Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная типология строения личностей

Поиск

/ тип — личность предпосылочного типа, это как бы предличность, зародышевая, «эмбриональная» лич­ность. Центр жизненной программы такой личности— потребление материальных благ, удовлетворение по­требностей в поддержании собственного физического су­ществования. Более развитой разновидностью такого типа личности является личность, жизненная программа которой сосредоточивается не только на поддержании своего собственного физического существования посред­ством потребления материальных благ, но и на обеспе­чении того же для индивидов, с которыми данный инди­вид связан отношениями продолжения рода.

Для личностей такого типа производство, труд— только средство поддержания физического существова­ния (своего или тех, с кем они связаны отношениями по продолжению рода). Поэтому такая жизненная про­грамма стихийно тяготеет к перерастанию—при благо­приятных условиях—в паразитическую жизненную про­грамму, а личность—в паразитическую личность.

Поскольку жизненная программа человека концен­трируется только на потреблении готового, постольку это—паразитическая программа. Такая паразитическая личность есть разрушение личности.

Обе эти крайности вырастают на основе такого раз­вития материальной жизни общества, которая обуслов­ливает отношение к труду, производству только как средству поддержания физического существования, как к проклятию14. Трудится в таких условиях тот, кто не может избежать труда. Привлекательным же, идеаль­ным состоянием представляется возможность потреб­лять без затраты труда. Поэтому существует тенден­ция появления и существования паразитических личнос­тей.

// тип — личность сущностного типа первого рода. Жизненная программа личностей такого типа сосредо­точивается на труде не как средстве для поддержания физического существования, но ради удовлетворения потребности в труде. Поддержание физического сущест­вования—своего или также тех людей, с которыми данный индивид связан отношениями по продолжению рода,—остается необходимым моментом в жизненной программе, но ему отводится подчиненная роль. Можно выделить две главные разновидности личностей такого типа. Первая разновидность— это личности, для кото­рых характерен труд ради успеха в труде, ради получе­ния результата труда. По сути дела, потребность в тру­де ради труда у таких личностей еще неустойчива. Вто­рая разновидность — это личности, для которых харак­терен труд ради наслаждения процессом труда, ради потребности в самом процессе труда; результат же про­должает быть необходимым, но низводится на роль подчиненного момента труда. Потребность в труде ради труда у таких личностей становится внутренней, устой­чивой.

/// тип—личность сущностного типа второго рода. Главное в жизненной программе такой личности—под­чиненность общественным условиям, но как только не­обходимым. Это такая конформистская личность15, ко­торая сознательно подчиняется существующим общест­венным условиям как только необходимо (а следова­тельно, вечно) существующим.

IV тип—личность сущностного типа третьего рода. Жизненная программа такого типа личностей опреде­ляется главным образом осознанием своего места в обществе, осознанием общественных связей, отношений и своего единства с обществом. Такой тип личности воз­можен постольку и настолько, поскольку и насколько существует единство материальных интересов индивида и общества, а преобладать он может только при преоб­ладании в обществе единства индивидуальных и обще­ственных материальных интересов. Главным у лично­стей такого типа становится жизнедеятельность ради общественных интересов, ради человечества, т. е. жиз­недеятельность в качестве сознательно-общественного существа.

Отличие этих личностей от личностей III типа— сво­бода выбора общественных целей. (Свобода есть позна­ние необходимости и преобразование людьми как обще­ственными существами действительности на основе по­знанной необходимости.)

В обществах, в которых развитие совершается через противоположность, через противоречие материальных интересов, материальные интересы той или иной части общества могут по преимуществу совпадать с развитием человечества в целом, а интересы другой (или других) части общества—по преимуществу не совпадать с раз­витием человечества в целом. Тогда именно на позициях той части (или тех частей) общества, материальные ин­тересы которой в основном совпадают с развитием че­ловечества в целом, становится возможным появление личностей этого типа.

