Этапы логопедической практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы логопедической практики



Этапы логопедической практики

  1. этап. Установочная конференция.

Студенты знакомятся с организацией, задачами, со­держанием практики, образцами отчетной документации. Закреп­ляются за определенными коррекционно-логопедическими учре­ждениями. Знакомятся с методистами кафедры, куриющими практику. ­Установочная конференция на отделении дневного обучения проводится непосредственно перед началом практики.

Студенты распределяются на практику в базовые учреждения с учетом личных пожеланий.

II этап. Вступительная конференция.

Проводитсяв первый день практикив коррекционном (дошколь­ном, школьном или медицинском) учреждении предполагает:

а) знакомство с коррекционным учреждением: знакомство с педагогическим коллективом и медицинским персоналом; беседы с заведующими (директорами), методистами (завучами) детских садов (школ); знакомство с организацией работы учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя детского са­да; знакомство с организацией работы учителей начальных классов. Ознакомление с формами помощи детям со стороны невро­патолога, психоневролога, детского психиатра и других специалистов.

б) знакомство с логопедами-руководителями практики.

 

Ш Ориентировочно-исследовательский этап.

Проводится в течении первой недели.

Студенты:

- знакомятся с организацией логопедической работы, оборудованием кабинета, расписанием занятий, комплектованием подгрупп, документацией;

-оформляют дневник практики;

-присутствуют на всех занятиях логопеда, подробно конспектируют их в дневнике практики, анализируют их совместно с логопедом;

-обследуют двух детей, заполняют на них карты обследования, планируют индивидуальную работу с ними;

-готовятся к проведению логопедических занятий на iv этапе практики.

IV Стажировка в должности логопеда

На этом этапе студенты:

-проводят подгрупповые занятия по конспектам, утвержденным логопедом;

-проводят индивидуальные занятия с двумя детьми;

-присутствуют на всех подгрупповых занятиях других студентов, конспектируют их и анализируют, записывают конспекты и анализ в дневник практики;

-готовятся к проведению занятий, изготавливают пособия, подбирают дидактический материал, пишут конспекты.

Логопед организует посещение студентами занятий воспитателя в дошкольных учреждениях. Эти занятия должны быть проанализированы совместно с логопедом.

На усмотрение логопеда, студенты могут привлекаться к проведению открытых педагогических мероприятий, проводимых в учреждении.

V Заключительная конференция.

Проводится в последний день практики. Студенты отчитываются о прохождении практики, сдают документацию, организуют выставку дидактических игр, логопедических пособий, индивидуальных тетрадий детей. Демонстрацию аудио-и видио материалов, фотоальбомов. Выступления руководителей практики, (учителей-логопедов, методистов). Предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, по организации практики.

VI этап.

Проверка отчетной документации и выставление оценок за педагогическую практику.

Содержание практики

Содержание логопедической практики отражает те виды деятельности студентов, которые включают различные стороны педагогического умения: учебную, воспитательную и исследовательскую.

Учебная работа

-Изучение системы работы образовательного учреждения.

-Закрепление навыков проведения логопедического обследования.

-Планирование и проведение пробных (рабочих) и открытых занятий.

Выработка навыков составления конспектов логопедических занятий.

-Формирование навыков анализа и самоанализа, просмотренных и проведенных занятий и уроков.

- Формирование навыков работы по оформлению документации.

- Развитие умений контролировать и оценивать навыки детей,

сформированные в процессе коррекции.

Воспитательная работа

-Посещение занятий, консультаций различных специалистов (воспитателей, музыкальных работников, инструкторов по физической культуре, психологов) образовательного учреждения, с целью ознакомления с программными требованиями по различным учебным дисциплинам и выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка данного коллектива.

-Ознакомление с планированием работы воспитателя в дошкольном учреждении.

-Помощь воспитателю в руководствегруппой.

-Целенаправленная воспитывающая деятельность в целостном педагогическом процессе.

Исследовательская работа

-Подготовка, организация и проведение ряда психолого-педагогических исследований в соответствии с темой курсовых проектов.

-Обоснованный выбор разнообразных форм, методов и средств коррекционного обучения.

-Анализ и обобщение итогов собственной педагогиче­ской деятельности с целью развития профессиональ­ной рефлексии будущего учителя-логопеда.

ОБЯЗАННСТИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Приложение 1

 

Примерная форма дневника практики

А. Общие сведения.

Титульный лист:

Дневник педагогической практики

студент______ курса______ группы________ отделения

(дневное/заочное) Оренбург­ского государственного педагогического университета

Ф. И. О._____________________________

Педагогическая практика проводится в (детском саду №

школе №____) района ________ города ___________

в____________ учебном году

На первой странице: Ф. И. О. заведующей детским садом (директора школы, главного врача), учителя-логопеда, старшего воспитателя (завуча), методиста кафедры, адрес и телефон учреждения.

На второй странице: график (расписание) работы логопеда.

На третьей странице: список детей речевой группы (групп), психолого-педагогическая характеристика группы (групп).

Схема психолого-педагогической характеристики группы

 

Ф.И.О. ребенка Пол Дата рож­дения Возраст на момент об­следования Год обучения Логопедическое заключение Психоневроло­гический статус
             
             

В таблицу заносятся следующие данные:

■ Количество детей в группе. Из них: мальчиков и девочек.

■ Логопедические заключения.

■ Психоневрологический статус каждого ребенка.

■ Год обучения.

Характеристика детского коллектива.

На четвертой странице: режим дня и расписание занятий групп.

На пятой странице: список детей, с которыми проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия; краткая характеристи­ка детей: возраст, пол, домашний адрес, логопедическое заключе­ние, психоневрологический статус.

Б. Индивидуальный план работы студента (см. ниже).
В. Описание различных видов педагогической деятельности студента. Фиксация фактов и их анализ.

Образец

 

Дата Тема занятия Форма Группа Проводил
15.09.03 Звук А фронтальное ФФН С.Н.Иванова

 

 

Дневник также содержит ежедневные записи студента обо
всех видах его педагогической деятельности в период практики,
планы индивидуальных занятий с детьми, конспекты подгрупповых и фронтальных занятий, анализ просмотренных или прове­денных занятий и др. Записи ведутся в свободной форме. Дневник проверяется учителем-логопедом.

 

Приложение 2

Примерная форма индивидуального плана

студента-практиканта

Индивидуальный план работы педагогической (логопедической) практики студента 3 курса психологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета Ф.И.О.

 

Содержание работы Сроки выпол­нения (дата) Отметка о выполнении
1. Участие в установочной конференции    
2. Знакомство с документацией логопеда    
3. Знакомство с оборудованием логопедического кабинета и группы    
4. Изучение детей с нарушениями речи     Наблюдение за игровой дея­тельностью де­тей
5. Проведение обследования детей   Обследованы дети (указать фамилии)
6. Оформление речевых карт. Составление пер­спективного плана работы    
7. Составление психолого-педагогической харак­теристики на ребенка (указать Ф.И.О.)    
8. Подготовка к проведению индивидуального занятия с ребенком (фамилия, имя, возраст логопедическое заключение).Составление конспекта пробного (зачетного) занятия.     Подобран лингвистический материал, дидактические карточки.
9. Проведение логопедического занятия с ребенком (фамилия, имя, возраст, логопедическое заключение)    
10. Анализ и самоанализ проведенного занятия    

 

11. Подготовка к проведению фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР. Составление конспекта занятий.    
12. Проведение фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР. Занятие пробное (зачетное).    
13. Анализ и самоанализ проведенного занятия    
14. Изготовление пособий для логопедического кабинета    
15. Изготовление логопедического пособия для отчета    
16. Знакомство с опытом работы учителя-логопеда (Ф.И.О)    
17. Участие в воспитательных мероприятиях (указать каких)    
18. Проведение экспериментальных исследований для написания курсовой (дипломной) работы    
19. Посещение занятий воспитателя (муз.руководителя)    
20. Проведение консультаций родителей    
21. Проведение консультаций воспитателей (учителей) учреждения    
22. Участие в итоговой конференции    

 

С-----------по-----------2013 г.

 

Подпись учителя-логопеда и методиста кафедры.

Индивидуальный план находится в дневнике практики.

Приложение 3

Оформление тетради для индивидуальных занятий с ребенком

Первая страница: Ф. И. О. ребенка, возраст, речевая группа детского сада (класс школы), логопедическое заключение, пер­спективный план работы на период практики, этап коррекционно-логопедического воздействия.

