Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология исследования развития общества как «органического целого»↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В.А.Вазюлин
ЛОГИКА ИСТОРИИ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ Москва, МГУ - 1988, СГУ - 2005
К ГРЕЧЕСКИМ ЧИТАТЕЛЯМ В настоящее время многим кажется, что человечество зашло в тупик, в конце которого человеческий род ждёт смерть. Развалился Советский Союз, который в течение нескольких десятилетий был надеждой всех прогрессивных людей мира. В России, в других бывших республиках СССР, в странах Восточной Европы совершилась буржуазная контрреволюция. Но столь ли уж безвыходно положение человечества? Так ли уж безусловна и окончательна победа капитализма? Так. ли уж бесплодны десятилетия существования социализма в СССР и странах Восточной Европы? На наш взгляд, нет, нет и ещё раз нет. В прошлом при переходе от феодализма к капитализму утверждение капитализма происходило волнообразно: буржуазные революции сменялись феодальными контрреволюциями, прежде чем в стране установилось господство капиталистических отношений. При переходе от первобытнообщинного строя к рабовладельческому обществу рабовладельческие государства не единожды завоёвывались варварами, а затем снова возрождалось рабовладение и так продолжалось, пока не установился феодальный строй. В истории человечества при переходе от одной крупной стадии развития временные откаты истории назад не случайность, а закономерность. Следовательно, сам йог себе факт буржуазной контрреволюции не доказывает, что социализм потерпел поражение раз и навсегда. Более того, история человечества - не в силу предопределения, а вследствие естественноисторических причин - имеет общий, закономерный, спиралевидный ход развития, на основе учёта которого мы можем с уверенностью сказать, что, если человечество не хочет погибнуть (самоистребить себя либо военным путём, либо мирным путем самоудушения отрицательными последствиями своего взаимодействия с природой), оно придёт к коммунизму. Третьего не дано! Но понять современную эпоху в достаточной степени нельзя, если оставаться на уровне марксизма, как он представлен в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, и В.И.Ленина, ибо в мире произошли существенные изменения. Однако, вместе с тем развитие марксизма возможно лишь как продолжение марксизма, то есть развитие, предполагающее действительное знание и понимание взглядов К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Происшедшие изменения в истории человечества столь значительны, что они вызывают неотложную потребность в диалектическом "снятии" марксизма. "Снятие" же в диалектическом смысле есть не просто отрицание, а отрицание с сохранением в преобразованном виде того, что отрицается. В предлагаемой книге рассматривается общество как "органическое целое", его строение и общий закономерный ход истории человечества с позиции диалектического "снятия" марксизма. Во времена К.Маркса, Ф.Энгельса и даже В.И.Ленина на первый план выступала потребность исследования капитализма, с позиции его отрицания. Мы же располагаем опытом попыток создания социалистического общества (как незрелой фазы коммунизма). Этот опыт открывает принципиальную возможность исследования истории главным образом уже с позиции возможного утверждения коммунистического общества. В таком случае существенно изменяется характер исследования. Во-первых, исследование коммунизма (в том числе его низшей фазы) становится центральным. Во-вторых, так как коммунизм - подлинная история человечества в отличии от предыстории, то рассмотрение коммунизма (в том числе, социализма) необходимо предполагает исследование всей истории, а социалистическая революция также выступает не только как диалектическое отрицание капитализма, но и как диалектическое отрицание всей предыстории человечества. Отсюда, к стати сказать, следует, что при таком понимании выявляется большая сложность и глубина преобразований общества при совершении социалистической революции, построении социализма, нежели тогда, когда речь идёт об отрицании капитализма. Да и сроки перехода окапаются более длительными. В-третьих, изменяется и методология рассмотрения истории. К.Маркс как известно, сделал два великих открытия. Из них первое открытие - материалистическое понимание истории. Если внимательно изучить взгляды этого гениального мыслителя, то можно заметить, что понимание им структуры общества и стадий его развития исторически ограничено. Если говорить коротко и в общем виде, то можно сказать, что, структура общества в понимании К.Маркса оказывается в значительной степени обобщённым выражением структуры капиталистического общества, а история человечества - если брать самую суть - в той или иной мере экстраполяцией этой структуры на предшествующее развитие истории. Хотя, конечно, в "чистом виде", в осознанной форме таких взглядов у К.Маркса нет. Этот подход осуществлялся неосознанно и был обусловлен эпохой, в которой жил К.