Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Строение простейшего отношенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Познание в развитой форме строения, или структуры общества, и в том числе выделение в «чистом» виде его простейшего отношения осуществимы лишь при отображении развитого общества. К развитому человеческому обществу, по нашему мнению, относится подлинная история человечества, в отличие от ее предыстории. Уже на завершающей стадии предыстории человеческого общества, т. е. при капитализме, создаются реальные возможности для перехода к подлинной истории человечества, а потому и определенные возможности для познания в развитой форме структуры общества (в том числе и. для выделения в более или менее «чистом» виде простейшего отношения общества). И все-таки до построения социализма возможности для выделения простейшего отношения общества существенно отличны от тех возможностей, которые создаются с возникновением социализма, т. е. коммунизма, хотя еще только формирующегося. Развитое человеческое общество встает перед умственным взором тех, кто приступает к его рассмотрению, как некоторая совокупность людей. Аналитическое расчленение общества, взаимодействия людей, взятого в качестве данного, приводит к выделению отдельного человека, т. е. индивида ', также выступающего в качестве данного. Причем если общество фиксируется как данное, то индивид берется таким же образом, но с тем различием, что человек есть данный элемент, а общество есть данное определенное взаимодействие этих элементов. Продолжая анализ, приходим к тому очевидному факту, что каждый человек, каждый индивид прежде всего должен жить, поддерживать биологическое существование, свое и своего биологического вида. Если мы рассматриваем человека как данный элемент общества, то самое первое, что бросается в глаза, это то, что он есть живой организм, живое существо, которое поддерживает свою жизнь и продолжает свой биологический вид. Это обстоятельство выступает при рассмотрении человека и общества прежде всего, наиболее непосредственно, и в этом смысле оно может быть квалифицировано как «поверхность», «бытие» процесса (человеческого общества). Следовательно, и ход анализа, и максимально непосредственный, неопосредованный взгляд на человека и на отношения людей друг к другу приводят к выделению в качестве простейшего отношения общества— взаимодействия человека с окружающей средой для поддержания собственной жизни и взаимодействия людей друг с другом для продолжения своего биологического вида2. И то и другое взаимодействия представляют собой относительно самостоятельные процессы в рамках в конечном счете одного, внутренне единого биологического взаимодействия людей друг с другом и с остальной природой. Причем речь идет не просто о биологическом взаимодействии живых существ друг с другом и с остальной природой, а о биологическом взаимодействии людей друг с другом и с остальной природой. Но вместе с тем выделяется не сугубо социальное, а именно биологическое взаимодействие. Мысль об этом простейшем отношении человеческого общества можно пояснить, несколько забегая вперед и привлекая к рассмотрению исторический аспект. Простейшее отношение данного процесса, предмета есть необходимая историческая предпосылка возникновения этого процесса, предмета, превращающаяся с возникновением сущности этого процесса, предмета в необходимую предпосылку, условие его функционирования. Вместе с тем простейшее отношение—такая необходимая историческая предпосылка данного процесса, предмета, которая, достигнув определенного развития, сама превращается в качественно и по сущности иной процесс, сохраняясь в нем как снятый, преобразованный момент. Биологическое взаимодействие живых существ друг с другом и с остальной природой существует до возникновения социального, с образованием социального это биологическое, с одной стороны, становится необходимой предпосылкой, условием существования и развития социального, а с другой стороны, это биологическое включается в движение социального, преобразуется им и превращается в снятый, модифицированный момент движения социального. Конечно, биологическое взаимодействие людей друг с другом и с остальной природой никогда не будет абсолютно полностью преобразовано социальным, условие никогда не превращается полностью лишь в следствие того, условием чего оно есть. И тем не менее это биологическое в качестве предпосылки, условия социального необходимо предполагает социальное, не существует как только «чисто» биологическое. Предмет нашего рассмотрения—общество, взаимодействие людей, а потому мы выделяем биологическое не вообще, а в человеке, в отношениях людей друг к другу и притом сначала по преимуществу биологическое как условие, предпосылку социального, т. е. с точки зрения процесса познания биологическое в человеке и в отношениях людей друг к другу выделяется так, как оно выступает до специальной характеристики социального, или в относительной (но не абсолютной) независимости от