Но поскольку эти личности формируются на почве борьбы различных частей общества друг с другом из-за противоположных, противоречащих материальных инте­ресов и, следовательно, борьбы, доходящей до тех или иных мер физического воздействия, воздействия на ус­ловия физического существования, постольку борьба за развитие человечества, за общественные цели как глав­ные цели личной жизни требует самоотверженности, доходящей в крайних случаях до принесения в жертву общественным целям своего физического существования.

Н. Г. Чернышевский в образе Рахметова выразил идеальный тип революционера, необходимость прибли­жения к которому тем настоятельнее, чем острее клас­совая борьба, чем отчетливее и напряженнее противопо­ложность материальных интересов. И пока существуют в обществе существенные различия, противоположность, противоречие материальных интересов, личности рас­сматриваемого типа невозможны без той или иной сте­пени самоотверженности, самопожертвования (а следо­вательно, аскетизма).

Самоотверженность, самопожертвование (а значит, и аскетизм)—характерные качества личности этого ти­па в условиях преобладания в обществе противополож­ных, противоречивых материальных интересов. Но по­требность в них оказывается существенной и при нали­чии существенных различий материальных интересов в обществе. Реализация самоотверженности, самопожер­твования означает подрыв существования тех или иных проявлений личности, вплоть до ее физического само­устранения.

Если реализация самоотверженности, самопожертво­вания у личностей этого типа оказывается устойчивой тенденцией, то ока означает деформацию личности, вплоть до ее полного устранения.

Но следует со всей решительностью подчеркнуть, что личности этого типа в условиях существенного разли­чия, противоположности, противоречия материальных интересов с необходимостью должны обладать способ­ностью к самоотверженности, к самопожертвованию. Более того, личность достигает наивысшего своего раз­вития тогда, когда «дело жизни», главная жизненная цель, доминирующая внутренняя потребность—это дея­тельность для и ради общества. В таком случае, если эта внутренняя потребность для своего осуществления нуждается в жизни индивида, он отдает ее, приносит в «жертву».

Даже в условиях существующего в основном един­ства материальных интересов подлинная, а не мнимая личность такого рода сохраняет готовность к проявле­нию самоотверженности, самопожертвования.

При гармоническом существовании личности IV ти­па ее жизнедеятельность ради общих интересов не всту­пает в противоречие ни с удовлетворением материаль­ных потребностей для поддержания своего биологиче­ского существования и биологического существования лиц, с которыми этот человек связан отношениями про­должения рода, ни с трудом ради удовлетворения по­требности в труде. Тем не менее, пусть и потенциально, «готовность к самопожертвованию» у такой личности необходимо сохраняется.

Всестороннее развитие личности означает развитие личности во всех основных, главных сферах социальной жизни. Такими сферами, как это следует из всего пре­дыдущего изложения, оказываются удовлетворение по­требностей в поддержании биологического существова­ния, всестороннее физическое развитие, труд, совершаемый ради удовлетворения потребности в труде (сюда входит и труд по производству материальных благ, и труд по производству знаний), деятельность по совер­шенствованию материальных производственных отноше­ний, проявления жизнедеятельности личности (как со­знательно общественного существа), совершенствование во всех сохраняющихся во вполне зрелом обществе формах общественного сознания. Развитие личности есть по сути своей усвоение человеком социального, т. е. не только образование, но и, обязательно, воспитание и самовоспитание человека как сознательно общественно­го существа.

Но личность есть единство социального и биологиче­ского в индивиде, преломление социального через био­логическую природу индивида. Поэтому для характери­стики личностей требуется биологическая характеристи­ка индивидов, поскольку усвоение и изменение социаль­ного индивидом зависят от биологической природы ин­дивида, трансформируются последней.

Так, различие биологии мужчины и женщины сказы­вается на определенных различиях в усвоении ими со­циальной среды, на их месте в обществе, на их соци­альной роли. Например, для продолжения человеческо­го рода нецелесообразно, чтобы занятия женщин были связаны с риском для жизни, все занятия такого рода должны быть уделом преимущественно мужчин. Игнори­рование социальных последствий биологических разли­чий между мужчиной и женщиной чревато весьма серьезным ущербом для продолжения человеческого рода. Эмансипация женщин, являющаяся ныне веле­нием времени, не должна иметь ничего общего с забве­нием того, что биологическое различие между мужчиной и женщиной всегда, в любом обществе, пока продол­жается человеческий род, сказывается на известных раз­личиях их социальной роли, социального поведения, ме­ста в обществе.

