Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности педагогической работы при заучивании умственно отсталыми детьми дошкольного возраста стихотворений наизусть

Поиск

Этот вид работы имеет большую коррекционную ценность, так как способствует развитию не только речи, но и памяти, что особенно важно для умственно отсталых детей.

Стихотворные тексты развивают эстетическое восприятие родного языка, способствуют воспитанию у детей положительного, заинтересованного отношения к художественному слову, книге.

Программой специального детского сада предусматривается заучивание небольших стихотворений на всех годах обучения, начиная с первого. Однако особенности психофизического развития детей, особенно памяти, затрудняют запоминание ими стихотворных текстов. Осложняют этот вид деятельности и узкий кругозор детей, недостаточное понимание речи, скудный словарный запас. Поэтому в работе по обучению дошкольников с нарушением интеллекта заучивать стихотворения можно выделить некоторые особенности. Они выражаются в более тщательной словарной работе, в обязательной предварительной беседе по актуализации представлений, в большем количестве повторений, в некоторых специальных приемах заучивания, а также приемах, способствующих углублению понимания. Основные методы и приемы заучивания стихотворений перечислены в примерной схеме занятия.

Примерная схема занятия по разучиванию стихотворения с умственно отсталыми дошкольниками:

1. Вступительная беседа (по теме стихотворения).

2. Первичное рассказывание стихотворения педагогом.

3. Обыгрывание стихотворения педагогом (1-2 год обучения) или объяснение смысла стихотворения, показ иллюстраций на последующих ступенях обучения. Одновременно проводится и словарная работа.

4. Повторное рассказывание стихотворения педагогом.

5. Беседа по содержанию стихотворения.

6. Очередное рассказывание стихотворения педагогом с предварительной установкой на запоминание.

7. Разучивание стихотворения детьми:

o хоровое разучивание, рассказывание;

o отраженное повторение за педагогом по 2 строчки;

o договаривание последнего слова в строке;

o индивидуальное рассказывание (с использованием разнообразных приемов: громко для всех, шепотом, с закрытыми глазками, обращаясь к кукле и т. п.).

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Индивидуальная работа по развитию речи умственно отсталых, дошкольников осуществляется на индивидуальных занятиях учителем-дефектологом. Индивидуальные занятия проводятся, как минимум 2 раза в неделю с каждым ребенком в отдельности.

 

Задачи индивидуальной работы:

· общая работа по развитию речи;

· коррекция речи в соответствии с индивидуальной структурой речевого дефекта, особенностей усвоения программного материала и особенностей личностного развития каждого ребенка.

Отдельных индивидуальных занятий по развитию речи нет, но практически на каждом индивидуальном занятии осуществляется работа по развитию речи. Специфика этой работы заключается в том, что прежде чем начать исправление недостатков речи, нужно ее сформировать, довести до определенного уровня развития.

В содержание работы на первом году обучения входит всестороннее обследование речи и формирование предпосылок развития речи, в том числе;

· воспитание у детей потребности в речевом общении;

· "растормаживание" речи путем поощрения речевых реакций детей и эмоциональных компонентов речи;

· создание естественной мотивации для "говорения";

· расширение представлений об окружающем мире и развитие детской деятельности.

С первого же года обучения начинается и подготовительная логопедическая работа, В нее входит:

· подготовка артикуляционного аппарата;

· работа по развитию слухового внимания (громкая, шепотная речь) и фонематического слуха (различение и выделение неречевых звуков, определение звуков игрушек, определение направления звука). Это игры «Угадай, кто сказал», «Узнай по голосу», «Кто как кричит»;

· вызывание активной речи при помощи игровых приемов (звукоподражание);

· развитие речевого дыхания и голоса, уточнение произношения ненарушенных простых звуков.

В содержание индивидуальной работы на начальном этапе входит развитие у детей понимания обращенной речи и формирование у них минимального словарного запаса. При этом важной коррекционной задачей остается формирование предметно отнесенного словаря. Проводится работа по формированию элементарной фразы.

В задачи индивидуальной работы по развитию речи умственно отсталых дошкольников на втором году обучения входит:

· развитие речевой моторики;

· развитие активного слухового внимания и фонематического слуха (определение направления речевых звуков; выделение звука игрушки из 3-4 близких по звучанию; определение и повторение количества хлопков; повторение отдельных слов, слогов, звуков; выделение звука и слова из ряда резко различных между собой);

· развитие дыхания, голоса.

