Особенности детей с нарушениями зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности детей с нарушениями зрения



Содержание

Введение. Особенности детей с нарушениями зрения

1. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

2. Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

3. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

4. Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с нарушениями зрения

5. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения коллективного пользования детьми с нарушениями зрения

6. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения индивидуального пользования детьми с нарушениями зрения

7. Методические рекомендации по проведению групповых коррекционных занятий с детьми с нарушениями зрения

8. Методические рекомендации по проведению индивидуальных коррекционных занятий с детьми с нарушениями зрения

9. Методические рекомендации по обеспечению доступа детей с нарушениями зрения в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Литература

Введение

Требования, предъявляемые к объемной наглядности.

Характерные признаки изображаемых предметов должны быть точно переданы. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.

Требования, предъявляемые к рельефной наглядности.

Рельефная наглядность рассчитана на восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию. Необходимо использовать рельефную наглядность и в работе со слабовидящими детьми, имеющими прогрессирующие зрительные заболевания и большую потерю зрения.

Требования, предъявляемые к натуральной наглядности.

Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены цветом.

Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности.

При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой.

Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам.

Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение.

Требования, предъявляемые к графическим пособиям.

Пособия должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, понятны детям, доступны для их зрительного восприятия и осмысления. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е. быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.

Требования, предъявляемые к символической наглядности.

Символическая наглядность должна отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность.

Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

Учитывая специфику детей с нарушением зрения традиционные словесные методы, такие как: рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, беседа необходимо сочетать с наглядными методами. Во время обучения незрячего учащегося незнакомое (новое для ребенка) слово должно подкрепляться предметом или действием. Обедненность чувственного опыта,нарушение соотношения между чувственным и понятийным в образе представлений окружающего мира, отсутствие чувственных элементов в словесном описании объектов создает устойчивые предпосылки для развития вербализма. Фрагментарность представлений слепых и слабовидящих проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ неполон, лишен целостности, а иногда и неадекватен отображаемому предмету.

Подготовка к изложению нового материала должна проходить в соответствии с педагогическими требованиями:

– Обязательный учет источников и полноты предварительных представлений учащихся об изучаемых объектах, процессах и явлениях.

– Логически последовательное и аргументированное объяснение, основанное на доступном для учащихся сенсорном опыте.

– Точное, образное и доходчивое изложение информации, создание необходимой основы для адекватных обобщений и выводов.

– Подбор конкретизирующих вопросов для учащихся со зрительной депривацией, комментированные обобщения учебного материала.

– Включение в словесное изложение материала упражнений по различению и узнаванию изучаемых объектов и процессов, воспроизведение их по памяти (словесное, изобразительное). Подбор доступных для тактильно-осязательного восприятия средств наглядности.

Ограниченность чувственного восприятия детей с нарушением зрения требует более детальной обработки первичного материала, осуществления коррекционной работы при формировании правильных представлений и понятий, а это при лекционном изложении материала сделать очень трудно.

Специфика обучения школьников выдвигает на ведущие роли при использовании словесных методов такие их разновидности, как беседа, использование озвученных материалов («говорящая книга», аудио – и видеозаписи), которые позволяют лучше организовать охрану нарушенных анализаторов, рациональное использование их сохранных функций, снимают зрительное, тактильное, слуховое и другое утомление.

При обучении детей со зрительной депривацией недостаточно преподнести материал наглядно, необходимо решить проблему доступности его восприятия сохранными сенсорными системами и скорригировать переход от чувственного образа к логическому познанию.

Факторы, учитывающиеся при реализации наглядных методов обучения:

– Состав и структура нарушенных функций у учащихся;

– Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов;

– Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы;

– Полнота первоначального восприятия, глубина анализа и синтеза признаков и свойств изучаемых объектов, их изменений и превращений;

– Частота восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности учащихся при изучении основ наук;

– Включение формируемых представлений в систему уже имеющихся представлений и понятий у детей с нарушением зрения.

При правильно организованной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают запас представлений, обеспечивающий возможность достаточно точной ориентации в окружающем мире.

4. Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с нарушениями зрения

Цифровая аудиозапись

Аудиозапись также является одним из доступных форматов представления учебных материалов. Ее можно использовать для представления как гуманитарных, так и естественнонаучных материалов. Однако в первом случае этот формат имеет ряд преимуществ по сравнению с рельефно-точечной системой Брайля, тогда как во втором – он менее предпочтителен. Часто бывает полезно, прослушивая аудиозапись, вести дополнительный конспект материала.