социального. Так как это независимость относительная, а не абсолютная, так как это рассмотрение предпосылки, предпосылка же не существует без того, предпосылкой чего она служит, то связь, единство биологического с социальным при такой характеристике уже здесь присутствует, но она не освещается специально. Биологическое взаимодействие люден друг с другом и с остальной природой не полностью тождественно взаимодействию животных друг с другом и с остальной природой, оно всегда так пли иначе, в той или иной степени и в том или ином отношении очеловечено. Однако пока человек берется непосредственно и специально не характеризуется социальное, не объясняется, почему и как развивается, «производится» специфически человеческое в человеке, до тех пор не может быть специально отличено то, что присуще человеку именно как человеку, от того, что присуще ему только как живому существу. И все-таки человек выступает на этой стадии рассмотрения по преимуществу (но не исключительно) со стороны своей биологической природы, биологических взаимоотношений со средой и друг с другом, а среда—главным образом со стороны своей природной определенности. Речь идет именно о людях, но в их биологической определенности, в их биологических взаимоотношениях. С самого начала человек фиксируется в единстве биологического и социального. Например, потребности в обуви, одежде, поскольку обувь, одежда необходимы для сохранения жизни,—физические потребности. Однако, даже не говоря о характере обуви, одежды, потребность в них для защиты от неблагоприятных внешних воздействий специфичны для человека. И все же первоначально социальное предстает непосредственно единым с биологическим и как бы моментом биологического, ибо поддержание и порождение жизни человека есть ближайшим и непосредственным образом животное, биологическое существование и порождение человека. Таким образом, непосредственное единство биологического и социального, в непосредственно рассматриваемых людях, предстает прежде всего с биологической стороны этого единства. В свою очередь эта биологическая сторона двояка. Она представляет собой биологическое отношение людей друг к другу и к остальной природе. После характеристики биологического в человеке и в отношениях людей друг к другу, биологического, взятого в относительной самостоятельности по отношению к социальному, будет специально рассмотрено социальное, а затем специальному изучению подвергнется проявление социального в биологическом, единство социального и биологического, а также формы этого единства. Единство биологического и социального присутствует в нашем изложении с самого начала. И хотя оно и не представлено специально, тем не менее влияет на последовательность и характер рассмотрения биологического. При отображении чисто биологического взаимодействия (взятого в историческом аспекте) организма и окружающей среды строго последовательное изложение должно начинаться с характеристики среды, из нее следует вывести возможности существования тех или иных организмов, отобразить их строение, функционирование и т. п., и лишь затем нарисовать картину обратного воздействия организмов на окружающую природу. Эта последовательность диктуется тем, что в образовании и изменении сугубо биологического взаимодействия организма с окружающей средой в конечном счете главным является воздействие окружающей среды на организм, а не наоборот. Во взаимодействии человека с окружающей природой, напротив, главным оказывается воздействие человека на окружающую природу, человек главным образом не приспосабливается к окружающей природе, а по преимуществу «приспосабливает» ее к себе, преобразует ее. Поэтому при рассмотрении биологического взаимодействия человека с окружающей природой следует начать именно с отношения людей как биологических существ к остальной природе и друг к другу. Итак, мы начинаем рассмотрение общества с биологического взаимодействия именно людей с остальной природой, при этом предполагается, что в это определение входит рассмотрение биологического отношения людей друг к другу. Само биологическое взаимодействие людей с остальной природой есть процесс, и отображено оно может быть лишь процессом познания. С чего же целесообразно начать характеристику биологического взаимодействия людей с остальной природой? Эти компоненты взаимодействуют друг с другом. Но, как уже было сказано ранее, при отображении биологического взаимодействия человека со средой необходимо начать с человека, а не со среды. Рассмотрим сначала один компонент взаимодействия, или взаимодействие пока лишь со стороны одного компонента. Человек как компонент этого взаимодействия—живое существо с определенным организмом, с определенным строением тела. Если дан, если есть налицо организм с определенным строением (а человек в качестве живого существа здесь берется просто как данный), то для поддержания его жизни необходима соответствующая окружающая среда. Поскольку предполагается данность организма человека, постольку организм предстает не изменяющимся, а