Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В.22.Логопедия – интегративная область знаний о человеке.
Содержание книги
- В.1. Аккустико-мнестическая афазия (патофизиологический механизм, клинические особенности).
- В.2. Альтернирующие синдромы (патофизиологический механизм).
- В.4.Анализ современных методик преодоления заикания у детей, подростков и взрослых.
- В.6.Блуждающий нерв – десятая пара черепно-мозговых нервов (анатомо-физиологические особенности, методика исследования, патология)
- В.8.Двигательный путь (анатомо-физиологические особенности).
- В.10.Дислалия. Структура речевого дефекта. Классификация дислалии.
- В.11.Дислексия.Этиология, механизмы нарушения, классификация.
- В.12.Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии.
- В.13.Задержка речевого развития. Дифференциальная диагностика задержки речевого развития и общего недоразвития речи.
- В.14.Заикание.Этиопатогенез, структура дефекта.
- В.15.Использование игр и игровых упражнений в логопедической работе с детьми.
- В.17.Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.
- В.18.Коррекция нарушений голоса органического генеза.
- В.19.Лимбико-ретикулярный комплекс (анатомо-физиологические особенности и его роль в регуляции речевой деятельности).
- В.22.Логопедия – интегративная область знаний о человеке.
- В. 23. Локализация функций в коре головного мозга.
- В.24.Мозжечок и его роль в регуляции речевой деятельности.
- Симптоматика моторной алалии
- В.26.Моторная афазия афферентного типа (патофизиологический механизм, клинические особенности).
- В.27.Моторная афазия эфферентного типа (патофизиологический механизм, клинические особенности).
- В.30.Нарушение темпа речи. Этиопатогенез и характеристика основных форм.
- Классификация разновидностей тахилалии
- В.31.Нейрофизиологический механизм письма.
- В. 33. Общее недоразвитие речи как системная патология. Понятие об уровнях речевого недоразвития.
- В.37.Органические нарушения голоса.
- В.41.Основные представления об этиопатогенетических механизмах дизартрии. Структура дефекта.
- В.42.Основные принципы и методы логопедического воздействия.
- В.43.Основные причины речевых нарушений у детей и взрослых.
- В. 44. Основные структурно – функциональные блоки по А. Р. Лурия.
- В.45.Особенности организации и содержания работы логопеда в условиях системы здравоохранения.
- В.47.Патофизиологический механизм бульбарной дизартрии.
- В.48.Патофизиологический механизм корковой дизартрии.
- В.50.Патофизиологический механизм моторной алалии.
- В.51.Патофизиологический механизм подкорковой дизартрии.
- В.53.Патофизиологический механизм сенсорной алалии.
- А. Профилактика до рождения ребенка
- Б. Профилактика после рождения ребенка
- В.58.Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.
- В.59.Психолого – педагогические аспекты готовности к обучению в школе детей с речевыми нарушениями.
- В.61.Ринолалия. Структура речевого дефекта. Классификация ринолалий.
- В.62.Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении и воспитании ребенка с речевыми нарушениями. Консультативная работа с семьей.
- В.65.Сенсорная алалия. Структура речевого дефекта. Проблемы выявления и дифференциальной диагностики.
- В.66.Система коррекционного воздействия при моторной алалии.
- В.67.Система коррекционного воздействия при сенсорной алалии.
- В.68.Система организации логопедической помощи в России.
- В. 76. Специфические нарушения навыков чтения (дислексия) (этиология, классификация, клиника по мкб – 10).
- F80.2 Расстройство рецептивной речи.
- В.80.Фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Клинический и лингвистический анализ проблемы.
- В.81.Функциональная система письма и её нарушения.
- В.83.Характеристика возрастных этапов речевого развития. Отграничение аномалии речевого развития от возрастных особенностей речи.
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи. Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания.
Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. В связи с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления речи. Различают внутрисистемные и межсистемные связи логопедии. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Дисциплина
| Значение для логопедии
| Педагогика
| - внедрение педагогических концепций, общих дидактических принципов в практику обучения;
- конструирование учебного процесса
| Специальная педагогика и ее отрасли
| - изучение специфики обучения и воспитания детей с нарушением речи;
- дифференциация нарушений речи от сходных состояний;
- подбор адекватных методов, приемов для преодоления речевых расстройств у детей с сенсорными и психофизическими нарушениями;
- подбор соответствующих методов для преодоления неречевых нарушений у детей с речевыми нарушениями.
| Методика обучения родному языку
| - раскрытие теоретических и методических аспектов изучения и развития речи у детей с нарушенной речевой деятельностью;
- изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов и системы развития речи у детей с речевой патологией.
| Методика обучения математике
| изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов и системы обучения математике детей с речевой патологией.
| Общая, специальная психология и психодиагностика
| - знание закономерностей психического развития ребенка;
- владение методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста и адекватный подбор этих методов для обследования речевых и неречевых функций;
- определение роли речи в психическом развитии ребенка;
- установление контакта с лицом, имеющим нарушение речи;
- повышение эффективности логопедического воздействия.
| Межсистемные связи логопедии
Медико-биологические науки – позволяют понять этиологию, механизмы речевых нарушений, более правильно решать вопросы диагностики и дифференцированного логопедического воздействия при устранении различных форм речевых нарушений.
| Дисциплина
| Значение для логопедии
| Нейрофизиология и психофизиология
| раскрытие механизмов речи с позиций учения о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учения П. К. Анохина о функциональных системах, учения о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия), современного нейропсихолингвистического учения о речевой деятельности.
| Анатомия и физиология, нейрофизиология
| раскрытие механизмов речи, мозговой организации речевого процесса, сведения о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.
| Оториноларингология
| - возможность не только определить этиологию нарушений, но и выявить закономерности сочетания логопедической работы с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.);
- дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных состояний
| Неврология, невропатология
| - знание строения нервной системы, ее функций и особенностей развития;
- знание неврологических основ речевых нарушений (определение локализации очага поражения головного мозга);
- выявление неречевых расстройств;
- установление клинического речевого диагноза;
- возможность осуществление комплексного коррекционного воздействия (подбор медикаментозного лечения, физиопроцедур);
- возможность правильного выбора профиля лечебного заведения и др.
| Психопатология, клиника олигофрений
| - дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных состояний;- представление о наиболее частых формах психических нарушений у детей, так называемых пограничных состояниях, проявляющихся в поведенческих и эмоциональных нарушениях, олигофрении и задержках психического развития
| Педиатрия
| - учет данных об особенностях развития детского организма;- подбор индивидуальной программы развития.
| Лингвистические науки
| Психолингвистика
| учение Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева, Т.А. Рябовой о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания.
| Лингвистика
| данные о строении и функционировании языка и его составляющих, целостность и систематичность языка, центральная единица лингвистического анализа – структура предложения, трехглавая формула для описания языка: языковая способность – языковой процесс – языковой стандарт и др.
| | | | |
|