Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная типология строения личностейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
/ тип — личность предпосылочного типа, это как бы предличность, зародышевая, «эмбриональная» личность. Центр жизненной программы такой личности— потребление материальных благ, удовлетворение потребностей в поддержании собственного физического существования. Более развитой разновидностью такого типа личности является личность, жизненная программа которой сосредоточивается не только на поддержании своего собственного физического существования посредством потребления материальных благ, но и на обеспечении того же для индивидов, с которыми данный индивид связан отношениями продолжения рода. Для личностей такого типа производство, труд— только средство поддержания физического существования (своего или тех, с кем они связаны отношениями по продолжению рода). Поэтому такая жизненная программа стихийно тяготеет к перерастанию—при благоприятных условиях—в паразитическую жизненную программу, а личность—в паразитическую личность. Поскольку жизненная программа человека концентрируется только на потреблении готового, постольку это—паразитическая программа. Такая паразитическая личность есть разрушение личности. Обе эти крайности вырастают на основе такого развития материальной жизни общества, которая обусловливает отношение к труду, производству только как средству поддержания физического существования, как к проклятию14. Трудится в таких условиях тот, кто не может избежать труда. Привлекательным же, идеальным состоянием представляется возможность потреблять без затраты труда. Поэтому существует тенденция появления и существования паразитических личностей. // тип — личность сущностного типа первого рода. Жизненная программа личностей такого типа сосредоточивается на труде не как средстве для поддержания физического существования, но ради удовлетворения потребности в труде. Поддержание физического существования—своего или также тех людей, с которыми данный индивид связан отношениями по продолжению рода,—остается необходимым моментом в жизненной программе, но ему отводится подчиненная роль. Можно выделить две главные разновидности личностей такого типа. Первая разновидность— это личности, для которых характерен труд ради успеха в труде, ради получения результата труда. По сути дела, потребность в труде ради труда у таких личностей еще неустойчива. Вторая разновидность — это личности, для которых характерен труд ради наслаждения процессом труда, ради потребности в самом процессе труда; результат же продолжает быть необходимым, но низводится на роль подчиненного момента труда. Потребность в труде ради труда у таких личностей становится внутренней, устойчивой. /// тип—личность сущностного типа второго рода. Главное в жизненной программе такой личности—подчиненность общественным условиям, но как только необходимым. Это такая конформистская личность15, которая сознательно подчиняется существующим общественным условиям как только необходимо (а следовательно, вечно) существующим. IV тип—личность сущностного типа третьего рода. Жизненная программа такого типа личностей определяется главным образом осознанием своего места в обществе, осознанием общественных связей, отношений и своего единства с обществом. Такой тип личности возможен постольку и настолько, поскольку и насколько существует единство материальных интересов индивида и общества, а преобладать он может только при преобладании в обществе единства индивидуальных и общественных материальных интересов. Главным у личностей такого типа становится жизнедеятельность ради общественных интересов, ради человечества, т. е. жизнедеятельность в качестве сознательно-общественного существа. Отличие этих личностей от личностей III типа— свобода выбора общественных целей. (Свобода есть познание необходимости и преобразование людьми как общественными существами действительности на основе познанной необходимости.) В обществах, в которых развитие совершается через противоположность, через противоречие материальных интересов, материальные интересы той или иной части общества могут по преимуществу совпадать с развитием человечества в целом, а интересы другой (или других) части общества—по преимуществу не совпадать с развитием человечества в целом. Тогда именно на позициях той части (или тех частей) общества, материальные интересы которой в основном совпадают с развитием человечества в целом, становится возможным появление личностей этого типа. Но поскольку эти личности формируются на почве борьбы различных частей общества друг с другом из-за противоположных, противоречащих материальных интересов и, следовательно, борьбы, доходящей до тех или иных мер физического воздействия, воздействия на условия физического существования, постольку борьба за развитие человечества, за общественные цели как главные цели личной жизни требует самоотверженности, доходящей в крайних случаях до принесения в жертву общественным целям своего физического существования. Н. Г. Чернышевский в образе Рахметова выразил идеальный тип революционера, необходимость приближения к которому тем настоятельнее, чем острее классовая борьба, чем отчетливее и напряженнее противоположность материальных интересов. И пока существуют в обществе существенные различия, противоположность, противоречие материальных интересов, личности рассматриваемого типа невозможны без той или иной степени самоотверженности, самопожертвования (а следовательно, аскетизма). Самоотверженность, самопожертвование (а значит, и аскетизм)—характерные качества личности этого типа в условиях преобладания в обществе