Труд и производство как процесс обмена веществ между человеком и природой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Труд и производство как процесс обмена веществ между человеком и природой



Процесс труда предполагает прежде всего телесную потребность в предмете потребления.

Труд вообще1 включает следующие компоненты: человек как субъект труда, предмет труда, средства тру­да, результат, или продукт, труда. Взаимодействие этих компонентов и есть сам труд. Труд осуществляется в определенной форме, определенным способом. Это есть способ труда. Человек должен так привести в движение свои органы тела, использовать такие средства и такой предмет труда, чтобы получить требуемый, заранее из­вестный результат. «В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действия и которой он должен подчинять свою волю» [1, т. 23, с. 189].

Марксова характеристика цели взята нами из того места «Капитала», где К. Марксу в соответствии с за­дачей его исследования необходимо было проанализи­ровать труд как данный. Если же дан либо какой-то процесс сформировавшегося труда, либо труд вообще, то можно сказать, что труд начинается с постановки цели, и это будет совершенно справедливо. Цель высту­пает как предвосхищение результата в представлении, т. е. идеально; цель как закон определяет способ и ха­рактер труда. Но, как и всякую истину, это положение нельзя абсолютизировать. При абсолютизации же этой истины представляется, что сама цель дана изначально и что идеальное есть первичное по отношению к материальному, говоря менее категорично и в менее общем виде, что цель определяющим, решающим образом воз­действует на процесс труда, сама будучи независимой, или почти независимой от процесса труда, от остальных компонентов процесса труда, и во всяком случае, не представляя собой подчиненный момент процесса тру­да. Цель при этом предстает только с точки зрения ее воздействия на процесс труда и его компоненты, а воз­действие процесса труда и остальных его компонентов на цель исчезает из поля зрения или недооценивается.

Если же мы возьмем труд вообще специально в свя­зи с его происхождением, то станет необходимым ска­зать о взаимодействии всех его компонентов.

В таком случае цель не только предшествует процес­су труда и не только как закон определяет способ и ха­рактер труда, но она сама зависит от процесса труда, от остальных его компонентов. Более того, с диалектико-материалистической позиции именно процесс труда в конечном счете играет определяющую роль по отно­шению к цели, а не цель, не идеальное образование по отношению к процессу труда.

Цель, будучи предвосхищением результата данного процесса труда и определяя как закон его способ и ха­рактер, сама сформировывается именно в процессе фор­мирования ранее совершавшихся процессов труда и мо­жет быть поставлена именно в (осознаваемой или не­осознаваемой) связи с ними. Имея в виду взаимодей­ствие всех компонентов труда, следует сказать, что в возникающем труде вообще цель, целеполагание также лишь возникают и что то же верно для особой цели вся­кого особого нового процесса труда: особая цель этого особого нового процесса труда возникает и сформиро­вывается окончательно вместе с возникновением и фор­мированием всех основных компонентов этого процесса труда. Имея в виду взаимодействие всех компонентов труда, мы утверждаем, что цель действительно есть цель, т. е. в полной мере оказывается целью, не просто тогда, когда в ней предвосхищается результат, когда она определяет как закон способ и характер труда, но тогда, когда она, будучи окончательно (для совершаю­щегося процесса труда) скорректирована воздействием остальных компонентов труда, реализуется в результа­те труда. Если же в цели полностью предвосхищается результат процесса труда, то это значит, что совершающийся процесс труда полностью повторяет уже ранее совершившийся процесс труда. Следовательно, по наше­му убеждению, цель в ее завершенном, вполне сформи­ровавшемся виде, т. е. вполне действительная цель, есть цель, реализованная в результате процесса труда. Мы — подчеркиваем еще раз — имеем в виду взаимодействие цели с процессом труда и с остальными компонентами труда, а значит, воздействие не только цели на процесс труда и его остальные компоненты, но и воздействие процесса труда, его компонентов на цель, на предвосхи­щение результата в представлении, на действие цели в процессе труда. Цель, взятую в связи с действием на нее процесса труда и всех его компонентов, мы и назы­ваем действительной целью, в отличие от цели как воз­можности, возможной цели. Возможная цель — это цель как предвосхищение результата в представлении, цель как закон, определяющий способ и характер труда. Превращение цели из возможной в действительную представляет собой вместе с тем превращение цели в результат.

