Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра психологии развития и инноваций

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

 

ПСИХОЛОГИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

Специальность 030301.65 – «Психология»

Квалификация специалиста: «Психолог. Преподаватель психологии»

 

 

Курс 3 очной формы обучения (6 семестр)

 

Москва

Г.


Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры психологии развития и инноваций

(Протокол № 1, от 26 августа 2010 г.),

На заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 1, от 26 августа 2010 г.)

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель:

Старший преподаватель кафедры психологии развития и инноваций В.А. Борисова

Заведующий кафедрой:

Кандидат психологических наук, доцент А.А. Тюков

 

Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Курс психология речевого развития ребенка является дополнительным курсом специализации «Психология образования» для студентов, обучающихся по специальности «Психология».

Цель курса – сформировать у студентов основные представления о разных аспектах онтогенеза речи, е ё структуре, функциях, а также возможностях психологической диагностики и коррекции нарушений речевого развития ребенка.

В соответствии с этой общей целью решаются следующие задачи:

- освоение студентами знаний по психологии речевого развития ребенка;

- развитие умений применять полученные теоретические знания для определения уровня речевого развития ребенка, квалификации отклонений речевого развития и оказания психологической помощи детям с проблемами в развитии речи;

- воспитывать у студентов интерес к изучению проблем онтогенеза речи и языка; воспитывать чувство эмпатии к детям с ограниченными возможностями здоровья;

- освоить основные формы практического использования знаний по психологии речевого развития ребенка.

Курс психологии речевого развития состоит из 3 разделов.

Раздел 1. Теоретические основы развития речи в психологии.

Раздел 2. Современные представления о речи и языке в психологии.

Раздел 3. Речь и мышление.

Содержание каждого раздела раскрывается в темах курса, всего в курсе 12 тем. В программе курса по каждой теме дано краткое содержание темы, контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы.

Программа очного варианта обучения рассчитана на 72 аудиторных часа (из них лекции – 48 часов, семинары – 24 часов).

 


 

Содержание дисциплины.

Раздел 1. Теоретические основы развития речи в психологии.

Тема 1. Современные представления о речи и языке в психологии.

Понятия речи и языка в психологии. Функции речи. Виды речи.

Речь и развитие психических процессов в детском возрасте (восприятие, память, мышление).

Филогенетические аспекты изучения языка.

 

Тема 2. Теории овладения языком.

Взгляды зарубежных психологов на речевое развитие ребенка. Подходы отечественных психологов к проблеме развития речи ребенка.

Механизмы речи. Мозговые основы и психофизиологическая структура речи.

 

Раздел 2. Психологические особенности речевого развития ребенка

Тема 3. Дословесный период развития речи ребенка.

Классификации этапов речевого развития ребенка. Этапы становления речи детей по А.Н.Леонтьеву.

Пренатальный период. Восприятие звуковых паттернов речи.

Младенчество.

Тема 4. Речевое развитие в раннем возрасте.

Исследования М.М.Кольцовой о факторах, влияющих на развитие речи ребенка. Развитие словаря и грамматического строя речи. Изменение функций речи по мере ее развития у ребенка. Функции речи в употреблении орудия. Функции социализированной и эгоцентрической речи. Изменение функции речи в практической деятельности. Связь речи с другими психическими функциями.

Тема 5. Характеристика речевого развития в дошкольном возрасте.

Осознание ребенком речевой действительности. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова. Осознание словесного состава и грамматического строя речи.

Развитие планирующей функции речи. Развитие речи у детей как средства коммуникации. Особенности словотворчества дошкольников.

 

Тема 6. Проблемы многоязычия у детей.

Тема 7. Психология письма.

Психологическое содержание процесса письма. Психологические предпосылки формирования письма.

Почерк и личность.

Нарушения письма. Диагностика нарушений письма.

Тема 8.Психология чтения.

Усвоение грамоты в процессе обучения. Психофизиологическая структура процесса чтения. Роль зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов в освоении чтения. Техническая и смысловая сторона процесса чтения. Ступени формирования навыка чтения по Т.Г.Егорову.

Нарушения чтения. Диагностика нарушений чтения. Психологическая помощь при нарушении чтения и письма.

Тема 9. Проблемы развития письменной речи.

Предыстория развития письменной речи. Л.С.Выготский о развитии письменной речи путем перехода от рисования вещей к рисованию речи. Характеристика письменной речи. Особенности развития письменной речи в детском возрасте.