противоположных, противоречивых материальных интересов. Но потребность в них оказывается существенной и при наличии существенных различий материальных интересов в обществе. Реализация самоотверженности, самопожертвования означает подрыв существования тех или иных проявлений личности, вплоть до ее физического самоустранения. Если реализация самоотверженности, самопожертвования у личностей этого типа оказывается устойчивой тенденцией, то ока означает деформацию личности, вплоть до ее полного устранения. Но следует со всей решительностью подчеркнуть, что личности этого типа в условиях существенного различия, противоположности, противоречия материальных интересов с необходимостью должны обладать способностью к самоотверженности, к самопожертвованию. Более того, личность достигает наивысшего своего развития тогда, когда «дело жизни», главная жизненная цель, доминирующая внутренняя потребность—это деятельность для и ради общества. В таком случае, если эта внутренняя потребность для своего осуществления нуждается в жизни индивида, он отдает ее, приносит в «жертву». Даже в условиях существующего в основном единства материальных интересов подлинная, а не мнимая личность такого рода сохраняет готовность к проявлению самоотверженности, самопожертвования. При гармоническом существовании личности IV типа ее жизнедеятельность ради общих интересов не вступает в противоречие ни с удовлетворением материальных потребностей для поддержания своего биологического существования и биологического существования лиц, с которыми этот человек связан отношениями продолжения рода, ни с трудом ради удовлетворения потребности в труде. Тем не менее, пусть и потенциально, «готовность к самопожертвованию» у такой личности необходимо сохраняется. Всестороннее развитие личности означает развитие личности во всех основных, главных сферах социальной жизни. Такими сферами, как это следует из всего предыдущего изложения, оказываются удовлетворение потребностей в поддержании биологического существования, всестороннее физическое развитие, труд, совершаемый ради удовлетворения потребности в труде (сюда входит и труд по производству материальных благ, и труд по производству знаний), деятельность по совершенствованию материальных производственных отношений, проявления жизнедеятельности личности (как сознательно общественного существа), совершенствование во всех сохраняющихся во вполне зрелом обществе формах общественного сознания. Развитие личности есть по сути своей усвоение человеком социального, т. е. не только образование, но и, обязательно, воспитание и самовоспитание человека как сознательно общественного существа. Но личность есть единство социального и биологического в индивиде, преломление социального через биологическую природу индивида. Поэтому для характеристики личностей требуется биологическая характеристика индивидов, поскольку усвоение и изменение социального индивидом зависят от биологической природы индивида, трансформируются последней. Так, различие биологии мужчины и женщины сказывается на определенных различиях в усвоении ими социальной среды, на их месте в обществе, на их социальной роли. Например, для продолжения человеческого рода нецелесообразно, чтобы занятия женщин были связаны с риском для жизни, все занятия такого рода должны быть уделом преимущественно мужчин. Игнорирование социальных последствий биологических различий между мужчиной и женщиной чревато весьма серьезным ущербом для продолжения человеческого рода. Эмансипация женщин, являющаяся ныне велением времени, не должна иметь ничего общего с забвением того, что биологическое различие между мужчиной и женщиной всегда, в любом обществе, пока продолжается человеческий род, сказывается на известных различиях их социальной роли, социального поведения, места в обществе. Систематическое изучение необходимого воздействия биологических различий между мужчинами и женщинами на «присвоение» ими социальной среды, изучение социальной среды с точки зрения благоприятности или неблагоприятности ее для проявления биологических различий между мужчиной и женщиной ведутся весьма недостаточно. Процесс эмансипации женщин не должен рассматриваться как чисто социальный процесс, без учета воздействия на него биологических различий между мужчиной и женщиной. Необходимо также систематическое изучение зависимости «присвоения» социальной среды от возрастных этапов существования индивида. Каждому возрастному периоду в существовании индивида свойственны определенные закономерные черты отношения к социальной действительности, связи с социальной действительностью, обусловленные особенностями возрастной стадии. Например, мир глазам подростка и старика предстает не совсем одинаково, и разница, между прочим, зависит и от их биологического возраста. Личность человека зависит не только от социальной среды, социальных условий, но и, в частности, также от особенностей стадии его индивидуального биологического развития. В настоящее время эта проблематика разработана еще весьма и весьма слабо. Различные люди, даже одного биологического возраста и пола, имеют различные психофизиологические характеристики. Психофизиологические особенности людей также влияют на «присвоения» ими социальной действительности, на изменение этой действительности. Так, с точки зрения физиологии наиболее общим и распространенным является деление людей по типу нервной системы в зависимости от силы или слабости, подвижности или инертности, уравновешенности или неуравновешенности нервных процессов, а также деление людей на художественный и мыслительный типы. Эти различия, несомненно, сказываются на социальной жизнедеятельности