Действительная цель предполагает соответствующие средства, иначе она или не будет достигнута совсем, или будет достигнута лишь частично. Действительная цель предполагает и соответствующий предмет труда2, иначе она также или не будет достигнута совсем, или будет достигнута лишь частично. Действительная цель предполагает наличие соответствующих трудовых уме­ний, навыков и т. п. в обращении со средствами и пред­метами труда, иначе эта цель неосуществима или пол­ностью, или частично, т. е. не есть действительная цель. Действительная цель есть реализующаяся цель. Чисто идеальная цель есть фантазия, а не цель. Действитель­ная цель есть такое идеальное, которое существует лишь как свое иное, лишь через свою противоположность, ре­альное; идеальное существует как идеальное постольку, поскольку оно осуществляется. Идеальное вне этого превращения есть лишь возможность (или абстрактная, т. е. возможность, для осуществления которой нет ус­ловий, или реальная, т. е. такая, для осуществления ко­торой есть необходимые и достаточные условия).

Действительная цель есть лишь цель, реально воз­можная и реально осуществляемая 3.

Цель есть прежде всего, если рассматривается труд. вообще, предвосхищение, представление предмета, ко­торый может удовлетворить биологическую потребность, до того, как эта потребность удовлетворена или начала удовлетворяться. Вместе с тем собственно цель, разви­тая цель, т. е. специфически, собственно человеческая цель, необходимо предполагает также предвосхищение средств труда, предмета труда и способа труда.

Отмеченные выше формы (II, III, IV) воздействия человека на природу есть и три общеисторические фор­мы образования труда, и три формы, которые проходит всякий новый процесс труда, и, следовательно, три фор­мы образования цели. Потребность предшествует цели.. Потребность — момент потребления. Будучи включен в трудовое, производительное отношение, этот момент процесса потребления трансформируется, превращается:

в цель. В первом из отмеченных выше случаев цель. (как только еще возникающая) предстает как предвос­хищение того, что может удовлетворить потребность, и как констатация различия между предвосхищаемым предметом и условиями его образования. Если перефор­мулировать это с точки зрения решения задачи, то тут обнаруживаются в приблизительном виде то, что сле­дует найти, и возможные условия получения искомого. Во втором случае цель выступает также и как предвос­хищение средств воздействия, по эти средства предста­ют главным образом как найденные готовыми, как дан­ные. В третьем случае цель сформировывается оконча­тельно, ибо и средства труда, и предмет преобразуются соответственно необходимости в получении данных пред­метов потребления, выявляется и способ труда, соответ­ствующий цели.

Следовательно, собственно цель сформировывается в развитом труде и функционирует во вполне развитом виде в повторяющемся процессе труда. Но развитая цель не может предшествовать возникающему и фор­мирующемуся процессу труда. В повторяющемся про­цессе труда, при простом, неизменном возобновлении процесса труда цель в полной мере предшествует ре­альному труду. При возникновении, формировании, раз­витии процесса труда цель не полностью предшествует реальному труду, а возникает, формируется, развивает­ся вместе с ним.

Итак, если опираться только на рассмотрение по­вторяющегося, просто возобновляющегося в том же са­мом виде процесса труда и абсолютизировать это рас­смотрение, то тогда с неизбежностью последует невер­ный вывод о том, что цель всегда в полной мере пред­шествует преобразованию и что цель как идеальное ре­шающим образом воздействует на процесс труда. Если эта абсолютизация распространяется па весь историче­ский процесс, то она приводит к утверждению, будто вся история совершается с заранее, до ее совершения намеченной целью. Если эта абсолютизация распростра­няется на возникновение человека, то это приводит к утверждению, что сначала у человека возникла способ­ность целеполагания, а затем уже происходило реальное преобразование природы. Если эта абсолютизация рас­пространяется на образование нового процесса труда, то она приводит к утверждению возможности с самого начала полностью предвосхитить в цели образующийся новый процесс труда.

