Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Далее под «машинным производством» подразумевается «неавтоматизированное машинное производство».↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2 На некоторых начальных ступенях автоматизация ведет даже к увеличению доли малоквалифицированного труда. 3 Мы относим эти виды как к физической, так и к умственной культуре, ибо, например, охота с киноаппаратом или посещение во время туристической поездки музеев вряд ли можно назвать только физической культурой. 4 На протяжении всей протекшей истории преобладает механическое производство, хотя уже на ранних стадиях начинают использоваться и другие формы движения материи (например, при менение огня). Преобладание использования механического производства — это печать происхождения человека из животного мира (рука — орган механического перемещения), труд со всеми его компонентами образовался при использовании преимущественно механической формы движения, и по сути своей ручной труд приспособлен к механической деятельности. Уже на основании существующих ныне тенденций можно сказать, что в будущем все большую роль будет приобретать преобразование процессов (в механическом производстве в основном преобразуются предметы), что все большее значение будут приобретать производства, базирующиеся на использовании более развитых, чем механическая, форм движения. В конечном счете производство, по нашему мнению, станет преимущественно биологическим. ПОСЛЕСЛОВИЕ Каждая научная работа должна содержать новое знание, иначе она не является собственно научной. Исходя из этого, мы и хотели бы пояснить, что нового заключено в данной монографии. Краткое указание на полученные новые результаты представляет собой, конечно, определенное огрубление. Но в качестве только указания на суть дела, если учесть, что сама суть дела раскрывается в книге в целом, перечисление новых результатов (при этом неизбежно перечисляются лишь некоторые из них) допустимо: оно облегчает понимание. В книге «Логика «Капитала» К. Маркса» (1968) и примыкающем к ней цикле статей о «Капитале» мы выдвинули свою интерпретацию логики «Капитала» и представили ее обоснование. Длительное время эту интерпретацию практически совсем не признавали, лишь в последние годы положение стало изменяться. В упомянутых работах систематически доказывалось, что диалектико-материалистическая логика в корне отличается от идеалистической логики Гегеля, что последняя внутренне связана с метафизикой, что диалектико-материалистическая логика и по строению отличается от идеалистической логики Гегеля. Вместе с тем обнаружились и большие, чем до того представляли, глубина и содержательность логики Гегеля. Так, если брать лишь общее членение этой логики (на бытие, сущность, явление, действительность), то оно оказалось сходным с общим членением большого витка трехвитковой логики, присутствующей в «Капитале» К. Маркса, и с общим членением каждого из остальных витков. Сфера бытия есть в логическом аспекте сфера поверхности, простейшего отношения, а в историческом — сфера предпосылок, начала процесса развития. В ходе этого исследования нами было выявлено и членение процесса развития на стадию предпосылок (начала), стадию первоначального возникновения, стадию формирования и стадию зрелости (если иметь в виду только прогрессивное развитие). Почти одновременно мы обнаружили, что деление на сферы бытия, т. е. простейшего отношения..., сущности, явления, действительности позволяет выявить логику зрелого человеческого общества, а деление на перечисленные выше стадии — логику истории человечества1. Оказалось возможным рассмотреть человеческое общество как органическое целое, а его историю как историю его начала (предпосылок), первоначального возникновения сущности, формирования и зрелости. При этом открылись и более специфические возможности. Во-первых, впервые появилась возможность вычленить простейшее отношение человеческого общества и отличить его от сущности. Впервые появилась необходимость уточнить понимание сущности человека, отличить сущность от явления и действительности. Положение К. Маркса, выдвинутое им в 1845 г. в «Тезисах о Фейербахе», о том, что сущность человека «в своей действительности... есть совокупность всех общественных отношений» [1, т. 3, с. 3], стало необходимым уточнить, выделив собственно сущность человека в отличие