Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. 76. Специфические нарушения навыков чтения (дислексия) (этиология, классификация, клиника по мкб – 10).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения и одна из форм недоразвития письменной речи, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дети с дислексией испытывают значительные трудности в освоении навыка чтения и, как правило, письма, несмотря на нормальный уровень интеллектуального развития, отсутствие нарушений со стороны зрительного, слухового анализаторов и педагогической запущенности. Дислексия у детей начинает проявляться в младшем школьном возрасте и выражается в неспособности достигать такого уровня развития навыков чтения, а также письма и орфографии, которые были бы пропорциональны их умственным способностям, то есть дислексия нередко сопровождается дисграфией и дисорфографией. Распространенность дислексии среди детей школьного возраста составляет 5–10%. Виды дислексий. Аграмматическая - обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. Фонематическая - связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа (у детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза). Оптическая - проявляются в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв, а также их взаимных заменах. К оптической дислексии относят: - зеркальное чтение; - вербальную дислексию, которая проявляется в нарушениях при чтении слов; - литеральную дислексию, проявляющуюся в нарушениях при изолированном узнавании и различении буквы. Мнестическая - проявляется в трудностях усвоения всех букв и в недифференцированных заменах. Семантическая - проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. По определению Международной ассоциация по изучению дислексии, дислексия – специфическая форма трудностей обучения, имеющая нейробиологическую основу. Для нее характерны трудности, связанные с точностью и скоростью распознавания слов при чтении, а также с письмом под диктовку/орфографией и декодированием. Причиной этих трудностей обычно служит дефицит фонологического компонента речи, наличие которого не соответствует уровню развития когнитивных способностей и достаточному школьному обучению. Вторичными проявлениями являются трудности понимания прочитанного и недостаток объема прочитываемых материалов, что обычно приводит к ограничению словарного запаса и имеющегося объема знаний.
В МКБ-10 отмечается, что сопутствующие дислексии нарушения существенным образом препятствуют обучению и деятельности в повседневной жизни, требующей применения навыков чтения. В то же время дислексия не является прямым следствием дефектов зрения, слуха или неврологического дефицита. Накопленные к настоящему времени научные данные позволяют рассматривать дислексию как результат сочетанной нейробиологической (наследственно-энцефалопатической) недостаточности определенных мозговых систем, что сопровождается незрелостью определенных высших психических функций и когнитивных процессов, необходимых для успешного овладения навыками письменной речи. В дошкольном возрасте ребенок овладевает устной речью. При поступлении в школу он осваивает зрительные (написанные) образы букв. Восприятие и распознавание графических изображений, необходимых для письменной речи (чтения и письма), происходит в зрительной области мозговой коры (затылочная доля). Это означает, что в работу речевой системы мозга включается зрительный анализатор и его функции должны координироваться с деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Ребенок должен научиться переводить услышанное и сказанное слово в его зрительный образ (письмо) и, наоборот, уметь перевести зрительный образ в артикуляционный и слуховой (чтение). Перевод зрительных схем букв (графем) в соответствующие им слышимые звуки (фонемы), то есть соотнесение графемы с фонемой, называется декодированием. Чтение – один из видов письменной речи, которая является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется на основе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Чтение и письмо относятся к самым новым в филоонтогенезе высшим психическим функциям, которые осваиваются в процессе специального обучения. В их осуществлении основное значение имеют наиболее поздно формирующиеся отделы коры головного мозга, в основном теменно-височно-затылочная область левого полушария. Кроме того, эти функции становятся возможными при тесном взаимодействии зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов, а также при достаточном уровне развития сложных произвольных действий (движения глаз по строкам текста, координированные движения руки и глаз при письме).
Согласно современным представлениям, дислексия сопровождается фонологическим дефицитом, то есть нарушениями ряда аспектов процессов восприятия и обработки звуков речи, недостаточной точностью обработки фонологической информации. В качестве подтверждений фонологического дефицита при дислексии рассматриваются: слабая фонематическая осведомленность – способность осознанно обращать внимание на звуки речи, анализировать их и мысленно манипулировать ими; слабая вербальная оперативная память – способность активно удерживать фонологические образы в течение определенного времени; замедленный лексический поиск – способность извлекать из памяти фонологические формы слов для речевой артикуляции. Расстройства чтения возникают на уровне декодирования отдельных слов – как его точности, так и скорости. По данным А.Н. Корнева, у 50% детей с дислексией после 1–1,5 года обучения в школе навык чтения отсутствует. Некоторые из них не знают букв, а остальные, выучив часть алфавита, читают только короткие знакомые слова, изображения которых они запомнили глобально, как картинку; 25% детей владеют медленным слоговым чтением, допуская большое число ошибок, остальные читают побуквенно. У детей с дислексией в процессе чтения отмечаются следующие основные типы ошибок: замены и смешения звуков при чтении (замены фонетически близких звуков, в том числе звонких-глухих и других), замены букв по оптическому сходству, побуквенное чтение (нарушение слияния звуков в слоги и слова), искажения звукослоговой структуры слова (проявляются в пропусках согласных при стечении, пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях звуков, перестановках звуков, пропусках и перестановках слогов), нарушения понимания прочитанного на уровне отдельного слова, предложения или текста, аграмматизмы – нарушения в падежных окончаниях, в согласовании существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов. Симптоматика дислексии во многом зависит от этапа овладения чтением. На аналитическом этапе (овладение звуко-буквенными обозначениями и послоговым чтением) чаще всего встречаются замены звуков, нарушения слияния звуков в слоги (побуквенное чтение), искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение понимания прочитанного. На этапе перехода к синтетическим приемам чтения симптоматика дислексии обычно выражается в искажениях структуры трудных слов, заменах слов, аграмматизмах, нарушении понимания прочитанного предложения, текста. На этапе синтетического чтения у детей с дислексией наблюдаются замены слов, аграмматизмы, нарушения понимания прочитанного текста.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.147 (0.011 с.) |