Кроме того, уже потому, что в реальной жизни об­щества труд никогда не сводится лишь к просто повто­ряющемуся процессу, невозможно абсолютно точное предвосхищение человечеством развития общества. Уже отсюда следует, что законы истории в той или иной мере всегда будут образовываться и действовать, не проходя через сознание людей.

Цель не существует вне связи с потребностью. Без потребности не может быть цели. Но потребность еще не есть цель. Цель необходимо предполагает соотнесе­ние потребности с результатом труда, но не только с ним, а также с предметом, средством и способом тру­да. Цели как действительной цели нет вне этого един­ства.

Средство труда — то, при помощи чего человек воздействует на что-то другое определенным способом для достижения цели, создания предмета, способного удов­летворить потребности. Средство труда вне этого един­ства представляет собой просто предмет природы (а если он воздействует на другой предмет, то такое воз­действие есть природное воздействие одного природного предмета на другой природный предмет).

Предмет труда — то, на что происходит воздействие при помощи средства труда определенным способом для достижения результата труда, создания предмета, способного удовлетворить потребности. Вне этого един­ства предмет труда оказывается просто предметом при­роды.

Способ труда — то, как, происходит воздействие при помощи средств труда на предмет труда для достиже­ния результата, осуществления цели, создания предме­та, способного удовлетворить потребность.

Результат труда как именно результат — то, что создается трудом при помощи воздействия средств тру­да на предмет труда для осуществления цели, обра­зования предмета, способного удовлетворить потреб­ность.

Что касается потребности и труда, то потребность без труда существует, труд же без потребности сущест­вовать не может, ибо в конечном счете труд существует для создания предметов, способных удовлетворить по­требности. Цель, средство труда, предмет труда, способ труда, результат труда друг без друга не существуют именно как таковые. Но они не только не существуют друг без друга, но и порождают друг друга. Изменение какого-либо из этих моментов приводит в конечном сче­те к соответствующему изменению других моментов — изменению, преломленному, разумеется, через их специ­фику. Эта специфика двоякая. Во-первых, специфика, закономерная для труда самого по себе, — это особое место, роль каждого момента в труде. Во-вторых, каж­дый из этих моментов (средство, предмет, способ, ре­зультат труда) существует всегда в каком-либо матери­але. То же, по нашему мнению, относится и к цели, по­скольку она берется во взаимосвязи с другими компо­нентами труда и с процессом труда. Материал, в кото­ром существуют моменты труда, есть нечто внешнее, случайное до отношению к ним и их внутренней связи.

Потребность вызывает необходимость в определен­ном предмете потребления. В цели предвосхищается предмет, способный удовлетворить потребность, как соз­данный предмет, т. е. предвосхищаются не только ре­зультат, но и предмет, и средства, и способ труда. Сам процесс труда есть применение соответствующих цели. средств к соответствующему цели предмету труда со­ответствующим цели способом для получения соответ­ствующего цели результата.

В самом процессе труда, по мере его реализации,. все эти моменты так или иначе исчезают, за исключе­нием результата. И в то же время, пока процесс труда не завершится, они существуют в их специфике. Что же касается результата, то он, напротив, еще не суще­ствует, поскольку процесс труда не завершился.

Цель действительно существует лишь в единстве с результатом, в единстве со своей реализацией. Но реа­лизуясь, цель и сохраняется, поскольку ее реализация не завершилась, и исчезает, поскольку реализация уже произошла. По достижении результата труда цель дан­ного процесса труда исчезает (до начала данного про­цесса труда она имелась лишь в связи с ним, как ре­альная возможность), она воплощается в его резуль­тате.