Вторая и третья страницы: содержание занятий (лингвис­тический, дидактический, наглядный материал, домашние зада­ния).

Содержание занятий зависит от структуры речевого наруше­ния и этапа коррекционной логопедической работы.

Приложение 4

Схема оформления конспекта

Логопедического занятия

Конспект логопедического (фронтального, подгруппового, индивидуального) занятия, проведенного студенткой--------------------

группы отделения дневного (заочного) отделения факультета психологии ОГПУ в группе (классе) для детей с ________________________________ (указать нарушения речи) детского сада (школы) №---------------

г. Оренбурга.

• Дата проведения «__________»_________г.

• Время проведения_______

• Продолжительность занятия_________

• Тема.

• Тип занятия (вводное занятие, занятие по овладению новы­ми знаниями, умениями и навыками, занятие по закрепле­нию знаний, умений и навыков, контрольное занятие, повторительно-обобщающее занятие, комбинированное заня­тие).

• Цель занятия (предполагаемый конечный результат, выра­женный в краткой форме).

•Основные задачи.

Оборудование (демонстрационный, раздаточный и дидакти­ческий материал).

• Лингвистический материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты).

. • План и ход проведения занятия (с указанием инструкций учителя-логопеда, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов).

1. Организационный момент.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа.

3. Динамическая пауза.

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической ра­боты.

5. Итог занятия.

6. Анализ или самоанализ проведенного или просмотренного занятия.

• Эскизы логопедических пособий.1Использованная литература.

• Оценка учителя-логопеда и методиста

 

Конспекты открытых занятий оформляются на листах формата А4 в печатном виде.

Приложение 5

Требования к оформлению логопедического пособия

При оформлении дидактического пособия следует указать следующее:

■ Название.

* Цели и задачи данного логопедического пособия.

■ При изучении какой темы может быть использовано.

■ Этап коррекционно-логопедической работы.

■ Возрастная группа применения пособия.

 

■ Форма работы (индивидуальная, фронтальная, подгрупповая).

■ Лингвистический материал.

■ 'Методические рекомендации по использованию.

■ Инструкция учителя-логопеда для ребенка.

Пособие, обернутое в полиэтиленовую пленку, сдается в от­дельном файле.

Оценивается: грамотность оформления, аккуратность, стиль и качество оформления, соответствие размеров пособия форме работы.

 

Приложение 6

Приложение 8

Приложение 9

На ребенка

1. Общие сведения о ребенке (дата рождения, возраст на момент обследования, домашний адрес, дата поступления в детский сад (школу), кем направлен, жалобы родителей, заключения специалистов, заключение медико-педагогической комиссии).

2. Сведения о семье. Характеристика условий воспитания:

Ф.И.О. родителей, их возраст, место работы и должность, состояние здоровья. Другие члены семьи;

- социальная среда (кем и где ребёнок воспитывался до поступления в школу: в доме ребёнка, в детских садах, дома с матерью);

- особенности речевой среды: имеются ли недостатки речи у членов семьи, наличие билингвизма, темп речи окружающих, имело ли место общение с заикающимися;

- культурно-бытовые условия в семье;

психологический климат в семье, особенности взаимоотношений:

 

а) имеют ли место конфликты в семье, реакция на них ребенка;
б) отношение членов семьи к речевому дефекту (безразлич­ное, переживают, постоянно фиксируют внимание на нарушении речи, представляют непомерные требования к речи ребенка и т.д.).

 

Объективные данные:

• Общее развитие ребенка, особенности деятельности, (сведения ребенка о себе, понимание родственных связей, круг представ­лений об окружающем, их точность).

*Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний: усидчивость, отношение к занятиям, степень добросо­вестности выполнения заданий логопеда и воспитателя, сте­пень заинтересованности, любознательность; степень овладе­ния программным материалом (какие трудности, в чем они проявляются); характер трудовой и игровой деятельности (лю­бит дежурить, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив); любимые игры.

*Учебная деятельность (интерес к учебе, наличие любимого предмета, степень самостоятельности при выполнении учеб­ных заданий). Степень сформированности учебных навыков (культура труда, умение пользоваться учебным оборудовани­ем, подготовка рабочего места). Активность в начале, середи­не, конце занятия.