от явления и действительности2. Впервые можно было систематически, целостно представить человеческое общество как единство биологического и социального. Во-вторых, упомянутое членение на стадии процесса развития позволило по-новому представить историю человечества, ее периодизацию. В чем состоит новизна такой периодизации и такого взгляда на историю? В том, что до сих пор общее в истории человечества рассматривается как выделенная путем сравнения различных стадий некая неизменная одинаковость. Так понимаются производство вообще, распределение вообще, потребление вообще, обмен и обращение вообще, производительные силы вообще, производственные отношения вообще. Производительные силы как таковые, производственные отношения как таковые, диалектика их как таковая, способ производства (единство производительных сил и производственных отношений) как таковой и т. д. воспринимаются в качестве неизменных. В различных формациях стремятся искать в качестве основания их периодизации некое неизменное основание, некие неизменные черты способа производства... Классификация считается последовательной, если она осуществляется на одном основании. Наш подход заключается в том, чтобы впервые признать изменение, развитие в истории не только отдельного, единичного, особенного, но и общего. Отсюда следует, что периодизация истории должна осуществляться в соответствии с изменяющимся, развивающимся основанием периодизации. В истории человечества изменяется, развивается не только конкретное содержание производительных сил, производственных отношений, их диалектики, надстройки, форм общественного сознания..., но и производительные силы как таковые, их компоненты как таковые, производственные отношения как таковые и т. д. Например, К. Маркс во Введении к экономической рукописи 1857—1858 годов анализирует общее отношение производства, потребления, распределения, обмена и обращения: это на самом деле не просто выделенное путем сравнения общее, но общее, которое несет на себе неизгладимую печать капиталистического этапа развития. Более того, внимательный читатель может заметить, что так представлен в нашей книге даже труд вообще. В-третьих. Теперь можно уточнить наше отношение к формационному подходу. Членение истории на общественно-экономические формации по способу производства вполне правомерно, но, на наш взгляд, односторонне. Если, как это рассматривается в предлагаемой читателю книге, способ производства есть сущность, внутреннее, общества, а внутреннее, сущность, не существует без внешнего, без внешнего внутреннее, сущность, уже не предстает для познающего внутренним, сущностью, то периодизация истории должна происходить на основе единства внутреннего и внешнего, существенного и несущественного и т. д., т. е. по стадиям процесса развития, как единство природного (в том числе биологического) и социального, как процесс возникновения социального из природного и преобразования природного социальным. В противном случае неизбежно недооценивается, недостаточно верно понимается роль природного (в том числе биологического) в обществе и в истории общества. Природное (в том числе биологическое), конечно, признается как факт, и, конечно, признается также взаимодействие природы и общества. Однако природное (в том числе биологическое) не включается органически в целостное, систематическое понимание общества и его истории. Мы не будем продолжать далее пояснение новых результатов. Заметим лишь еще, что развиваемый в книге подход, по нашему мнению, является более общим, чем материалистическое понимание истории. Материалистическое понимание истории есть научная истина, и поэтому дальнейшее развитие науки не может полностью устранить его, но может уточнить условия его применимости в том случае, если переходят к рассмотрению более широкого круга условий. Материалистическое понимание истории, как и его противоположность — идеалистическая трактовка истории (трактовка ненаучная по своей сути), имеет своей основой общественное разделение труда на физический и умственный труд. Общественное разделение на физический и умственный труд возникает не сразу с образованием человечества, своей классической, развитой формы оно достигает при капитализме (при капитализме и создаются возможности для его вполне научного осознания и для образования научной концепции истории — ее материалистического