Тема 10. Нарушения речевого развития ребенка

Этиология недоразвития речи. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений (С.С. Ляпидевский и Б.М. Гриншпун).

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений (Р.Е.Левина).

Диагностика речевых нарушений. Психологическая помощь при речевых нарушениях.

Раздел 3. Речь и мышление.

Тема 11.Высказывание и мысль.

Синтаксические средства высказывания. Основные виды высказываний. Эволюция логико-грамматических структур высказывания. Процесс кодирования речевого высказывания. Виды речевого высказывания и их структура. Патология речевого высказывания.

Тема 12.Проблема понимания сообщения.

Понимание смысла слов. Понимание значений предложения. Понимание смысла сообщения. Патология понимания речи.

 

 

Литература

Основная

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982, 1983, 1984.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М., Педагогика, 1982,

3. Жинкин Н.И. Язык, речь, творчество. Избр. труды. - М.,1999.

4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х т. Т.2. Развитие произвольных движений. – М.: Педагогика, 1986.

5. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М., 1999.

6. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004.

7. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М., 2001.

8. Леонтьев А.Н. Психологическое исследование речи./ Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1 – М., 1983.

9. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М.,1979.

10. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М.:, Международная педагогическая академия, 1994.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 1998 г.

12. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М., 2000.

13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика,1989.

Дополнительная

1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку.- М.: Педагогика, 1978.

2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. – М.: «Когито- Центр», 2000.

3. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. – М. - Воронеж, 2002.

4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб., 2003.

5. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1987.

6. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. // Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.6. М., Педагогика, 1982.

7. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте. // Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. М., Педагогика, 1982, с.329 – 337.

8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

9. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1953.

10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.

11. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание детей. М., 1963.

12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х т. Т.2. Развитие произвольных движений. – М.: Педагогика, 1986.

13. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.- Воронеж, 2001.

14. Зорина З.А., Полетаева И.И. Поведение животных.- М., 2000.

15. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов, 1986.

16. Карпова С. Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978.

17. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

18. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М., 1999.

19. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995.

20. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006.

21. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

22. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004.

23. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 2003.

24. Леонтьев А.А. (ред.). Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

25. Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи. – М., 1970.

26. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969.

27. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека./ Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1 – М., 1983.

28. Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации.- М., 1997.

29. Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма.// Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950.

30. Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1958. -.№5.

31. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М.,1979.

32. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка: Экспериментальное исследование. – М., 1956.

33. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.:1974.

34. Негневицкая Е.И., Шахнорович А..М. Язык и дети. – М.: Наука, 1981.

35. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. / Под ред. М.И.Лисиной. – М.: Педагогика, 1985.

36. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1997.

37. Психологические основы обучения неродному языку: Хрестоматия / Сост. А.А.Леонтьев. – М.- Воронеж, 2004.

38. Развитие ребенка / Х.Би. (Пер. с англ.) – СПб.: Питер, 2004.

39. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. (Пер. с англ.) – СПб.: Питер, 2003.

40. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Общ. Ред. А.М.Фонарева. – М.: Прогресс, 1987.

41. Резникова Ж.И. Интеллект и язык: Животные и человек в зеркале экспериментов.- М.: Наука, 2000.

42. Рубинштейн С.Л. К психологии речи.// Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

43. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М.: Прогресс, 1976.

44. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

45. Сохин Ф.А. О формировании языковых обобщений в процессе речевого развития. // Вопросы психологии, 1959, № 5.

46. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.- Воронеж, 2002.

47. Фирсов Л.А. По следам Маугли // Язык в океане языков. Новосибирск., 1993.

48. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития.- М., 2004.

49. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 1997.

50. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2000.

51. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.

52. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика,1989.

53. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Вопросы психологии. 1956. №5.

 

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Форма обучения – очная

Лекции – 48 часов

Семинары – 24 часов

Самостоятельная работа – 78 часов

Экзамен – 6 семестр

Всего – 150 часов

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ПСИХОЛОГИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

ДЛЯ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Наименование раздела, темы Всего часов Виды учебных занятий Самостоят. работа
Лекции Практич.
  Раздел 1. Теоретические основы психологии речевого развития ребенка.        
1. Современные представления о речи и языке в психологии.        
2. Теории овладения языком.        
  Раздел 2. Психологические особенности речевого развития ребенка        
3. Дословесный период развитияречи ребенка.        
4. Речевое развитие в раннем возрасте.        
5. Характеристика речевого развития в дошкольном возрасте.        
6. Проблемы многоязычия у детей        
7. Психология письма.        
8. Психология чтения.        
9. Проблемы развития письменной речи.        
10. Нарушения речевого развития ребенка        
  Раздел 3. Речь и мышление.        
11. Высказывание и мысль.        
12. Проблема понимания сообщения.        
  Итого:        

ВСЕГО: 150 часов.

