Этап III. Основной этап педагогической практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап III. Основной этап педагогической практики



На данном этапе студенты-практиканты выполняют все виды и функции профессиональной и общественной деятельности логопеда дошкольного образовательного учреждения.

Систематически и планомерно проводят фронтальные логопедичес­кие занятия с группой/подгруппой детей.

Наиболее сложным видом деятельности в процессе педпрактики является подготовка к логопедическому занятию. Необходимо ознакомиться с тематическим планом логопеда, с содержанием данного логопедического занятия в интерпретации логопеда, с материалом предшествующей и последующей тем. Эта работа позволит правильно определить место и значение логопедического занятия в общей системе коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия.

Непосредственная подготовка к логопедическому занятию включает:

· формулировку темы, цели и задач логопедического занятия,

· отбор и дидактическую обработку его познавательного и языкового материала,

· выбор методов и приемов логопедического воздействия,

· подготовку необходимых средств и оборудования,

· продумывание организации логопедического занятия (последовательности этапов занятия, содержания каждого этапа и т. д.).

Завершается подготовительная работа составлением подробного плана-конспекта логопедического занятия.

В процессе проведения занятий студенты учатся решать различные педагогические проблемы, овладевают системой специальных профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения профессией. У студентов вырабатывается навык составления планов-конспектов заня­тий, умения четко формулировать тему, цель, программное содержание; определять соотношение образовательных, коррекционных и воспита­тельных задач; соблюдать логическую последовательность структурных компонентов занятия; подбирать речевой материал; методически гра­мотно использовать наглядный и дидактический материал. Указанная работа завершается проведением открытого за­четного занятия.

Студенты самостоятельно разрабатывают развернутый конспект зачетного занятия, в котором указывают цель, задачи; подробно рас­крывают содержание каждого из структурных компонентов занятия с приведением перечня основных вопросов, адресуемых детям с учетом их индивидуальных интеллектуальных и речевых возможностей; отмечают время, которое компоненты занятия предположительно займут; отражают использование демонстрационного и раздаточного материала.

После проведения открытых занятий организуется их обсуждение. Все студенты, присутствующие на занятии, принимают участие в анали­тическом его разборе, что способствует формированию умения критиче­ски анализировать педагогический процесс, делать аргументированные выводы, вести поиск наиболее оптимальных путей коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия. Результаты наблюдений и анализы занятий фиксируются студентами-практикантами в дневнике педпрактики по определенному плану.

Помимо подгрупповых и групповых занятий в течение основного этапа студенты проводят индивидуальные логопедические занятия с прикрепленными за ними детьми. При планировании индивидуальной работы (на ребенка заводится отдельная тетрадь-дневник индивидуальных занятий) указыва­ется дата проведения, номер занятия, тема, цель, задачи, план, речевой материал. По окончании занятия отмечаются его результаты. По завершении индивидуальной работы студенты-практиканты дают рекомендации по дальнейшему планированию коррекционно-компенсирующей и образовательно-развивающей логопедической работы с ребенком.

Во время основного этапа студенты, помимо изготовления нагляд­ного и дидактического материала к текущим логопедическим занятиям, выполняют задания логопеда дошкольного учреждения по оформлению кабинета и его оборудованию.

В процессе осуществления всего комплекса учебно-педагогических, коррекционных и организационных мероприятии, проводимого логопедом дошкольного образовательного учреждения, практиканты ведут работу по пропаганде обще­педагогических и логопедических знаний среди педагогического коллек­тива и родителей детей: готовят тематические док­лады, консультации для педагогического коллектива и родителей, оформляют логопедический стенд.

На основном этапе под руководством методиста и логопеда органи­зуется исследовательская работа студентов, являющаяся научной составляющей производственно-педагогической практики. Данный компонент педагогической практики, обязательный и необходимый, оптимизирующий профессиональную подготовку, ориентирует студентов на необходимость поиска решений актуальных проблем теоретической и практической логопедии, на творчество, на проявление индивидуальных способностей в процессе научного познания.

Практическим выхо­дом проведенного научного исследования могут быть выступление на научно-практической конференции, издание статьи в периодической печати, издание методических рекомендаций для практикующих логопедов и/или защита итоговой аттестационной (дипломной) работы.

Таким образом, одним из главных требований проведения научно-исследовательской работы студентов становится реализация ее практической направленности и ориентация на совершенствование про­фессиональной подготовки будущего логопеда.

 

Этап IV. Заключительный

 

Основной целью заключительного этапа производственно-педагогической практики является обобщение результатов профессиональной подготовки практи­ковавшихся студентов.

После проведения всех видов работ, предусмотренных содержанием программы производственно-педагогической практики, и оформления от­четной документация на базе дошкольного образовательного учреждения проходит заключительная конференция, где дается общая оценка деятельности студентов, их отношения к педагогической практи­ке, отмечаются особо отличившиеся студенты, вносятся предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студен­тов, организации логопедической практики.