Маркс. Между тем, как мы убедились, в историй человечества изменяются - притом закономерным образом - общее строение человеческого общества, производительные силы как таковые, производственные отношения как таковые, диалектика их как таковая и т.д. В книге "снимается’ материалистическое понимание истории. Материалистическое понимание истории имеет своим глубочайшим основанием разделение и даже противоположность физического и умственного труда. Причём это понимание истории возникает тогда, когда противоположность физического и умственного труда созревает, а вместе с тем возникает и реальная возможность её преодоления, отрицания. Рассмотрение с позиции отрицания предполагает с неизбежностью, что анализ ведётся с позиций того времени, когда противоположность физического и умственного труда, а значит, и противоположность материализма и идеализма не преодолена. С позиции же утверждения подлинной истории человечества материалистическое понимание истории предстаёт как необходимое для определённых условий, но вместе с тем исторически преходящее. Нам думается, что не «сняв» марксизм, нельзя в современную эпоху достаточно убедительно и обоснованно ответить на вопрос: «как возможен коммунизм» АВТОР ВВЕДЕНИЕ Современная эпоха — эпоха переломная в истории человечества, главное ее содержание заключается в переходе от капитализма к социализму в мировом масштабе. Для все более успешной деятельности революционных и прогрессивных сил необходимы постоянные теоретические исследования, позволяющие все точнее и глубже определять перспективы развития и ближайшие цели, соотношение тех и других, пути и способы борьбы. Жизненная сила марксистско-ленинской, научной теории общественного развития — «в непреходящей молодости, постоянной способности к развитию, творческому обобщению новых фактов и явлений, опыта революционной борьбы и социальных преобразований. Любая попытка превратить теорию, которой мы руководствуемся, в набор застывших схем и рецептов, годных везде и на все случаи жизни, решительнейшим образом противоречит сущности, духу марксизма-ленинизма» [4, с. 5]. Методологией сознательного исторического творчества трудящихся служит марксистско-ленинская теория общества. Развитие ее — одно из важных, необходимых условий успешного развертывания и углубления этой деятельности. С точки зрения основного содержания нашей эпохи — революционного перехода от капитализма к социализму — первостепенной задачей общественно-методологического изучения является, во-первых, дальнейшее исследование общественно-экономических формаций. Капитализм есть особая общественно-экономическая формация, и борьба с ним есть прежде всего борьба за переход от одной формации к другой, коммунистической формации. Во-вторых, на авансцену выступают также вопросы о переходных периодах и о многообразии путей исторического развития, ибо мы живем в такой переходный период, когда в мировой революционный процесс втянуты народы и страны с разным уровнем и характером общественного развития. Поэтому естественно, что усилия ученых-марксистов были направлены и направляются на разработку этих вопросов1. Вместе с тем в эпоху, следующую за современной, когда произойдет упразднение капитализма в мировом масштабе и на первый план выдвинется позитивная задача построения коммунистического общества, охватывающего все человечество, тогда и в области теории и методологии общественного развития на первый план выйдут проблемы всего человечества, всего общества как единой «органической» системы, проблема типов2 и проблема стадий образования, развития общества как такой системы, коммунизма как подлинной истории человечества в связи с предысторией, проблема единого закономерного развития всего человечества и т. п. От глубины понимания, от ясности и точности осмысления перспектив построения коммунизма во всемирном масштабе зависят энергия, направленность, способы и средства созидательной деятельности революционных сил в современную эпоху. Всемирный переход от капитализма к социализму — грандиозный и глубокий процесс. Однако важно отдавать себе полный отчет в том, что построение коммунизма в масштабах всего человечества — задача еще более широкая и глубокая. По глубине и размаху коммунистическое преобразование общества несравнимо ни с какими прежде совершавшимися общественными преобразованиями. Непосредственно главной задачей создание коммунистического общества, охватывающего все человечество, станет лишь после завершения современной эпохи. Однако уже в современную эпоху эта задача является для коммунистов в конечном счете главной, и постоянное внимание к ней, углубление ее понимания по мере продвижения вперед сил социализма совершенно необходимы. Совершенно необходимо, чтобы не сбиться с правильного пути, постоянное соотнесение достигнутого в современную эпоху с коммунистическим будущим. Причем само это будущее должно пониматься все более глубоко и точно путем все более глубокого и точного понимания уже совершившегося и