Использование аудиозаписи имеет следующие преимущества:

1. Сравнительно высокая скорость восприятия информации;

2. Портативность звуковоспроизводящих устройств и носителей информации.

Основным недостатком учебных материалов, представленных в виде аудиозаписи, является тот факт, что восприятие материала зависит от стиля чтения диктора (тембр голоса, интонация, ударения, индивидуальные особенности речи и пр.), диктор является "посредником" между учебным материалом и учащимся. А также невозможность использования аудиозаписи для формирования навыков чтения (в том числе на иностранных языках) и невозможность восприятия на слух сложных математических, физических и химических формул и теорем.

Процесс изготовления учебных материалов в виде аудиозаписи должен отвечать следующим требованиям:

1. Диктор обязан грамотно читать все научные термины, иностранные слова, выражения и математические, физические, химические формулы;

2. Для обеспечения необходимого качества запись должна осуществляться в студии или в условиях, максимально приближенных к студийным;

3. Аудио учебник должен позволять осуществлять навигацию по структурным элементам текста.

Навигация по структурным элементам текста дает возможность пользователю прослушать, например, предыдущий абзац или предложение, перейти на начало необходимой главы или параграфа, прослушать сноску и т.д. Если запись представляет собой литературное произведение, то такая навигация не является обязательным условием. Но, если это учебник, то навигация совершенно необходима.

Для реализации возможности навигации по структурным элементам используется особый формат аудиозаписи DAISY. DAISY - Digital Accessible Information System (цифровая доступная информационная система) позволяет не только реализовать навигационные возможности, но и синхронизировать звуковое и текстовое представление информации. DAISY-книга может быть представлена как текст в электронном виде, как аудиокнига и как синхронизованная презентация текста и аудиодорожки.

Для удобства пользователю предлагается до шести уровней навигации, позволяющих перемещаться по содержанию. Кроме того, предусмотрена навигация по страницам, абзацам, предложениям и фразам. Таким образом, учащийся, не имеющий возможности использовать обычные плоскопечатные издания, может без лишних трудностей пользоваться различными учебниками, справочниками и словарями, свободно перемещаясь по интересующим статьям. Заметим, что использование обычных аудиокниг формата mp3 не дает такой возможности.

DAISY значительно упрощает работу с учебниками, особенно это касается точных наук, где неизбежно используются математические символы. Например, теоретическую часть, состоящую из обычных предложений, учащийся с остаточным зрением может прослушать, а формулы в случае необходимости еще и просмотреть. В этом случае задействуется как аудиальная, так и визуальная память, что благоприятно сказывается на усвоении информации. Вследствие того, что в первую очередь информация подается на слух, (хотя зрительное восприятие тоже можно задействовать в случае необходимости) значительно уменьшается нагрузка на глаза, что способствует сбережению остаточного зрения; процесс изучения подобных материалов в целом становится гораздо менее утомительным. Если же учащийся не имеет остаточного зрения, то интересующую формулу он может воспринять посредством осязания с помощью специального, подключаемого к компьютеру, ноутбуку, (или даже мобильному телефону) брайлевского дисплея.

Так же, при работе с учебными пособиями весьма полезна предусмотренная в DAISY возможность навигации по страницам, абзацам, предложениям, что позволяет в любой момент найти необходимую часть текста, это значительно упрощает непосредственную работу с учебником; снижает временные затраты; позволяет избежать раздражения, вызванного необходимостью подолгу выискивать в тексте интересующие абзацы, предложения, фразы; и опять-таки благоприятно сказывается на эффективности восприятия материала.

Способов воспроизведения книг, записанных в стандарте DAISY, достаточно для того, чтобы каждый желающий смог выбрать для себя наиболее подходящий вариант. Из аппаратных средств предлагаются настольные, довольно простые в управлении устройства и специальные плееры, которые можно носить с собой.

Существуют также программные решения – DAISY- проигрыватели, которые можно установить на компьютер или на мобильный телефон.

Несмотря на все возможности, книги в формате DAISY достаточно компактны, например, на одном стандартном CD может быть записано до девяноста часов звука.

