Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомление умственно отсталых дошкольников с детской художественной литературой

Поиск

Значение детской художественной литературы для умственно отсталых дошкольников определяется её воспитательной, образовательной и коррекциошюй ролью. В программу специального дошкольного учреждения входят различные произведения детской художественной литературы, в том числе фольклорные миниатюры (потешки, поговорки, припевки и др.), народные и авторские сказки, рассказы, стихи.

Для умственно отсталых детей характерны определенные особенности восприятия художественных литературных произведений. В специальных исследованиях обнаружена глубокая неполноценность представлений, возникающих у умственно отсталых дошкольников в процессе восприятия текстов, трудности актуализации знаний и представлений.

Умственно отсталые дошкольники не могут адекватно воспринимать прослушанный текст по многим причинам. Бедность словаря (активного и пассивного), недостаточное понимание речи, неполноценность процессов слухового восприятия и запоминания прослушанного, узкий кругозор, отсутствие эмоционального отношения к занятиям, но прежде всего из-за невозможности организовать свое внимание для удержания информации о количестве действующих лиц, последовательности событий, характере взаимоотношений героев.

Все исследователи отмечают, что формирование полноценных представлений в их связи с речью на более ранних этапах развития умственно отсталых детей имело бы большое значение для их дальнейшего развития и обучения. Таким образом признается необходимость специальной работы по развитию восприятия литературных текстов умственно отсталыми детьми еще в дошкольном возрасте.

 

Задачи работы по ознакомлению умственно отсталых дошкольников с художественной литературой;

1. Воспитать у детей положительное эмоциональное отношение к художественному тексту, художественному слову, книге.

2. Научить умственно отсталых дошкольников слушать и понимать текст, воспитать эмоциональное отношение к литературным персонажам, их поступкам.

3. Познакомить детей с содержанием программных произведений детской художественной литературы и обеспечить их усвоение.

4. Формировать элементарные умения анализировать литературный текст (определять основных героев; высказывать свое отношение к ним на уровне: кто нравится, кто нет и почему).

5. Донести до детей нравственную, познавательную и эстетическую сущность художественного произведения.

6. Развивать память, мышление, речь; формировать положительные личностные качества, элементарные представления о нравственных нормах, пробуждать нравственные чувства.

Программные требования по ознакомлению с детской художественной литературой

1-й год обучения: дети должны уметь внимательно слушать рассказываемый педагогом текст с опорой на наглядный материал, понимать его и отвечать на простые вопросы (Кто? Что сделал? и т. д.)

2-й год обучения: к предыдущим задачам добавляется умение эмоционально правильно реагировать на содержание, отвечать на вопросы по содержанию, воспроизводя последовательность изложения.

На 3-м году обучения начинаем учить детей пересказывать знакомые тексты, правильно воспроизводя последовательность событий, передавать характерные признаки персонажей, а также давать оценку поступкам героев.

На 4-м году обучения дети уже должны уметь слушать и пересказывать незнакомый текст.

 

Развитие у умственно отсталых дошкольников понимания текстов литературных произведений

Этому способствует прежде всего правильный подбор литературных текстов с учетом содержательно-художественной значимости и коррекционной ценности, а также усиление доступности литературного текста для восприятия умственно отсталыми дошкольниками за счет использования специальных приемов.

Приемы, направленные на облегчение понимания детьми текстов художественных произведений:

· адаптирование текстов;

· выразительное чтение и рассказывание текста педагогом;

· повторность чтения или рассказывания педагогом, также выборочное чтение и рассказывание;

· рассматривание картин, серии сюжетных картин и иллюстраций;

· "натурализация" отдельных предметов и действий;

· беседа по содержанию;

· театрализация сюжета ("обыгрывание", драматизация").

 

Методика работы по формированию у дошкольников с нарушением интеллекта умения слушать и понимать простые литературные тексты

На 1-ом году обучения педагог воспитывает у детей эмоциональное отношение к речи, к рассказываемому тексту {лучше - на фольклорном материале - коротких потешках). Умственно отсталые дети 3-5 лет находятся на низкой стадии умственного и речевого развития. Им понятно небольшое количество слов. Однако нет опасности в том, что им преподносится речевой материал, который не может ими быть до конца логически осмыслен. Важно то, что фольклорный материал ритмичен, эмоционально ярко окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию и характеризуется многочисленными повторами, что немаловажно именно для умственно отсталых детей. Это дает возможность вызвать положительное эмоционально окрашенное отношение детей к тексту, желание и умение слушать его, чувствовать интонацию.

Одновременно идет работа над простым текстом. Педагог учит детей сосредоточивать внимание на рассказываемом, соблюдать тишину, не мешать Друг другу, дослушивать до конца. Первые тексты, с которыми знакомят умственно отсталых малышей, должны быть очень небольшими по объему, с несложным сюжетом и малым количеством героев.

Последовательность работы над простым текстом:

1. Рассказывание текста детям.

2. Обыгрывание текста (театрализация сюжета с использованием настольного театра);

3. Повторное рассказывание текста педагогом с использованием иллюстративного материала.

4. Беседа по содержанию;

5. Обобщающая беседа по тексту с подведением нравственного итога.

 

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПЕРЕСКАЗЫВАНИЮ

Начиная с 3-го года обучения, начинается работа над пересказом как одним из типов монологических высказываний. Пересказ считается также одним из основных методов развития связной речи. Для пересказывания берутся уже знакомые по содержанию произведения, как правило, сказки. Требования к произведениям для пересказывания:

1. Небольшой объем.

2. Динамичный, несложный, малоразвернутый сюжет с четко выраженными событиями и действиями.

3. Доступное содержание.

4. Несложный синтаксис.

Несмотря на то, что произведения для пересказа предлагаются в программе, в специальной методике при обучении умственно отсталых детей этому виду речевой деятельности практикуется адаптирование текста, т.е. приспособление к их познавательным и речевым возможностям (вниманию, памяти, уровню развития словаря, кругозору и др.). В младших и средних группах пересказу не обучают, но проводится подготовительная работа, включающая в себя обучение восприятию простых литературных текстов.

В процессе обучения пересказу используются разнообразные приемы. В основном это вопросы разных типов в зависимости от уровня подготовленности детей:

· вопрос, направляющий совместное пересказывание (это вопрос к последнему слову фразы);

· подсказывающий вопрос;

· наводящий вопрос;

· прямой вопрос;

· цепь прямых вопросов;

· вопросы, подводящие детей к рассуждениям, установлению связей;

· вопросы-задания.

 

Примерная схема занятия по обучению пересказу

1. Вводная беседа.

2. Чтение текста педагогом.

3. Работа по усвоению его содержания, направленная на достижения понимания текста (это может быть беседа, инсценировка текста, рассматривание иллюстраций - в зависимости от возраста детей, характера произведения).

4. Повторное чтение текста с установкой на запоминание и пересказ,

5. Пересказ по вопросам педагога.

6. Пересказ с опорой на иллюстрации.

7. Пересказ без внешней опоры.

8. Заключительная беседа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.236 (0.007 с.)