совершающегося развития общества. Теоретическая подготовка той эпохи, когда непосредственно главной задачей будет создание коммунистического общества в масштабах всего человечества, необходима уже в современную эпоху, ибо это труд колоссальной сложности и трудности, требующий огромных усилий в течение длительного времени. Наша работа представляет собой попытку подойти к историческому процессу с этой точки зрения. Конечно, создание коммунистического общества в масштабах всего человечества — дело будущего, а ныне непосредственно главной задачей является достижение победы социализма на всей нашей планете, и нельзя как подменять одну задачу другой, так и сводить их друг к другу. Нельзя и отрывать их друг от друга. И все же, во-первых, ведущая, главная цель коммунистов в конечном счете — победа зрелого коммунизма, охватывающего все человечество, а победа социализма — промежуточный этап на пути к конечной цели и потому подчинена этой цели. Во-вторых, к эпохе, когда непосредственно главной задачей станет построение зрелого коммунизма в масштабах человечества, следует готовиться заранее, ибо такая подготовка отнюдь не проста, она требует специального внимания и специальных продолжительных и больших усилий, тем более, что уже ныне, в современную эпоху развитие человечества движется в направлении к этому. В-третьих, социалистические страны уже в недалеком (с точки зрения истории общества) будущем должны будут решать задачи построения зрелого коммунизма. Если же в качестве непосредственно главной задачи выступает построение зрелого коммунизма, то и в области теории общества выходят на первый план иные задачи, иные проблемы, чем тогда, когда непосредственно главной задачей является упразднение капитализма, соответственно должны измениться и характер и уровень решения теоретических проблем построения зрелого коммунизма, характер и уровень рассмотрения веек предшествующей истории. Так, капитализм есть общественно-экономическая формация, и если главная историческая потребность — упразднение капитализма, то и в теории общества главным оказывается вопрос об общественно-экономических формациях. Но капитализм входит в особый тип формаций — классовых, антагонистических. Коммунизм есть смена не только капиталистической формации, а всего антагонистического типа развития неантагонистическим. Поэтому с точки зрения исторической потребности создания коммунизма особенно важно понимание его не просто как качественно особой, новой формации, но также и главным образом как новой стадии во всем общественном развитии, куда современное рассмотрение формационного членения входит в качестве важного и все же подчиненного момента. Или другой крупный вопрос — вопрос о классах. Пока главной потребностью развития общества является упразднение капитализма, наиболее важным оказывается борьба классов, при переходе же от социализма к высшей фазе коммунизма на первый план выступает не борьба классов, а создание бесклассового общества через отмирание, сближение классов, ибо это уже неантагонистические классы общества, предвидение и построение бесклассового общества. Таким образом, в теории происходит переориентировка с рассмотрения борьбы классов (в обществе с антагонистическими классами) на предвидение общества без классов через исследование процесса отмирания, сближения неантагонистических классов (социалистического общества), через исследование уже существующего, хотя еще и незрелого коммунизма. К важнейшим методологическим вопросам с точки зрения задач построения высшей фазы коммунизма относятся вопрос об обществе как системе и вопрос о подлинной истории и предыстории человечества, их различии и связи, о закономерном ходе истории как процессе развития всего человечества в целом. Остановимся несколько подробнее на каждом из перечисленных пунктов. Потребность в изучении общества в качестве системы возникает уже при капитализме и обусловливается образованием системы3 мирового хозяйства, а следовательно, и собственно всемирной истории. Крупная промышленность «впервые создала всемирную историю, поскольку поставила удовлетворение потребностей каждой цивилизованной страны и каждого индивида в ней в зависимость от всего мира и поскольку уничтожила прежнюю, естественно сложившуюся обособленность отдельных стран» [1, т. 3, с. 60]. Но мировая система хозяйства при капитализме в основном, однако отнюдь не исключительно, зиждется на рыночных, внешних собственно процессу производства связях, раздирается противоречивыми тенденциями — тенденцией к созданию единого мирового хозяйства, обусловливаемой общественным характером производства, мировым разделением труда, и тенденцией разъединения, необходимо существующей при господстве частной собственности на средства производства. С победой социалистической революции и утверждением господства общественной собственности на средства производства и экономика, и все общество в целом развиваются как система на качественно ином уровне. Начинают преобладать внутренние связи