Средство труда также существует как средство тру­да до этого процесса труда как реальная возможность,. т. е. лишь в связи с его будущим осуществлением, а в самом этом процессе труда средство труда потребляет­ся. Поскольку образуется результат труда, постольку средство труда исчезает, превращается в результат. По­скольку возможности этих средств труда не исчерпаны в процессе труда, постольку они сохраняются в качест­ве средств труда.

Применительно к предмету труда верно то же са­мое. Предмет труда существует в качестве предмета труда лишь в связи с процессом труда, как реальная возможность, в самом процессе труда предмет труда ре­ализуется в качестве предмета труда, потребляется, ис­чезает в результате.

Способ труда исчезает вместе с процессом труда постольку, поскольку данный процесс труда неповторим, индивидуально своеобразен. Способ труда также угаса­ет в результате труда.

В результате угасают (становятся, так сказать, непосредственно не данными) цель, средство, предмет, способ труда.

Когда речь шла о том, что каждый из перечислен­ных моментов труда не существует без других и все они не существуют друг без друга, то, по сути дела, выделялась их внутренняя связь именно друг с дру­гом.

С точки зрения только внутренней связи моментов труда процесс труда предстает как следующие крайно­сти. Во-первых, с точки зрения лишь внутренних связей моментов труда друг с другом (и, следовательно, при отвлечении от процесса удовлетворения телесных по­требностей) результат труда с необходимостью есть полное исчезновение цели, средства, предмета, способа труда, т. е. данный процесс труда предстает как совер­шенно, абсолютно неповторимый, как абсолютно пре­вращающийся в результат. Естественно, при этом не­возможны никакие побочные, непредвосхищенные в це­ли продукты, результаты труда, а также невозможны и никакие отходы процесса труда. Во-вторых, с точки зре­ния лишь внутренних связей моментов труда друг с дру­гом моменты труда взаимно полностью полагают друг друга, следовательно, полностью сохраняются своим единством и в своем единстве, т. е. данный процесс тру­да возобновляется в абсолютно том же самом виде, а значит, бесконечно. Если все моменты труда своим единством абсолютно, полностью полагают друг друга, то и результат труда вновь становится предметом абсо­лютно такого же труда, результатом которого он явля­ется. При этом так же как и при первой крайности, не­возможны никакие побочные, непредвосхищаемые ре­зультаты и никакие отходы процесса труда. Обе край­ности имеют одну почву — абсолютизацию отличия тру­да, общества от природы.

Отсюда не следует, что выделение внутренней связи моментов труда в чистом виде есть такая абсолютиза­ция. К самой этой связи мы подошли через рассмотре­ние потребности, потребления, предмета, способного удовлетворить потребность.

Труд невозможен без потребности, но потребность есть нечто внешнее по отношению к внутренним момен­там труда. Потребность, лишь превращаясь в цель, ста­новится внутренним моментом труда. Потребность пред­шествует труду. Труд вызывается к жизни прежде всего жизненно необходимыми потребностями4. Результа­ты труда должны быть прежде всего предметами, спо­собными удовлетворить именно такие потребности. Цикл, в начале которого стоят жизненно необходимые потребности человека, опосредствуется трудом и завер­шается потреблением продуктов.

Для полного возобновления этого цикла в том же самом виде необходимо, чтобы удовлетворение жизнен­но необходимой потребности при помощи продукта тру­да было вместе с тем возобновлением в том же самом виде и потребности, и средства, и предмета, и способа труда.

Сам этот цикл своим собственным совершением во­зобновляет лишь жизненно необходимую потребность (потребление живым существом предмета, удовлетво­ряющего его необходимую жизненную потребность, есть поддержание жизни и, следовательно, возобновление этой потребности). Мы пока отвлекаемся от изменения, которое вносит этот цикл в возобновление жизненно необходимой потребности. Остальные же моменты цик­ла самим совершением этого цикла не воспроизводятся. Ни потреблением продукта труда, предназначенного для удовлетворения жизненно необходимой потребности, ни процессом труда, ведущим к этому продукту, средства, предмет, способ труда и цель (поскольку ее существо­вание зависит от них) не воспроизводятся.