Систематическое изучение необходимого воздействия биологических различий между мужчинами и женщинами на «присвоение» ими социальной среды, изучение социальной среды с точки зрения благоприятности или неблагоприятности ее для проявления биологических различий между мужчиной и женщиной ведутся весьма недостаточно. Процесс эмансипации женщин не должен рассматриваться как чисто социальный процесс, без учета воздействия на него биологических различий меж­ду мужчиной и женщиной. Необходимо также система­тическое изучение зависимости «присвоения» социаль­ной среды от возрастных этапов существования индиви­да. Каждому возрастному периоду в существовании ин­дивида свойственны определенные закономерные черты отношения к социальной действительности, связи с со­циальной действительностью, обусловленные особенно­стями возрастной стадии. Например, мир глазам под­ростка и старика предстает не совсем одинаково, и раз­ница, между прочим, зависит и от их биологического возраста. Личность человека зависит не только от со­циальной среды, социальных условий, но и, в частно­сти, также от особенностей стадии его индивидуального биологического развития. В настоящее время эта проб­лематика разработана еще весьма и весьма слабо.

Различные люди, даже одного биологического воз­раста и пола, имеют различные психофизиологические характеристики. Психофизиологические особенности лю­дей также влияют на «присвоения» ими социаль­ной действительности, на изменение этой действитель­ности.

Так, с точки зрения физиологии наиболее общим и распространенным является деление людей по типу нервной системы в зависимости от силы или слабости, подвижности или инертности, уравновешенности или неуравновешенности нервных процессов, а также деление людей на художественный и мыслительный ти­пы. Эти различия, несомненно, сказываются на соци­альной жизнедеятельности людей. Например, для рабо­ты в экстремальных условиях малопригодны или непри­годны люди со слабой нервной системой, что не исклю­чает предпочтительности людей со слабой нервной си­стемой для некоторых других занятий, в. частности та­ких, где нужна более высокая чувствительность.

Конечно, содержание личности есть социальное со­держание, но социальное содержание не существует как особая личность, личность представляет собой «преломление» социального содержания через биологическую, психофизиологическую природу индивида. И эта послед­няя не остается совершенно безразличным носителем со­циального содержания, социальное содержание не мо­жет в определенной степени и в определенных отноше­ниях не трансформироваться биологической, психофи­зиологической природой индивида. А биологическая, психофизиологическая природа различных индивидов различна. К таким различиям, в частности, и относятся типы нервной системы. Или, например, наследственная слабость, предрасположенность к заболеваниям тех или иных органов и систем организма (сердца, легких, ор­ганов зрения и т. д.) рано или поздно заставляют чело­века считаться с ними в своей социальной деятельности, могут повлиять, и притом существенно, на его социаль­ную деятельность.

Действительность отношений людей в обществе есть их отношение в качестве личностей, этих «органических соединений» социального с биологической, психофизио­логической природой индивида. Связи людей как все­сторонних и гармоничных личностей, формы этих свя­зей исследованы ныне совершенно недостаточно. В об­щем виде их можно охарактеризовать так.

Это связи преимущественно не по принуждению, а по убеждению, связи по интересам, но интересам не своекорыстным, а таким, которые заключаются главным образом в реализации общественного интереса, когда, реализуя интересы других людей, личность тем самым достигает реализации своего собственного интереса. Это связи всесторонних и гармоничных личностей, а следо­вательно, каждая личность вступает во всесторонние (во всех основных сферах общества) отношения с дру­гими личностями, и, следовательно, это связи подвиж­ные, не закрепляемые социально и специально, а зави­симые от свободного выбора людей, вступающих в от­ношения, это связи, строящиеся с учетом половой, воз­растной, психологической и т. п. совместимости.

