Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В.48.Патофизиологический механизм корковой дизартрии.
Содержание книги
- В.11.Дислексия.Этиология, механизмы нарушения, классификация.
- В.12.Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии.
- В.13.Задержка речевого развития. Дифференциальная диагностика задержки речевого развития и общего недоразвития речи.
- В.14.Заикание.Этиопатогенез, структура дефекта.
- В.15.Использование игр и игровых упражнений в логопедической работе с детьми.
- В.17.Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.
- В.18.Коррекция нарушений голоса органического генеза.
- В.19.Лимбико-ретикулярный комплекс (анатомо-физиологические особенности и его роль в регуляции речевой деятельности).
- В.22.Логопедия – интегративная область знаний о человеке.
- В. 23. Локализация функций в коре головного мозга.
- В.24.Мозжечок и его роль в регуляции речевой деятельности.
- Симптоматика моторной алалии
- В.26.Моторная афазия афферентного типа (патофизиологический механизм, клинические особенности).
- В.27.Моторная афазия эфферентного типа (патофизиологический механизм, клинические особенности).
- В.30.Нарушение темпа речи. Этиопатогенез и характеристика основных форм.
- Классификация разновидностей тахилалии
- В.31.Нейрофизиологический механизм письма.
- В. 33. Общее недоразвитие речи как системная патология. Понятие об уровнях речевого недоразвития.
- В.37.Органические нарушения голоса.
- В.41.Основные представления об этиопатогенетических механизмах дизартрии. Структура дефекта.
- В.42.Основные принципы и методы логопедического воздействия.
- В.43.Основные причины речевых нарушений у детей и взрослых.
- В. 44. Основные структурно – функциональные блоки по А. Р. Лурия.
- В.45.Особенности организации и содержания работы логопеда в условиях системы здравоохранения.
- В.47.Патофизиологический механизм бульбарной дизартрии.
- В.48.Патофизиологический механизм корковой дизартрии.
- В.50.Патофизиологический механизм моторной алалии.
- В.51.Патофизиологический механизм подкорковой дизартрии.
- В.53.Патофизиологический механизм сенсорной алалии.
- А. Профилактика до рождения ребенка
- Б. Профилактика после рождения ребенка
- В.58.Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.
- В.59.Психолого – педагогические аспекты готовности к обучению в школе детей с речевыми нарушениями.
- В.61.Ринолалия. Структура речевого дефекта. Классификация ринолалий.
- В.62.Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении и воспитании ребенка с речевыми нарушениями. Консультативная работа с семьей.
- В.65.Сенсорная алалия. Структура речевого дефекта. Проблемы выявления и дифференциальной диагностики.
- В.66.Система коррекционного воздействия при моторной алалии.
- В.67.Система коррекционного воздействия при сенсорной алалии.
- В.68.Система организации логопедической помощи в России.
- В. 76. Специфические нарушения навыков чтения (дислексия) (этиология, классификация, клиника по мкб – 10).
- F80.2 Расстройство рецептивной речи.
- В.80.Фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Клинический и лингвистический анализ проблемы.
- В.81.Функциональная система письма и её нарушения.
- В.83.Характеристика возрастных этапов речевого развития. Отграничение аномалии речевого развития от возрастных особенностей речи.
- Характеристика различных форм дизартрии.
- В.85.Характеристика клинических форм заикания.
- В.86.Центральный и периферический паралич.
- В.88.Этиопатогенетические, клинические, психолингвистические и психолого-педагогические критерии классификации речевых нарушений.
- В.89.Языковая способность и ее проявления в условиях недоразвития речи.
- В.90.Языкоглоточный нерв – девятая пара черепно-мозговых нервов (анатомо-физиологические особенности, методика исследования, патология).
Похожие статьи вашей тематики
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Для дизартрии характерны: нарушения артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема их произвольных движений, координаторных расстройств, различного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка, губ; нарушения дыхания; расстройства голосообразования.
Корковая дизартрия. Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга.
Для диагностики корковой дизартрии необходим тонкий нейролингвистический анализ, позволяющий определить, какие из переднеязычных звуков страдают в каждом конкретном случае и каков механизм их нарушений.
Клинические формы корковой дизартрии:
- афферентная - обусловлена поражением постцентральной извилины коры головного мозга. Для нее характерна кинестетическая диспраксия в органах артикуляции, речевой мускулатуре и пальцах рук (ребенок затрудняется в поисках артикуляции, нет праксиса позы, наблюдаются трудности переключения от одной артикулемы к другой, замены звуков сходными по артикуляции звуками). Артикуляторная диспраксия проявляется, с одной стороны, в неправильной, нечеткой артикуляции звуков, с другой стороны - в активных поисках правильной артикуляции. Все это делает речь неплавной, нечленораздельной. В легких случаях афферентной корковой дизартрии эти проявления могут быть ведущими в клинической картине. Своеобразное застревание на каких-либо звуках может быть принято за заикание. При афферентной корковой дизартрии более нарушены согласные звуки. Ребенок затрудняется найти место и способ образования звука, чем объясняются различные замены. Основная трудность при афферентной корковой дизартрии - выбор и дифференциация артикуляционных укладов звуков.
- эфферентная - связана с поражением прецентральной извилины коры головного мозга. Для нее характерно: двигательные навыки распадаются на отдельные составляющие их движения, которые приобретают персеверативный характер (наблюдается повторение одних и тех же элементов движения). При эфферентной корковой дизартрии наблюдается кинетическая диспраксия, при которой затруднено переключение с одного движения на другое, с одного звука (коартикуляции) на другой. Артикуляторные движения замедленны, инертны. Фонетический дефект больше напоминает искажение слоговой структуры слов (пропуски, персеверации, перестановки слогов), но наблюдаются также повторы, пропуски и замены звуков.
При корковой дизартрии нет повышенного слюнотечения, нарушений голоса или дыхания. Иногда у одного ребенка могут наблюдаться элементы как кинетической, так и кинестетической артикуляторной диспраксии. В легких случаях корковой дизартрии могут нарушаться только темп и скорость тонких дифференцированных движений мышц кончика языка. Это проявляется в замедленном произнесении переднеязычных звуков, слов с этими звуками. Какуминальные согласные (при произнесении кончик языка поднимается вверх) могут заменяться дорсальными (при произнесении передняя часть спинки и кончик языка опущены).
Корковая дизартрия. Представляет большие трудности для выделения и распознавания. При этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата. По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как прежде всего нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов. У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. Дети способны четко произносить изолированные звуки, но в речевом потоке звуки искажаются, возникают замены. Особенно трудны сочетания согласных звуков. При убыстренном темпе появляются запинки, напоминающие заикание.
Однако, в отличие от детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи. Корковую дизартрию следует также отличать от дислалии. Дети с трудом воспроизводят артикуляционную позу, их затрудняет переход от одного звука к другому. При коррекции обращает на себя внимание тот факт, что дефектные звуки быстро исправляются в изолированном произнесений, но с трудом автоматизируются в речи.
|