значит, предполагается и природная среда, не изменяющаяся настолько, чтобы вызвать изменение строения организма человека. Если биологическое взаимодействие людей с природой фиксируется как данное, имеющееся в наличии, то при его рассмотрении в первую очередь выступает тот факт, что человек должен жить, поддерживать свое существование, и лишь затем то, что он производит новую жизнь, поддерживает существование своего биологического вида. Поддержание собственно существования каждым человеком есть реализация взаимоотношения человека и среды для сохранения человека. Здесь имеются два компонента: человек в качестве живого существа определенного строения и природная среда как условие физического существования индивидов. Конечно, при логическом способе рассмотрения абстрагирование этих компонентов происходит от того этапа развития человечества, когда уже имеются современный биологический вид человека и изменение человечеством природной среды. Выделяется же пока только то, что и после образования. человека в качестве особого биологического вида и при наличии общественного производства человек всегда остается живым существом с определенным строением тела, а природная среда (пусть так или иначе, в той или иной мере преобразованная) — необходимым условием его биологического существования. Определение нужды, «требования» организма к окружающей среде есть потребности3 человека как биологического существа. Потребности являются биологическими, если они, во-первых, необходимы для поддержания жизни человека, а также, во-вторых, для порождения новой жизни. В наиболее простой форме и в наименее преобразованном социальном виде биологические потребности человека существуют в том случае, когда они удовлетворяются непосредственно и при помощи девственной природы (например, дыхание в условиях незагрязненной вследствие преобразующей деятельности человека воздушной среды). Если же необходимые биологические потребности не могут быть удовлетворены лишь девственной природой самой по себе, если они могут быть удовлетворены посредством и на основе преобразования природы,то тем самым и постольку биологические потребности начинают включаться или включаются в социальное движение, становятся социально «окрашенными» биологическими потребностями. В той или иной степени и животные изменяют природу, но это изменение, в отличие от человека, не характерно для них, не есть та основа, на которой зиждется их специфика в качестве животных. Подробнее об этом, а также о стадиях превращения животного воздействия на среду в человеческое воздействие на среду будет сказано позднее. Биологические отношения людей к природе и друг к другу приобретают специфически человеческую окраску, если их осуществление так или иначе, в той или иной степени опосредствуется процессом общественного преобразования природы или процессами, вырастающими на основе последнего. Такие биологические отношения становятся вместе с тем и социальными. Если человек, который берется при характеристике простейшего отношения как данное живое существо, предстает при предположенных обстоятельствах в качестве нуждающегося в определенной среде, в качестве имеющего потребности, то природная среда при этом оказывается условием биологического существования люден, предметы природной среды выступают в виде предметов, способных удовлетворить потребности. Характеристика указанного взаимодействия с выделением лишь необходимых биологических потребностей и предметов, способных их удовлетворить, есть характеристика этого отношения в его потенции. Реализация же его есть потребление, т. е. удовлетворение потребностей предметами, способными их удовлетворить. (В соответствии с темой главы мы имеем в виду необходимые биологические потребности, предметы, способные их удовлетворить, и сам процесс удовлетворения такого рода.) Простейшее отношение человеческого общества, отношение, взятое в качестве реализующегося, есть потребление как удовлетворение биологических потребностей человека. Потребление уже само в себе, самим своим совершением вносит изменения в условия своего возобновления, уничтожая предметы потребления. (При рассмотрении потребления обнаруживается, что потребление предмета потребности изменяет саму потребность. Теперь потребность выступает уже как зависящая не только от организма, но и от среды, от ее особенностей.) Возобновление предметов потребления другими природными процессами и удовлетворение человеком животных потребностей уже в силу того, что это разные природные процессы, не могут находиться в устойчивом, постоянном соответствии друг с другом. Когда фиксируются человек в качестве живого существа и среда как условие его биологического существования, тогда отмечается внешнее отношение человека как живого существа и среды. Когда фиксируются необходимые биологические потребности и предметы, способные их удовлетворить, тогда осуществляется переход к рассмотрению внутреннего отношения человека как живого существа и среды. Собственно же внутреннее отношение