 

Каждый студент сдает руководителю практики следующую документацию:

(все материалы подшиваются в подписанную папку)

1. Дневник практики в двух частях (вторая часть, после проверки её ведения методистом, возвращается студенту);

2. Три конспекта зачетных логопедических занятий (с приложением наглядного материала);

3. Один анализ занятия воспитателя;

 

4. Два анализа логопедического занятия, проведенного студентами - практикантами;

5. Две заполненные речевые карты детей, с которыми он индивидуально занимался;

6. Две тетради для индивидуальных занятий с детьми, с которыми занимался студент;

7. Характеристика работы практиканта, составленная учителем – логопедом ДОУ, заверенная печатью образовательного учреждения (в части 1 или на отдельных листах);

8. Задание по педагогике (отдельная папка);

9. Задание по психологии (отдельная папка).

10. Презентация по теме «Результаты педагогической практики в дошкольном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи» (возможна подготовка одной презентации группой студентов).

 

Критерии оценки педагогической практики:

- знание научной и методической литературы по проблемам логопе­дии;

– уровень теоретической подготовленности и методической «зрело­сти» студента;

- возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смеж­ным дис­циплинам в конкретной педагогической деятельности;

– степень сформиро­ванности профессионально-педагогических умений, яв­ляющихся базой для ов­ладения специальностью логопеда;

- степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обо­зна­ченных программой педпрактики;

- уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике рече­вых нарушений (в том числе и качество оформления документации по логопе­дической диагностике);

- уровень сформированности умений и навыков работы по организации, плани­рованию и прове­дению коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением речи, по реализации консульта­тивно-просветительской деятельности (в том числе и качество оформления до­кументации – планов, конспектов, анализов разных сфер деятельности учителя-логопеда);

- состояние документации по практике – наличие отражения решения всех за­дач педагогической практики, своевременности ее оформле­ния и предоставления на кафедру;

- инициативность, заинтересованность и активность студента в проведении коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;

- стремление студента к самостоятельности и творчеству в педагогической деятельности;

- соблюдение студентом трудовой дисциплины;

- соблюдение требований к внешнему виду и речи студента-практиканта (см. приложение 3).

 

Оценка «отлично» выставляется, если зафиксировано:

- выполнение на высоком уровне всех требований программы педагогической практики по логопедии, педагогике и психологии;

- современное представление итоговой документации и успешное собеседование с преподавателем-методистом;

- выраженное стремление к приобретению и совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков;

- активное участие в воспитательной работе дошкольного образовательного учреждения;

- умение правильно планировать и эффективно осуществлять установленные программой педагогической практики виды и формы психолого-педагогической, коррекционной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

- владение приемами коррекционно-логопедической работы;

- самостоятельность, творческий подход к педагогической деятельности.

 

Оценка «хорошо» выставляется в случае, когда студент выполнил все требования программы по педагогике и психологии, но при этом не проявил стремления к совершенствованию психолого-педагогических знаний, умений и навыков; не отличался инициативностью, высокой активностью, творческим подходом и самостоятельностью в выполнении заданий.

 

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если зафиксировано:

- наличие поверхностных знаний, неустойчивых умений в области коррекционно-педагогической деятельности;

- отсутствие активности в процессе прохождения практики;

- ошибки в планировании, организации и осуществлении установленных программой форм и видов коррекционно-педагогической деятельности;

- слабое владение приемами логопедической и психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста;

- отсутствие должностной инициативности, самостоятельности и творчества;

- нарушение студентом трудовой дисциплины (опоздания; пропуски и др.);

- несоблюдение требований к внешнему виду и к собственной речи.

 

Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае невыполнения требований педпрактики (даже по одному из видов деятельности).

 

 

Приложение 1

План-задание по психологии для педагогической практики

(логопеды, 4 курс, специалитет)

I этап практики – ознакомительный, в ходе которого осуществляется:

- знакомство с базой практики, с детьми, воспитателями (учителями);

- знакомство с содержанием деятельности психолога в детском саду;

- подбор методической литературы; выбор и изучение методик.

II этап включает: подготовку к самостоятельной деятельности, в процессе которой проводится:

- наблюдения и апробирования методик;

- диагностика актуального развития (по выбранным методикам);

- обработка результатов психологической диагностики;

- написание психологического заключения;

- составление коррекционных программ по выявленной проблеме;

- оформление отчетной документации по практике.

I Наблюдение

Наблюдение за ребенком с фиксацией данных (в тетради наблюдения, или отдельных листах):

· Фамилия, имя, отчество. Дата рождения, группа (класс)

· Анамнестические данные (аналогично записям консультационных карт психолога).

· Особенности коммуникации (активность, конфликтность, особенности общения со сверстниками, с взрослыми, выполнение социальных норм и правил…)

· Эмоциональная сфера (преимущественное настроение, яркость эмоций, способы выражения эмоций…)

· Познавательная сфера (наблюдение занятий (познавательная активность, продуктивность (точность выполнения, ответов).

 

При оформлении протокола наблюдения каждый пункт четко выделить. Материалы наблюдения не должны иметь вид короткого резюме на ¼ или ½ листа!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.024 с.)