова, усвоение многозначности слов, синонимии. Другими словами - это словарно-стилистическая работа, направленная на овладение точностью и выразительностью языка).

4. Активизация словаря - это введение новых слов в практику общения, перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный и включение слов в словосочетания и предложения.

Принципы работы по формированию словаря умственно отсталых школьников:

В основу формирования и обучения должен быть положен принцип единства формирования речи и мышления. Из этого основного вытекают и другие принципы работы по формированию работы:

· опора при формировании словаря детей на активное и действенное познание ими окружающей действительности;

· связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями ребенка познания окружающегося мира.

Содержание словаря определяется программой. Это слова, которые обозначают близких ребенку людей; родственные и общественные отношения ребенка; части его тела; предметы быта, игрушки, вещи из интерьера дома и близлежащей территории; объекты и явления живой и неживой природы во все времена года; различные виды трудовой деятельности людей и другие явления общественной жизни.

Количественно указан и приблизительный уровень, к которому необходимо стремиться - 2,5 тысячи слов. Это программный минимум. Однако программа специального дошкольного учреждения не даёт четких указаний на объем словаря и его качественный состав в каждой возрастной группе. Сколько и каких слов нужно усвоить по определенной теме, определяет сам педагог. Объем словаря по конкретной теме определяется прежде всего уровнем речевого и умственного развития детей с учетом зоны их ближайшего развития. При этом стоит ориентироваться не столько на количественный рост словаря, сколько на то, чтобы каждое слово было наполнено правильным содержанием, и чтобы умственно отсталый ребенок полноценно усвоил его и пользовался им осознанно.

Методы формирования словаря умственно отсталых дошкольников:

· метод непосредственного наблюдения;

· показ предметов и действий, рассматривание картин и других изображений;

· различные виды детской деятельности;

· специальные дидактические игры и упражнения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1072; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.766 с.)