понимания, что и было реализовано К. Марксом и Ф. Энгельсом), это разделение не будет существовать и на высшей фазе коммунизма. Уже в капиталистическом, а тем более в социалистическом обществе вырисовывается реальность преодоления в будущем разделения физического и умственного труда. И если встать на точку зрения высшей фазы коммунизма, то тогда представляется ясным, что нынешний основной вопрос философии перестанет быть вопросом, проблемой. Видеть перспективу необходимо. Человек одухотворенно живет не только прошлым и настоящим, но и будущим. Однако до тех пор, пока существует разделение на физический и умственный труд, сохраняются и разделение на материализм и идеализм, и необходимость борьбы материализма и идеализма, сохраняется и необходимость в разработке материалистического понимания истории в противоположность ее идеалистическому истолкованию и в борьбе с последним. Но все же будущее не должно быть забыто. Ведь уже ныне созревают условия для него. Теоретическое предвосхищение будущего общества необходимо для освещения практической борьбы за него, для того, чтобы она была не слепой или подслеповатой, а осознанной и вдохновенной. Научно-теоретическое осмысление развития общества показывает, что общий ход истории через зигзаги, случайности, перерывы необходимо ведет к коммунизму. Эта необходимость сама возникает, формируется, развивается. Притом она развивается, осуществляется не помимо людей, а в их деятельности и через нее, как результирующая их деятельности, совершающейся при определенных условиях. Так, ныне человечество в ходе своей деятельности, с одной стороны, развилось настолько, что создало во всемирно-историческом масштабе реальные возможности для овладения в своих интересах земными условиями, тем лоном, в котором оно возникло, а с другой стороны, созданные человечеством и чуждые ему силы стали настолько мощными, что они угрожают самому его существованию. Более бросается в глаза угроза военного, немирного самоистребления человечества. Одновременно сформировывается и менее явная, но тоже смертельная угроза удушения человечества мирным путем, прежде всего и главным образом отрицательными последствиями его взаимодействия с природой. Таким образом, перед людьми как вопрос жизни и смерти встал вопрос подчинения себе сил, созданных ими, ставших им чуждыми и смертельно враждебными. Поэтому в конечном счете определяющее значение для решения вопроса: быть или не быть человечеству — имеет борьба за создание коммунистического общества. 1 Кратко эти мысли были опубликованы нами позднее в брошюре «Диалектика исторического процесса и методология его исследования» (1978). 2 Слово «действительность» в «Тезисах о Фейербахе» употребляется в противоположность недействительности сущности человека как абстракта, присущего индивиду, а не как единство сущности и явления. ЛИТЕРАТУРА 1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. (Новая публикация первой главы «Немецкой идеологии»). М., 1966. 3. Ленин В. И. Полн. собр. соч. 4. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. 5. Абишев К. Человек. Индивид. Личность. Алма-Ата, 1978, 6. Аверьянов А. Н. Системообразующие факторы // Филос. науки. 1981. № 6. 7. Айзикович А. С., К л я г и н Н. В., Орлов А. А. Всесоюзное координационное совещание по проблемам исторического материализма // Филос. науки. 1981. № 4. 8. Актуальные проблемы теории общественных отношений (материалы координационного совещания, проведенного в Институте философии АН СССР 26—27 декабря 1977 г.). М., 1978. 9. Акулов В. Л. Философия, ее предмет, структура и место в системе наук. Краснодар, 1976. 10. Алаев Л. Б. Проблемы сельской общины в классовом обществе // Вопр. истории. 1977. № 2. 11. Алексеев В. П. Историческая антропология. М., 1979. 12. Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984. 13. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.. 14. Андреев И. Л. Системно-генетический анализ и проблема смены формаций // Вопр. философии. 1972. № 4. 15. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. (Современные методологические проблемы и критика немарксистских взглядов). М., 1982. 16. Анисимов А. Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.—Л., 1966. 17. Античная Греция. Т. 1—2. М., 1983. 18. Арефьев а Г. С. Социальная активность. (Проблема субъекта и объекта в социальном познании и практике). М., 1974. 19. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., 1980. 20. Багатурия Г. А., Выгодский В. С. Экономическое наследие К. Маркса. М., 1976. 21. Багатурия Г. А. Категория «производительные силы» в теоретическом наследии Маркса и Энгельса // Вопр. философии. 1981. № 9. 22. Багатурия Г. А. Контуры грядущего. М.,. 1972. 23. Б а и л у к В. В. Социальный детерминизм: категориальный анализ. Томск, 1983. 24. Б а р г М. А. Категории и методы исторической науки. М, 1984. 25. Б а р г М. А. Понятие всемирно-исторического как познавательный принцип исторической науки. М., 1973. 26. Б ар г М. А. Проблемы социальной истории. (В освещении современной западной медиевистики). М., 1973. 27. Б а р г М. А. Структурный анализ в историческом исследовании // Вопр. философии. 1964. № 10. 28. Б а р г М. А. Учение об общественно-экономических формациях и конкретный анализ исторического процесса // Очерки методологии познания социальных явлений. М., 1970. 29. Б а р г М. А., Черняк Е. Б. Структура и развитие классово-антагонистических формаций // Вопр. философии. 1967. № 6. 30. Б а р т о в В. Ф. Современный капитализм и природа. М., 1976. 31. Барулин В. С. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1982. 32. Барулин В. С. Соотношение материального и идеального в обществе. М., 1977. 33. Батенин С. С. Человек в его истории. Л., 1976. 34. Велик А. П. Социальная форма движения. Явления и сущность. М., 1982. 35. Беляев Д. К. Проблемы биологии человека: генетические реальности и задачи синтеза биологического и социального // Природа. 1976. № 6. 36. Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977. 37. Биология человека и социальный прогресс. Пермь, 1982. 38. Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1980. 39. Б о р о д а й Ю. М., Келле В. Ф., Плимак Е. Г. Наследие К. Маркса и проблемы теории общественно-экономической формации. М., 1974. 40. Б о с т а н д ж я н К. М. Диалектика становления коммунистического способа производства. М., 1967. 41. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1979. 42. Б у ев а Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. 43. Б у н а кВ. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980. 44. Бурлацкий Ф. М. Ленин, государство, политика. М., 1970. 45. Бутенко А. П. Социализм как общественный строй. М., 1974. 46. В а з ю л и н В. А. Вопросы теории общественно-экономических формаций в трудах К. Маркса (Исторический аспект) // Вести. Моск. ун-та. Сер. Философия. 1983. № 2. 47. Вазюлин В. А. Диалектика исторического процесса и методология его исследования. М., 1978. 48. Вазюлин В. А. Логика «Капитала» К. Маркса. М., 1968. 49. Вазюлин В. А. Проблема исследования противоречия в «Капитале» К. Маркса // Вести. Моск. ун-та. Сер. Философия. 1968. № 2. 50. Вазюлин В. А. Проблемы материалистического понимания истории в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» // Вести. Моск. ун-та. Сер. Философия. 1985. № 2. 51. Вазюлин В. А. Противоречие и его отображение в «Капитале» К. Маркса//Философские проблемы «Капитала» К. Маркса. М., 1968. 52. В а з ю л и н В. А. Система диалектической логики в «Капитале» К. Маркса // Вести. Моск. ун-та. Сер. Философия. 1971. № 3. 53. В а з ю л и и В. А. Система логики Гегеля и системы логики «Капитала» К. Маркса // Вести. Моск. ун-та. Сер. Философия. 1985. № 6. 54. В а з ю л и н В. А. Становление метода научного исследования К. Маркса (логический аспект). М., 1975. 55. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. Формирование основ материальной культуры и этноса. М., 1976. 56. Вербин А. И., Келле В. Ж. Базис и надстройка и механизмы социальной деятельности людей // Филос. науки. 1979. № 1. 57. Виноградов В. Г., Гончару к С. И. Особенности детерминации в общественных процессах//Философ, науки. 1982. № о. 58. Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки. Л., 1977. 59. Волков Г. В. Истоки и горизонты прогресса. М., 1976. 60. Вопросы методологии исторической науки // Труды Моск. ист.-арх. ин-та. Т, 25. М., 1967. 61. Воронович Б. А., Плетников Ю. К. Категория деятельности в историческом материализме. М., 1975. 62. В о р о и о в и ч Б. А. Философский анализ структуры практики. М.. 1972. 63. Всемирная история. Т. 1-Х. М., 1956—1965. 64. Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории позгапия. М., 1960. 65. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. V. М., 1937. 