человека как живого существа и среды есть потребление, т. е. сам процесс удовлетворения телесных потребностей посредством предметов потребления (напомним, что здесь потребление берется в том виде, когда не выделяется средство удовлетворения потребностей, когда имеется только, с одной стороны, потребитель с его потребностью, а с другой стороны, предмет (или предметы) потребления). Проследив отношение человека как живого существа и среды «с высоты птичьего полета», спустимся пониже и проделаем тот же путь, так сказать, по земле, рассмотрим отношение несколько подробнее, а вместе с тем проанализируем переход к более сложным отношениям. Со стороны необходимости поддержания биологического существования человек выступает в качестве живого существа, имеющего организм определенного строения. Организм определенного строения нуждается в определенной окружающей среде. Эти нужды, «требования» организма к среде есть физические потребности и в конечном счете обусловленные ими психические потребности, т. е., говоря в целом, биологические потребности. Биологические потребности человека, поскольку они определяются именно строением организма, оставались и остаются, по крайней мере до сих пор и в основном, неизменными в различные исторические эпохи развития человечества. Пока биологически человек не изменяется (или, по меньшей мере, существенно и заметно не изменяется), сохраняется и нечто неизменное в потребностях, в требованиях человеческого организма к среде, несмотря на существование и образование бесконечно разнообразных предметов потребления, несмотря на изменения в ценностной шкале оценок животных потребностей и т. д.4 От строения организма человека зависит структура биологических потребностей: потребности, удовлетворяемые посредством процессов пищеварения (потребность в пище и воде), дыхания (потребность в воздухе), выделения (потребность выведения из организма конечных продуктов распада, образующихся при пищеварении и дыхании), в процессах защиты и локомоции, в деятельности органов чувств и мозга (потребности в чувственных раздражениях определенной величины и характера, в ориентировке...) и т. д. Каждая биологическая потребность может быть определена качественно и количественно. Каждая биологическая потребность имеет свою меру (единство качества и количества). Удовлетворение потребности организма, выходящее за рамки меры, неблагоприятно воздействует на организм человека. Например, существует область температур, выше и ниже которой длительное существование организма человека невозможно. Причем, при прочих равных условиях, чем меньше отклонение температуры от этой области, тем длительнее может существовать организм человека и наоборот. Существуют определенное соотношение различных биологических потребностей и мера соответствия разных биологических потребностей, а также противоречия в удовлетворении этих различных потребностей. Например, если потребность в пище удовлетворяется максимально, а потребность в движении минимально, то это есть противоречие, вредно сказывающееся на организме. Так как биологический вид человека (со времени возникновения современного биологического вида и до настоящего времени) остается одним и тем же (или, по крайней мере, существенно одним и тем же), то сохраняется неизменной качественная и количественная определенность необходимых биологических потребностей, остается одной и той же мера каждой необходимой биологической потребности и их совокупности 5. Так, потребность в пище может быть удовлетворена бесконечно разнообразным сочетанием разных количеств различных продуктов. Однако при этом для нормального существования человеческого организма необходим постоянный качественный состав пищи. В ней должны иметься белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли... Количество каждого из необходимых веществ и их соотношение зависят от возраста, пола,, внешних условий, активности организма. Но потребности в каждом из необходимых веществ, хотя и изменяются количественно, все же изменяются в некоторых постоянных для человеческого организма пределах. При нормальном функционировании организма в состоянии покоя потребности в пище минимальны. Организм взрослого здорового человека при разнообразных индивидуальных различиях имеет некоторые средние минимальный и максимальный пределы потребления необходимых питательных веществ; при потреблении ниже минимального и выше максимального пределов длительность существования организма человека—при предположения наличия оптимума прочих условий— меньше видовой продолжительности жизни. Минимальный и максимальный пределы существуют для каждой биологической потребности. Имеется и оптимум у каждой биологической потребности. Оптимальное удовлетворение человеком своих биологических потребностей (при нормальной наследственности) дает ему возможность достигнуть видовой (родовой) продолжительности жизни. Дальнейшее увеличение продолжительности жизни связано уже с изменением самой видовой продолжительности жизни, с воздействием