частей, сторон системы. Хозяйство стягивается в единое целое уже главным образом не внешними, рыночными связями. хотя они при социализме н сохраняются, а по преимуществу внутренними связями, развивается планомерно. Планомерное развитие хозяйства, экономики, следовательно, и всего общества в целом с необходимостью требует сознательного управления развитием общества, осознания общества в качестве целостности. Развитие социализма порождает потребность во все более глубоком, всестороннем, целостном подходе к рассмотрению общества. На высшей фазе коммунизма процесс превращения общества во внутренне единое целое достигает зрелости, основой чего служит развитый процесс обобществления производства. Чем дальше человечество идет по пути к коммунизму, тем больше растет также потребность в углублении осмысления всей истории человечества. Ибо коммунизм — результат всей истории человечества. Достаточно верно понять результат возможно только в связи с процессом. А значит, коммунизм может быть достаточно глубоко и верно понят только в связи со всей предшествующей историей. Коммунистическое преобразование общества есть коренное преобразование не только капиталистических, но всех прежних человеческих отношений. Отсюда как теоретическая, так и практическая важность изучения всей истории человечества. Собственно коммунистическое развитие общества представляет собой развитие не разъединенного, единого человечества, равномерное развитие всех частей человечества. Поэтому при преобладании коммунистического развития на первом плане стоит рассмотрение закономерного развития не той или иной отдельной страны или региона, а всего человечества как единого целого. Впервые систематическое, целостное научное исследование общества и главным образом экономической жизни определенной — капиталистической — исторической эпохи было осуществлено К. Марксом. Это произошло как раз тогда, когда крупная промышленность «впервые создала всемирную историю», т. е. тогда, когда мировая экономика стала системой. К. Маркс первым в истории отобразил в «Капитале» предмет целой науки (политической экономии капитализма) в качестве развивающейся системы путем сознательного применения диалектико-материалистического метода. Марксово политэкономическое исследование остается до сих пор непревзойденным образцом целостного и детального воспроизведения предмета как развивающейся системы. Поэтому использование метода «Капитала» К. Маркса совершенно необходимо при теоретическом рассмотрении строения, структуры и истории общества. Конечно, метод «Капитала» не догма, не шаблон, не есть нечто застывшее, абсолютно неизменное. Методология познания общественного развития изменяетсяпо мере этогоразвития, по мере того, как в обществе происходят коренные преобразования, по мере того, как общество развивается в качестве системы. И все же определенные основные черты этой методологии сохраняются, пусть в так или иначе снятом виде. Однако метод, логика «Капитала» не были специально изложены К. Марксом. Они заключены «в плоть и кровь» его политэкономического исследования. Выделение их в чистом виде — очень трудная и чрезвычайно сложная работа. Задачу выделения Логики «Капитала» (Логики с большой буквы, т. е. логики в универсальном, всеобщем виде4) поставил В. И. Ленин. Исследователи-марксисты, особенно советские ученые, достигли в этом деле крупных успехов (см. труды М. М. Розенталя. Э. В. Ильенкова, Л. А. Маньковского, В. Типухина, 3. М. Оруджева и др.). Предлагаемая работа в методологическом, логическом отношении служит продолжением ранее предпринятого нами исследования системы логики «Капитала» К. Маркса [см. 48], в ней мы попытаемся творчески применить нашу трактовку системы логики «Капитала» к рассмотрению строения и истории человеческого общества. ' См., напр., работы И. Л. Андреева, Г. А. Багатурии, М. А. Барга, В. С. Барулина, Ю. В. Бромлея, В. С. Выгодского, Е. М. Жукова, Ю. М. Бородая, В. Ж. Келле, Е. Н. Лысманкина, К. X. Момджяна, В. И. Павлова, Ю. К. Плотникова, Е. Б. Черняка и др. 2 Под типами исторического развития, если исходить из ныне существующего подхода, следует подразумевать доклассовое, классовое, бесклассовое общество. При ныне существующем подходе характеристика типов и формаций дается с точки зрения классового общества и его отрицания. Так положительно определяется только классовое общество, остальные типы обществ квалифицируются негативно (до- и бесклассовое общество). По мере построения коммунизма и, окончательно, с победой коммунизма в мировом масштабе типы исторического развития должны рассматриваться с точки зрения коммунизма, а сам коммунизм выступает в этом случае не просто как отрицание классового общества, не просто как общество без классов, но как позитивно данное общество. В отличие от существующего подхода в предлагаемой читателю работе выдвигается идея рассмотрения истории общества именно с точки зрения коммунизма как позитивно данного общества, Соответственно предлагается новая по существу периодизация, снимающая существующий подход к формациям и типам (подробнее см. в Послесловии и основном тексте). Деление на доклассовое, классовое, бесклассовое общество — это наиболее общее, и в этом смысле предельное членение истории общества с позиций существующего ныне подхода — рассмотрения коммунизма главным образом как отрицания капиталистического и вообще классового общества. 