 

Примерная тематика рефератов, докладов, контрольных работ.

 

1. Язык, речь, деятельность

2. Теории овладения языком

3. Влияние окружающей среды на языковое развитие ребенка

4. Речь в системе психических процессов

5. Речь и мышление

6. Развитие собственной активной речи ребенка

7. Восприятие речи как сложная перцептивная, мыслительная и мнемоническая деятельность

8. Усвоение ребенком родного языка

9. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности

10. Развитие понимания речи

11. Освоение ребенком звукового строя речи (гласных и согласных фонем, слоговой структуры слов, интонационных конструкций)

12. Овладение ребенком морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола

13. Усвоение ребенком синтаксических структур

14. Усвоение ребенком лексических единиц (слов и фразеологизмов)

15. Детские речевые интонации и их лингвистические предпосылки

16. Усвоение ребенком письменной формы речи

17. Психологические подходы к обучению детей чтению

18. Проблемы обучения детей письму

19. Виды дисграфий и возможности их коррекции

20. Почерк и личность

21. Предыстория письменной речи

22. Рисование как подготовка к процессу письма у ребенка

23. Проблемы билингвизма

24. Механизмы внутренней речи

25. Язык животных

26. Нарушения речевого развития ребенка

 

 

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу

«Психология речевого развития ребенка».

1.Определение понятий «язык» и «речь». Виды речи. Функции речи.

2.Взгляды Штерна и Бюлера на развитие речи ребенка.

3.Взгляды Валлона и Пиаже на речевое развитие ребенка

4.Взгляды Л. С. Выготского на развитие речи ребёнка.

5.Взгляды А.Н. Леонтьева и А. Р. Лурия на развитие речи ребенка.

6.Теории овладения языком. Теория научения.

7.Нативисткая теория овладения языком.

8.Когнитивная теория овладения языком.

9.Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву.

10. Периоды усвоения грамматики языка по А.Н. Гвоздеву.

11.М.М.Кольцова о факторах, влияющих на моторную речь ребенка

12.М.М.Кольцова о факторах, влияющих на сенсорную речь ребенка.

13.А.Р.Лурия о роли речи в развитии высших психических функций на примере развития близнецов.

14.Основные операции письма. Этапы освоения письма.

15.Уровни письменной речи.

16.Отечественные подходы к обучению письменной речи.

17.Зарубежные подходы к обучению письменной речи.

18.Причины и характеристика дислексией и дисграфией.

19.Принципы организации помощи детям с дислексией и дисграфией.

20.Синтаксические средства высказывания.

21.Основные виды высказываний

22.Эволюция логико-грамматических структур высказывания

23.Процесс кодирования речевого высказывания

24.Виды речевого высказывания и их структура

25.Патология речевого высказывания

26.Проблема понимания сообщения

27.Понимание смысла слов.

28.Понимание значений предложения

29.Понимание смысла сообщения

30.Патология понимания речи.

31.Проблемы многоязычия в детском возрасте.

 

Лекции

Лекция 1. Современные представления о речи и языке в психологии.

Лекция 2. Теории овладения языком.

Лекция 3. Дословесный период развития речи ребенка.

Лекция 4. Исследования М.М.Кольцовой о факторах, влияющих на развитие речи ребенка.

Лекция 5. Речевое развитие в раннем возрасте.

Лекция 6. Характеристика речевого развития в дошкольном возрасте.

Лекция 7. Проблемы многоязычия в детском возрасте.

Лекция 8. Психологическое содержание процесса письма.

Лекция 9. Почерк и личность.

Лекция 10. Нарушения письма. Диагностика нарушений письма.

Лекция 11. Психофизиологическая структура процесса чтения.

Лекция 12. Нарушения чтения. Диагностика нарушений чтения.

Лекция 13. Проблемы развития письменной речи.

Лекция 14. Высказывание и мысль.

Лекция 15. Проблема понимания сообщения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.17 (0.008 с.)