Между тем самовозобновление жизненно необходи­мых потребностей, необходимость поддержания жизни индивида и рода, требует — при вышеотмеченных усло­виях — возобновления, повторения процесса труда,. Именно при переходе к рассмотрению возобновления, повторения процесса труда он выступает как целый. цикл по отношению к другому циклу, т. е. процесс труда выступает теперь прежде всего со стороны своей цело­стности и притом в связи с необходимостью удовлетво­рения возобновляющихся жизненно необходимых по­требностей. Поэтому труд как целое при рассмотрении его возобновления, простого повторения, предстает как средство для удовлетворения жизненно необходимых потребностей, а жизненно необходимые потребности приобретают качество цели процесса труда как просто повторяющегося целого. Следовательно, при этом соци­альное выступает пока подчиненным моментом биологи­ческого, животного существования человека и челове­ческого рода.

При переходе к рассмотрению процесса труда в его возобновлении (в единстве с процессом удовлетворения жизненно необходимых потребностей) обнаруживается также необходимость специального различия между би­ологическим отношением и трудом, между биологичес­ким и социальным в отношении человека к природе. Жизненно необходимая потребность самовозобновляет­ся процессом потребления предмета, ее удовлетворяю­щего. Компоненты, моменты труда самим этим процес­сом труда не возобновляются. Эта различная роль по­требности и моментов труда в труде как повторяющем­ся процессе вызывает и необходимость специального

рассмотрения различия между внутренним и внешним в самом труде.

Средство труда как компонент, момент труда есть внутренне присущее труду. Но средство труда потому исчезает в результате труда и не возобновляется самим -чтим процессом труда, что оно представляет собой трансформированное природное тело, что материалом для средства труда в конечном счете служит нечто при­родное, внешнее по отношению к самим внутренним свя­зям труда, а также и к жизненно необходимым потреб­ностям.

Предмет труда как момент труда также внутренне присущ труду и без труда не существует. Но предмет труда исчезает в результате труда и не возобновляется самим этим процессом труда потому, что он есть вклю­ченное в процесс труда тело природы, т. е. включенное

в процесс труда нечто внешнее по отношению к этому процессу труда.

Цель труда также постольку не возобновляется са­мим тем процессом труда, в котором она осуществляет­ся, поскольку она в своей определенности находится в единстве с определенными средствами и предметом тру­да. Она не возобновляется потому, что цель человека есть особое свойство человека, свойство, образующееся благодаря труду и отличное от тех жизненно необходимых потребностей, условием, средством удовлетворения которых оно служит.

То же верно и по отношению к способу и продукту труда.

Возобновление средства и предмета труда при по­вторении процесса труда происходит путем включения новых, до этого не включавшихся в процесс труда тел, процессов, предметов природы того же (в простейшем случае) качества и количества, что использовались в предшествующем процессе труда.

Возобновление цели труда происходит при повторе­нии процесса труда, так как цель есть трудовое свой­ство человека, его жизненно необходимых потребностей, и отдельно от процесса труда не существует. Цель как предвосхищение результата в представлении есть психи­ческое образование, определенное функционированием организма. А потому цель, целеполагание зависят от природных задатков человека, решающим же, главным в целеполагании, в образовании и функционировании

цели является труд.

Следовательно, с точки зрения повторения процесса труда, труда как возобновляющегося в том же виде, и притом процесса труда, взятого в единстве с процессом удовлетворения жизненно необходимых потребностей, жизненно необходимая потребность выступает как са­мовозобновляющаяся, средство и предмет труда — как возобновляющиеся под действием самовозобновляющей­ся жизненно необходимой потребности при возможности черпать из природы все новые количества тех же самых материалов для средства и предмета труда. Цель в процессе труда с точки зрения «участия» в ней природ­ного «материала» человека есть психическое образова­ние, определенное функционирование органов тела че­ловека.