3 Понятие «система» употребляется здесь и далее в смысле «органическое, развивающееся целое». Такое понимание существенно отличается от смысла понятия «система» в современных системных исследованиях. Подробно о понятии «система» будет сказано ниже. 4 Следует специально подчеркнуть: Логика с большой буквы в марксизме внутренне едина с логикой определенного предмета, не существует в совершенно неизменном виде, но внутренне связана со спецификой рассматриваемого предмета. Общее, всеобщее едино с особенным, зависит от особенного и вместе с тем не сводится к нему. Часть 1 Ч а с т ь II СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Глава 1 Глава 2 К СУЩНОСТИ ОБЩЕСТВА В предыдущей главе мы, по сути дела, характеризовали потребление человека как непосредственно тождественное с «производством» (и с «производством» собственной жизни, и с «производством» другой жизни), а также отношения, образующиеся в процессе этого потребления, т. е. отношения по «производству» жизни. Высшая форма отношений людей по «производству» жизни — это отношения родителей, старшего поколения, и детей, младшего поколения, в ходе которых у детей формируется способность к самостоятельному обеспечению себя предметами потребления. Следовательно, способность к самостоятельному обеспечению предметами потребления и сам процесс этого обеспечения представляют собой проявление видовых отношений. Иначе говоря, процесс обеспечения предметами потребления есть проявление в деятельности индивидов жизни вида. Важно напомнить, что и здесь изложение ведется под логическим углом зрения, а поэтому предмет рассмотрения — человек — выступает как данный. Поэтому в качестве данной, т. е. уже имеющейся налицо, фиксируются и биология человека, и соответствующая природная среда. С точки зрения высшей формы отношения индивидов по «производству» жизни весь процесс «производства» жизни предстает как проявление жизни вида и формы, этого проявления. Жизнь вида и индивидов в качестве его представителей осуществляется в противоречии между организмом (организмами) и окружающей природной средой при решающем влиянии в конечном счете природной среды. В самой неразвитой форме (обозначим ее в качестве формы I) существования этого противоречия потребление еще непосредственно тождественно с процессом обеспечения предметами потребления. Это отношение живых существ к окружающей среде характерно для растений. Среда, обеспечивающая возможность существования растения, окружает его непосредственно. Такое отношение сохраняется у человека и животного (например, таков процесс дыхания), но сохраняется, конечно, в снятом, преобразованном виде. В этой форме осуществления противоречия между живым существом и окружающей природной средой именно особенности среды в конечном счете решающим образом определяют потребление. Причем здесь потребляющее живое существо непосредственно связано с потребляемым материалом, обеспечение предметами потребления непосредственно тождественно с самим потреблением. Но материал потребления создается иными процессами, нежели процесс потребления. Следовательно, если потребление внутренне едино с материалом потребления и непосредственно с ним связано, то образование материала потребления случайно по отношению к потреблению, не связано с ним необходимо. Более развитой формой (назовем ее формой II) упомянутого противоречия служит такая форма, при которой имеет место относительное обособление друг от друга потребления и процесса обеспечения предметами потребления. Относительно обособленное существование процесса обеспечения предметами потребления по отношению к самому непосредственному потреблению характерно для животных, в отличие от растений. Решающую роль и здесь играют особенности окружающей природной среды. Для животных характерна1 не непосредственная окруженность их природной средой, обеспечивающей их жизнедеятельность, а такая природная среда, которая вынуждает их двигаться для обеспечения себя соответствующими предметами потребления. Для этой формы в отличие от первой характерно отсутствие изначальной непосредственной связи живого существа с предметами потребления. Потребление остается, разумеется, невозможным без материала (а точнее, здесь уже предметов) потребления. Однако установление непосредственной связи живого существа с предметами потребления опосредствуется относительно самостоятельным процессом обеспечения предметами потребления. Форма II существенно отличается от формы I по характеру связей. В форме II сохраняется внутренняя связь живого существа с предметами потребления и обеспечением предметами потребления (без того и другого жизнь этих существ невозможна). Но тут внутреннее единство живого существа с предметами потребления совершается через внешнюю связь внутренне единых, но внешне обособленных различных процессов: потребления и обеспечения предметами потребления. Это уже не непосредственная связь одного (живых существ) с другим (предметами потребления), а связь, осуществляемая через внешнюю связь, обособленность различных внутренне связанных процессов (потребления и обеспечения предметами потребления). А поэтому возможность нарушения единства (вплоть до гибели индивида) здесь несравненно вероятнее, чем при непосредственной связи одного с другим. Форма II значительно более зрелая форма существования упомянутого выше противоречия, чем форма I. И в форме I, и в форме II живые существа не только испытывают воздействие окружающей среды, но и обратно воздействуют на нее. В форме I это происходит путем потребления материала, черпаемого из окружающей природной среды, и выделения продуктов распада. В форме II обратное воздействие на природную среду, присущее форме I, сохраняется в снятом, преобразованном виде. Но для формы II характерно наличие относительно обособленного от потребления процесса обеспечения предметами потребления. Последнее же необходимо предполагает, во-первых, специальное обратное воздействие на окружающую природную среду, отличное от обратного воздействия на эту среду процесса потребления, во-вторых, также и специальные средства, органы такого воздействия. Самое простое осуществление процесса обеспечения предметами потребления в качестве относительно обособленного процесса есть его осуществление при помощи органов тела. В пределах этой формы процесса обеспечения предметами потребления имеются две главные-разновидности: обеспечение растительными и животными предметами потребления (отрицательное выражение этих разновидностей: защита от неблагоприятного воздействия растений и от нападения животных). Обеспечение предметами потребления растительного происхождения представляет собой процесс более простой, чем обеспечение предметами потребления животного происхождения. У человека сохраняются обе разновидности этой формы обеспечения предметами потребления в более или менее снятом, преобразованном виде. В относительно менее преобразованном виде — это, например, собирание дикорастущих растений или охота на животных с применением только органов тела. Эта форма относительно обособленного процесса обеспечения предметами потребления для своего беспрепятственного осуществления необходимо предполагает наличие достаточного количества и качества предметов потребления, данных природой в готовом виде. Животный способ воздействия на предметы потребления в процессе обеспечения предметами потребления — в отличие от самого потребления — есть главным образом механическое воздействие на предметы потребления (например, срывание листьев, плодов, применение зубов хищным животным). Природа выступает как «кладовая» готовых предметов потребления, а способ воздействия на эти предметы потребления в рамках относительной самостоятельности процесса обеспечения предметами потребления — как по преимуществу механическое воздействие. Еще более развитой формой (форма III) обеспечения предметами потребления служит использование (главным образом механических) свойств предметов неорганического и органического происхождения (например, камня, палки, кости) для обеспечения предметами потребления, данными природой в готовом виде. Эта форма в более или менее снятом виде сохраняется у человека. Таково, например, использование палки для сбивания высоко висящих плодов или бросание камня для защиты от нападения животного. Эта форма промежуточная, переходная, с одной стороны, она выходит за рамки предшествующей, а с другой стороны, сходна с ней. В самом деле, тут в качестве средств для обеспечения предметами потребления применяются предметы, не представляющие собой органы тела. И в то же время все это — средства извлечения из «кладовой» природы готовых предметов потребления, эти средства действуют как органы тела, как простое, непосредственное продолжение органов тела, как «неорганические органы тела» (К. Маркс). Для того, кто их применяет, они образуют лишь продолжение органов тела, хотя сами эти предметы, как средства обеспечения предметами потребления применяются в той функции, которая им не свойственна вне этого процесса. Будучи существенно сходна с формой II, форма III вместе с тем существенно отличается от нее тем, что в качестве специальных средств обратного воздействия на окружающую природную среду используются не только органы тела. И все же пока предметы (процессы) среды, не представляющие собой органы тела, применяются лишь в иной функции, оставаясь сами по себе неизменными, использование их остается более или менее случайным. Решающая роль особенностей природной среды в противоречии между живыми существами и окружающей природной средой сохраняется: средства воздействия, не представляющие