Естественно, такие отношения не могут преобладать, пока в обществе большую часть усилий людей отнимает производство материальных благ, необходимых для под­держания физического существования людей.

Итак, с самого начала мы рассматривали человека как существо биосоциальное. Причем биологическая природа человека (в ее непосредственном единстве с социальным) предстает прежде всего в качестве необхо­димой предпосылки человеческой сущности. Так как биологическая природа человека берется в качестве не­обходимой предпосылки сущности человека, то с само­го начала, хотя и неявно, предполагается связь предпо­сылки с сущностью, предпосылкой которой она служит, т. е. связь биологического с социальным. С самого на­чала биологическая природа человека рассматривается не в отрыве от социального, но при этом ни социальное, ни его связь с биологической природой человека специ­ально не фиксируются. Человек предстает главным об­разом как индивид. Затем осуществляется переход к рассмотрению сущности человека, к рассмотрению со­циального. Однако если изложение социального, сущ­ности человека в чистом виде выступает на первый план, если специально анализируется именно сущность человека, социальное, то вместе с тем, во-первых, пред­полагается связь социального с биологической природой людей (сущность человека закономерно выступает по­сле рассмотрения биологической природы человека, а не до нее); во-вторых, предпосылка не просто фикси­руется до сущности, а предпосылка в снятом виде со­храняется внутри сущности как ее несущественная, ко необходимая сторона, как одна из двух противополож­ных сторон сущности (сущность человека, социальное имеет внутри себя в снятом виде и в качестве несущест­венной стороны сущности биологическую природу лю­дей).

После рассмотрения социального, сущности человека самой по себе мы перешли к характеристике специаль­но единства социального с биологической природой че­ловека, т. е. к характеристике человека как личности. Действительность человеческого общества есть отноше­ния людей как личностей и формы этих Отношений.

Основной или один из основных недостатков подчас весьма интересных трудов, посвященных сущности чело­века или затрагивающих эту проблему, заключается в том, что сущность человека не рассматривается как процесс, ее рассмотрение не включается в картину це­лостного рассмотрения общества.

Из сказанного выше можно вывести иерархию целей общества как такового от низшей цели (поддержания только физического существования индивидов и лишь физического продолжения человеческого рода) до высшей цели (существование, воспроизведение, развитие людей как личностей16). Причем осуществление высшей цели с необходимостью предполагает осуществление низших целей в снятом виде как преобразованных, под­чиненных моментов.

Высокая цель общества как такового оказывается целью коммунистического общества. Это не случайно, ибо коммунистическое общество есть подлинная история человечества, в отличие от предыстории человечества, есть зрелое человеческое общество.

Поэтому изучение логическим способом человеческо­го общества как такового, способом, при котором все стороны изучаемого предмета берутся в их наиболее развитом, зрелом виде, представляет собой изучение коммунистического общества. А точка зрения исследо­вания общества как такового есть позиция людей, для которых главной задачей является не отрицание докоммунистических общественных порядков, а положитель­ное устроение коммунистического общественного по­рядка.

1 В широком смысле сущность включает в себя собственно сущность, явление и действительность. Это включение в сущность явления и действительности правомерно поточу, что явление;1 дей­ствительность не есть нечто лишь непосредственное, а есть необхо­димые (сущностные) формы проявления сущности в непосредст­венном. В узком смысле слова сущность есть сущность сама но себе ч отличие от непосредственного, внешнего и т. и., в том числе от необходимых форм проявления сущности в непосредственном, внешнем и т. п.

В широком смысле сущностью человека является вся совокуп­ность, весь ансамбль общественных отношений. В узком смысле сущность человека — единство производительного взаимоотноше­ния с природой и производственных отношении, или, можно ска­зать. единство производительных сил и производственных отноше­ний.

2 Следует иметь в виду, что сами производственные отношения исторически возникают, формируются, развиваются, а потому и люди как личности в этом смысле тоже находятся исторически на разных стадиях развития. Поэтому, например, ответ на вопрос, являлся ли раб-производитель личностью, необходимо предполагает решение вопроса о том, на какой стадии развития находились производственные отношения (в их отличии от природных) в ра­бовладельческом обществе.

