Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В.12.Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии.
Содержание книги
- В.1. Аккустико-мнестическая афазия (патофизиологический механизм, клинические особенности).
- В.2. Альтернирующие синдромы (патофизиологический механизм).
- В.4.Анализ современных методик преодоления заикания у детей, подростков и взрослых.
- В.6.Блуждающий нерв – десятая пара черепно-мозговых нервов (анатомо-физиологические особенности, методика исследования, патология)
- В.8.Двигательный путь (анатомо-физиологические особенности).
- В.10.Дислалия. Структура речевого дефекта. Классификация дислалии.
- В.11.Дислексия.Этиология, механизмы нарушения, классификация.
- В.12.Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии.
- В.13.Задержка речевого развития. Дифференциальная диагностика задержки речевого развития и общего недоразвития речи.
- В.14.Заикание.Этиопатогенез, структура дефекта.
- В.15.Использование игр и игровых упражнений в логопедической работе с детьми.
- В.17.Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.
- В.18.Коррекция нарушений голоса органического генеза.
- В.19.Лимбико-ретикулярный комплекс (анатомо-физиологические особенности и его роль в регуляции речевой деятельности).
- В.22.Логопедия – интегративная область знаний о человеке.
- В. 23. Локализация функций в коре головного мозга.
- В.24.Мозжечок и его роль в регуляции речевой деятельности.
- Симптоматика моторной алалии
- В.26.Моторная афазия афферентного типа (патофизиологический механизм, клинические особенности).
- В.27.Моторная афазия эфферентного типа (патофизиологический механизм, клинические особенности).
- В.30.Нарушение темпа речи. Этиопатогенез и характеристика основных форм.
- Классификация разновидностей тахилалии
- В.31.Нейрофизиологический механизм письма.
- В. 33. Общее недоразвитие речи как системная патология. Понятие об уровнях речевого недоразвития.
- В.37.Органические нарушения голоса.
- В.41.Основные представления об этиопатогенетических механизмах дизартрии. Структура дефекта.
- В.42.Основные принципы и методы логопедического воздействия.
- В.43.Основные причины речевых нарушений у детей и взрослых.
- В. 44. Основные структурно – функциональные блоки по А. Р. Лурия.
- В.45.Особенности организации и содержания работы логопеда в условиях системы здравоохранения.
- В.47.Патофизиологический механизм бульбарной дизартрии.
- В.48.Патофизиологический механизм корковой дизартрии.
- В.50.Патофизиологический механизм моторной алалии.
- В.51.Патофизиологический механизм подкорковой дизартрии.
- В.53.Патофизиологический механизм сенсорной алалии.
- А. Профилактика до рождения ребенка
- Б. Профилактика после рождения ребенка
- В.58.Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.
- В.59.Психолого – педагогические аспекты готовности к обучению в школе детей с речевыми нарушениями.
- В.61.Ринолалия. Структура речевого дефекта. Классификация ринолалий.
- В.62.Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении и воспитании ребенка с речевыми нарушениями. Консультативная работа с семьей.
- В.65.Сенсорная алалия. Структура речевого дефекта. Проблемы выявления и дифференциальной диагностики.
- В.66.Система коррекционного воздействия при моторной алалии.
- В.67.Система коррекционного воздействия при сенсорной алалии.
- В.68.Система организации логопедической помощи в России.
- В. 76. Специфические нарушения навыков чтения (дислексия) (этиология, классификация, клиника по мкб – 10).
- F80.2 Расстройство рецептивной речи.
- В.80.Фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Клинический и лингвистический анализ проблемы.
- В.81.Функциональная система письма и её нарушения.
- В.83.Характеристика возрастных этапов речевого развития. Отграничение аномалии речевого развития от возрастных особенностей речи.
Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ребенка, имеющего дизартрию, выдает «диагноз на лице», который виден визуально, без специального обследования. Прежде всего это маловыразительная мимика, лицо амимично, наблюдается сглаженность носогубных складок, рот часто приоткрыт из-за пареза круговой мышцы. Возможна асимметрия лица, черепа, рта, глазных щелей. Наблюдается дискоординация общей моторики, ручного и орального праксиса, в результате — смазанность произношения, трудности при рисовании, письме, при овладении культурно-гигиеническими навыками: долго едят, неопрятны, с трудом застегивают пуговицы, шнуруют обувь. Их характеризуют быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти. Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции. В результате у большинства детей преобладает межзубное, боковое произношение свистящих и шипящих в сочетании с горловым произношением звука р. Спастическое напряжение средней спинки языка делает всю речь ребенка смягченной. При спастичности голосовых связок наблюдается дефект озвончения, а при их паретичности — дефект оглушения. Шипящие звуки при дизартрической симптоматике формируются в более простом нижнем варианте произношения. Могут наблюдаться не только фонетические, но и дыхательные, просодические нарушения речи. Ребенок говорит на вдохе. Несмотря на то, что и при дизартрии и при сложной дислалии чаще страдают шипящие, свистящие и сонорные группы звуков, для дизартрии возможно правильное изолированное произношение звуков, но в спонтанной речи отмечаются смазанность, палатализация, назализация, нарушение просодической стороны речи. Дети часто говорят конец фразы на вдохе, голос хриплый, слабый, тихий, затухающий.
Дислалия
| Дизартрия
| 1. У соматически ослабленных детей. Органики нет.
| 1. Связана с поражением центральной нервной системы (ц.н.с.)
| 2. Неврологическая симптоматика отсутствует.
| 2. Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок.
| 3. Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные.
| 3. Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.
| 4. Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.
| 4 Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом.
| 5. Голос звонкий, громкий, богато модулированный.
| 5. Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.
| 6. Речевая активность повышена
| 6. Речевая активность снижена.
| 7. К своему дефекту критичен.
| 7. «У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит».
| 8. Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.
| 8. Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.
| 9. Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны.
| 9. Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны.
| 10. Сон спокойный без ночных страхов и сновидений.
| 10. Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.
| 11. Диафрагмально-речевое дыхание в норме.
| 11. Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое, несформировано
| 12. В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное.
| 12. Поведение неровное, часты смены настроения.
| 13. Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается задержка психического развития (з.п.р.).
| 13. Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития (з.п.р.), возможна олигофрения в степени дебильности.
| 14. Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой
| 14. Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой
|
|