Кроме того, предлагается вариант решения довольно остро стоящей в наши дни проблемы несанкционированного копирования информации. Производители книг имеют возможность защищать свои издания от нецелевого использования путем шифрования данных с закрытым ключом. Такой метод активно использует Библиотека Конгресса США. Ключ к системе шифрования, необходимый для доступа к содержанию книги предоставляется только читателю библиотеки.

Безусловно, процесс изготовления книг в данном формате довольно трудоемок, но имеет следующие преимущества:

1. Он значительно дешевле и проще, чем изготовление бумажных книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Брайля;

2. Физический объем DAISY-книги значительно меньше, чем традиционной бумажной;

3. Долговечность – в отличие от бумажных носителей или уже уходящих в прошлое магнитных лент, цифровые издания не изнашиваются, тем самым отпадает необходимость частых переизданий.

Стандарт DAISY 2 базируетсяна XHTML (Extensible Hypertext Markup Language) и SMIL (the Synchronized Multimedia Integration Language).

Более новый стандарт DAISY 3 так же базируется на языке XML (Extensible Markup Language). DAISY 3 стандартизирован Американским Национальным Институтом Стандартов ANSI/NISO Z39.86-2005.

Файлы в формате DAISY включают в себя:

1. Упаковочный файл (файл имеет расширение *.opf). Данный файл формируется из открытой структуры электронной книги. Это XML файл, содержащий метаданные, описывающие список всех файлов цифровой аудиокниги и некую сущность, определяющую порядок чтения файлов по умолчанию.

2. Файл с текстовым содержанием. Данный файл содержит текст документа в виде XML1.0, согласно специфике DTB. Файл имеет расширение *.dtd.

3. Аудиофайлы. Эти файлы могут содержать записи как синтезированной, так и живой дикторской речи. Используется широко распространенный формат mp3.

5. Файл изображений. Визуализация для обыкновенных дисплеев. Так же, используются распространенные форматы.

1. 5. Файлы синхронизации. Предназначаются для того, чтобы синхронизировать различные медиа-файлы DTB в целом в течение воспроизведения того или иного раздела. Для их создания используется стандарт SMIL2.0.

6. Файлы контроля навигации. NCX – файлы контроля навигации для XML приложений. Предназначаются для того, чтобы обозревать иерархическую структуру документа, что позволяет пользователю перемещаться по всей книге, как по большим разделам, так и по совсем маленьким (предложение, фраза, строка, вплоть до подстрочных примечаний).

7. Файлы закладок, краткого содержания, издательской рекламы.

8. Файл ресурса.

9. Файл распределения информации. Описывают соответствие каждого файла SMILL специальному медиа разделу.

Изготовление DAISY книг не требует централизованного производства. DAISY книгу можно подготовить и в условиях образовательного учреждения. Для этого будет вполне достаточно компьютера с установленным на нем специальным программным обеспечением и простейшей студии звукозаписи.

На сегодняшний день DAISY активно используется практически во всем мире, включая некоторые страны СНГ, например, Казахстан. В данном формате издаются учебники, справочники, художественная литература и даже периодика. Для чтения книг в формате DAISY существует немало как аппаратных, так и программных решений (специальные плееры или компьютерные программы). Программного обеспечения для воспроизведения и программного обеспечения для создания DAISY-книг, предназначенного для работы на разных платформах (Linux, Windows, Mac Os), достаточно, как коммерческого, так и свободного. Разумеется, по своим функциональным возможностям программы отличаются весьма значительно.

Специальные плееры эргономичны, кроме того, большинство моделей имеет ряд дополнительных полезных функций, таких как диктофон, mp3 плеер и прочее. Существует немало интернет-ресурсов, где можно найти множество литературы в формате DAISY.

В конце 2008 года в статусе ассоциативного члена в DAISY консорциум вступила Новосибирская Областная Специальная библиотека для слепых, таким образом, став первым представителем от нашей страны. Кроме Новосибирской Областной Специальной Библиотеки для слепых в той или иной степени проблемой внедрения стандарта DAISY, как универсального стандарта представления информации в виде текста и аудио, также занимается клуб незрячих пользователей компьютерной техники «Интеграция» (http://www.integr.org/).