3 Подчеркнем еще раз: пауки об обществе в той мере. в какой они представляют собой познание, знание общества, изучают об­щество как объект: в формах собственно общественного сознания (и в науках, поскольку они относятся к этим формам) отражаются люди как субъекты и связи, отношения людей как связи, отноше­ния субъектов, активных, действующих, чувствующих, мыслящих людей.

4 Осознание средств и способов достижения внутреннего, сущ­ности начинается задолго до возникновения теории познания как особой области знания, задолго до возникновения наук. Мышление о мышлении развивается, представляет собой процесс. Исторически мышление о мышлении образуется сначала как еще не обособившийся момент, как момент синкретического восприятия людей.

5 Когда говорится о формах общественного сознания, то име­ется в виду (отдают себе в этом отчет или нет — безразлично) оформившееся, сформировавшееся, т. е. зрелое, общественное со­знание. Относительно несформировавшегося общественного созна­ния и постольку, поскольку оно не сформировалось, целесообразнее говорить о различных сторонах и т. и. общественного сознания. Форма общественного сознания в отличие от других форм есть некое определившееся и относительно самостоятельное особое об­разование.

6 Наука есть главным образом форма знания, форма позна­ния. В той мере в какой знание, познание необходимо включают в себя сознание и едины с сознанием, наука представляет собой также форму общественного сознания. Тем не менее наука но преимуществу все же форма знания, форма познания.

7 Мы рассматриваем здесь общество в логическом аспекте. А логический способ исследования, указывал Ф. Энгельс, есть «от­ражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сан действительный исторический процесс, причем каждый момент может рассматриваться в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости, своей классической формы» [1, т. 13, с. 497]. Поэтому если возникнет, например, вопрос: от­носится ли это к первобытному обществу, то такой вопрос будет основываться на непонимании специфики логического способа ис­следования.

8 По нашему мнению, политика, в отличие от морали, во впол­не зрелом человеческом обществе, т. е. в зрелом, развитом комму­нистическом обществе, отомрет. Здесь мы фиксируем общество в логическом аспекте, берем стороны зрелого, развитого, подлин­ного человеческого общества, но так как в современную эпоху по­литика играет весьма важную роль, то. отступая от строго логи­ческой последовательности, мы кратко охарактеризуем ее.

9 Характеристика права при логического рассмотрении общест­ва. т. е. при рассмотрении зрелого человеческого общества, есть отступление от логического аспекта, ибо право, как и политика, отомрет в развитом коммунистическом, т. е. вполне зрелом чело­веческом обществе.

10 Говоря об эстетическом сознании, мы пытаемся выделить преимущественно самое главное для его характеристики, чтобы определить в общем и целом место и значение этой формы обще­ственного сознания в обществе как системе. Подробное рассмот­рение этой формы общественного сознания не является нашей за­дачей.

11 Характеристика религии есть отступление от строго логиче­ского способа рассмотрения общества (как и характеристика по­литики и права).

12 За исключением религии, которая представляет собой пусто­цвет на древе общественного познания, такую форму общественно­го сознания, которая есть одновременно разрушение, отрицание общественно­го сознания как такового. И тем не менее, как уже било сказано выше другими словами, пустоцвет есть пустоцвет и пустоцвет.

13 Отражение необщественного бытия возможно лишь через призму общественного бытия: природа вне связи с процессом ее преобразования есть непознанная, неотраженная по-человечески природа.

14 Труд как только или главным образом средство к физичес­кому существованию существует тогда, когда он с необходимостью вместе с тем есть проклятие (см. об этом в третьей части моно­графии).

15 I тип и первая разновидность II типа личностей — конфор­мистские по своей сути.

16 Существование и воспроизведение вполне развитых личнос­тей как можно заметить из сказанного выше, означают ассоциа­цию, «в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» [1, т. 4, с. 447].

 

 

Глава 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.009 с.)