66. Гегель Г. С. Ф. Феноменология духа. Т. IV. М., 1959. 67. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Т. VIII. М.—Л,-1935. 68. Гегель Г. В. Ф. Философия права. Т. VII. М., 1934., 69. Гегель Г. В. Ф. Философия природы Т. II. М.—Л., 1934. 70. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика. Т. 1. М.—Л., 1929. 71. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа. Т. III. М., 1956. 72. Г е н д и н А. М. Предвидение и цель в развитии общества. Красноярск, 1970. 73. Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М., 1979. 74. Глезерман Г. Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. М., 1973. 75. Гудожник Г. С. НТП: сущность, основные тенденции. М., 1970. 76. Гончарук С. Я. Законы развития и функционирования общества. М., 1977. 77. Греков Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века. М.—Л„ 1946. 78. Григорьян Б. Т. Философия о сущности человека. М.,1973. 79. Г у р е в и ч А. Я. К дискуссии о докапиталистических формациях: формация и уклад // Вопр. философии. 1968. Л° 2. 80. Гурьев Д. В. Становление общественного производства М., 1973. 81. Гусаров А. С., Радаев В. В. Беседы по НТР. М., 1972. 82. Дёмин М. В. Анализ структуры сознания. М., 1980. 83. Д ё м и н М. В. Человеческая деятельность, М., 1984. 84. Д е м и ч е в В. А, Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимосвязи. Кишинев, 1969. 85. Диалектика в науках о природе и человеке. Человек, общество и природа в век НТР. М., 1983. 86. Диалектика общего и особенного в историческом процессе. Философские проблемы общественного развития. М., 1978. 87. Д и л и г е и с к и й Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопр. философии. 1976. № 9. 88. Дрейпер Дж. История умственного развития Европы. Спб.. 1875. 89. Дуби н и н Н. П. Наследство биологическое н социальное // Коммунист. 1980. №11. 90. Дуби н и н Н. П. Что такое человек. М., 1983 91. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М., 1981. 92. Дьяков В. А. Методология истории в прошлом н настоящем. М.. 1974. 93. Единство диалектического и исторического материализма. М., 1978. 94. Епископосов Г, Л. Социологические проблемы современной НТР. М., 1982. 95. Ефименко П. П. Первобытное общество. Очерк по истории палеолитического времени. Киев, 1953. 96. Жуков Е. М„ Б ар г М. А., Ч е р и я к Е, Б., Павлов Р М. Теоретические проблемы всемирно-исторического процесса. M., 1979. 97. Жуков Е. М. Очерки методологии истории. М., 1980. 98. Загладил В. В. Методологические проблемы исследования глобальных процессов мирового развития // Вопр. философии. 1981. № 9. 99. Захаров В. Г. НТР и обновление основных фондов. Л. 1972. 100. 3 в с. р ы к и н А. А., О с ь м о в а Н. И., Чернышев В. И., Шу х а р д и и С. В. История техники. М., 1962. 101. Здравомыслов А. Г. Проблема интереса в социологической теории. Л., 1964. 102. Зельманов А. Б. Методологические и мировоззренческие проблемы. НТР. Томск. 1976. 103. Зибер Н. И. Очерки первобытной экономической культуры // Избранные экономические произведения. Т. II. М,, 1959. 104. Иванчук Н. В. Социологические проблемы изучения потребностей. Свердловск, 1975. 105. Ильенков Э. Б. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса. М., 1960. 106. Историческая наука и проблемы современности. М.. 1969. 107. Исторический материализм и актуальные проблемы современности. М., 1980. 108. Исторический материализм как социально-философская теория. М, 1982. 109. Исторический материализм как наука. М., 1974. 110. История Древнего Рима. М., 1981. 111. История первобытного общества. Т. I—II. М., 1983—1986. 112. К а б о В. Р. Первобытная доземледельческая община. М., 1986. 113. Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974. 114. Кадомцев Б. Б. Интервью корреспонденту «Комсомольской правды» // Комсомольская правда. 1979. 15 авг. 115. Карпинская Р. С., Никольский С. Д. Социобиология и ее сторонники и оппоненты // Филос. науки. 1982. № 2. 116. Категории диалектики. Диалектика прогрессивного развития. Свердловск, 1976. 117. Категории исторического материализма. М., 1980. 118. Категории исторического материализма в их взаимосвязи Свердловск, 1978. 119. Категории социальной диалектики. Минск, 1978. 120. Кветной М. С. Человеческая деятельность: сущность. структуры, типы (социологический аспект). Саратов. 1974. 121. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Исторический материализм. Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1969. 122. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история (проблемы теории исторического процесса). М., 1981. 123. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Формы общественного сознания. М., 1959. 124. Ким М. П. Проблемы теории и истории реального социализма. М., 1983. 125. Кларк Дж. Доисторическая Африка М., 1977. 126. Ковалев А. М. Взаимодействие общества и природы. М, 1980. 127. Ковалев А. М. Диалектика способа производства общественной жизни. М.. 1982. 128. Ковалев А. М. Исторический материализм и научный коммунизм // Исторический материализм как наука. М., 1974. 129. Козлов В. И. Динамика численности народов. М', 1969. 130. Колганов М. В. Собственность. Докапиталистические формации. М., 1962. 131. Конрад Н. И. Запад и Восток: статьи. М., 1972. 132. Конфедератов И. Я. К вопросу о периодизации истории техники // Вопр. естествознания и техники. Вып. 4. М., 1957. 133. Косолапо в Р. И. Развитой социализм: проблемы теории и практики. М., 1982. 134. Крутова О. Н. Человек и история. М., 1982. 135. Куделин Е. Г. Диалектика производства и потребностей, М.. 1977. 136. Критика буржуазных концепций всеобщей истории. Казань, 1972. 137. Ленинские идеи в изучении истории первобытного общества, рабовладения и феодализма. М., 1970. 138. Лилли С. Люди, машины, история. М., 1970. 139. Лооне Э. Современная философия истории. Таллин, 1980. 140. Лысманкин Е. Н. Марксистско-ленинская теория общественно-экономической формации // Филос. науки. 1973. № 1. 141. Майзель И. А. Наука, автоматизация, общество. Л., 1972. 142. Майр Э. Человек как биологический вид // Природа.1973. №12; 1974.№2. 143. Мамалуй А. А. Методология «Капитала» К. Маркса и системное единство диалектического и исторического материализма. Харьков, 1979. 144. Марков Г. Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М., 1979. 145. Марков Н. В. НТР: анализ, перспективы, последствия М., 1973. 146. Маркс — историк. М., 1968. 147. Марксистская этика. М., 1980. 148. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. М., 1981. 149. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени. М., 1983. 150. Марксистско-ленинская теория социального развития М 1978. 151. Медведев В. А. Развитой социализм как целостность// Научное управление обществом. Вып. 16. М., 1983. 152. Межуев В. М. Культура и история. М., 1979. 153. Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. Л., 1979, 154. Методологические проблемы исторического материализма. Барнаул, 1976. 155. Методология и теория деятельности. Горький, 1982. 156. М о м д ж я и К. X. Категории исторического материализма: системность, развитие. М., 1986. 157. М о черный С. В. Сущность и эволюция капиталистической собственности. М., 1978. 158. Мысливченко А. Г. Человек как предмет философского познания. М., 1972. 159. Нарский И. С. Отчуждение и труд. М., 1983 160. НТР и общество. М., 1973. 161. Некоторые вопросы методологии исследования идеологических отношений. Красноярск, 1979. 162. Н е у с ы х и и А. И. Проблемы европейского феодализма. М„ 1974. 163. НТР и преимущества социализма. М., 1977. 164. НТР и социальный прогресс. М., 1974. 165. НТР. Общетеоретические проблемы. М., 1976. 166. Н у а р е Л. Орудие труда и его значение в истории развития человечества. Киев, 1925. 167. Общественное развитие и НТР. М., 1982. 168. Общественно-экономические формации. Проблемы теории. М,. 1978. 169. Общество и сознание. М., 1984. 170. Охотники, собиратели, рыболовы. Проблемы социально-экономических отношений в доземледельческом обществе. Л., 1972. 171. Палеолит мира. Исследования по археологии древнего каменного века. Л., 1977. 172. Пенкин М. С. Искусство и наука: проблемы, парадоксы, поиски. М., 1982. 173. Первобытное общество. М., 1975. 174. Первобытная периферия классовых обществ до начала -великих географических открытий. (Проблема исторических контактов). М., 1978. 175. Первобытный человек, его материальная культура и природная среда в плейстоцене и голоцене. Ч. I. М., 1974. 176. Перишц А. П., Монгайт А. Л., Алексеев В, П. История первобытного общества. М., 1982. 177. П летников Ю. К. Общественная структура: проблемы и перспективы развития // Философ, пауки. 1982. № 1. 178. Плетников Ю. К. О природе социальной формы движения. М., 1971. 