на человеческую наследственность, на генетический аппарат человека. Итак, человек как живое существо имеет биологические потребности, «требования» к окружающей среде, удовлетворение которых необходимо для поддержания его в качестве живого организма. Биологические потребности зависят от строения организма человека. Поскольку организм человека с возникновением человека как нового биологического вида и до настоящего времени не изменился (по крайней мере ныне нет достоверных данных об изменениях, если даже предположить, что они произошли), постольку не изменились и необходимые для поддержания жизни биологические потребности человека. С точки зрения обусловленности строением организма биологические потребности имеют неизменную качественную и количественную определенность, неизменную меру, неизменна с этой точки зрения и совокупность «требований» организма к среде. Второй компонент—среда. Среда первоначально предстает в качестве условия биологического существования людей. Среда как условие биологического существования человека есть окружающая среда. В таком отношении среда выступает лишь как нечто пассивное, как «кладовая» для получения того, что удовлетворяет биологические потребности человека. Характеристика среды тогда сводится главным образом к определению того, насколько богатой или бедной «кладовой» (в количественном и качественном отношениях) она является. Среда как «кладовая» предметов потребления может иметь более или менее разнообразный или однообразный «набор» предметов потребления, большее или меньшее количество предметов потребления, входящих в «набор». Естественно, чем богаче «кладовая» в качественном и количественном отношениях, тем больше возможностей для удовлетворения биологических потребностей человека. И наоборот. Биологическая потребность из потенциальной становится реализованной потребностью лишь в потреблении. Способность предмета удовлетворять биологическую потребность человека реализуется также в потреблении. До, вне потребления и потребность, и предмет потребления есть лишь возможности. В потреблении биологическая потребность исчезает, уничтожается, и вместе с тем потребление создает условия для возрождения, возобновления потребности. Предмет же потребления уничтожается и самим потреблением, функционированием организма человека не возобновляется. Биологическая потребность удовлетворяется, исчезает в потреблении, и этим же потреблением образуются условия для ее возобновления. Это соответствует самой сути живого. Живое существует лишь в единстве восстановления и разрушения, в живом разрушение— основное условие восстановления, а восстановление— основное условие разрушения. Поэтому, говоря о биологических потребностях, надо рассматривать не только потребности созидания, восстановления, но и потребности разрушения, а значит, и потребности в выделении продуктов обмена вещества. В самой сути своей живое есть внутреннее единство ассимиляции и диссимиляции. Также по самой сути живого телесные потребности постоянно возобновляются, постоянно возобновляется процесс их удовлетворения. Но, во-первых, процесс удовлетворения биологических потребностей с необходимостью, своим собственным осуществлением ведет к образованию продуктов распада, в своем непосредственном виде неспособных стать снова предметами потребления. Во-вторых, процесс удовлетворения потребностей есть разрушение, уничтожение предметов потребления, поэтому при достаточно длительном, бесконечном поддержании жизни данных организмов произойдет полное истощение данных предметов потребления. Потребление как процесс поддержания биологического существования человека, если оно постоянно возобновляется, с необходимостью предполагает, что вследствие действия каких-то иных природных процессов, процессов, совершающихся вне рамок этого потребления, происходит возобновление предметов потребления, по крайней мере с не меньшей скоростью и эффективностью, чем скорость и эффективность потребления. В предельном случае, т. е. в случае бесконечного, постоянного возобновления потребления в том же виде и масштабе, такое потребление предполагает превращение отходов удовлетворения человеком биологических потребностей вновь в предметы потребления того же количества и качества (разумеется, превращение может совершаться лишь при помощи иных, чем это потребление, процессов). Если бы потребление могло бесконечно, постоянно возобновляться в том же самом виде и масштабе, то это была бы совершенно замкнутая система, включающая в себя наряду с человеком такие процессы, которые отходы потребления вновь превращают в предметы потребления. Существование систем совершенно, т. е. абсолютно, замкнутых, а следовательно, абсолютно изолированных от всего остального, невозможно в принципе6. Уже простое повторение процесса есть всегда вместе с тем его изменение, процесс не может возобновляться совершенно одинаково. Кругооборот веществ в природе изменяется уже в силу своего повторения. Законсервировать природу, в том числе земную (а такие мысли