В.66.Система коррекционного воздействия при моторной алалии.
Содержание книги
- В.11.Дислексия.Этиология, механизмы нарушения, классификация.
- В.12.Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии.
- В.13.Задержка речевого развития. Дифференциальная диагностика задержки речевого развития и общего недоразвития речи.
- В.14.Заикание.Этиопатогенез, структура дефекта.
- В.15.Использование игр и игровых упражнений в логопедической работе с детьми.
- В.17.Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.
- В.18.Коррекция нарушений голоса органического генеза.
- В.19.Лимбико-ретикулярный комплекс (анатомо-физиологические особенности и его роль в регуляции речевой деятельности).
- В.22.Логопедия – интегративная область знаний о человеке.
- В. 23. Локализация функций в коре головного мозга.
- В.24.Мозжечок и его роль в регуляции речевой деятельности.
- Симптоматика моторной алалии
- В.26.Моторная афазия афферентного типа (патофизиологический механизм, клинические особенности).
- В.27.Моторная афазия эфферентного типа (патофизиологический механизм, клинические особенности).
- В.30.Нарушение темпа речи. Этиопатогенез и характеристика основных форм.
- Классификация разновидностей тахилалии
- В.31.Нейрофизиологический механизм письма.
- В. 33. Общее недоразвитие речи как системная патология. Понятие об уровнях речевого недоразвития.
- В.37.Органические нарушения голоса.
- В.41.Основные представления об этиопатогенетических механизмах дизартрии. Структура дефекта.
- В.42.Основные принципы и методы логопедического воздействия.
- В.43.Основные причины речевых нарушений у детей и взрослых.
- В. 44. Основные структурно – функциональные блоки по А. Р. Лурия.
- В.45.Особенности организации и содержания работы логопеда в условиях системы здравоохранения.
- В.47.Патофизиологический механизм бульбарной дизартрии.
- В.48.Патофизиологический механизм корковой дизартрии.
- В.50.Патофизиологический механизм моторной алалии.
- В.51.Патофизиологический механизм подкорковой дизартрии.
- В.53.Патофизиологический механизм сенсорной алалии.
- А. Профилактика до рождения ребенка
- Б. Профилактика после рождения ребенка
- В.58.Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.
- В.59.Психолого – педагогические аспекты готовности к обучению в школе детей с речевыми нарушениями.
- В.61.Ринолалия. Структура речевого дефекта. Классификация ринолалий.
- В.62.Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении и воспитании ребенка с речевыми нарушениями. Консультативная работа с семьей.
- В.65.Сенсорная алалия. Структура речевого дефекта. Проблемы выявления и дифференциальной диагностики.
- В.66.Система коррекционного воздействия при моторной алалии.
- В.67.Система коррекционного воздействия при сенсорной алалии.
- В.68.Система организации логопедической помощи в России.
- В. 76. Специфические нарушения навыков чтения (дислексия) (этиология, классификация, клиника по мкб – 10).
- F80.2 Расстройство рецептивной речи.
- В.80.Фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Клинический и лингвистический анализ проблемы.
- В.81.Функциональная система письма и её нарушения.
- В.83.Характеристика возрастных этапов речевого развития. Отграничение аномалии речевого развития от возрастных особенностей речи.
- Характеристика различных форм дизартрии.
- В.85.Характеристика клинических форм заикания.
- В.86.Центральный и периферический паралич.
- В.88.Этиопатогенетические, клинические, психолингвистические и психолого-педагогические критерии классификации речевых нарушений.
- В.89.Языковая способность и ее проявления в условиях недоразвития речи.
- В.90.Языкоглоточный нерв – девятая пара черепно-мозговых нервов (анатомо-физиологические особенности, методика исследования, патология).
Алалия – Отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
При данном речевом нарушении логопедическая работа может привести к видимым положительным результатам, только если она проводится комплексно на фоне медикаментозного и психоневрологического лечения.
Работа направляется в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности: формируется мотив, коммуникативное намерение, внутренняя программа высказывания, его лексическая разверстка, отбор лексико-грамматических средств, грамматическое структурирование.
Важным считается привлечение разных анализаторов — слухового, зрительного, тактильного. Ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначения или назначения, назвать сам и т. д.
Вне зависимости от этапа работы воздействие направляется на всю систему речи: расширение, уточнение словаря, формирование фразовой и связной речи, коррекция звукопроизношения, но на каждом из этапов выделяются специфические задачи и особенности содержания работы.
На первом этапе работы основным является воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения.
На втором этапе формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основные единицы речевого действия.
На третьем этапе основным является формирование связной речи — особо сложной коммуникативной деятельности, коммуникативных умений, автоматизация грамматических структур. На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности.
Основная задача работы — формирование процесса и средств общения у ребенка. От диалога в межличностном общении постепенно переходят к монологической речи, развивая побуждения к монологической речи (сообщить важную новость, беседа о виденном и т. д.); используется интерес ребенка к окружающему, вырабатывается активное речевое поведение в ситуативном общении.
Логопедическая работа эффективна только при систематическом специфическом лечении ребенка.
Работа производится преимущественно в группе, при этом используется детская подражательность, создается эмоциональный фон, эффект соревнования, у детей формируется навык коллективной работы, что важно для предстоящего школьного обучения и социальной адаптации.
Наиболее благоприятным возрастом для начала работы являются 3—4 года, когда у ребенка появляется стремление к знаниям, необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность, критичность.
Положительная динамика при алалии выявляется при учете следующих факторов: раннее распознавание недоразвития, своевременное предупреждение вторичных отклонений, учет нормального онтогенеза, системность воздействия на все компоненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития, дифференцированный подход к детям, формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу, единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности и др.
|