В качестве средств воспроизведения DAISY-книг, наиболее популярных в нашей стране, стоит отметить FS Reader, входящий в поставку распространенной во всем мире программы невизуального доступа к информации на экране компьютера JAWSfor Windows. Из аппаратных средств наиболее популярен плеер PlexTalk японской компании Shinanokenshi. PlexTalk представляет собой цифровое устройство многоцелевого назначения с синтезом речи, совмещающее в себе диктофон медиа-плеер с поддержкой большого числа различных форматов, включая DAISY. Устройство весьма компактно и удобно в использовании. Именно его можно рекомендовать для использования в учебном процессе.

Список некоторых программных средств для создания и воспроизведения DAISY-книг:

Программные плееры:

1. FSReader – приложение для ОС Windows, поддерживает стандарты DAISY 2 и DAISY 3;

2. CUCAT Olearia - свободное программное обеспечение для Mac Os X;

3. AnyDaisy – расширения для популярного Интернет-браузера FireFox;

4. Dolphin Easy Reader и Easy Reader Express – коммерческоеприложениедля Microsoft Windows.

Программное обеспечение для создания DAISY-книг:

1. 1. Dolphin Publisher и Dolphin Easy Producer - коммерческиепродукты;

2. Obi –свободное open-sourse приложение, поддерживается DAISY консорциумом;

3. Tobi – так же свободное open-sourse приложение, поддерживается DAISY консорциумом;

4. MyStudioPC – продукт японской компании Shinanokenshi.

Синтезаторы речи

Сами программы невизуального доступа к информации не «разговаривают», они лишь отыскивают на экране и передают текстовую информацию на синтезатор речи или брайлевский дисплей. В установочный пакет каждой из упомянутых выше программ входит синтезатор русской речи.

В настоящее время программные синтезаторы речи, в сочетании с программами невизуального доступа к информации, являются основным инструментом для незрячих пользователей компьютерной техники. Количество и степень разнообразия синтезаторов речи постоянно увеличиваются.

Существует достаточно обширный перечень программных синтезаторов русской речи. К их числу относятся:

– Синтезатор L&H компании Lernout & Hauspie Speech Products (Бельгия);

– Семейство синтезаторов компании Acapela Group (Франция), наиболее распространенными, из которых являются синтезаторы Speechcube голосовой модуль «Николай» и голосовой модуль "Алёна" для синтезатора Infovox Desktop;

– Семейство синтезаторов Speaking Mouse, первоначально разработанных клубом речевых технологий Московского Государственного Университета, а впоследствии совершенствуемых другими российскими производителями программных средств и индивидуальными программистами;

– Синтезатор речи на украинском и русском языках Newfon;

– Синтезатор русской речи- RHVoice, свободно распространяемый синтезатор разрабатывается индивидуальными программистами на основе речевой базы русского голоса для синтезатора Фестиваль.

В 2007 году институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «РЕАКОМП» (http://www.rehacomp.ru) провел тестирование следующих программных синтезаторов русской речи:

– Speechcube «Николай»;

– Scan Soft Katerina;

– Elecgeste TTS;

– My Mouse;

– Sakrament.

Тестирование программных синтезаторов речи главным образом было ориентировано на анализ основных параметров работы программ при решении «стандартных» задач, которые чаще всего возникают в практике работы незрячих пользователей компьютерной техники. К числу таких «стандартных» задач относятся:

– Доступ к информации, представленной на экране компьютера в процессе работы с основными программными приложениями;

– Озвучивание клавиш, нажимаемых пользователем в процессе работы;

– Приспособленность интерфейса самих синтезаторов для настройки и переопределения различных параметров воспроизведения информации.

Методика тестирования не претендовала на сравнение всех функций программ и всех возможностей их работы. Основной целью реализации методики было сравнение работы синтезаторов речи, при решении наиболее часто встречающихся задач.

Каждый из тестируемых синтезаторов показал хорошие результаты по основным критериям. Программа невизуального доступа к информации Jaws for Windows, начиная с версии 8, комплектуется одним из протестированных синтезаторов Scan Soft Katerina.

Наиболее высокие результаты для работы пользователя показал синтезатор My Mouse. Этот синтезатор продемонстрировал высокую скорость реакции на команды пользователя, достаточно хорошую разборчивость речи, широкие возможности настройки и т.д.

Опираясь на результаты тестирования института профессиональной реабилитации, представляется целесообразным использовать для работы школьников с нарушением зрения синтезатор My Mouse. Применение вышеперечисленных синтезаторов также допустимо. Возможно, индивидуальные особенности школьника вызовут необходимость установить другой синтезатор или даже несколько для различных задач (чтение литературы в электронном виде, работа с приложениями, программирование и т. п.).