179. Плетников Ю. К. Проблемы дальнейшей разработки теоретической системы исторического материализма,// Филос. науки. 1981. № 4. 180. Плеханов Г. В. Избр. филос. произв. Т. 1..М.., 1956. 181. Поршнев Б, Ф. О начале человеческой истории. М., 1974, 182. Поршнев Б. Ф. Феодализм и народные массы. М., 1964. 183. Потемкин Ф. В. Промышленная революция во Франции. Т. 1—2. М., 1971. 184. Принцип историзма в познании социальных явлении. М., 1972. 185. Проблема человека в современной философии. М., 1969. 186. Проблемы истории докапиталистических обществ. Кн. 1. М., 1968. 187. Проблемы революции и переходного периода в марксистско-ленинской теории исторического процесса. М., 1979. 188. Проблемы систематизации категорий исторического материализма. Челябинск, 1980. 189. Проблемы социально-экономических формаций (историко-типологические исследования). М., 1975. 190. Разложение родового строя и формирование классового общества. М., 1968. 191. Ранние земледельцы. Этнографические очерки. Л., 1980. 192. Рогинский Я. Я. Проблемы антропогенеза. М., 1969. 193. Румянцев А. М. Возникновение и развитие первобытного способа производства. Первобытное воспроизводящее хозяйство. (Политико-экономические очерки). М., 1985. 194. Семенов В. С. Диалектика развития социальной структуры советского общества. М., 1977. 195. Семенов С. А. Как возникло человечество. М., 1966. 196. Семенов С. А., Коробкова Г. Ф. Технология древнейших производств. Л., 1983. 197. Семенов С. А. Происхождение брака и семьи. М., 1974. 198. Семенов Ю. И. Происхождение земледелия. Л., 1974. 199. Семенов Ю. И. Развитие техники в каменном веке. Л., 1968. 200. Смена стадии общественного развития. Проблема переходных периодов и переходных форм общественных отношений. М., 1982. 201. Современная НТР. М., 1974. 202. Социальная активность: от потребности к деятельности. Челябинск, 1978. 203. Социальное действие. Минск, 1980. 204. Социальная диалектика в категориях исторического материализма. Свердловск, 1980. 205. Социальная структура развитого социалистического общества. М., 1976. 206. Становление классов и государства. М., 1976. 207. Степанов П. Г. Основы взаимосвязи категорий исторического материализма. Томск, 1982. 208. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972. 209. Теоретико-методологические проблемы общественного развития. М., 1982. 210. Теоретические проблемы всемирно-исторического процесса. М.. 1979. 211. Теория общественно-экономической формации. М., 1983. 212. Титаренко А. И. Критерий нравственного прогресса М„ 1967. 213. Тюхтин В. С. О природе образа. М., 1964. 214. У л е д о в А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980 215. У л слов А. К. Структура общественного сознания: теоретико-социологическое исследование. М.. 1968 216. Фадеев Е. Т. О сущности НТР // Филос. науки. 1973 № 5 217. Файнберг Л. А. У истоков социогенеза. От стада обезьян к общине древних людей. М., 1980. 218. Философия и методология истории. М,, 1977. 219. Философия марксизма и современная НТР. М., 1977. 220. Философские проблемы исторической науки. М., 1969. 221. Философские проблемы общественного развития. Вып. 2. М., 1974. 222. Философские проблемы экологии. М., 1983. 223. Ф о ф а и о в В. П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981. 224. Фролов 1-1. Т. Биология и будущее человека//Природа 1974. № 2. 225. Фролов И. Т. Философия глобальных проблем // Вопр. философии. 1980. № 2. 226. Ч а г и и Б. А. Структура и закономерности общественного сознания. Л., 1982. 227. Человек и мир человека. Киев, 1977, 228. Человек — наука — техника. М., 1973. 229. Чудинова П. М. Теоретические основы проблемы потребностей личности. Красноярск, 1976. 230. Шаронов В. В. Психология класса. (Проблемы методологии исследования). Л., 1975. 231. Шахназаров Г. К. Куда идет человечество. М., 1985. 232. Шевченко В. Н. Социально-философский анализ развития общества. М., 1984. 233. Ш и и р е л ь м а и В. А. Происхождение скотоводства. М. 1980. 234. Ш т а е р м а н Е. М., Трофимова М. К. Рабовладельческие отношения в Ранней Римской империи. Италия. М., 1971. 235. Шухардин С. В., Кузин А. А. НТР как закономерный исторический процесс // НТР: общетеоретические проблемы. М., 1976. 236. Этиологические исследования за рубежом. Критические очерки. М., 1973.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.207 (0.014 с.) |