Методы и приёмы развития понимания речи у дошкольников с нарушением интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и приёмы развития понимания речи у дошкольников с нарушением интеллекта



Условия, способствующие развитию понимания речи: пробуждение у умственно отсталых детей интереса к окружающей действительности, обогащение их жизненных представлений, формирование сенсорной основы (развитие восприятия); организация деятельности детей; воспитание потребности в общении.

Приёмы развития понимания речи в начальный период обучения:

1. Показ предмета с называнием. Примером могут служить дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Выставка игрушек». Обычно показывают небольшое количество предметов (1-2 предмета).

2. Побуждение к действиям. Взрослый даёт словесную инструкцию ребёнку, предполагающую ответ действием в конкретной ситуации. Например: «Подай вот ту книгу» (педагог уточняет инструкцию жестом).

3. Оречевление ситуации, т.е. многократное проговаривание ситуации педагогом. Используя реальные ситуации повседневной жизни, режимных моментов, взрослый называет предметы, которые берёт ребёнок, действия, которые производит в данный момент ребенок или взрослый, называет те ощущения, которые на данный момент испытывает ребёнок. При этом взрослый говорит короткими фразами из 2-4 слов, делает паузы, одни и те же слова использует в разных грамматических формах, все слова и фразы произносит с естественной интонацией: («Моем руки перед едой. Открываем кран. Берём в руки мыло. Намыливаем руки. Ах, какое душистое мыло. Ручки будут чистыми. Ополаскиваем руки, смываем мыло. Вытираем руки полотенцем. А теперь можно садиться кушать»).

4. Приём "одностороннего диалога" (собственных вопросов и ответов педагога) используется на занятиях и в повседневной жизни. Слова взрослого совпадают с эмоциональными и сенсорными ощущениями ребенка и таким образом становятся понятными: ("Что Даня делает? Кран открывает. Тёплая водичка течет из крана? Тёплая.")

5. Вопрос "Где...?". Этот приём используется на занятиях для привлечения внимания к предмету, для выделения его из окружающей обстановки, для узнавания по слову, а не для того, чтобы ребенок действительно указал и словесно обозначил местонахождение предмета. Например, педагог пересадил куклу с одного места на другое и спрашивает: "Где кукла?" или толкнул мячик, чтобы он покатился: "Где мячик?"

Кроме перечисленных приемов, можно дать еще некоторые конкретные рекомендации относительно развития у умственно отсталых детей младшего дошкольного возраста понимание обращенной речи (Г. В. Кузнецова, Т. В. Костина). В частности, в первый год обучения рекомендуется тщательно отбирать тот речевой материал, который используют воспитатели и родители в повседневной жизни. Не следует при общении с детьми в жизни слишком большой речевой поток, так как олигофрены не могут в полном объеме понять всю эту речь. Всем членам педагогического коллектива, группы (учителю, двум воспитателям и няне) нужно придерживаться одинаковых требований в речи: использовать простые фразы, в любой инструкции интонацией выделять ключевое слово и добиваться его понимания, новые слова вводить только в хорошо знакомой детям, ситуации; все предметы должны называться одинаково. По мере развития детей строгую дозировку речевого материала надо прекратить, чтобы дети привыкали к естественной речи окружающих и учились понимать смысл слов по контексту.

Дальнейшее развитие понимания речи осуществляется в процессе целенаправленной работы по обогащению и уточнению словаря.

 

МЕТОДИКА ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Количественное накопление словаря осуществляется на основе расширения и углубления представлений ребенка об окружающем мире. Основную часть лексики составляют имена существительные, глаголы, прилагательные, числительные и наречия. Это главные, основные слова в языке, и обогащение словаря должно осуществляться прежде всего за счет накопления этих слов. Усвоение лексики по конкретной теме начинается с усвоения имен существительных.

Главная задача в работе с умственно отсталыми дошкольниками - формирование предметно отнесенного словаря. Нужно добиваться, чтобы за каждым словом стоял образ реального предмета, признака, действия.

Последовательность усвоения значения слова:

1. Знакомство с предметом (действием, признаком).