При рассмотрении процесса труда в его повторении, возобновлении в том же самом виде, выступает необхо­димость в специальном различении личного и вещного факторов в труде: человека с его трудовыми качества­ми, с одной стороны, и средств и предметов труда, с другой стороны. Личные и вещные факторы труда игра­ют разную роль в возобновлении труда.

Что же диктует необходимость повторения, возобнов­ления процесса труда при выделенных условиях? Жиз­ненно необходимая потребность. Из всех моментов рассмотренного цикла именно жизненно необходимая по­требность возобновляется вместе с возобновлением жиз­ни, возобновляется самим процессом потребления. Не­обходимость удовлетворения тех же самых самовозобновляющнхся жизненно необходимых потребностей и вызывает повторяемость, возобновление процесса труда.

Первоначально, в простой форме жизненно необхо­димая потребность удовлетворяется предметом потреб­ления, данным природой в готовом виде. Если эта по­требность при определенных условиях вызывает к жиз­ни процесс труда, если она или количественно, или ка­чественно не может быть удовлетворена данными при­родой в готовом виде предметами потребления, то продукты труда, удовлетворяющие эту потребность, неиз­бежно отличаются от того, что дано в готовом виде природой, по крайней мере количественно.

Простое дальнейшее повторение этого одного и то­го же процесса труда, дающего один и тот же вид про­дукта в одном и том же количестве, ведет к совершен­ствованию этого процесса труда. Ведь один и тот же природный материал, используемый для средств н пред­метов труда, никогда не может быть совершенно одно­роден, его свойства колеблются в тех или иных грани­цах. Поэтому уже необходимость в постоянном повто­рении одного и того же процесса труда ведет к стрем­лению найти возможно более однородный природный материал для средств и предметов труда. Поскольку средства труда служат для обработки не одного, а мно­гих предметов труда, постольку их форма, материал более устойчивы, чем форма, материал предметов тру­да. Поэтому однородность материала предметов тру­да — при отмеченном условии — имеет меньшее значе­ние, чем однородность материала и устойчивость форм средств труда. Следовательно, при наличии данного ро­да природного материала для предметов труда при по­вторении одного и того же процесса труда, во-первых, происходит выделение устойчивых свойств природного материала данного рода для средств труда и устойчи­вых свойств материалов данного рода для предметов труда; во-вторых, прежде всего средства труда из дан­ного рода природного материала приобретают устойчи­вую, универсальную форму, все более превращаясь в искусственно созданные средства труда.

Таким образом, природный материал и форма предметов труда более изменчивы (если исходить из самого существа различия между по крайней мере механичес­кими средствами и предметами труда), чем природный материал и форма средств труда. Но устойчивое в этой изменчивости закрепляется для последующих процессов труда прежде всего в средстве труда, сначала в изме­нении его функции, а затем и в изменении формы.

Наиболее вероятна (с точки зрения существа отно­шения средств и предметов труда друг к другу) измен­чивость природного материала предметов труда данно­го процесса труда. Поэтому наиболее вероятно возник­новение новых сведений, умений, навыков и т. п. при использовании прежних, имеющихся налицо средств труда для воздействия на изменившийся материал то­го же рода предмета труда, Но общее, универсальное закрепляется, делается устойчивым тогда, когда закреп­ляется в универсализированной для данного процесса труда форме средств труда. Это закрепление приводит к тому, что создание такого рода продуктов приобрета­ет устойчивость в количественном отношении, а самый продукт получает устойчиво повторяющуюся форму.

Итак, сначала средство труда дано так или иначе в готовом виде. Оно применяется к определенному роду предметов. Материал предметов изменяется в пределах данного рода. В связи с этим изменяются соответствен­но и функции данного средства труда. Накапливаются знания, сведения о свойствах этого рода предметов тру­да, о колебаниях и том устойчивом, что сохраняется при наличии колебаний этих свойств, а также умения, на­выки действования данным средством труда при изме­няющихся свойствах данного рода предметов труда, сведения о свойствах данного средства труда. Все эти умения, навыки, сведения приобретаются в процессе применения данного средства труда к предметам данно­го рода с вариативным природным материалом. Соот­ветственно изменяется средство труда, все более универсализируясь для обработки предметов данного рода в данный продукт.