Читающее устройство

Читающее устройство (или, как его называли ранее, читающая машина) – это устройство для чтения плоскопечатной информации и информации, представленной в электронном виде. Поскольку для чтения текстовой информации в электронном виде существует достаточно много более удобных портативных устройств, читающие машины в основном используют для чтения плоскопечатной информации. До недавнего времени эти устройства были оснащены сканером, под крышку которого помещалась раскрытая книга или лист с отпечатанным текстом, и после нажатия одной кнопки печатный текст озвучивался с помощью синтезатора речи. Современные читающие устройства оснащены не сканером, а камерой на штативе, под которую следует помещать печатный текст.

Ниже описано читающее устройство Sara CE американской компании Freedom Scientific. Аналогичные устройства выпускает и германская компания Baum Redec.

Sara CE - это новое поколение автономной сканирующей и читающей машины для лиц с нарушением зрения. Ее камера автоматически отслеживает момент переворачивания страницы, и чтение начинается через несколько секунд. Устройство просто в использовании и не требует никаких технических навыков и опыта. Большие, яркие кнопки с тактильными символами легко обнаруживаются и идентифицируются. Они обеспечивают доступ к большому количеству дополнительных функций.

Основные особенности читающей машины Sara CE:

– Автоматически сканирует и читает печатный материал на одном из 18-ти языков;

– Возможность выбора скорости, громкости, а также голоса чтения;

– Озвучивается каждый шаг перемещения по меню;

– Автоматическое определение момента переворачивания страницы с последующим распознаванием изображения;

– Возможность упреждающих снимков изображения при одновременном чтении;

– Сканирование книг в переплете с сохранением разбиения страниц;

– Сохранение файлов на жестком диске или USB накопителе;

– Возможность подключения к монитору для увеличения размера шрифта, изменения цвета текста и фона, добавления расстояния между буквами и подсветки слов во время чтения (35 цветовых комбинаций текста и фона для улучшения читаемости);

– Подключение к брайлевскому дисплею;

– Чтение аудиокниг, включая формат DAISY.

Поскольку читающие устройства достаточно компактны и просты в эксплуатации их можно использовать в инклюзивных школах для доступа к плоскопечатной литературе. Учащийся, не владеющий персональным компьютером, после минимального обучения (за одно-два занятия) сможет самостоятельно читать литературу, не изданную шрифтом Брайля или в аудио формате. Причем читающие устройства дают доступ к печатному тексту с помощью синтеза речи, шрифта Брайля и увеличенного визуального изображения. Что позволяет использовать эти устройства как тотально слепым детям, так и имеющим остаточное зрение.

Подчеркнем, что преобразовывать в речь или в брайль читающая машина может только печатный литературный текст, рукописные тексты и математические формулы можно только увеличить, а отобразить на брайлевском дисплее или озвучить синтезатором речи нельзя.

Брайлевский дисплей

Брайлевский дисплей (или тактильный дисплей, брайлевская строка) представляет собой планшет с одним рядом из 20-ти, 40-а или 80-ти пьезо-электрических модулей (клеток). Каждый модуль способен отобразить один восьми точечный брайлевский символ и удерживать его изображение сколь угодно долго. Брайлевские дисплеи используют 8-ми точечный (компьютерный) брайль. Это вызвано тем, что с помощью шести точек можно отобразить лишь 63 комбинации, а в стандартной компьютерной ASCII-таблице отображаемых символов более 200, восьми точечный формат позволяет отобразить уже 255 символов. Использовать, как в обычном брайле, систему префиксов (цифровой знак, признаки большой и малой буквы) технически достаточно сложно и пока в русскоязычном варианте программного обеспечения этого нет. Поэтому для обозначения заглавных букв, букв латинского алфавита и в других случаях, где в обычном брайле используется соответствующий префикс, на брайлевском дисплее применяются 7-ая и 8-ая точки. Отображение точек 7 и 8 при работе с обычным русским текстом можно отключить в соответствующих настройках дисплея.