2. Образование соответствующего образа.

3. Отражение последнего в слове.

Конечно, такой путь не может до бесконечности обеспечивать развитие речи. И далеко не все явления объекты действительности могут быть изучены путем личного опыта. По мере развития ребенка появляются и новые пути обогащения его речи, но в обучении умственно отсталых следует максимально использовать именно такие возможности (натуральные объекты, реальные явления).

Методы обогащения словаря:

· непосредственное наблюдение;

· показ предметов и действий;

· практическая деятельность детей;

· показ картины, малознакомой детям по содержанию;

· показ диа-, кинофильмов, просмотр телепередач;

· чтение художественных произведений.

Виды занятий по обогащению словаря.

Поскольку основным средством обогащения словаря является расширение представлений детей об окружающей действительности, то данная задача обычно и решается на соответствующих занятиях. На занятиях же по развитию речи словарь в большей степени закрепляется, уточняется и активизируется. Занятия по ознакомлению с окружающим всегда должны опережать (в рамках одной темы) занятия по развитию речи. Или объединяться в одно занятие с одновременным расширением круга дидактических задач, которые очень тесно взаимосвязаны.

В связи с этим основные виды занятий по обогащению словаря и методика их проведения совпадают с занятиями по ознакомлению с окружающим (особенно - с предметным окружением). Это занятия по первичному ознакомлению с предметом, занятия по ознакомлению с признаками (особенностями) предмета и занятия по формированию родовых обобщений,

 

УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ

Само по себе обогащение словаря, являясь совершенно необходимой частью работы по развитию речи, еще не обеспечивает полноценное овладение ребенком лексикой родного языка. Требуется полное понимание смысла слова, а не только запоминание его звуковой оболочки. (Это одна из основных закономерностей усвоения родного языка). Особенную актуальность представляет эта задача для умственно отсталых детей, которым присуще именно неточное, часто неправильное напоминание лексического значения слова.

Приемы уточнения словаря:

- расширенное толкование (объяснение) смысла слова:

- показ предмета, действия и их изображений;

- дидактические игры и упражнения;

- включение слова в словосочетания и фразы (предложения);

 

Для умственно отсталых детей дошкольного возраста особенно важны дидактические игры и упражнения для развития понимания обобщенного значения слов (причем в различной степени обобщения).

Также умственно отсталым детям необходима определенная работа по закреплению словаря, которая помогает более прочному запоминанию новых слов, правильному их пониманию и употреблению.

 

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ

Перевода слов из пассивного в активный словарь можно добиться только путем постоянных упражнений детей в употреблении этих слов в самостоятельной устной речи. Следует поставить ребенка в такие условия, когда он вынужден активно использовать ту лексику, над которой идет работа.

Методы и приемы активизации словаря:

1. Беседа - основной метод, в том числе беседа по картинам, в процессе наблюдения, при рассматривании предметов. При этом очень эффективный прием - вопросы педагога.

2. Дидактические игры и упражнения. Они проводятся во всех возрастных группах. Это игры с предметами, картинками и словесные.

3. Отгадывание загадок.

Можно выделить еще более частные методические приемы активизации словаря, которые применяются педагогом в различных ситуациях, при разных видах рече-познавательной деятельности детей:

o договаривание детьми отдельных слов в предложении, намеренно пропущенных педагогом (при повторении знакомых сказок, потешек, составлении рассказов);

o поручения, требующие от ребенка речевого высказывания («Саша, иди позови Игоря. Скажи: Игорь, иди к нам»);

o использование игровых моментов на занятии, организация игровых действий детей;

o совместная со взрослым или товарищами интересная деятельность;

o косвенная подсказка знакомого ребенку слова при пересказе, в беседе, составлении им рассказа;

o создание располагающей эмоциональной атмосферы на занятии.

У умственно отсталых детей пассивный словарь, как известно, в значительно большей степени, чем при нормальном интеллектуальном развитии, превышает пассивный. Поэтому активизации словаря должно уделяться самое пристальное внимание на всех ступенях обучения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2047; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.013 с.)