Приобретение средством труда универсальной фор­мы для обработки данного рода предметов труда, а зна­чит, изменение не только по функции, но и по форме взятого в готовом виде средства труда, изменение фор­мы, которое делает данное средство труда универсаль­ным для обработки данного рода предметов в данный продукт, есть зрелость данного процесса труда. Пол­ностью зрелость данного процесса труда завершается, во-первых, тогда, когда применение средства труда, уни­версального для данного повторяющегося процесса тру­да, приводит к окончательному закреплению умений, навыков использования универсального средства труда для создания строго устойчивого, повторяющегося про­дукта труда из изменчивых предметов труда данного рода, когда знания об универсальном, общем для дан­ного процесса труда фиксируются в устойчивой форме; во-вторых, тогда, когда предмет труда данного рода предварительно обрабатывается для придания ему од­нородности, устойчивости, меньшей изменчивости в ка­честве предмета труда.

Таким образом, повторение, возобновление, одного и того же процесса труда ведет к его созреванию, вызы­ваемому самим его возобновлением. Его возобновление вызывается необходимостью удовлетворять самовозобновляющиеся жизненно необходимые потребности.

Созревание же процесса труда по своей сути, как следует из сказанного выше, есть вместе с тем его рас­членение.

Для потребления данных природой в готовом виде предметов потребления их надо достать, найти, собрать и т. п., вообще добыть. Для получения предметов по­требления при помощи данных природой в готовом виде средств труда надо добыть и средства труда, и предме­ты труда. Добыча материала для средств и предметов труда сохраняется и в зрелом процессе труда. Но поми­мо этого в нем выделяются обработка, создание средств труда и создание предметов потребления при помощи созданных средств труда. При вполне зрелом процессе груда имеет место также предварительная обработка предмета труда для придания ему однородности, вооб­ще нужных свойств. При повторении, возобновлении процесса труда он сталкивается с пределом возобнов-ления жизни индивида, в связи с этим возникает необ­ходимость — для постоянства повторения, возобновле­ния труда — передачи сведений, умений, навыков новым индивидам, подключающимся к труду.

Различие процессов труда (помимо различия, выте­кающего из внутренних связей самого труда) зависит также от определяемой строением тела расчлененности жизненно необходимых потребностей (например, производство пищи как особый вид производства). Кроме того, различие процессов труда зависит от рода природ­ного материала предметов и средств труда (например,. производство животной и растительной пищи). Зависи­мость процессов труда от рода природного материала и. от совокупности жизненно необходимых потребностей, обусловленной строением тела, есть различие процес­сов труда, вызванное воздействием внешнего на внут­реннее, на процесс труда.

Таким образом, процесс труда, взятый в его возоб­новлении, повторении, предстает как обособляющийся на различные процессы труда вследствие, во-первых, своих внутренних связей, во-вторых, обусловленной стро­ением организма расчлененности потребностей, в-треть­их, различия разных родов природного материала пред­метов и средств труда.

Что касается третьего, то более подробная его ха­рактеристика целесообразна при историческом рассмот­рении, ибо то, каково именно различие родов природно­го материала предметов и средств труда, есть нечто случайное по отношению к самому по себе процессу труда вообще.

Что касается второго, то оно относится к созданию разного рода предметов потребления. Обусловленные этой расчлененностью жизненно необходимых потребно­стей различия процессов труда есть (как и третье) внешнее по отношению к самому по себе процессу труда.

Что же касается первого, то это расчленение про­цесса труда, обусловленное самим возобновлением, по­вторением процесса труда. Применительно к современ­ной промышленности это разделение на добывающую и обрабатывающую промышленность, производство средств производства, производство предметов потреб­ления, подготовку кадров. Естественно, пока имеет ме­сто возобновление труда, будут существовать и разли­чия, вызываемые самим его возобновлением.