· уточнение произношения сохранных согласных звуков;

· продолжение работы по расширению словаря;

· работа по распространению фразы;

· формирование умений диалогического общения;

 

Задачи индивидуальной работы по развитию речи умственно отсталых дошкольников на 3-4 годах обучения следующие:

· работа по развитию связной речи (обучение рассказыванию);

· постановка правильного произношения нарушенных звуков;

· работа по развитию фонематического слуха (на материале исправленных звуков) и навыков звукового анализа (деление слова на слоги хлопками и постукиванием; определение первого звука в слове);

· дифференциация смешиваемых звуков.

На индивидуальные занятия помимо логопедической работы может выноситься и тот материал, который не был усвоен ребенком на фронтальных занятиях по развитию речи, например по заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказу, подготовке к грамоте. Индивидуальные занятия в старшей группе длятся до 20 мин.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

ЗАНЯТИЕ, НА КОТОРОМ РЕШАЮТСЯ ЗАДАЧИ ОБОГАЩЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ СЛОВАРЯ (3-4 год обучения)

ТЕМА: Предметы ухода за помещением

ЦЕЛЬ:

· уточнить и обобщить знания детей о предметах ухода за помещением;

· развивать умственные действия;

· обогатить словарь детей словами, обозначающими предметы ухода за помещением и действия с этими предметами;

· раскрыть обобщающий смысл слов «убирать», «уборка» (уточнить смысл слов);

· воспитывать у детей понимание необходимости и красоты чистого помещения;

МАТЕРИАЛ: натуральные предметы: веник, ведро, тряпки большая и маленькая, швабра, совок, пылесос; детская игра «Что забыл нарисовать художник?», «Четвертый лишний»; 2 куклы - Ленивица (Неряха) и Хозяюшка (Чистюля); 2 картинки с изображением прибранных и неприбранных комнат; серия сюжетных картинок: (девочка раскладывает вещи по местам; подметает пол, собирает в совок мусор; вытирает пыль; моет полы.)

СЛОВАРЬ: веник, швабра, тряпка, пылесос, подметать, вытирать, мыть, собирать; уборка, убирать.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Вступительная часть

1. Организационный момент - приход двух кукол в разных одеждах.

2. Рассматривание двух картин и их сравнение (чистая и неприбранная комнаты).

· Вот кукла Ленивица и кукла Хозяюшка. Угадайте, какая кукла в какой комнате живет?

· Какая комната вам больше нравится?

Давайте спросим Хозяюшку, почему ее комната такая аккуратная и чистая?

ІІ. Основная часть.

1. Рассматривание предметов и уточнение значения каждого из них.

· Как тебе, Хозяюшка, удается поддерживать такую чистоту и порядок?

· У меня есть помощники. Какие? Отгадайте!

Стихотворение про веник. Остальные предметы дети должны сами назвать; веник, тряпка маленькая и большая (половая и для пыли), швабра, ведро с водой, пылесос.

Веник пол подметал. Пылесос, пылесос,

Веник очень устал. Ты куда суешь нос?

Он забрался под стул, Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Он зевнул и уснул. Я порядок навожу.

 

2. Рассматривание сюжетных картин,, отражающих последовательность уборк: девочка раскладывает вещи по местам; подметает пол, собирает в совок мусор; вытирает пыль; моет полы

Составление предложений по каждой картинке и составление связного рассказа.

3. Организация практических действий детей.

· Наташа, бери веник и покажи, как нужно подметать. Как собирать мусор в совок?

· Что делаем маленькой тряпкой? А какая она должна быть? (влажная).

· А что мы делаем большой тряпкой? (Моем полы).

4. Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Например: девочка моет пол пустой шваброй.

5. Игра «Четвертый лишний». В каждой серии предметных картинок одна — лишняя, не подходит к остальным. Почему?

Совок Ведро Пылесос Тряпка

Веник Тряпка Совок Ведро с водой

Швабра Швабра Швабра Веник

Грабли Ножницы Лопата Лейка

 

III. Заключительная часть

1. Подведение итога занятия: познакомились с предметами, помогающими убирать помещение. Уточнение обобщающего смысла слова «убирать» -складывать вещи, подметать, вытирать, мыть, собирать мусор.

2. Оценка ответов и поведении детей на занятии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.239 (0.009 с.)