людей. Например, для работы в экстремальных условиях малопригодны или непригодны люди со слабой нервной системой, что не исключает предпочтительности людей со слабой нервной системой для некоторых других занятий, в. частности таких, где нужна более высокая чувствительность. Конечно, содержание личности есть социальное содержание, но социальное содержание не существует как особая личность, личность представляет собой «преломление» социального содержания через биологическую, психофизиологическую природу индивида. И эта последняя не остается совершенно безразличным носителем социального содержания, социальное содержание не может в определенной степени и в определенных отношениях не трансформироваться биологической, психофизиологической природой индивида. А биологическая, психофизиологическая природа различных индивидов различна. К таким различиям, в частности, и относятся типы нервной системы. Или, например, наследственная слабость, предрасположенность к заболеваниям тех или иных органов и систем организма (сердца, легких, органов зрения и т. д.) рано или поздно заставляют человека считаться с ними в своей социальной деятельности, могут повлиять, и притом существенно, на его социальную деятельность. Действительность отношений людей в обществе есть их отношение в качестве личностей, этих «органических соединений» социального с биологической, психофизиологической природой индивида. Связи людей как всесторонних и гармоничных личностей, формы этих связей исследованы ныне совершенно недостаточно. В общем виде их можно охарактеризовать так. Это связи преимущественно не по принуждению, а по убеждению, связи по интересам, но интересам не своекорыстным, а таким, которые заключаются главным образом в реализации общественного интереса, когда, реализуя интересы других людей, личность тем самым достигает реализации своего собственного интереса. Это связи всесторонних и гармоничных личностей, а следовательно, каждая личность вступает во всесторонние (во всех основных сферах общества) отношения с другими личностями, и, следовательно, это связи подвижные, не закрепляемые социально и специально, а зависимые от свободного выбора людей, вступающих в отношения, это связи, строящиеся с учетом половой, возрастной, психологической и т. п. совместимости. Естественно, такие отношения не могут преобладать, пока в обществе большую часть усилий людей отнимает производство материальных благ, необходимых для поддержания физического существования людей. Итак, с самого начала мы рассматривали человека как существо биосоциальное. Причем биологическая природа человека (в ее непосредственном единстве с социальным) предстает прежде всего в качестве необходимой предпосылки человеческой сущности. Так как биологическая природа человека берется в качестве необходимой предпосылки сущности человека, то с самого начала, хотя и неявно, предполагается связь предпосылки с сущностью, предпосылкой которой она служит, т. е. связь биологического с социальным. С самого начала биологическая природа человека рассматривается не в отрыве от социального, но при этом ни социальное, ни его связь с биологической природой человека специально не фиксируются. Человек предстает главным образом как индивид. Затем осуществляется переход к рассмотрению сущности человека, к рассмотрению социального. Однако если изложение социального, сущности человека в чистом виде выступает на первый план, если специально анализируется именно сущность человека, социальное, то вместе с тем, во-первых, предполагается связь социального с биологической природой людей (сущность человека закономерно выступает после рассмотрения биологической природы человека, а не до нее); во-вторых, предпосылка не просто фиксируется до сущности, а предпосылка в снятом виде сохраняется внутри сущности как ее несущественная, ко необходимая сторона, как одна из двух противоположных сторон сущности (сущность человека, социальное имеет внутри себя в снятом виде и в качестве несущественной стороны сущности биологическую природу людей). После рассмотрения социального, сущности человека самой по себе мы перешли к характеристике специально единства социального с биологической природой человека, т. е. к характеристике человека как личности. Действительность человеческого общества есть отношения людей как личностей и формы этих Отношений. Основной или один из основных недостатков подчас весьма интересных трудов, посвященных сущности человека или затрагивающих эту проблему, заключается в том, что сущность человека не рассматривается как процесс, ее рассмотрение не включается в картину целостного рассмотрения общества. Из сказанного выше можно вывести иерархию целей общества как такового от низшей цели (поддержания только физического существования индивидов и лишь физического продолжения человеческого рода) до высшей цели (существование, воспроизведение, развитие людей как личностей16). Причем осуществление высшей цели с необходимостью предполагает осуществление низших целей в снятом виде как преобразованных, подчиненных моментов. Высокая цель общества как такового оказывается целью коммунистического общества. Это не случайно, ибо коммунистическое общество есть подлинная история человечества, в отличие от предыстории человечества, есть зрелое человеческое общество. Поэтому изучение логическим способом человеческого общества как такового, способом, при котором все стороны изучаемого предмета берутся в их наиболее развитом, зрелом виде, представляет собой изучение коммунистического общества. А точка зрения исследования общества как такового есть позиция людей, для которых главной задачей является не отрицание докоммунистических общественных порядков, а положительное устроение коммунистического общественного порядка. 