Универсализация средств труда для создания про­дуктов определенного рода из соответствующего рода. предметов труда есть по своей сути вместе с тем и диф­ференцирование этих средств труда от средств труда, служащих для создания других родов продуктов. Ибо чем больше выделяется общее именно данного рода, тем больше этот род отличается от других родов. О6щее существует через различие (точно так же, как раз­личие возможно лишь при наличии общего).

Возобновление, повторение, процесса труда с необ­ходимостью приводит одновременно ко все большему единству, «прилаженности» друг к другу различных мо­ментов труда. В цели с повторением данного процесса труда все более точно предвосхищаются результат, а также средства, предмет и способ труда, требующиеся для его получения. Средство труда все более совершен­ствуется, приспосабливается к данному процессу труда. То же верно и для других моментов процесса труда.

Но вместе с установлением все большего единства моментов процесса труда происходит и все большее вычленение, отделение моментов труда друг от друга. Вообще установление связи осуществляется через свою противоположность, через вычленение взаимосвязанных моментов. Действительно, чем более точно в цели пред­восхищаются результат труда, соответствующие ему средства, предмет, способ труда, тем больше отчленяются результат от средств, предмета, способа труда, тем больше вычленяется то, что предвосхищается, от само­го предвосхищения и т. д. То же верно и относительно других моментов труда. Чем совершеннее данный про­цесс труда, тем труднее, при прочих равных условиях, овладеть каждым из его компонентов в отдельности, тем более сложно и важно уловить их взаимосвязь. Вычленение моментов процесса труда, совершающееся вместе с углублением их единства, есть собственно внут­ренняя дифференциация процесса труда.

Итак, что же заставляет возобновлять, повторять процесс труда и что создается простым повторением процесса труда?

Возобновлять процесс труда вынуждает прежде все­го необходимость поддержания жизни людей, т. е. са­мовозобновление их биологических, телесных потребно­стей. Биологические, телесные потребности, самовозоб­новляясь в процессе потребления продуктов труда, требуют и возобновления этих продуктов, а значит, и возобновления труда.

Труд в таком случае совершается ради удовлетво­рения телесных потребностей, ради поддержания физи­ческого существования, т. е. служит средством для поддержания физического существования, для удовлет­ворения телесных потребностей.

Что же происходит с трудом в процессе его повто­рения, т. е. при простом его возобновлении?

Если телесная потребность удовлетворяется при по­мощи продукта труда, то произведенные предметы по­требления отличаются от предметов потребления, дан­ных природой в готовом виде, количественно, по край­ней мере. Удовлетворение телесной потребности при помощи продукта труда, производства означает, что удовлетворение телесной потребности опосредствовано наличием цели, других трудовых качеств человека, на­личием средства и предмета труда.

При возобновлении, повторении данного процесса труда происходит потребление средств и предметов труда, а также трудовых сил человека. При все новом и новом возобновлении, повторении данного процесса труда, т. е. при непрерывном, постоянном, совершаю­щемся устойчиво повторении данного процесса труда, расходуется, исчезает данный предмет труда. Предмет труда должен поступать извне данного процесса труда, а в этом процессе труда он превращается в продукт труда (что есть необходимость для процесса труда) и в отходы труда (что происходит не всегда). Извне данного процесса труда должны поступать и средства труда. В самом простом случае и предмет труда, и сред­ство труда имеются вне данного процесса труда в при­роде в готовом виде. При достаточно длительном и многократном повторении данного процесса труда ока­зывается израсходованной и сила труда данного чело­века. Тогда требуется вступление в процесс труда но­вого человека. Здесь повторение данного процесса тру­да наталкивается на ограниченность продолжительно­сти жизни отдельного человека и расходования его трудовых сил. И дальнейшее повторение данного про­цесса труда предполагает как свое необходимое усло­вие продолжение рода человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.194.62 (0.049 с.)