собой органов тела и применяемые в их неизменном природном виде, позволяют в общем и целом только более полно вычерпывать из «кладовой» природы данные природой в готовом виде предметы потребления. Если в форме II средствами обратного воздействия на окружающую среду служат лишь органы тела, то в форме III арсенал средств воздействия потенциально оказывается несравненно более богатым. Форме III свойственно то, что процессы, предметы, явления природы, используемые для воздействия на другие процессы. предметы, явления природы, входят в качестве подчиненного посредствующего звена в процесс воздействия на предметы и т. п. при помощи органов тела. Средства воздействия в качестве подчиненного момента обусловливаются прежде всего и главным образом строением органов тела, их биологическими возможностями, а также предметом, на который происходит воздействие. Главную роль играют органы тела и предметы, на которые направлено воздействие. Тем самым решающей остается зависимость обеспечения предметами потребления от строения органов тела и от наличия готовых предметов воздействия. Сами средства воздействия, не представляющие собой органов тела, лишь черпаются в готовом виде из «кладезя природы» и только используются в иной функции, а именно в функции средств воздействия, которое происходит ради обеспечения предметом потребления. Внутренний предел самой «кладовой» предметов потребления, данных природой в готовом виде, не устраняется, но возрастают возможности черпать из этой «кладовой» больше предметов потребления, данных природой в готовом виде. Этот внутренний предел устраняется тогда, когда средства воздействия, не представляющие собой органов тела, превращаются из подчиненного в главенствующий момент воздействия. Последнее же происходит тогда, когда средства воздействия, не представляющие собой органов тела, па свой лад преобразуют обе крайние компоненты, которые они опосредствуют. Превращение таких средств воздействия из подчиненного в главенствующий момент само обусловливается крайними компонентами процесса: с одной стороны, применение таких средств сталкивается с сопротивлением, противодействием предметов и т. п., на которые направлено воздействие, с другой стороны, имеется недостаточное удовлетворение биологических телесных потребностей. Средства воздействия, не представляющие собой органов тела и применяемые для получения предметов телесного потребления, изменяются и притом не только функционально, но и морфологически, для преодоления этого двустороннего противодействия и в соответствии со своей предметной природой. Так как средства воздействия отличаются от природно данных предметов, существующих вне процесса обеспечения предметами потребления, не только функционально, но и морфологически, а также отличаются от органов тела, то предмет, на который направлено воз действие, в конце концов, соответственно преобразуется, превращается в искусственно созданный предмет2. Превращение средств воздействия, не представляющих собой органов тела н применяемых ради обеспечения предметами потребления, из подчиненного в главенствующий момент процесса обеспечения предметами потребления, приобретение ими не только функционального, но и морфологического отличия от предметов, данных природой в готовом виде, преобразование соответственно возможностям этой морфологии средств воздействия обоих крайних членов процесса обеспечения предметами потребления есть переход к IV форме. В форме IV разрешается (а тем самым и развивается) противоречие между живыми существами и окружающей их природной средой. Во всех остальных ранее рассмотренных формах живое существо внутренне едино с материалом, предметами потребления, и в этом смысле с окружающей природной средой. Однако природные процессы, в ходе которых образуются материал, предметы потребления, есть иные процессы, нежели само потребление. Они лишь внешне, случайно, через свои результаты связаны с потреблением. А поэтому потребление подвержено в конечном счете решающему действию факторов, не зависящих от него, случайных по отношению к нему. Внутренняя связь процессов образования материала, предметов потребления, с самим потреблением отсутствует. Осуществление потребления в этом отношении есть случайность. Чем случайнее по отношению к потреблению возможность наличия предметов потребления, данных природой в готовом виде, тем — при прочих равных условиях — более развитым должно быть обратное воздействие живых существ на окружающую природную среду для обеспечения потребления. Следовательно, характер, степень обратного воздействия живых существ на окружающую их природную среду определяются в конечном счете особенностями этой среды (если выразить это в историческом аспекте. — изменением окружающей природной среды). Противоречие между, с одной стороны, функционированием и возобновлением потребления и, с другой стороны, процессами образования предметов потребление, |
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.26.149 (0.012 с.)