• Характеристика высших психических функций.

Особенности восприятия, уровень перцептивной деятельности (ид их идентификация, сравнение с эталоном, перцептивное моделирование). Характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость). Характеристика особенностей памяти разной модальности (скорость и объем запоми­нания, точность воспроизведения). Особенности мышления (уровень развития операционной стороны мышления, умение осуществлять операции обобщения, уровень обобщения). Ха­рактеристика особенностей операции сравнения, осмысление причинно-следственных отношений.

• Особенности развития эмоционально-волевой сферы личности.
Контактность и настроение ребенка (устойчивое, неустойчивое, от каких причин изменяется, преобладающее настроение).

Волевые особенности (целеустремленность, самостоятель­ность, инициативность, настойчивость). Внешняя выраженность эмоциональных переживаний. Реакция на одобрение, по­ощрение и замечания, неудачу, обиду. Факторы, способствующие изменению эмоционального состояния. Умение сдерживать эмоциональные переживания. Проявление волевых уси­лий (целеустремленность, настойчивость, желание довести дело до конца).

• Характерологические особенности ребенка: поведение, кон­фликтность, отношение к окружающим, прилежание, трудо­любие, исполнительность, добросовестность, аккуратность, скромность и др.

• Общая моторика и навыки самообслуживания (ловкий, нелов­кий, ведущая рука, особенности про­цессов жевания и глотания, мелкая моторика).

Интересы: наличие, выраженность и устойчивость интере­сов, предпочитаемое занятие во внеурочное время. Какой деятельностью занимается с особым удовольствием.

 

Характеристика составлена студентом ________ курса________ группы______ факультета

(Ф.И.О.)_____________________________________________________________________________

Дата

Подпись

 

Приложение 10

 

Схема отчета студента о практике

Приложение 11

 

Примерная схема характеристики на студента

 

______ курса_______ группы_________ факультета Оренбургского государственного педагогического университета.

• Место работы и должность.

• Количество посещений студентом занятий учителя-логопеда, количество индивидуальных и фронтальных занятий, прове­денных самостоятельно. Отношение студента к практике, уровень его теоретической и практической подготовленно­сти, степень ответственности и самостоятельности при под­готовке к занятиям, степень активности и методической зре­лости при анализе занятий, дисциплинированность.

Профессионально значимые качества личности. Новизна и ориги­нальность при подготовке и проведении занятий. Участие в воспитательной работе учреждения.

Дата, подпись и печать учреждения.
• Рекомендуемая (итоговая) оценка.
• Характеристика составляется учителем-логопедом, под руко­водством которого проводилась практика.
• Визируется заведующей детским садом (директром/завучем школы).

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА

 

Приложение 9.

По постановке звука

Тема:

Цели занятия: (образовательные, коррекционные, воспитательные). Оборудование: зеркала, зонды, шпатель, спирт, вата, профиль артикуляции звука, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная зарядка:

а) общие артикуляционные упражнения;

б) специальные артикуляционные упражнения;

в) упражнения по развитию силы голоса и выдоха.

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану:

а) положение губ;

б) положение зубов;

в) положение языка (кончика, спинки, корня);

г) участие голосовых складок;

д) характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игра на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха:

а) опознание звука из ряда изолированных звуков, отдаленных по арти­куляционному и акустическому подобию;

б) из слогов (с учетом вышеуказанных рекомендаций);

в) из слов

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление звука в словах.

10. Закрепление звука в предложении.

11. Домашнее задание.

12. Итог урока:

а) выяснение, какой звук отрабатывался на уроке;

б) анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;

в) заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).

1. Оценка работы ребенка на уроке проводится с психотерапевтической на­правленностью.

 

Этапы логопедической практики

  1. этап. Установочная конференция.

Студенты знакомятся с организацией, задачами, со­держанием практики, образцами отчетной документации. Закреп­ляются за определенными коррекционно-логопедическими учре­ждениями. Знакомятся с методистами кафедры, куриющими практику. ­Установочная конференция на отделении дневного обучения проводится непосредственно перед началом практики.

Студенты распределяются на практику в базовые учреждения с учетом личных пожеланий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.105 с.)