Использование программы невизуального доступа с брайлевским дисплеем позволяет получить тактильный доступ к текстовой информации, выводимой на экран компьютера. Клавиши брайлевского дисплея дают возможность осуществлять навигацию по экрану, управлять прикладным программным обеспечением и вводить текст, используя 8 клавиш, аналогичных клавишам брайлевской печатной машинки. Такую клавиатуру иногда называют клавиатурой Перкинса.

Количество модулей (клеток) на брайлевском дисплее может варьироваться от 12 до 80, т.е. дисплей может одновременно отображать от 12 до 80 брайлевских символов в зависимости от модификации. Чем больше клеток на брайлевском дисплее, тем он соответственно дороже.

Широкое распространение в нашей стране получили 40-клеточные дисплеи американской компании Freedom Scientific (дисплей Focus) и немецкой компании Baum Redec (дисплей Vario). Поскольку каждая из этих компаний производит еще и программы невизуального доступа, целесообразно использовать дисплей и программное обеспечение одного производителя, в этом случае проблем с совместимостью не возникнет.

Подчеркнем, что в операционных системах семейства Windows брайлевский дисплей работает только в сочетании с программой невизуального доступа, самостоятельно отображать информацию с экрана он не будет.

В рассмотренных выше программах невизуального доступа к информации существует много возможностей для обеспечения наиболее комфортного для пользователя режима работы. Например, возможно:

– Настроить, как брайлевский дисплей будет отображать элементы управления в диалогах;

– Настроить, как будут отображаться текстовые атрибуты (например, цвет, курсив, полужирный);

– Настроить, как будут отображаться атрибуты HTML (например, заголовки, посещенные и не посещенные ссылки и т.д.);

– Настроить перемещение дисплея при нажатии соответствующих кнопок навигации (например, перемещаться по предложениям, по строкам или по абзацам) и т.д.

Брайлевский дисплей и синтезатор речи не являются альтернативами, а прекрасно дополняют друг друга. Опираясь на более чем двадцатилетний опыт использования речевого и тактильного вывода информации в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения, накопленный в московской школе-интернате для слепых детей №1, можно сказать, что брайлевский дисплей удобен при работе с текстовой информацией (редактирование текстов, программирование, заполнение анкет и т.д.), а при управлении операционной системой (различные настройки, поиск и копирование файлов и т.д.) эффективнее опираться на речевой вывод.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно дать следующие рекомендации. Наибольшая эффективность и комфортность использования персонального компьютера в процессе обучения детей с нарушением зрения достигается при совместном использовании речевого и тактильного вывода информации, причем учебное место должно быть оснащено 40-символьным брайлевским дисплеем и программой невизуального доступа одного производителя, а также несколькими синтезаторами речи. Какое именно программное и аппаратное обеспечение выбрать, зависит от конкретной ситуации и финансовых возможностей образовательного учреждения.

Тифлокомпьютеры

Тифлокомпьютеры - это особый класс специализированных устройств, на которых могут работать незрячие пользователи. Они не имеют экрана для визуального считывания информации, а общаются с пользователем только с помощью речевого выхода и брайлевской строки. Сегодня на российском рынке доступны тифлокомпьютеры PacMate (американской компании Freedom Scientific) и Pronto (германской компании Baum Redec). Эти устройства имеют достаточно много отличий, но с точки зрения использования в учебном процессе достаточно близки. Опишем общий функционал обеих моделей.

Оба тифлокомпьютера способны работать от встроенной батареи около 20-ти часов и обеспечивать речевой и брайлевский выход на русском и английском языках. В случае необходимости можно настроить речевой и брайлевский выход и на других языках (французском, немецком, итальянском и т.д.). Оба устройства позволяют выполнять все основные операции, необходимые в процессе обучения в школе:

1. Прослушивать аудиокниги (в том числе в формате DAISY);

2. Прочитывать с помощью синтезатора речи или брайлевского дисплея любые материалы в текстовой электронной форме (txt, doc, docx, rtf, html и т.д.);

3. Выходить в Интернет и просматривать электронную почту;

4. Вводить и редактировать текст;

5. Создавать и редактировать электронные таблицы;

6. Работать с электронными словарями;

7. Вести аудио запись с возможностью расстановки меток;

8. Выполнять любые операции с файлами.

Это далеко не полный список возможностей тифлокомпьютера. Стоит заметить, что на нем очень удобно не только вести запись текстового и аудио материала, но и, в отличие от обычного компьютера, выполнять брайлевские записи формул и математических расчетов. Выглядит это так же, как и на брайлевской печатной машинке, но дополнительно появляется возможность редактирования и ненужно дорогостоящей брайлевской бумаги. При необходимости математические расчеты можно распечатать на брайлевском принтере.