1 В широком смысле сущность включает в себя собственно сущность, явление и действительность. Это включение в сущность явления и действительности правомерно поточу, что явление;1 действительность не есть нечто лишь непосредственное, а есть необходимые (сущностные) формы проявления сущности в непосредственном. В узком смысле слова сущность есть сущность сама но себе ч отличие от непосредственного, внешнего и т. и., в том числе от необходимых форм проявления сущности в непосредственном, внешнем и т. п. В широком смысле сущностью человека является вся совокупность, весь ансамбль общественных отношений. В узком смысле сущность человека — единство производительного взаимоотношения с природой и производственных отношении, или, можно сказать. единство производительных сил и производственных отношений. 2 Следует иметь в виду, что сами производственные отношения исторически возникают, формируются, развиваются, а потому и люди как личности в этом смысле тоже находятся исторически на разных стадиях развития. Поэтому, например, ответ на вопрос, являлся ли раб-производитель личностью, необходимо предполагает решение вопроса о том, на какой стадии развития находились производственные отношения (в их отличии от природных) в рабовладельческом обществе. 3 Подчеркнем еще раз: пауки об обществе в той мере. в какой они представляют собой познание, знание общества, изучают общество как объект: в формах собственно общественного сознания (и в науках, поскольку они относятся к этим формам) отражаются люди как субъекты и связи, отношения людей как связи, отношения субъектов, активных, действующих, чувствующих, мыслящих людей. 4 Осознание средств и способов достижения внутреннего, сущности начинается задолго до возникновения теории познания как особой области знания, задолго до возникновения наук. Мышление о мышлении развивается, представляет собой процесс. Исторически мышление о мышлении образуется сначала как еще не обособившийся момент, как момент синкретического восприятия людей. 5 Когда говорится о формах общественного сознания, то имеется в виду (отдают себе в этом отчет или нет — безразлично) оформившееся, сформировавшееся, т. е. зрелое, общественное сознание. Относительно несформировавшегося общественного сознания и постольку, поскольку оно не сформировалось, целесообразнее говорить о различных сторонах и т. и. общественного сознания. Форма общественного сознания в отличие от других форм есть некое определившееся и относительно самостоятельное особое образование. 6 Наука есть главным образом форма знания, форма познания. В той мере в какой знание, познание необходимо включают в себя сознание и едины с сознанием, наука представляет собой также форму общественного сознания. Тем не менее наука но преимуществу все же форма знания, форма познания. 7 Мы рассматриваем здесь общество в логическом аспекте. А логический способ исследования, указывал Ф. Энгельс, есть «отражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сан действительный исторический процесс, причем каждый момент может рассматриваться в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости, своей классической формы» [1, т. 13, с. 497]. Поэтому если возникнет, например, вопрос: относится ли это к первобытному обществу, то такой вопрос будет основываться на непонимании специфики логического способа исследования. 8 По нашему мнению, политика, в отличие от морали, во вполне зрелом человеческом обществе, т. е. в зрелом, развитом коммунистическом обществе, отомрет. Здесь мы фиксируем общество в логическом аспекте, берем стороны зрелого, развитого, подлинного человеческого общества, но так как в современную эпоху политика играет весьма важную роль, то. отступая от строго логической последовательности, мы кратко охарактеризуем ее. 9 Характеристика права при логического рассмотрении общества. т. е. при рассмотрении зрелого человеческого общества, есть отступление от логического аспекта, ибо право, как и политика, отомрет в развитом коммунистическом, т. е. вполне зрелом человеческом обществе. 10 Говоря об эстетическом сознании, мы пытаемся выделить преимущественно самое главное для его характеристики, чтобы определить в общем и целом место и значение этой формы общественного сознания в обществе как системе. Подробное рассмотрение этой формы общественного сознания не является нашей задачей. 11 Характеристика религии есть отступление от строго логического способа рассмотрения общества (как и характеристика политики и права). 12 За исключением религии, которая представляет собой пустоцвет на древе общественного познания, такую форму общественного сознания, которая есть одновременно разрушение, отрицание общественного сознания как такового. И тем не менее, как уже било сказано выше другими словами, пустоцвет есть пустоцвет и пустоцвет. 13 Отражение необщественного бытия возможно лишь через призму общественного бытия: природа вне связи с процессом ее преобразования есть непознанная, неотраженная по-человечески природа. 14 Труд как только или главным образом средство к физическому существованию существует тогда, когда он с необходимостью вместе с тем есть проклятие (см. об этом в третьей части монографии). 15 I тип и первая разновидность II типа личностей — конформистские по своей сути. 16 Существование и воспроизведение вполне развитых личностей как можно заметить из сказанного выше, означают ассоциацию, «в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» [1, т. 4, с. 447].
Глава 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.009 с.) |