и не подчас высказываются в связи с неблагоприятной экологической обстановкой), нельзя, можно лишь приостановить, иначе направить те или иные изменения в тех или иных ее областях. Потребление уже само в себе, самим своим совершением вносит изменения в условия своего возобновления, уничтожая предметы потребления. Возобновление последних другими природными процессами и удовлетворение человеком необходимых биологических потребностей уже в силу того, что это разные природные процессы, не могут находиться в постоянно устойчивом соответствии друг с другом. Может существовать лишь более или менее замкнутая система, относительно замкнутая система. Устойчивость системы, ее замкнутость относительны, всякая система конечна. Всякая система проходит этапы образования, устойчивости и разрушения. Чем выше организация системы, тем более отчетлива—при прочих равных условиях—ее устойчивость, и наоборот. Но побеждает всегда в конечном счете не устойчивость, не равновесие противоположностей, а их борьба. Если же система совершенно незамкнута, то она и совершенно неустойчива, она уже не есть система. Отсюда ясно, что если переносят центр тяжести вопроса об экологическом кризисе на взаимодействие между природой и обществом, то тем самым видят главным образом внешнее отношение разных систем, придают решающее значение неустойчивости этих систем, в современной экологической ситуации видят главным образом кризис, а общество рассматривают по преимуществу как неустойчивую, разрушающуюся систему (такой же подход и к земной природе), полагают, что наступил необратимый конец общества. Напротив, те, кто считают возможным рассматривать лишь социальное при анализе современной экологической ситуации, фактически подходят к обществу только как к замкнутой системе, не видят ее кризисной стороны, к обществу подходят как к образованию, которое будет бесконечно существовать. Мы полагаем неверными и тот и другой подходы. Внешнее не есть только внешнее, а внутреннее не есть только внутреннее, их необходимо рассматривать в развитии и во взаимосвязи, то же следует сказать и о конечности и бесконечности развития общества. Подробнее об этом будет сказано ниже. Итак, возобновление биологических потребностей человека и процесс их удовлетворения с точки зрения специфики живого есть их постоянное возобновление, повторение. Это возобновление имеет внешний и внутренний пределы. Рассмотрим внешний предел возобновления биологических потребностей человека, процесса их удовлетворения. Если выделить только внешний предел и отвлечься от внутреннего предела, то отмеченное возобновление предстанет беспредельным, бесконечным. Это отвлечение не совершенно произвольно, оно выделяет специфику живого тела как самовозобновляющегося. Внешним пределом при таких условиях будут, во-первых, ограниченность предметов потребления (вообще или того или иного вида, рода предметов потребления) и, во-вторых, ограниченность пространства для выделения продуктов распада (заполнение продуктами распада жизненного пространства). Относительно кругооборота веществ, включающего и организм человека, предполагается, что он не абсолютно замкнут, т. е. не может повторяться постоянно и полностью. Потребление только от природы данных предметов потребления неизбежно означает тупик для существования организма человека, в конечном счете «удушение», разрушение продуктами распада его жизненного процесса (если, конечно, индивиды не могут переселиться в зоны, не заполненные этими продуктами распада). Если исчерпанные предметы потребления могут быть заменены другими готовыми предметами потребления, если при недостатке предметов потребления в данном месте люди имеют возможность переселиться в другое место, то самовозобновление будет продолжаться посредством использования готовых предметов потребления. Если во всех возможных местах поселения предметов потребления имеется меньше жизненно необходимого минимума, то это приводит к вымиранию, к гибели. Если предметов потребления, данных природой в готовом виде, достаточно для нормального функционирования тела, то самовозобновление тела осуществляется без внешних помех. Если же количество и «ассортимент» готовых от природы предметов потребления колеблются где-то около того, что минимально необходимо для поддержания биологического существования человека, то биологическое существование оказывается возможным длительно, однако вместе с тем постоянно имеется острая нехватка предметов потребления, данных природой в готовом виде. При такого рода нехватке этих продуктов потребления, непреодолимой ни переселением, ни использованием готовых от природы предметов потребления, аналогичных потребляемым, единственный остающийся путь преодоления острой нехватки предметов потребления—воздействие на те процессы, которые приводят к образованию готовых от природы предметов потребления, а не просто потребление этих готовых предметов. Внутренний предел возобновления биологических потребностей, процесса их удовлетворения. Жизнь внутренне противоречива. «...Отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,— смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится» [1, т. 20, с. 610]. Следовательно, внутренний предел физического существования индивида коренится в самой сути физического, телесного существования. Этот внутренний предел преодолевается порождением нового индивида. В отношениях индивидов разного пола внутреннее единство осуществляется как единство внешне, независимо друг от друга существующих индивидов. В отношениях разных полов внутренний процесс самовозобновления живого расчленился на внутренне единые, но внешне самостоятельно существующие противоположности. (Поэтому по самой сути дела зарождение нового индивида может быть прервано в любой момент, на любой стадии.) Внутреннее единство индивидов разного пола как возможность существует в виде половой потребности. Полностью процесс реализации внутреннего единства индивидов разного пола, взятых в качестве живых существ, состоит в порождении нового индивида и уходе за ним до приобретения им способности к самостоятельному биологическому существованию. Суть живого — в его постоянном самовозобновлении, поэтому биологически жизнь вида (рода) важнее жизни отдельных индивидов, видовые (родовые) связи играют определяющую роль по отношению к отдельным индивидам. И поддержание жизни индивида и порождение новых индивидов есть самовозобновление живых индивидов. Поддержание собственной жизни представляет собой поддержание индивидуального существования. Даже тогда, когда человек поддерживает свою жизнь ради других людей, непосредственно поддержание им своей жизни есть нечто индивидуальное. Напротив, порождение новой жизни и поддержание жизни нового индивида до тех пор, пока он не приобретет способности к самостоятельному биологическому существованию, есть по своей сути родовое (видовое) действие. Даже в том случае, если оно осуществляется субъективно ради порождающих индивидов. Род (вид) — биологическая сущность индивида7, приобретшая внешнее существование по отношению к индивиду. В отношении индивида и рода индивид относится к своей собственной сущности как к отделившейся от него, приобретшей внешнее существование в качестве совокупности остальных индивидов рода. Поддержание биологического существования индивида совершается непрерывно. Эта непрерывность осуществляется посредством возникновения, удовлетворения и возобновления биологических потребностей. На определенном этапе возобновления биологического существования индивида для поддержания нормального биологического существования самого этого индивида требуется действие по порождению новой жизни, т. е. возникает такая телесная потребность индивида в поддержании своего собственного существования, удовлетворение которой есть вместе с тем порождение новой жизни, продолжение жизни рода (вида). Такова половая потребность. Половая потребность—это потребность индивида в поддержании своего нормального индивидуального существования, т. е. индивидуальная потребность. Но «потребление», удовлетворенна особой индивидуальной потребности есть производство другой, новой жизни, нового индивида (или новых индивидов). Итак, удовлетворение половой потребности по ее биологической природе, биологической сути представляет собой одновременно и индивидуальное, и родовое действие. В удовлетворении половой потребности и затем в удовлетворении родительского инстинкта индивидуальное есть одновременно родовое. Здесь мы впервые сталкиваемся с необходимой связью индивидов друг с другом, связью, внутренне, необходимо обусловленной строением их организма. Добыча имеющихся в природе в готовом виде средств пропитания, охрана и защита от нападения и т. п. могут требовать совместных действий, может быть даже так, что без совместных действий нельзя поддержать индивидуальное существование и даже существование вида. Но по своей сути объединение для добычи (данных в природе в готовом виде) средств к биологическому существованию, для нападения, для охраны и защиты от нападения не требуется всегда с необходимостью. Половая же потребность и родительский инстинкт, напротив, никогда не могут быть удовлетворены без того или иного объединения с другим индивидом (с другими индивидами). Удовлетворение половой потребности и родительского инстинкта по своей сути всегда видовое (родовое) действие. У животных в нормальном случае (за исключением болезненных отклонений) удовлетворение половой потребности всегда заканчивается рождением нового индивида (или новых индивидов). Каждый же человек способен вмешиваться в самую суть своей животной родовой жизни: он может прервать зарождение новой жизни на различных ее стадиях. Тем самым каждый человек приобретает возможность разорвать это. внутреннее единство своего биологического вида (рода), индивидуального и родового, обособиться от рода. А значит, образуется возможность, при соответствующих социальных условиях способная представить большую или меньшу
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.69 (0.011 с.) |