Тифлокомпьютер является достаточно дорогим устройством, но обеспечение незрячих учащихся таким аппаратом, значительно упрощает и делает более эффективным процесс их обучения.

Видео увеличители

Видео увеличители подразделяются на стационарные и портативные (ручные). На российском рынке они представлены уже знакомыми компаниями – американской Freedom Scientific и германской Baum Redec. По своим эксплуатационным качествам увеличители обеих компаний очень близки, но при приобретении, как уже говорилось выше, следует обратить внимание на совместимость, т.е. выгоднее иметь все оборудование и программное обеспечение одного производителя. В отечественном специальном образовании более распространены аппараты американского производства, поэтому ниже будут рассмотрены именно они. Немецкое оборудование обладает практически тем же функционалом и отдельно рассматриваться не будет.

Компания Freedom Scientific выпускает стационарные видео увеличители двух линеек – Topaz и Onyx. Увеличитель Onyx предназначен для работы с удаленными объектами, находящимися на расстоянии десятков и сотен метров (классная доска, экран проектора и т.д.), хотя и с объектами, расположенными в непосредственной близости, работать также возможно. Topaz – это настольный увеличитель, состоящий из монитора, камеры и подвижного столика, на котором располагаются рассматриваемые предметы. Таким образом, в условиях образовательного учреждения целесообразнее использовать увеличитель Topaz.

Он позволяет учащимся с остаточным зрением комфортно читать литературу, рассматривать мелкие объекты, писать и многое другое. Поворотный монитор позволяет использовать увеличитель в самых различных ситуациях, так как угол поворота составляет 180 градусов. Увеличитель имеет современный эргономичный дизайн, широкоформатный монитор, а также простое и удобное управление.

С помощью этого устройства дети с нарушением зрения могут работать с достаточно мелкими объектами. Для этого нужно положить объект (книгу, рисунок, мелкую деталь или игрушку и т.п.) на большой подвижный столик, выбрать желаемый уровень увеличения, выбрать цвета, наиболее комфортные для индивидуальных зрительных возможностей ребенка и выполнять любые действия с этим объектом, контролируя их по изображению на мониторе.

Перечислим основные возможности видео увеличителя TOPAZ:

1. Крепления монитора позволяют менять высоту и угол наклона экрана, а также поворачивать его на 180 градусов;

2. 16 уровней увеличения с кратностью от 1,9 до 74. При любом уровне увеличения изображение остается четким;

3. Возможность выбора из 30 различных комфортных для зрения конкретного пользователя контрастных видеорежимов;

4. Регулировка яркости изображения;

5. Отключаемый автофокус, позволяющий получить четко сфокусированное изображение без участия пользователя;

6. Режим стоп-кадра;

7. Подсветка, обеспечивающая освещение объекта и предотвращающая при этом возникновение бликов при просмотре глянцевых поверхностей (журналы, фотографии);

8. Световая указка позволяющая отметить на объекте центр отображённой на экране области;

9. Большой столик для чтения при размере 44 x 41 см легко перемещается на 41см слева на право, и на 27см вдоль перпендикулярной оси для удобного чтения книг большого формата;

10. Камера увеличителя расположена на высоте 21см над подставкой, что позволяет не только читать, писать, но и заниматься мелкой ручной работой (вдевание нитки в иголку, вкручивание мелких винтиков, шитье);

11. Крупные яркие элементы управления, находящиеся сразу под экраном.

Увеличители серии Topaz XL оснащены разъемом для подключения к компьютеру. В режиме работы с компьютером появляется возможность работать и с увеличенным документом и с данными на экране компьютера одновременно в сплит-режиме (экран при этом делится на 2 части – в верхней отображается объект под камерой, а в нижней, например, окно интернет-обозревателя).

Наряду со стационарными увеличителями Freedom Scientific выпускает и пользующиеся большой популярностью портативные электронные ручные увеличители Ruby и Sapphire. Это достаточно небольшие устройства, которые удобно носить с собой и использовать при необходимости. Принцип их действия такой же, как и у стационарных. Ниже приведено краткое описание каждого из этих двух увеличителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.11 с.)